Музыка – часто недооцененная героиня многих развлекательных форматов. Её значимость особенно первостепенна в видеоиграх, где игроки проводят многие часы, слушая саундтрек. Если композиции в игре не более чем средненькие, то все эмоциональное воздействие может быть утрачено, а долгие часы прослушивания такой музыки на заднем плане станут невыносимы.
Сие особенно верно для хоррор-игр, где атмосфера и общий тон имеют особо важную роль в усилении игровых впечатлений. К счастью, большинство игровых ужастиков снабжены замечательными саундтреками, которые можно слушать часами, даже не играя в саму игру.
Left 4 Dead 2
Франшиза Left 4 Dead – горячо любимая фанатами серия шутеров от первого лица в жанре survival horror. Многие могут даже и не вспомнить музыки, услышанной ими за время, проведенное с Left 4 Dead 2, однако здешний саундтрек является одним из самых лучших в жанре. Шикарный набор как мрачных, так и разгоняющих сердцебиение мелодий однозначно стоит прослушивания-другого.
И пусть саундтрек относительно незамысловат, трудно отрицать, что эта незамысловатость своей жуткостью способна пронять до глубины души. Ощущение того, как знакомо, но при этом не совсем нормально звучит каждый инструмент, хорошо дополняет кошмары постапокалиптического мира.
Silent Hill 2
Идеальное сочетание атмосферного ужаса и нагоняющего стресс геймплея. И хотя саундтрек может быть не первой вашей мыслью при желании быть напуганным, уникальные ощущения от здешней музыки выделяют её на фоне прочих.
Сочетая воздушный джаз и легкий поп для более человечных сцен, игра делает полный разворот к хоррору со скрипящим индастриалом везде, где только возможно. Именно баланс промеж двух стилей делает тяжелые индастриал-композиции еще более мощными в череде кошмаров Silent Hill 2.
Amnesia: The Dark Descent
Amnesia: The Dark Descent изменила то, как многие люди видели для себя игры ужасов, и хотя её музыка, быть может, не особо уникальна, она однозначно способна пощекотать нервы. Вместо того, чтоб балансировать песни полегче с песнями потемнее, весь саундтрек неустанно наводит страх.
Возможно, за это в ответе низкие и зловещие мелодии, жужжащие вокруг вас, что пускают мурашки по коже, покуда вы путешествуете в относительной безопасности. А если же подобных атмосферных песен вам недостаточно, композиции, вгоняющие в пот, покуда за вами идет охота в кромешной тьме, уж точно сделают свое дело.
Dying Light
Dying Light является игрой, выделяющейся особой интерпретацией стандартной концепции – даже в своем саундтреке. В то время как многие саундтреки в ужастиках вселяют в игрока чувство страха, Dying Light стремится создать чувство свободы и действия. Вам ведь придется бегать туда-сюда всю игру, так почему бы музыке это не отразить?
Треклист заполнен синтезаторами, валторнами и струнными, сочетающимися так, что многим игрокам придется по душе ощущение боязни. Убегать от зараженной орды – дело все-таки жуткое, как ни крути.
Alien Isolation
Не так много игровых саундтреков передают чувство этой самой изоляции, так же хорошо, как саундтрек ужасающей Alien Isolation. Вкрадчивость многих песен отлично работает в качестве напоминания о том, что ксеноморф может быть за каждым углом.
Множество песен в саундтреке включают в себя низкие звуки, что или гудят или повторяются так, чтобы напомнить о том, как вы одиноки. Не сказать, конечно, что саундтрек никогда не набирает темпа – если все идет наперекосяк, музыка обращается беспорядочной комбинацией струнных и барабанов, что бьют в такт вашему сердцу.
Outlast 1 & 2
Одно из самых жутких игровых приключений, что геймеры могут отыскать для себя, ожидает всех желающих во франшизе Outlast. Будь то первая или вторая часть – готовьтесь к кошмарам. Для здешних же саундтреков хорошим описанием будет словосочетание «классический хоррор».
Скорее всего, когда вы мысленно представляете себе хоррор-композицию, вы слышите нечто похожее на то, что звучит в играх Outlast. Каждая песня – словно бы предвосхищение чего-то ужасного, вне зависимости от того, ждет таковое впереди или нет. Струнные оркестра, плюс беспорядочные барабаны – хоть одна песня из здешнего плейлиста, да напугает самых разудалых смельчаков.
Eternal Darkness
Сосредоточенность на уникальных геймплейных возможностях в Eternal Darkness: Sanity’s Requiem только добавляет к её жуткому саундтреку. Более, чем прочие хоррор-игры, Eternal Darkness часто и успешно использует низкое пение и стоны. И хотя большую их часть не разобрать на отдельные слова и фразы, именно неспособность понять произносимое сильно добавляет к фактору страха.
