Лучшие саундтреки к играм

Игры и музыка всегда шли рука об руку. Но каковы лучшие примеры их союза?
Игры и музыка всегда шли рука об руку. Но каковы лучшие примеры их союза?

От 8-битной классики Nintendo до потрясающих кинематографических партитур, сопровождающих современные шедевры наподобие Red Dead Redemption и The Last Of Us. Ниже вы найдёте всеобъемлющий путеводитель по лучшим саундтрекам в истории игр.

Чтобы упорядочить десятилетия достойных саундтреков и составить топ лучших, потребовалось соблюсти несколько основных правил. Главное из них: лицензированные саундтреки в счёт не идут. А это значит, что ни Beatles Rock Band, ни Tony Hawk, ни Grand Theft Auto (раз уж на то пошло, Vice City рулит) в этом списке вы не найдёте, потому что ставить их наравне с оригинальными композициями было бы попросту несправедливо. Кроме того, поскольку у некоторых тайтлов немало сиквелов, мы выбирали любимые композиции из серии, заслуживающей признания в целом. Например, кто-то обожает Megaman 3, но трофей для команды NES получает Megaman 2. Таким образом, мы можем осветить больше игр, которые в противном случае были бы забыты (здесь, разумеется, есть исключения).

Наконец, мы выбрали по треку для каждого пункта и сделали из них плейлист. Однако если вы хотите насладиться данными саундтреками в полном объёме, лучше всего сыграть в упомянутые тайтлы самому. Как ни крути, с играми нужно взаимодействовать, и гармонично дополняющие их мелодии – не исключение.

Этот список навевает множество воспоминаний, оставляя далеко позади типичные ностальгические рейтинги. Составляя его, мы возвращались всё дальше: к беззаботным зимним каникулам, пьяным подростковым посиделкам, полузабытым дружеским вечерам и так далее. Надеемся, что и вас он ненадолго перенесёт в светлое прошлое.

Перейдите по ссылке, чтобы прослушать треки из списка в виде плейлиста.

Shovel Knight

Джейк Кауфман (PC/3DS, 2014)

Каждой хорошей 8-битной игре нужен хороший 8-битный саундтрек, и разработчики из Yacht Club Games, работая над своей одой эпохе NES, Shovel Knight, знали, что звуковой части игры нужно уделить не меньше внимания, чем остальным составляющим. К счастью, поклонник игр Джейк Кауфман, создававший саундтреки для Game Boy Color ещё в начале нулевых, проделал огромную работу, пытаясь отразить золотой век чиптюнов. А ещё команда получает дополнительные очки за привлечение Манами Матсумаэ – композитора Megaman, привнесшего в игру два трека собственного сочинения.

Leisure Suit Larry in the Land of the Lounge Lizards

Эл Лоу (PC, 1987)

Пускай оригинальный Roland MT-32 и не такой стильный, как оркестровая партитура от композитора Journey Остина Уинтори, написанная для ремейка, он точно отражает вульгарность и суету отпуска в Лас-Вегасе (а точнее, Лост-Вейгасе). И когда цель игры заключается в том, чтобы лишить 40-летнего протагониста девственности, «стильный» – не совсем то, что нужно.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

Гарри Грегсон-Уильямс и Норихико Хибино (PS2, 2001)

Один из немногих стелс-саундтреков для Playstation, который не кажется ужасно устаревшим (да-да, мы говорим о тебе, Siphon Filter), а также ваш любимый Burial.

Secret of Evermore

Джереми и Джулиан Соул (SNES, 1995)

Secret of Evermore – довольно любопытный случай. Это единственная игра, разработанная североамериканским отделом Square. Когда компания не стала адаптировать японскую версию Seiken Densetsu 3 (официальный сиквел Secret of Mana), о тайтле ходили слухи, что это западный спин-офф Secret of Mana (общего у них действительно много). Разработчики всё отрицали, однако спасти игру от незаслуженной критики им не удалось. Evermore – не идеальная, но всё-таки добротная RPG с парой уникальных элементов, один из которых – её саундтрек.

