Концепция смерти так или иначе встречается почти в каждой игре в виде геймплейной или нарративной механики. В некоторых тайтлах гибель персонажа означает потерю игрового прогресса, а потому воспринимается как нечто негативное, тогда как в других (в основном в рогаликах) смерть является неотъемлемой частью игры.
Иногда она даже обретает физическое воплощение и в облике Мрачного Жнеца становится полноценным персонажем истории – злодеем, союзником протагониста или даже главным действующим лицом. Самое время вспомнить тайтлы, авторам которых лучше всего удалось «оживить» Смерть.
Castlevania
Смерть стала популярным игровым персонажем ещё в эпоху первых консолей от Nintendo. Всё началось в 1986 году, когда на NES вышел скромный тайтл, посвящённый приключениям Саймона Бельмонта, решившего убить Дракулу. Герой был вооружён лишь хлыстом и нашим терпением, и ему предстояло пробиваться через орды монстров и многочисленные ловушки в замке легендарного вампира.
На своём пути Саймон сталкивался со многими могущественными противниками, но никто не мог сравниться с предпоследним боссом – самой Смертью. С тех Мрачный Жнец стал одним из символов серии Castlevania, выступая в качестве сильнейшего союзника Дракулы и крайне сложного босса.
Conker’s Bad Fur Day
От игры, посвященной бельчонку, который с жутким похмельем просыпается в загадочном мире, совершенно не помня события прошлой ночи, можно ожидать чего угодно. Conker’s Bad Fur Day, вышедшая на консоли N64, с самого начала даёт нам понять, что впереди нас ждёт безумное приключение с абсурдным юмором и регулярными проломами четвёртой стены.
Но даже в игре, в которой действуют мультяшные законы физики, главный герой по имени Конкер не застрахован от гибели. После первой смерти он попадает в царство тьмы, где его приветствует зловещий голос, принадлежащий Мрачному Жнецу по имени Грег. Тот на поверку оказывается сварливым коротышкой, который недовольно объясняет Конкеру, как расходуются жизни в игре и где их можно получить, а затем возвращает бельчонка к точке сохранения.
Grim Fandango
На протяжении тысячелетий мы воспринимали смерть как нечто неизбежное, как нечто, с чем в любой момент может столкнуться любой из нас. Но что, если разбавить эту концепцию бюрократией и сделать загробный мир похожим на типичное государственное учреждение? На этот вопрос решил ответить Тим Шейфер в своей шедевральной игре для ПК под названием Grim Fandango.
Главным героем истории становится скелет Мануэль Калавера, работающий в Департаменте смерти в загробном мире. Ему предстоит отправиться в долгое путешествие по запоминающемуся миру мёртвых, в ходе которого Мэнни проявляет себя как славный парень – к такому Мрачному Жнецу сложно не привязаться.
Maximo: Army of Zin
Платформа PlayStation 2 обладает одной из самых обширных игровых библиотек благодаря тому, что в неё также входят проекты от сторонних студий. О большинстве из них особо нечего сказать, но в серой массе попадаются и настоящие шедевры, которые по разным причинам не смогли добиться заслуженной популярности. Одной из таких игр является Maximo, повествующая о храбром рыцаре, его борьбе с монстрами и его сверхъестественном нижнем белье, наделяющим героя необычными умениями.
Помимо этого, протагонист по имени Максимо может похвастаться могущественными друзьями, среди которых отметилась и сама Смерть. А в сиквеле под названием Army Of Zin Мрачный Жнец превращается из союзного NPC в играбельного персонажа. Как только Максимо набирает необходимое количество энергии, он может поменяться местами со Смертью – более быстрым, более сильным и при этом неуязвимым героем. Здорово, что она сражается на нашей стороне.
Dante’s Inferno
Когда речь заходит о классических поэмах, многим первым делом на ум приходит «Божественная комедия» Данте. Главный герой произведения проходит через девять кругов ада, чтобы спасти свою возлюбленную, и, разумеется, сталкивается с довольно жуткими картинами. Это практически готовая концепция для игры, поэтому релиз тайтла, основанного на трудах Данте, был всего лишь вопросом времени.
Dante’s Inferno в целом довольно уважительно обходится с первоисточником, но допускает некоторые вольности, чтобы внести в геймплей побольше экшна. Стартует местный сюжет со сцены гибели протагониста, после чего по его душу приходит сама Смерть, которой он решает бросить вызов. И пусть это всего лишь обучающий уровень, показанная в нём Смерть впечатляет своим зловещим внешним видом, пугающим голосом и шикарным оружием, которое вскоре будет сопровождать главного героя во время его спуска в ад.
Darksiders 2
Конец света у многих ассоциируется со знаменитыми четырьмя всадниками апокалипсиса. Согласно легендам, в Судный день олицетворения Чумы, Войны, Голода и Смерти пронесутся по миру и обратят всё на своём пути в прах. На этой концепции построена серия Darksiders, главными героями которой выступают как раз эти всадники.
Несмотря на то, что они выступают в качестве положительных персонажей, их действия всё равно приводят к хаосу и разрушениям. В первой части навести порядок на Земле с переменным успехом пытается Война. А в Darksiders 2 к нему на помощь приходит его брат – Смерть. Могучий воин с длинными тёмными волосами и маской в виде черепа и на ранних этапах игры выглядит устрашающе, а уж если как следует прокачать его навыки и найти высокоуровневое оружие, то ни одному врагу не удастся унести от него ноги – будь то рядовой монстр или самое настоящее божество.
Peace, Death!
После успеха Grim Fandango всё больше разработчиков начало изображать загробный мир в виде бюрократических организаций. Кто-то просто копировал схему из культовой адвенчуры, а кто-то креативно развивал её, как, к примеру, авторы Peace, Death! Это игра про Мрачного Жнеца, работающего в корпорации «Апокалипсис».
Его (и наша) работа заключается в сортировке душ усопших, которых можно отправлять в рай, ад или чистилище. На первых этапах грешников от праведников отличать довольно просто, но уже пару уровней спустя сложность игры возрастает на глазах. Не помогают делу и всадники апокалипсиса, которые регулярно подкидывают нам работу, отвлекая от текущих дел. А главная особенность проекта – быстрый, хаотичный и затягивающий геймплей.
Death’s Door
Что, если Смерть – это не какой-то конкретный Мрачный Жнец, а множество существ, выполняющих функции проводников в загробный мир? Ответ на этот вопрос можно найти в Death’s Door – игре в стиле «Зельды» от студий Acid Nerve и Devolver Digital. В ней мы управляем безымянным Жнецом, работающим в одном из офисов чистилища. Ежедневно он посещает мир живых и собирает души недавно погибших.
В какой-то момент протагонист обнаруживает гигантскую парящую дверь с табличкой «Дверь Смерти», попасть в которую можно только после того, как герой соберёт определённое количество душ. С другой стороны двери его ждёт оригинальная Смерть, которая оказывается на удивление приятным и спокойным собеседником. А после интересного диалога нас ждёт прекрасное завершение истории, напоминающее нам о том, что смерть – это естественная и необходимая часть жизни.