История Джеймса Бонда в сфере видеоигр была долгой и местами постыдной. Игру James Bond 007, вышедшую в начале восьмидесятых на легендарной Atari 2600, до сих пор вспоминают с любовью, как и текстовый квест A View to a Kill.
Однако в этом списке собраны более поздние игры о приключениях агента 007, начиная с «Goldeneye 007», вышедшего в 1997 году, и заканчивая самым последним появлением легендарного супер-шпиона в «007 Legends» 2012 года. Ради целесообразности мы не будем здесь приводить портированные версии, как, например, James Bond 007 для Game Boy.
Итак, какая же игра достойна занять верхнюю строчку рейтинга? Читайте дальше и узнаете!
007 Legends
007 Legends на сегодняшний день является последним виртуальным приключением культового шпиона, в прямом и переносном смыслах. Игра, вышедшая к 50-летнему юбилею «бондианы», должна была стать данью уважения ее создателям, а в итоге оказалась сокрушительным ударом по репутации Джеймса Бонда как героя видеоигр. Действие фильма разворачивается вокруг событий из шести различных фильмов: «Голдфингер», «На секретной службе Ее Величества», «Лунный гонщик», «Лицензия на убийство», «Умри, но не сейчас» и «007: Координаты “Скайфолл”».
К сожалению, никакой истории, объединяющей разрозненные части сюжета, тут нет, поэтому вся игра на деле оказывается сборником «величайших хитов». Несмотря на то, что «007…» работает на том же движке, что и довольно приличная перезагрузка GoldenEye 2010 года, графика здесь заметно хуже, особенно раздражает постоянно изменяющаяся частота кадров. Шаблонный шутер от первого лица также лишает индивидуальности хорошо реализованное окружение, взятое прямо из фильмов.
Но и это не самое худшее. Ко всему прочему, в озвучке принимали участие некоторые актеры из оригинальных актеров фильмов, например, Микаэль Лонсдаль в роли Хьюго Дракса и Кэри Лоуэлл в роли Пэм Бувье, но при этом Дэниел Крейг самого Бонда не озвучивал. В итоге весь трюк с переносом современной версии персонажа в сцены из старых фильмов оказался совершенно бессмысленным. «007 Legends» – это самая слабая игра в серии, причем с большим отрывом.
007 Racing
007 Racing была интересным экспериментом, но даже в 2000 году получила смешанные отзывы, так что два десятка лет спустя она смотрится плохо. Графика уже тогда была не очень привлекательна, и по сравнению с популярными гонками того времени вроде Need for Speed и Gran Turismo эта игра имела очень неудобное управление.
Тем не менее, основная концепция исследования мира Бонда с помощью его чудесного автопарка остается хорошей и жизнеспособной идеей, к тому же в 007 Racing были некоторые забавные и новаторские элементы. В частности, в одной из миссий Бонд управлял своим BMW 750 (из «Завтра не умрет никогда») дистанционно, используя камеры наблюдения, чтобы вести автомобиль к месту назначения. Но, к сожалению, неточное управление в данном случае свело старания разработчиков на нет.
GoldenEye: Rogue Agent
GoldenEye: Rogue Agent был бесстыдной попыткой издателя EA извлечь выгоду из легендарной GoldenEye 007, разработанной британцами из Rare для платформы Nintendo 64. Главный герой этой игры – скомпрометированный агент МИ-6 под кодовым именем Золотой глаз (да неужели?), который присоединился к Голдфингеру в борьбе против Доктора Ноу. Rogue Agent, как и ранее упомянутая 007 Legends, упивается фансервисом и на самом деле довольно успешно играет на ностальгии с помощью знакомых персонажей и сеттинга.
Здесь есть забавные механики стрельбы с двух рук и захвата живого щита. Однако, перестрелки в конечном итоге становятся тупым гриндом, а режим повествования быстро начинает казаться тусклым тиром с плохой графикой и раздражающе низкой скоростью передвижения. Возможно, несколько дополнительных месяцев разработки и более продуманный сюжет помогли бы Rogue Agent достичь уровня своего предшественника, но, увы, этого не произошло.
007: Tomorrow Never Dies
После того, как EA получили лицензию на Джеймса Бонда от Nintendo и Rare, первой игрой, которую они выпустили, была Tomorrow Never Dies, разработанная студией Black Ops Entertainment эксклюзивно для PlayStation. Большая часть пользователей восприняла ее как «ну такое». Скудные десять уровней проходились за несколько часов. В отличие от GoldenEye 007, где был вид от первого лица, Tomorrow Never Dies представляла собой приключенческий боевик от третьего лица, с неуклюжей механикой и неуклюжими же битвами с боссами.
Игра следовала сюжету фильма, ролики из которого перемежались с отдельными уровнями. Несмотря на свою основу, Tomorrow Never Dies отличалась разнообразными миссиями, варьирующимися от обычной стрельбы до катания на горных лыжах и соревнований на авто. Подобная философия дизайна вдохновит создателей гораздо лучших игр, о которых мы еще расскажем.