Здесь нет ничего общего с другими RPG-треками того времени. Причём это первый игровой проект Джереми Соула, который в дальнейшем стал настоящим титаном жанра, сочиняя музыку для серии Elder Scrolls и многих других тайтлов. Если в Chrono Trigger и Final Fantasy предпочтение отдавалось сильным, запоминающимся мотивам, то в Evermore вы найдёте затяжной эмбиент («Podunk, 1965» и «Ambience – Jungle 2») в сочетании с витиеватыми мелодиями, которые как будто сшиты вручную. Даже некоторые битвы с боссами обрамляются простыми барабанными партиями. Музыка RPG 90-х, написанная Соулом, поистине неповторима.

McDonald’s Treasure Land Adventure

Кацухико Судзуки (Genesis, 1993)

Даже когда на заре своего пути легендарная Treasure создавала ради денег такие позорные тайтлы, ничто не мешало компании выкладываться на полную. Это причудливое творение стало шедевром Судзуки до того, как он занял пост главы композиторской команды Treasure, предвещая ещё более великие свершения.

Ecco: The Tides Of Time

Аттила Добос, Андрас Магиари, Энди Армер (Genesis, 1994)

Серия Ecco: The Dolphin сейчас, вероятно, покажется намного страннее, чем вы помните. То, что казалось забавной детской игрой про дельфина, довольно быстро превращается в запутанное психоделическое приключение с инопланетянами, путешествиями во времени и затерянной Атлантидой. Эд Аннунциата со своей звуковой командой сыграл Pink Floyd, а для релиза Tides Of Time на Sega CD нанял Спенсера Нильсона, чтобы получить ещё более яркий нью-эйдж саундтрек. Выбирайте любую часть, так как у игр Ecco всегда потрясное космическое звучание.

Twinworld

Хайко Руттман (Amiga, 1999)

На первый взгляд Twinworld, куда менее известная находка времён Amiga, – всего лишь забавный низкобюджетный фэнтезийный платформер. Благодаря великолепному звуковому оформлению от немецкого композитора Хайко Руттмана (который более известен своей работой над памятной The Settlers), Twinworld выходит за собственные рамки, даже спустя столько лет.

System Shock 2

Эрик Брозиус, Рамин Джавади, Джош Рэндэлл (PC, 1999)

Со своей смесью стрельбы и ролевых элементов System Shock 2 опередила эпоху на много лет вперед, но решающим в победе над клонами Quake стало ощущение, что за каждым углом звездолёта вас могут поджидать бесчисленные ужасы. Несмотря на инопланетные опасности, проявляющиеся в особенно напряжённых моментах саундтрека, игра также отдавала страхом перед высокими технологиями, и мрачное футуристическое техно, созданное Эриком Брозиусом, Рамином Джавади и Джошем Рэндэллом, сделало её одним из лучших образцов киберпанка.

Machinarium

Томаш Дворак (PC, 2010)

Monkey Island, Grim Fandango – вот лишь некоторые из величайших квестов, полагающихся на диалоги персонажей, но не Machinarium. Вместо этого игра увлекает душевным сюжетом и очаровательным саундтреком Томаша Дворака, также известного как Floex.

Ikaruga

Хироси Ючи (Dreamcast, 2001)

Если вы не помните музыку из Ikaruga, то наверняка потому, что были слишком заняты своими же неоднократными, бесцеремонными смертями. У этого красочного shoot-em-up-а от Treasure мощные, захватывающие трансовые композиции, которые можно слушать часами или… пока снова не взорвётся ваш корабль.

Super Mario 64

Кодзи Кондо (N64, 1996)

Даже с дрилл-н-бэйс ремиксом на оригинальную тему Mario саундтрек Super Mario 64 не особо выдержал проверку временем. Слишком много духовых, фольклорных и детских мотивов, которые быстро утомляют, но при этом игра заслуживает включения в список благодаря паре достойных моментов, а именно – блестящим «Inside the Castle Walls», «Jolly Roger Bay» и «Secret Aquarium». По сути, это величайший нью-эйдж-сборник от Nintendo.

