Как известно, платформа Adobe Flash, просуществовавшая долгие 24 года, была официально закрыта в 2020 году. Между тем, она успела породить множество Flash-игр, которые остаются популярными и по сей день. На заре современного интернета инди-разработчики активно выпускали необычные проекты, пользуясь возможностями Adobe Flash, которая из-за своих ограничений вынуждала авторов искать креативные решения различных проблем. Иногда в результате получались настоящие шедевры, ни в чём не уступающие нынешним инди-хитам.
Конечно, Flash-хоррорам далеко до высокобюджетных представителей этого жанра, но при этом они способны привлекать игроков своей небольшой продолжительность. Многие из них могут похвастаться интересными концептами, пугающей атмосферой и затягивающими мини-историями. Ниже собраны лучшие из них.
Forgotten Hill Mementoes
Это мрачная и довольно жуткая игра в формате point-and-click, где поднимаются темы смерти, предательства и самопожертвования во имя науки. История начинается с того, что таинственный главный герой совершает некий алхимический ритуал с помощью заклинаний, пентаграмм и литров человеческой крови.
И хотя поначалу мы не понимаем, чего именно пытается добиться протагонист, постепенно становится ясно, что, какова бы ни была его цель, она для него гораздо важнее, чем любовь его семьи. По мере прохождения сюжета Forgotten Hill Mementoes и решения различных головоломок мы медленно, но верно приближаемся к раскрытию зловещей тайны, которая занимает центральное место в этой истории.
Purgatorium
Несмотря на то, что этот хоррор можно пройти довольно быстро, Purgatorium всё же способен как следует напугать нас и заодно порадовать хорошим сюжетом. С первых же минут игры мы безо всяких предисловий попадаем в жуткий мир Purgatorium.
Главный герой истории внезапно просыпается в старом доме, не имея ни малейшего представления о том, где он находится и как сюда попал. Всё, что он видит перед собой – это зловещее кресло-качалка и старая детская кроватка. Наша же задача – осмотреть комнату, чтобы понять, по какой причине герой оказался здесь, а также узнать правду о мрачной судьбе бывших обитателей этого дома.
Crimson Room
Действие игры начинается с того, что главный герой после бурной ночной попойки просыпается в таинственной, незнакомой комнате. Осознав, что он оказался в ловушке, из которой нет очевидного выхода, протагонист вынужден искать в комнате подсказки, которые должны помочь ему выбраться на свободу.
Crimson Room идеально подходит для фанатов хорроров, которые не любят кровавые сцены и отдают своё предпочтение тайтлам в стиле квест-румов, где основной упор сделан на саспенсе, а не на обилии жестоких сцен. Несмотря на ряд грамматических ошибок (поскольку игру выпускал японский разработчик, который явно прогнал весь текст через онлайн-переводчик), все инструкции в Crimson Room всё же довольно понятны, а потому это никак не помешает насладиться местным геймплеем.
Goliath the Soothsayer
Безымянный протагонист, чей брат несколько недель назад пропал без вести, пытается понять, как ему поступить с его имуществом, так как у героя уже не осталось надежды найти своего брата живым. Он проводит ночь в опустевшем доме, где слышит странные звуки, и в итоге просыпается на чердаке, не помня, как он туда попал. Чувствуя, что он постепенно сходит с ума из-за потери родственника (и из-за жутких голосов, преследующих его), герой пытается выбраться из дома, а заодно раскрыть правду об исчезновении брата.
По мере прохождения Goliath the Soothsayer нам необходимо будет искать выход из каждой комнаты, сканируя окружение в поисках подсказок. В игре присутствует несколько концовок, а потому у нас есть выбор: поддаться любопытству и посмотреть, к чему может привести безумие главного героя, или же попытаться покончить с этим раз и навсегда.
Escape the Boogeyman
Это короткий хоррор, официальные страницы с которым на данный момент, увы, более недоступны. С самого начала Escape The Boogeyman погружает игрока в самую гущу событий, где нам с помощью ограниченных ресурсов нужно проложить себе путь по тёмным коридорам и сбежать от монстра до того, как разрядится фонарик.
Заброшенный дом, в котором разворачивается действие игры, фактически представляет собой запутанный лабиринт с извилистыми коридорами и одинаковыми дверьми, что лишь усиливает напряжение во время прохождения.
Серия Exmortis
Каждая из частей этой серии представляет собой приключенческий хоррор в формате point-and-click, где основной упор сделан на историю. Действие Exmortis стартует с того, что главный герой просыпается посреди леса и ищет укрытие от холода, добираясь до ближайшего дома. По мере исследования здания мы обнаруживаем множество записок, которые проливают свет на личность протагониста, а также на тёмное прошлое этого таинственного дома.
