Десятилетиями японские ролевые игры (или просто jRPG) жили исключительно на территории консолей, как домашних, так и портативных. Это теперь японские издательства, которые годами игнорировал ПК-рынок, не просто начали довольно быстро выпускать свои игры на Западе, но и открыли для себя доходность Steam и GOG. Башню им сорвало настолько, что за последние полтора-два года на персональщика появилась гора портов как проверенных годами хитов, так и разной чертовщины “под шумок” – а сколько еще игр выйдет в ближайшее время!
Одним словом, наступила чудесная пора – а заодно и хорошая возможность расширить свои геймерськие горизонты. В общем, jRPG хочется приравнять к стратегиям от Paradox – они только издалека кажутся чем-то крайне нишевым, создают необъятный контраст со своими “мейнстримными” коллегами и достаточно разнообразные, чтобы угодить разным прихотям игроков. Возникает только один вопрос: с чего начать знакомство с этим жанром? Какие игры будут служить лучшими точками входа?
Final Fantasy
Кто бы сомневался, что перечень начнется с “финалки” – серии, которая первым приходит на ум при упоминании jRPG. Final Fantasy VII – безусловно, самый очевидный вариант. Игра не просто так стала самой популярной jRPG в истории – за исключением графики и искалеченной локализации, остальные ее составляющих (богатая боевка, яркие персонажи и огромный мир, наполненный возможностями и тайнами) до сих пор на уровне.
Впрочем, ПК посетил ремастер Final Fantasy X – и именно с него лучше начинать знакомство с жанром. “Десятка” имеет один из самых колоритных миров, которые можно найти в играх. Спира, ее история, культура, быт жителей – это стержень, на который нанизанная и история, и персонажи. Фактически вся игра – это одно большое знакомство с миром, показано глазами чужака. Конечно, без спасения всего сущего и непременного лав-стори не обошлось, но поверьте, здесь они представлены просто роскошно. Ко всему, ремастер оснащен целой кучей радостей жизни: новой аранжировкой музыки, Автосейвом, турборежимом, возможностью выключить рандомно бои и избежать мини-игр. Красота да и только!
Примечание: в комплекте с «десяткой» идет ее номинальный сиквел, FF X-2. Не запускайте это. НИКОГДА!
Пока оптимальными для первого знакомства является Final Fantasy VII, X и VI (кстати, единственная номерная финалка, которую все единодушно хвалят). В последней, правда, довольно скверный порт с Android, поэтому если у вас есть возможность / желание приобрести “шестерку” на планшет – так и сделайте.
Breath of Death VII + Cthulhu Saves the World
О, это настоящий жемчуг, спрятанный в болоте копеечных игр! 50 центов – именно столько стоит дилогия на любой распродаже Steam, которая подарит вам суммарно более 20 часов безудержного хохота, напряженных боев и самой шизанутой партии героев, что вы когда-либо видели. Я все сказал. Покупайте без боязни.
The Legend of Heroes: Trails in the Sky
Пусть вас не обманывает насквозь тиражное название, The Legend of Heroes – действительно замечательная игра. Это просто сборная всех удачных черт, которые может иметь jRPG: продуманная тактическая боевка, которая не морочить вас грайндом; постоянно утешительные арты и музыка; история, которая суммарных 100+ часов избегает поразительных провисаний; персонажи, которые быстро избавляются от своей “подростковости” и постоянно развиваются с течением сюжета; до слез замечательные тексты, над которыми локализаторы потели более 5 лет (и один из них едва не совершил поэтому самоубийство).
Собственно, из-за затратности локализации западная версия игры до сих пор не окупилась, и неизвестно, когда наступит момент ее доходности – несмотря на бешеный успех в Японии, трилогия TLoH на Западе выходила без надлежащей рекламной поддержки. К счастью, желающие тактических боев и историй о политических интригах игроки своими теплыми отзывами сами рассказывают об игре, где только можно.