Dragon Quest VIII

Коити Сигуями (PS2, 2004)

Как и в самой игре, в здешнем саундтреке нет ничего особо запоминающегося по сравнению с темами из Final Fantasy, Chrono Trigger и других громких тайтлов. И всё же в лучших моментах он своим качеством превосходит целый мир.

VVVVVV

Магнус Полссон (PC, 2010)

Идея VVVVVV, вышедшей в 2010 году, основана на стареньком платформере Jet Set Willy – игре настолько сложной, что её 8-битные темы по-прежнему вселяют страх в сердца 30-летних геймеров. Именно поэтому для творения Терри Каваны саундтрек был не менее важен, так что композитор чиптюнов Магнус Полссон сочинил целый альбом запоминающихся мелодий, которые почти компенсируют раздражение, вызываемое самой игрой. Почти.

Psychonauts

Питер Макконнелл (Xbox, 2005)

Креативный диретор Psychonauts Тим Шейфер и команда Double Fine решили не ограничиваться единым стилем, пока их герой Раз исследовал умы различных неординарных личностей. В результате получился целый калейдоскоп жанров – одно из самых безумных творений Питера Макконнелла. В чьём бы изломанном сознании вы ни побывали, композитор нашёл для него подходящую музыку. Будь то мир 1950-х, наполненный заговорами и интригами, город испуганных рыб, бегущих от нашего протагониста размером с Годзиллу, или же окутанные блюзом улочки извечной корриды – объединить всё это в одной игре мог только Макконнелл.

Megaman X

Сецуо Ямамото, Макото Томозава, Юки Ивай, Юко Такехара, Тосихико Хорияма (SNES, 1993)

Признаем, что у Megaman уже была надёжная концепция (настолько надёжная, что продержалась 20 с лишним игр, не считая Megaman Legends, Megaman Soccer и прочих спин-оффов) и лучшие мелодии на 8-битном рынке. Всё, что им было нужно для работы с SNES, – увеличить прежние масштабы, и вот мы получили Megaman X – игру, которая, по сути, просто перенесла Megaman 2 на большие экраны. И это нормально: Capcom никогда не чинили то, что не сломано, поэтому Megaman X стала очередной классикой, как и её музыкальные темы.

Phoenix Wright: Ace Attorney

Масаказу Сугимори и Наото Танака (Game Boy Advance, 2001)

Кто знает, почему эта парочка решила сопроводить судебную драму насыщенным, нарастающим в эпичности саундтреком, который больше подходит… любой другой игре от Capcom. Тем не менее, Сугимори и Танака оказались правы, заставляя словесное спасение обвиняемого звучать куда круче, чем убийство, ведь так и есть.

The Binding of Isaac

Дэнни Барановски (PC, 2011)

Не дайте скриншотам обмануть вас: The Binding of Isaac – одна из самых мрачных игр в нашей сотне, где саундтрек пугает не меньше, чем в хоррорах с ордами зомби.

Police Quest III: The Kindred

Ян Хаммер (PC/Amiga, 1991)

Серия Quest от Sierra (Space Quest, King’s Quest и Police Quest) занимает значительное место в сердце любого поклонника квестов родом из 90-х. Все саундтреки вышеупомянутых тайтлов заслуживают повторного прослушивания, однако Police Quest III – особый случай, поскольку каким-то образом разработчикам удалось привлечь к созданию звукового сопровождения Яна Хаммера – композитора «Полиции Майами». Послушать безошибочно узнаваемые мотивы Хаммера в ограничениях примитивной звуковой карты – исключительное удовольствие.

Skies of Arcadia

Ютака Минобэ и Тацуюки Маэда (Dreamcast, 2000)

Несмотря на критику после сжатия игры в формат одного диска для Gamecube, Skies Of Arcadia блистает в виде двухдискового оригинала на Dreamcast. Sega осознала, что лучшая часть любой RPG – летающий корабль, поэтому и создала целую игру, действие которой происходит в небесах. Приключенческая атмосфера отлично передана в захватывающих композициях Ютаки Минобэ и Тацуюки Маэды, ранее работавшей над Sonic 3 & Knuckles, которым удалось избежать создания очередного пафосного RPG-саундтрека. Здесь он, как и сама игра, просто воздушный.

