Расцвет популярности хорроров пришёлся на эпоху PS1, однако и до этого выходило немало качественных представителей жанра. Конечно, далеко не все из них были чистокровными хоррорами, но в этих играх хватало знакомых элементов, привычных для всех поклонников виртуальных ужасов.
Тайтлы из сегодняшней подборки объединяет то, что они не перегибали палку в плане насилия. Дело в том, что в начале 90-х годов вопрос насилия в видеоиграх стал довольно щепетильной темой после релиза Mortal Kombat, так как в большинстве стран не было системы рейтингов. После того как в 1994 году появилась система ESRB, в продаже стало появляться больше тайтлов, содержавших в себе сцены жестокости, что и стало причиной роста популярности хорроров. В этой подборке вы найдёте лучшие хорроры, выходившие ещё до того, как жанр оказался на своём пике.
Nosferatu
Студия SETA явно собиралась назвать эту игру Prince of Transylvania, если бы не проблемы с авторскими правами. Nosferatu настолько похожа на классическую Prince of Persia Джордана Мехнера 1989 года, что даже сложно в это поверить. И это не критика, это похвала. Большинство 16-битных хорроров того времени были плохо продуманными адаптациями, которые подражали лучшим играм жанра beat ’em up, а потому Nosferatu стала глотком свежего воздуха.
Здесь нас ждёт множество монстров, с которыми нам предстоит сражаться, но большую часть времени мы потратим на головоломки. Конечно, анимации слегка не хватает плавности, а главному герою – скорости передвижения (эту деталь тоже стоило скопировать у Prince of Persia. Тем не менее, это редкий тайтл, в котором мы можем избивать призраков и горгулий голыми кулаками, и пройти его стоит как минимум ради этого. одно это делает ее стоящей.
Decap Attack
Super Mario Bros. 2 – не единственная ретро-игра, в которой нас пытаются одурачить, слегка перекрасив японский эксклюзив. Decap Attack выполнена по тем же лекалам, ведь это хоррор-вариация игры Magical Hat. Но в первую очередь это невероятно весёлый тайтл для Genesis с великолепной 16-битной графикой.
Дизайн уровней и механика передвижений в Decap Attack слегка напоминают Sonic the Hedgehog, и хотя мы не будем проноситься по уровням так же быстро, как синий ёж, основная часть геймплея всё ещё похожа на приключения Соника. Здесь куда больше китча, чем в более серьёзных проектах на платформах четвёртого поколения, поэтому если вы ищете ретро-хоррор на Хэллоуин, который не будет слишком страшным, обязательно попробуйте сыграть в Decap Attack.
Chakan: The Forever Man
Если вам нравятся 16-битные игр, вы уже знаете их главные особенности: высокая сложность, прыжки веры и неумолимые стаи врагов. Это применимо к значительной части библиотеки Sega Genesis, но одним из самых ярких примеров является Chakan – игра, чья высокая сложность сглаживается уникальным готическим художественным стилем и непривычно содержательным сюжетом.
Кроме того, здесь нам даётся бесконечное количество жизней, так что нам не придётся заново проходить всю игру после очередной смерти.
Платформингу в Chakan не хватает плавности, а главный герой из-за своего высокого роста регулярно попадает под удары противников. Тем не менее, плюсов в игре куда больше: она представляет собой уникальный сплав элементов геймплея Castlevania и Metroidvania, что делает её едва ли не первой метроидванией на рынке (ещё до того, как был придуман этот термин).
В игре есть даже центральный мир, и вы можете выбирать уровни в любом порядке. Только поторопитесь: на прохождение всех уровней в каждой локации отводится определённое время.
Nightmare Busters
Это довольно интересный проект, ведь его издали уже сильно позже окончания срока жизни Super Nintendo. В начале 90-х производство игры прекратили, однако Super Fighter Team спасла, доделала и выпустила многострадальный тайтл в 2013 году при поддержке ретро-энтузиастов. Не каждой отменённой игре для SNES так повезло.
Nightmare Busters – это мрачновато-комичная и стильная игра в жанре run-and-gun, которую лучше всего проходить в компании с другом. Она суматошная, требовательная и крайне неумолимая. Можно считать, что перед нами Metal Slug, но только с демонами: нашему лепрекону-протагонисту гораздо легче зачищать уровни, если ему помогает его брат-близнец. Отдельно стоит отметить анимацию персонажей, которая получилась удивительно плавной по меркам тайтлов для SNES.
Laplace’s Demon
TurboGrafx-16 была настоящей сокровищницей видеоигр, которые выходили в Японии и оставались там. Ввиду недостаточной популярности консоли на Западе, нет ничего удивительного в том, что Laplace’s Demon остался эксклюзивом для Японии. Удивительнее то, что в сообществе фанатов хоррор-игр, где так сильно превозносят Sweet Home, эта JRPG в жанре survival horror остаётся забытой несмотря на то, что вышла первой.
Вышедшая в 1987 году на японских домашних компьютерах, Laplace’s Demon была портирована на TurboGrafx-16 и SNES в начале 90-х. С её сеттингом в духе Лавкрафта, уникальными ролями персонажей и великолепными аниме-обложками эта игра должна была завоевать популярность – если не тогда, то уж точно в наши дни, когда эмуляторы позволяют нам познакомиться практически с любым тайтлом. К сожалению, заслуженного признания игра так и не добилась, но проходить мимо неё точно не стоит.