Песни также ударяются в миры странного и таинственного, прямо как сам геймплей. Некоторые из композиций звучат почти что иноземными, даже в сравнении с самыми причудливыми хоррор-мелодиями. Странность и гибкость предлагаемой саундтреком музыки идеально дополняет атмосферу игры.
Soma
Неудивительно, что Сома, разработанная той же командой, что трудилась над Amnesia: The Dark Descent, попросту сочится атмосферой страха. Мико Тармия, композитор Сомы, создал саундтрек, который не только перепугает неподготовленного игрока, но и поспособствует активной смене его настроя.
Сома – мрачная, душераздирающая, нагоняющая страх игра, и написанная с любовью музыка отлично отражает её природу. Использование яркого пианино сквозь весь саундтрек кому-то могло бы показаться рискованным решением, однако оно успешно создает ощущение непостоянства, важное для любого ужастика.
Dead Space
Одна из самых уникальных хоррор-франшиз последних лет, Dead Space выделяется среди прочих как одна из самых жутких игр, доступных любителям ужасов. Здешний саундтрек абсолютно переполнен памятными и уникальными хоррор-композициями.
Будь то жуткие струнные, играющие во время вашего прибытия на Ишимуру в начале игры, или ужасающий индустриальный звон, разражающийся при первой встрече с некроморфами – каждый игрок найдет себе песенку по вкусу. По сей день, Dead Space может похвастать саундтреком, держащимся на уровне лучших музыкальных произведений из любых развлекательных форматов.
Siren
После того, как Кейитиро Тояма создал оригинальную Silent Hill, геймдизайнер покинул Konami и присоединился к Japan Studio, где взялся за менее известную серию ужасов Siren. Франшиза Siren состоит из стелс-игр жанра survival-horror, где игрок контролирует нескольких персонажей, что обзавелись способностью «воровать зрение» у похожих на зомби существ под названием Шибито; эта способность позволяла героям видеть то же, что видят охочие до них враги.
Покуда игрок пробует исследовать жуткий внутриигровой мир, оставаясь невидимым для Шибито, что ждут на каждом углу, мрачный и таинственный саундтрек игры сильно добавляет к атмосфере запустения и бьющего по нервам напряжения. Хороший пример – композиция «New Revelation: Desolation» из Siren: Blood Curse. Написанные композитором Хитоми Шимидзу, также работавшим над саундтреком для первой игры, Siren, жутковатые, пронзительные тона медленно растворяются в тишине и пускают мурашки по коже, достающие едва ли не до самых костей.
Deadly Premonition
Вдохновленная сериалом Дэвида Линча «Твин Пикс», Deadly Premonition – игра с открытым миром жанра survival-horror, следующая за специальным агентом ФБР Фрэнсисом Йорком Морганом, расследующим убийство юной девушки в вымышленном американском городке Гринвейл, штат Вашингтон. И в то время как странный сюжет, персонажи и механика геймплея разделили игроков на два лагеря, одинаково уверенных, что игра либо гениальна, либо отвратительна, культовый статус проекта таки принес ему продолжение в 2020-м году на Nintendo Switch.
Дабы акцентировать причудливость и сюрреализм игры, саундтрек полнится композициями с отталкивающими тонами – особенно с учетом не поддающегося пониманию диалога и по-настоящему коробящего хоррора. Например, песня «Life is Beautiful» – бодрая и веселая композиция с насвистыванием, и по ощущениям принадлежит скорее комедии, нежели ужастику.
Yume Nikki
Выпущенная в 2004-м и созданная с помощью RPG Maker 2003, Yume Nikki – сюрреалистичная хоррор-адвенчура, где главный персонаж – девочка по имени Мадоцуки, исследующая свои сны и собирающая разные эффекты, что даруют ей разные способности. Игра вдохновила многие схожие фанатские поделки и привела к росту популярности ужастиков на платформе RPG Maker.
Покуда игрок исследует мир снов, открывающиеся ему причудливые, и порой ужасающие пейзажи дополняются сильным игровым саундтреком. Тема главной концовки оригинальной игры, «Requiem» – настолько идеальная смесь сонного сюра и одиночества, что пианинный ремикс сей композиции был использован вновь, для секретного финала другой части Yume Nikki, называющейся Dream Diary.
OFF
Созданная бельгийской командой Unproductive Fun Time, OFF – хоррор-игра на платформе RPG Maker 2008-го года, где игрок управляет существом-гуманоидом по имени Баттер, получившим «священную миссию», заключающуюся в «очищении» внутриигрового мира. Игроку необходимо помогать Баттеру пересекать разнообразные Зоны, чтобы тот мог завершить свою миссию – хоть на самом деле все и обстоит не совсем так, как кажется изначально.
Исследование необычных мест, встреча необычных персонажей и сражение с жуткими врагами дополняется богатой, созданной Элиасом Конрадом Колдвудом смесью разных музыкальных жанров, отражающих отсутствие целостности здешнего мира. Во время сражений в относительно реальном времени, боевая композиция «Pepper Steak» сочетает в себе электро, свинг, индастриал и прочие конфликтующие биты и ритмы, создающие месиво звуков, которое каким-то образом имеет смысл и ловко сливается в навязчивую (по-хорошему) песню.