Grandia 2
Этого зверя неоднократно называли “лучшей jRPG в истории” и на то были все причины. Во-первых, боевка Grandia 2 имела одну уникальную даже для настоящего РПГ особенность – несмотря на привычную АТВ-схему, персонажи могут передвигаться во время боя. Вооруженные отряды в реальном времени позволяли проворачивать хитроумные комбо и уделять значительное внимание позиционированию бойцов – это удовольствие для любителей продвинутой тактики.
В плане истории все не так оригинально – пригодник Рюдо вместе с напарниками отправляется в путешествие с целью предотвратить воскресению бога тьмы. Спасают эту привычную квест-схему персонажи и выточенные диалоги: уже с первых минут игры Рюдо и его друг-птица Скай сыпят сочными репликами которые не улягутся до конца игры, а новые действующие фигуры из всех сил не будут отставать от этой парочки.
Хотя игра на ПК попала еще в 2002-м, недавно вышел ремастер с Dreamcast, где немного подрихтовали графику, оптимизировали игру под современные системы, добавили более или менее адекватное управление с клавой и мышью – это стоит уважения – поддержку сейвов как консольной, так и старой ПК-версий. А вдруг кто устроил себе 15-летний перерыв в прохождении!
Valkyria Chronicles
Вот он, сигнальный огонь, который дал понять японским издателям, что портировать популярные консольные jRPG на ПК даже с опозданием в несколько лет – все равно прибыльное дело. Valkyria Chronicles просто на руках носили владельцы PS3 и ПК-аудитория встретила с горячими объятиями. Ценить эту игру есть за что.
Во-первых, это довольно нетипичная игра для жанра, ведь она соединила в себе элементы привычной jRPG, пошаговой стратегии и тактического шутера. Во-вторых, игра держится в стороне от привычной фентезийности и рассказывает серьезную и до боли актуальную историю про небольшую страну Галлию, которая подвергается нападению восточного соседа.
Valkyria Chronicles – прекрасная и требовательна игра, которая надолго сохранится в вашей памяти.
Penny Arcade’s On the Rain-Slick Precipice of Darkness
Вам знакомы комиксы Penny Arcade? Вас утешал Тайхо Брей в Poker Night at the Inventory? Что ж, Тайхо и Гейб снова доставят вам цистерны удовольствие, однако в других ипостасях. “Скользящий от мокроты крутояр тьмы” – это сногсшибательное путешествие продолжительностью в четыре игры (последних две части делали авторы уже упомянутых “Дыхания Смерти” и “Ктулу спасает мир”), где нам предстоит бить мимов-спрутопоклонников, бездомных, роботов, умереть, уничтожить и собрать мир заново, заглянуть за кулисы бытия и еще кучу всего необычного. Хотя в силу финансовых обстоятельств 1-2 и 3-4 части существенно отличаются внешне.
Еще одна копеечная красота, ценность которой значительно превышает ее цену (особенно во времена распродаж).
Tales of Symphonia
Несмотря на свою богатую историю, серия Tales of… – основной соперник Final Fantasy в плане разнообразия миров и боевых механик – посетил ПК совсем недавно. Сейчас в нашем распоряжении есть только две игры – Tales of Zestiria (так себе) и Tales of Symphonia. Вот именно на нее следует обратить внимание. Правда, следует сразу себя приготовить, что яркие персонажи где-то на половине игры скатятся к безвозвратной одномерности и до конца игры у вас на руках будет детсад неадекватов с идиотской мотивацией. Так, на фоне большинства jRPG это не будет таким уж преступлением, однако в этом перечне это наверное самая слабая в сюжетном плане игра.
Если вы хотите минимального сопротивления от боевой системы в jRPG – “Симфония” вам однозначно подойдет.
Child of Light
Да-да, в Child of Light от jRPG – только боевка. Однако новичков она умело ознакомит с основами АТВ, научит правильно компоновать партию и контролировать очередь ходов. Впрочем, боевая система – это наверное последняя вещь, ради которой стоит знакомиться с этой невероятной игрой (это предложение справедливо и для South Park: The Stick of Truth).