Altered Beast

Тору Накабаяши (Arcade, 1988)

Таких игр больше не делают. Как геймплеем, так и саундтреком Altered Beast абсолютно безжалостна. Просто попробуйте сыграть в неё сами – и всё поймёте.

Bomberman Hero

Дзюн Тикума (N64, 1998)

Как часть франшизы, Bomberman Hero – почти кощунство: это платформер, а не головоломка, причём без мультиплеера. Есть только одна причина играть в неё: саундтрек, которому явно место в игре получше.

Не позволяйте «Redial» обмануть вас: для такой энергичной и дерзкой игры (метание бомб и всё такое) это серьёзный трек, учитывая кислотность большинства остальных мелодий.

Kentucky Route Zero

Бен Бэббит (PC, 2013)

На первый взгляд, Kentucky Route Zero – это современный авантюрный квест, но в его тени скрывается гораздо больше. Сюрреалистическая история, в которой герой по имени Конвей пытается доставить посылку от антикварной компании, преодолевая по-своему красивые, но мрачные локации и встречая множество странных персонажей. В этой игре буквально запечатлено ощущение одинокой езды по пустой дороге глубокой ночью. И в исполнении Бена Бэббитта это чувство не пугает, а скорее даже утешает.

Panzer Dragoon

Ёситака Адзума (Saturn, 1995)

Не особо популярный рельсовый шутер Panzer Dragoon для Saturn, возможно, и проиграл Lylat Wars для N64 в плане геймплея, однако отыгрался своим саундтреком, который вдавался в долгие приглушения лишь затем, чтобы подбавить напряженности во вторую половину той или иной сцены. А ещё здесь не приходилось терпеть Слиппи Тоада.

DuckTales

Хиросигэ Тономура (NES, 1989)

DuckTales хватило бы и элементарной 8-битной версии потрясающей темы из оригинального мультсериала, чтобы осчастливить игроков. Вместо этого Сакагути подарил нам одни из самых узнаваемых мелодий на NES, «Amazon» и «Transylvania». Ну а «The Moon» – одна из величайших 8-битных композиций и доказательство того, что даже несколько простых сигналов могут звучать красиво.

Super Mario RPG

Ёко Симомура (SNES, 1996)

Вы ещё увидите Ёко Симомуру. В творении Squaresoft для SNES 1996 года выпуска она была готова продемонстрировать всё мастерство, которым овладела за 16-битную эпоху, создав невероятно живой саундтрек, объединяющий мелодии из каждой предыдущей игры Mario и добавляющий множество запоминающихся мотивов, а временами даже вызывающий слёзы ностальгии. Ёко Симомуру никогда не называют первой, когда речь заходит о величайших композиторах в сфере игр, однако Super Mario RPG – основная причина, почему следовало бы так и сделать.

The Curse of Monkey Island

Майкл Лэнд (PC, 1997)

Сложно объяснить, насколько большое влияние оказали на индустрию игры серии Monkey Island от LucasArts. Помимо защиты от копирования, которая вынуждала начинающих пиратов ломать голову, эти тайтлы отличились оригинальным юмором, отвлекавшим геймеров от всевозможных технических ограничений. Многочисленные экшен-сцены дорого дались бы LucasArts, поэтому битвы колкостями стали креативной и эффективной заменой.

От саундтрека Майкла Лэнда требовалось отразить абсурдный юмор игры, и в третьей части композитор достиг настоящих вершин. The Curse of Monkey Island позволила Лэнду расширить свой любимый набор тем до невероятно насыщенных шедевров, которые никогда до этого не звучали лучше. Барабанный ритм заглавной темы выдавит добродушную улыбку даже у отъявленных циников.