Oxenfree
Выпущенная в 2016-м, Oxenfree – подсобравшая наград 2.5D хоррор-адвенчура, вращающаяся вокруг решения головоломок с помощью портативного радио. Игрок управляет Алекс, девушкой-подростком, проводящей время на местном острове с группой друзей; там же Алекс случайно выпускает на свободу мощную сверхъестественную силу и теперь вынуждена пересечь весь остров, дабы найти своих друзей и раскрыть разнообразные тайны.
Поскольку игра сочетает аналоговую и цифровую технологии, саундтрек также сводит чистые современные записи с ретро-звуком, что создает таинственные электронные мелодии, ощущающиеся и новыми и классическими одновременно. «Beacon Beach», например, использует электронные биты для создания сюрреалистичной композиции с ноткой опасения промеж основных мелодий. Эндрю Рорманн, композитор, также известный как «scntfc» является популярным музыкальным исполнителем, помимо прочего ответственным за саундтрек намечающегося сиквела игры под названием Oxenfree II: Lost Signals.
Rule of Rose
Вдохновленная франшизой Silent Hill и сказками братьев Гримм, Rule of Rose – PS2-игра 2006 года жанра survival-horror, следующая за 19-летней девушкой по имени Дженнифер, вынужденной вновь пережить травматические детские воспоминания о времени, проведенном ею в приюте Розового сада. Сражаясь со странными врагами и решая головоломки с помощью её собаки Брауна, Дженнифер также приходится иметь дело с группой жестоких девочек, именующих себя Аристократами Красного Мелка.
Что интересно, созданный Ютакой Минобе саундтрек был записан с помощью студийных музыкантов, что добавляет ощущение присутствия живого оркестра, играющего на заднем плане. Классический стиль музыки идеально подходит к ретроспективному ракурсу повествования и атмосфере Англии 1930-х годов. Одна их самых любимых и популярных песен среди фанатов – «The Attic», состоящая из торжественных струнных мелодий.
Fatal Frame
Разворачивающаяся в Японии 1980-х годов, франшиза Fatal Frame является серией игр жанра survival horror, в которых различные персонажи расследуют и побеждают сверхъестественный феномен, используя предмет под названием Камера Обскура. Франшиза началась в 2001-м и стала известна, промеж всего, большим количеством женских персонажей.
И хотя с годами серия сменила несколько композиторов, все части имеют схожий музыкальный стиль. Смесь традиционной японской музыки, страшных звуков и современного джей-рока дарит Fatal Frame жуткую атмосферу, усиленную веянием старой и новой Японии. Хороший пример такой комбинации – заглавная тема Fatal Frame II: Crimson Butterfly, названная «Chou» и исполненная Амано Цукико.
Clock Tower
Влиятельная серия квестовых адвенчур жанра survival-horror, где игрок в основном занят убеганием и прятками от вражеских преследователей. И хотя все игры снабжены разными персонажами и сюжетами, в большинстве из них антагонистом выступает некий Сизормен.
С самого начала серия обладала замечательными саундтреками, выражающими чувства страха, таинственности и паники. Даже в частях на SNES музыка позволяла игроку как следует погрузиться в атмосферу, несмотря на ограниченные звуковые возможности консоли. Тема преследования, названная «Don’t Cry, Jennifer» по ощущениям вполне могла бы прижиться в каком-нибудь слэшере.
Resident Evil
Вряд ли кого-то удивит то, что самая продаваемая хоррор-франшиза – солидного возраста, но живущая и по сей день – может похвастать замечательными саундтреками. Игры серии, значащиеся под жанром экшен-шутера на выживание, сосредоточены на биологическом оружии, вирусных инфекциях и ордах зомби.
Несмотря на огромное количество ужасов, насилия, взрывов и прочего, франшизе всегда сопутствовали пробирающие до мурашек саундтреки, которые можно просто слушать и наслаждаться. Один из самых известных тому примеров – музыка комнат безопасности из разных частей, обычно собранная из меланхоличных мелодий, дающих игроку знать, что ему ничто не угрожает.
Silent Hill
Никакое обсуждение саундтреков к хоррор-играм не будет полноценным без упоминания ранних игр Silent Hill и их главного композитора, Акиры Ямаоки. Silent Hill – серия психологических игр жанра survival horror, разворачивающаяся в вымышленном американском городке под названием Сайлент Хилл.
Вместе с ржавой и туманной визуальной составляющей франшизы, зловещие индустриальные звуки и жуткие мелодии музыки Ямаоки вдохновили многие современные игры-ужастики. Одна из песен, навсегда оставшихся в умах любителей игровых страшилок – «Promise Reprise» из Silent Hill 2, дарящая незабываемое ощущение призрачного страха.