007: The World is Not Enough
Следующее возвращение EA к агенту 007 после достойной, но не вызывающей особого восторга Tomorrow Never Dies состоялось с выходом следующего фильма с Бондом-Броснаном, «И целого мира мало». Версия для Playstation, представленная Black Ops Entertainment, была встречена так же прохладно, как и разработанная ими TND, но версия для N64 получила намного лучший прием. Ее сделала Eurocom, компания, которая вскоре покатится по наклонной и окончательно сгорит после вышеупомянутой катастрофы, 007 Legends.
Обе версии следовали основному сюжету фильма, возвратившись к виду от первого лица, как в GoldenEye 007. В то время как версия для PS1 имела плохую графику и скучные бои, версия N64, хотя и не такая гладкая, как Goldeneye, имела несколько впечатляющих масштабных перестрелок и широкий выбор оружия. К сожалению, стелс и добавленный мультиплеер не давали полностью реализовать ее потенциал. Тем не менее, Mission 12: Fallen Angel является одним из лучших уровней в любой игре про агента 007 и по сей день.
007: Quantum of Solace
После приобретения компанией Activision лицензии на использование образа Джеймса Бонда первой их игрой стала Quantum of Solace. Несмотря на название, здесь также описываются события «Казино “Рояль”», первого (и лучшего) фильма с Дэниелом Крейгом в роли Бонда. Разработанная компанией Treyarch (известной по Call of Duty: Black Ops и Spider-Man 2) с использованием движка Call of Duty 4, игра оказалась совершенно стандартным шутером в стиле CoD.
Единственное, что в ней было нового – это механика укрытия при игре от третьего лица. Однопользовательская кампания, которую можно запросто пройти за день, представляла собой забавный, хотя и невзрачный тир с некоторыми малозаметными и, к счастью, необязательными стелс-сегментами.
Однако неожиданным плюсом игры оказался многопользовательский онлайн-режим, который был отличной альтернативой для игроков, уставших от Call of Duty. Пусть механика укрытия и ограниченный выбор оружия были далеки от эстетики мира Джеймса Бонда, но благодаря им мультиплеер Quantum of Solace выделялся среди своих современников. Кстати, одна из карт, «Chemical Plant», на самом деле является довольно точным воссозданием легендарной «Facility» из оригинального Goldeneye 007. И это потрясающе.
GoldenEye 007: Reloaded
Как и в случае с Rogue Agent от EA, Activision попыталась извлечь выгоду из непреходящего наследия GoldenEye 007 с их мнимым «переосмыслением» фильма, на котором основывалась оригинальная игра. В Goldeneye Reloaded Пирса Броснана заменили Дэниелом Крейгом, а также странным образом был убран весь оригинальный актерский состав фильма, и в итоге во время игры нас не покидало ощущение второсортного ремейка.
К счастью, увлекательный стелс от первого лица и стрельба легко компенсировали это. Большинство миссий связаны со скрытностью, но встречались и полноценные перестрелки, дававшие игроку нехитрый выбор сыграть в качестве пронырливого агента или прямолинейного коммандос. Однако многопользовательский режим GoldenEye 007: Reloaded был не лучше, чем в ее предшественнице. Несмотря на множество опций, ему не хватало очарования Tomorrow Never Dies и прочного фундамента Quantum of Solace, ну и каких-нибудь оригинальных деталей.
James Bond 007: Everything or Nothing
После выпуска нескольких приключенческих боевиков EA доверила своей студии-разработчику Redwood Shores (которая сегодня известна как Visceral Games) переосмыслить видеоигры о Джеймсе Бонде. В 2004 году Everything Or Nothing по стоимости производства был сопоставим с полнометражным фильмом. Пирс Броснан впервые дал свои голос и внешность игровому персонажу.
Кроме того, оригинального злодея сыграл Уиллем Дефо, а актерский состав второго плана включал в себя завсегдатаев фильмов о Бонде (там появились, например, Джон Клиз и Джуди Денч) и новичков, таких как Шеннон Элизабет и Хайди Клум. Историю закрутили настолько лихо, что сюжет «Умри, но не сейчас» на фоне него выглядел совершенно обычным.
Впервые с Tomorrow Never Dies 1999 года действие было исключительно от третьего лица и было смесью шаблонной стрельбы, визуально интересного ближнего боя и нескольких оригинальных погонь на автомобилях. Игра также отличалась отличным кооперативным режимом для двух игроков с побочным сюжетом, который дополнял основную историю. Пусть ее механика стрельбы на сегодняшний день выглядит устаревшей (уж слишком много автоматического прицеливания), Everything Or Nothing остается достойной игрой и сейчас.