Clock Tower
Первую часть серии Clock Tower изначально не выпускали на Западе, а Clock Tower 2 на PS1 и вовсе провалилась, когда появилась на американском рынке. Оригинальная Clock Tower представляет собой отличный короткий хоррор с высокой реиграбельностью и обилием напряжённых сцен. К слову, здесь имеется несколько концовок, которые зависят от принятых вами решений во время прохождений.
Геймплей по большей части состоит из решения головоломок и беготни от Человека с ножницами. Оружие нам не выдают, поэтому придётся прятаться или грамотно использовать элементы окружения (все мы знаем, что в более поздних хоррорах это станет уже привычным штампом).
Splatterhouse 2
Серия Splatterhouse от Bandai Namco носит культовый статус среди поклонников ретро-хорроров, и на то есть веские причины. Во-первых, эти игры по графике далеко опережали своих консольных собратьев, а их геймплей по-прежнему выглядит свежо. Splatterhouse 2 – это двухмерный beat-’em-up, но передвигаемся мы в нём только в одной плоскости.
Это означает, что нам придётся уклоняться от вражеских ударов и атаковать противников в довольно тесном пространстве, что сильно отличает игру от других представителей жанра. Графика и музыка выполнены на невероятном уровне (по меркам Genesis), а постоянно меняющиеся локации радуют своим разнообразием.
Из двух частей Splatterhouse на Genesis особенно хороша вторая, а вот триквел увёл серию в сторону типичного 2D beat-’em-up, растеряв по дороге всё то, что делало франшизу такой особенной.
Zombies Ate My Neighbors
Перед нами восхитительный проект от LucasArts, впечатливший многих игроков в своё время. Zombies Ate My Neighbors состоит из 48 уровней, на которых нам необходимо спасать соседей и отбиваться от всевозможных монстров. По ощущениям это аркадная игра, которая каким-то образом вобрала в себя лучшие черты жанра survival horror.
Среди всех 16-битных хорроров данный проект выделяется именно своим набором противников, который легко уделает даже большинство современных игр. К счастью, поиграть в Zombies Ate My Neighbors можно и сегодня, ведь в 2021 году она вместе с Ghoul Patrol получила переиздание для современных платформ.
Super Castlevania 4
Есть много замечательных игр про Castlevania, но лучшей традиционной олдскульной игрой по праву считается Super Castlevania 4. Что сделало эту игру по-настоящему особенной, так это возможность использовать хлыст во всех восьми направлениях. Это сильно повлияло на геймплей и буквально затмило все предыдущие части серии.
Благодаря этому игра стала гораздо более справедливой, но при этом всё ещё бросала вызов геймерам. Castlevania 4 фактически представляет собой ремейк первой части, что делает игру в какой-то степени знакомой, но вместе с тем новое управление значительно освежает прохождение. Несмотря на то, что Castlevania 4 можно назвать лучшей игрой той эпохи, серия может похвастаться и другими достойными частями.
Castlevania: Rondo of Blood
Данный тайтл вышел исключительно в Японии в дисковом издании на TurboGrafx-16, и очень жаль, что до западного рынка Rondo of Blood добралась лишь спустя десятилетие. В этой игре нельзя махать кнуто в восьми направлениях, как в Castlevania 4, но это компенсируется другими особенностями. Сюжет получился весьма впечатляющим для игры 1993 года, а история щеголяет отличными анимированными сценами.
В те времена они были ещё в новинку для видеоигр, поэтому выглядели особенно потрясающе. Приятное впечатление оставляет и музыка, и качественно проработанные уровни. Rondo of Blood – обязательная для прохождения часть Castlevania для всех фанатов серии, тем более что любимая всеми Symphony of the Night является её прямым продолжением.
Super Metroid
Хотя игру и не назовёшь традиционным хоррором, авторам Super Metroid всё же удалось создать довольно мрачную атмосферу, которая явно была вдохновлена классическими научно-фантастическими хоррорами. Кроме того, в игре присутствует несколько достаточно кровавых сцен.
Взять, к примеру, битву с боссом Крокомайром, лицо которого плавится во время сражения – выглядит весьма жестоко для такой старой игры. Super Metroid – один из величайших тайтлов за всю историю SNES, и даже в наши дни он смотрится вполне достойно. Великолепные боссы, весьма большая карта, а также лучший за всю серию сюжет и высокая реиграбельность – вот главные причины не откладывать знакомство с игрой на потом.
Doom
Все мы знаем, что изначально Doom выходил на ПК, но игра появилась в 16-битную эпоху и вышла в том числе SNES. В ней хватает хоррор-элементов – чего стоят одни лишь демоны и зомби. К слову, немногие осознают, что с технической точки зрения Doom – это игра про зомби, причём одна из лучших в истории.
В частности, Episode One – это лучшая работа Джона Ромеро в индустрии. А порт Doom для SNES – это, пожалуй, лучший олдскульный порт, по крайней мере, по части контента. Конечно, играть в него не очень удобно, но зато в комплекте собраны все три эпизода, а также схватка с финальным боссом. Этого нельзя сказать о всех остальных олдскульных портах, из которых нередко пропадает значительная часть контента.
Super Ghouls ‘N Ghosts
Старые игры 8- и 16-битной эпохи известны тем, что они гораздо сложнее современных. Многие геймеры просто не переносят такие тайтлы, но если вы готовы принять вызов, то обратите внимание на Super Ghouls ‘n Ghosts – одну из лучших (и самых сложных) игр на SNES.
Управление здесь на удивление удобное, уровни – разнообразные, а чувство гордости, которое появляется, когда вы с сотой попытки проходите особенно трудный уровень – бесценно. Увы, в наше время данная серия не пользуется особой популярностью, однако все её части достойны внимания.