Серия Exmortis выполнена в минималистичном стиле, однако её авторам удалось создать комбинацию из вязкой атмосферы ужаса, захватывающего сюжета и множества пугающих сцен.
Серия Darkness
Все три части серии Darkness – очень простые на вид игры. Большинство персонажей и элементов окружения выглядят так, словно их рисовали в MS Paint (или в похожем редакторе). Может показаться, что хоррор с настолько устаревшим стилем попросту не способен напугать современных игроков. Однако если вы решите дать шанс The Darkness, то вас ждёт на удивление сложный геймплей в лучших традициях жанра.
Сюжет The Darkness посвящён приключениям юной девушки, которую преследует жуткий призрак. Нам необходимо раз за разом находить выход из помещений, решая головоломки и убегая от призрака. Несмотря на упрощённый визуальный стиль, в The Darkness можно найти продуманную систему инвентаря, сложные головоломки и даже возможность прятаться в укромных местах в тех случаях, когда призрак оказывался поблизости.
Gretel and Hansel (1 & 2)
Как нетрудно догадаться, эта дилогия хорроров основана на сказке братьев Гримм про Ганзеля и Гретель. Серия Gretel and Hansel представляет собой Flash-игры, стилизованные под иллюстрации к детским книгам, а выходили обе части с перерывом в один год (в 2009 и в 2010 годах соответственно). Несмотря на свою завораживающую акварельную эстетику и сеттинг сказочного мира, дилогия Gretel and Hansel включает в себя немало жутких сцен с участием кошмарных существ.
С геймплейной же точки зрения обе части серии – это простые, но интригующие хорроры формата point-and-click. Здесь мы управляем испуганной Гретель, которая узнаёт, что её родители решили выгнать её вместе с братом в опасный лес, чтобы решить проблему нехватки продовольствия. Теперь же Гретель и её брату нужно найти способ спастись и от родителей, и от множества опасностей, которые поджидают героев в лесу.
The House (1 & 2)
Данная дилогия включает в себя образцовые короткие хорроры. Обе части The House представляют собой point-and-click хорроры, созданные по довольно простой формуле, но при этом способные как следует напугать игроков. В роли безымянного героя мы постепенно исследуем комнаты в таинственном доме и узнаём детали смерти каждого из его бывших обитателей.
Сиквел The House построен по тому же принципу, что и оригинал, однако в этот раз сюжет посвящён семье, удочерившей необычную девочку, с приходом которой на дом опускается удушающая тьма, из-за которой практически все в нём погибают. Конечно, сюжеты и геймплей дилогии The House местами выглядят предсказуемо, особенно если сравнивать их с современными хоррорами (при этом обе части вышли в 2005 и 2010 году соответственно). Тем не менее, поклонники жанра наверняка оценят эту классическую серию по достоинству.
Hotel 626
Перед нами довольно необычный продукт своего времени. Hotel 626 вышла в 2008 году, но уже с 2011 года поиграть в неё, к сожалению не удастся. В этой Flash-игре использовались FMV-ролики с настоящими актёрами и окружением, а также 3D-рендеринг геймплейных сцен. На протяжении трёх лет в Hotel 626 можно было играть только с 6 вечера до 6 утра, а мрачная атмосфера создавала эффект полного погружения в виртуальный отель.
Перед игроками стояла единственная цель – как можно скорее выбраться из злополучного отеля. Ради этого необходимо было выполнить ряд опасных и откровенно пугающих заданий. Интересно, что Hotel 626 значительно опередила своё время: в некоторые моменты здесь использовалась камера, микрофон и даже мобильный телефон игрока (если вы указали его перед началом игры).
Scary Maze (The Maze)
Одним из самых известных хорроров эпохи Flash, по сути, стал мини-проект, представлявший собой сомнительный пранк. Изначально Scary Maze носила название The Maze (переименовали игру уже после того, как в сети начали появляться ролики, раскрывавшие её суть), а большинство геймеров даже не подозревали, что их ждёт в безобидном на первый взгляд инди-тайтле. The Maze предлагала всем желающим пройти небольшой лабиринт с помощью курсора мыши, не касаясь при этом постепенно сужающихся стенок.
Однако ближе к концу третьего уровня, когда сконцентрированный игрок, скорее всего, уже прильнул носом к экрану, чтобы пройти лабиринт, изображение в игре резко сменялось жутким скримером (разумеется, с соответствующим громким звуком). Это хоть и дешёвый приём, но эффект неожиданности сыграл свою роль, и The Maze обрела культовый статус как один из самых запоминающихся Flash-хорроров на заре современного интернета.