James Bond 007: From Russia With Love
Для своей следующей игры после Everything Or Nothing разработчики Redwood Shores обратили свой взгляд в прошлое и решили создать видеоигру на базе ленты «Из России с любовью» 1963 года, возможно, величайшего фильма о Бонде всех времен. Неожиданной удачей для EA было убедить Шона Коннери снова примерить на себя роль Джеймса Бонда. И хотя слышать голос 75-летнего Шона Коннери, исходящий от его 33-летней копии, может быть немного странно, но From Russia With Love без грубого шотландского протяжного голоса Коннери была бы совершенно иной.
Забавный факт: хотя SPECTRE играет ключевую роль в фильме «Из России с любовью», имевшиеся в то время юридические проблемы помешали EA ввести эту злодейскую организацию в игру, и поэтому она оказалась переименована в Octopus.
James Bond 007: NightFire
У многих геймеров остались приятные воспоминания о многопользовательском режиме NightFire для четырех игроков, а также о ее увлекательной однопользовательской кампании, в которой смешались гонки, стрельба от первого лица и рельсовый шутер.
Разработанная студией Eurocom (также ответственной за ранее рассмотренный Goldeneye Reloaded), кампания в NightFire была более отшлифованной, хотя и менее новаторской, чем в Agent Under Fire (подробнее об Agent Under Fire, более ранней попытке EA сделать хитовую игру про Бонда, мы расскажем чуть позже).
Мультиплеер NightFire, пусть и не дотягивающий до уровня своего менее известного кузена, интересен своими локациями, взятыми прямо из серии фильмов, например, доступны база «Атлантида» из «Шпиона, который меня любил» и Форт-Нокс из «Голдфингера». Игроки могут дистанционно управлять транспортными средствами, мощными и маневренными, но оставлявшими их пользователей уязвимыми.
Gearbox Software разработала компьютерную версию игры, но большинство фанатов сходятся во мнении, что консольные версии превосходят свой ПК аналог, который значительно короче и лишен уровней с вождением.
James Bond 007: Blood Stone
Blood Stone 2010 года – это преступно недооцененная игра, плохо продававшаяся и так и не получившая заслуженного внимания. Blood Stone не нашла свою аудиторию, и это привело к тому, что Activision закрыла ее разработчиков Bizarre Creations, которые начинали работу над сиквелом, который, увы, так и не появился.
Как и Everything or Nothing, Blood Stone – это шутер от третьего лица с рукопашным боем и несколькими автомобильными миссиями, главного персонажа который имеет голос и внешность нынешнего Бонда, Дэниела Крейга. Однако, в отличие от превосходной игры Пирса Броснана в EoN, Дэниел Крейг, похоже, очень скучал во время озвучки и разговаривал так, будто он предпочел бы заниматься чем-то другим, а не записывать свои реплики.
К счастью, эту неприятную особенность сглаживает захватывающее действие, с точной стрельбой и потрясающими волнительными рукопашными схватками. Музыкальная тема, исполненная Джосс Стоун (которая также играет главную женскую роль в игре), довольно крута и была написана Стоун в соавторстве с Дэйвом Стюартом из Eurythmics.
James Bond 007: Agent Under Fire
Легенда гласит, что Agent Under Fire от Redwood Shores начинал разрабатываться как две игры: The World Is Not Enough (версии для PS2), и сиквел «007 Racing» для PS2. В конце концов оба проекта были объединены в оригинальную игру. Однопользовательская кампания, как и ее продолжение, Nightfire, комбинировала стрельбу от первого лица, рельсовый шутер и управление классическими автомобилями Бонда. Но миссия «Streets of Bucharest» стоит особняком, в ней наш шпион пересаживается из-за руля культового Aston Martin DB5 на танк.
Однако, лучшее, что есть в этой игре, это режим разделения экрана для четырех игроков. В мультиплеере есть возможность настроить почти все аспекты матча, начиная от стартового здоровья до скорости движения и т. д. Благодаря разнообразию игровых режимов и широкому ассортименту уровней мультиплеер Agent Under Fire является самым объемным локальным Deathmatch, если не учитывать оригинальную GoldenEye 007.
GoldeneEye 007
Скажите честно, вы ожидали чего-то другого? Эта легендарная игра для N64 от Rare была настоящей революцией. Она добавила изысканность жанру FPS и сделала массовым режим Deathmatch с разделенным экраном. Для своего времени графика GoldenEye была выдающейся, хотя частота кадров, как многие замечали, во время многопользовательских матчей падала до минимума.
Rare потом сделали духовного преемника GoldenEye – Perfect Dark, а затем, уже будучи Free Radical Design, они выпустили любимую игроками трилогию Timesplitters. Но ничего из этого не получило такой же культовый статус, как тот уникальный консольный шедевр.
Не удивительно, что зарубежные игроки до сих пор об игре не забыли и на дружеских посиделках периодически ее запускают, устанавливая причудливые «домашние правила». GoldenEye 007 для Nintendo 64 – это чистое, первобытное, неподдельное удовольствие. «Только пистолеты, карта Facility, режим License to Kill, никакого Одджоба»!