Time Crisis

Кадзухиро Накамура (Arcade, 1996)

Уберите безумный сюжет о попытке государственного переворота в вымышленной республике – и классический аркадный рельсовый шутер от Namco покажется не более чем последовательностью статичных сцен, однако безжалостная дробь Кадзухиро Накамуры превратит картонное убийство типичных плохишей в ваш личный боевик. В нынешнюю эпоху крупнобюджетных сиквелов Call Of Duty нет ничего необычного в том, что банальные перестрелки из укрытия компенсируются мощным саундтреком, но Time Crisis была первой и по-прежнему гоняет пульс как ни одна другая игра.

Oddworld: Abe’s Odyssee

Эллен Майерс-Габриэль и Джош Габриэль (PSX, 1997)

Вы играете за милого уродца, спасающего своих не менее уродливых друзей от злых поработителей. Уберите игру – и вот вы уже с восхищением слушаете неизвестный трек Амона Тобина (разумеется, это не так, но кто-то вам определённо поверит).

Bastion

Даррен Корб (360, 2011)

Инновационная инди Bastion получила от критиков и игроков высокие оценки за свою оригинальность в мире сиквелов и ремейков, а саундтрек Даррена Корба, безусловно, только помог в этом. Комбинируя кантри в стиле Рая Кудера с электронными нотками, Корб попадает в точку с атмосферой ретро-будущего, играя немаловажную роль в мощном аудиовизуальном впечатлении от игры.

Gitaroo Man

COIL (PS2, 2001)

В первую очередь музыкальной игре необходим отличный саундтрек, и на уровень шедевра в жанре Gitaroo Man подняла безумная научно-фантастическая рок-опера от COIL (не той Coil, о которой вы подумали). Группа чудесно передаёт изменения в музыкальных стилях каждого злодея. И если вы думали, что музыкальные баталии в Scott Pilgrim были самыми сложными, то попробуйте-ка Gitaroo.

Far Cry 3: Blood Dragon

Power Glove (PS3/360, 2013)

Частично утренний мультсериал, частично бесстыдная пародия на практически любой боевик 80-х от «Рэмбо» до «Робокопа», Far Cry 3: Blood Dragon – игра, которая явно наслаждается отсылками к поп-культуре и ретро-насилием. Подобная игра требует особого саундтрека, и австралийский дуэт Power Glove (который своим названием обязан заведомо провальному продукту для NES) более чем справился со своей задачей, не ища вдохновение в 8-битной классике, а вместо этого обратившись к энергичным темам тех же старых боевиков.

Crash Bandicoot

Джош Манселл (PSX, 1996)

В Crash Bandicoot, одной из ранних звёзд Playstation, достаточно скрытых уровней, но в чём же настоящий секрет её успеха? В здешнем саундтреке лучшие риффы в стиле Funky house по эту сторону Crazy Cousins. Прогоните со сцены позёра Jamie xx: он понятия не имеет, что такое настоящий барабанный экшен.

The Neverhood

Терри Скотт Тейлор (PC, 1996)

Благодаря свободе творчества, искусным трюкам на акустической гитаре и причудливым «звукам рта» у Терри Скотт Тейлора получился довольно странный, нелепый и многогранный саундтрек, идеально подходящий к удивительной вселенной The Neverhood от Дуга Тен-Нэйпела, создателя Earthworm Jim. Лучший трек, которому позавидует Ween, – «Everybody Way Oh», а «Olley Oxen Free» – настоящая ода йодлю.

Halo: Combat Evolved

Мартин О’Доннелл и Майкл Сальватори (Xbox, 2001)

Как первая игра для Xbox от Microsoft, Halo должна была стать блокбастером во всех возможных смыслах, а саундтрек от Мартина О’Доннелла и Майкла Сальватори соответствовал шикарному размаху своей эпичностью. Григорианские напевы уже давно устарели, но в те времена они показали, что не только JRPG могут вызывать яркие эмоции от научной фантастики своими оркестровыми партиями. Учитывая популярность серии, тема Halo наверняка теперь так же узнаваема, как и в случае с Super Mario Bros, и это вполне заслуженно: она ознаменовала начало эпохи кинематографических игр, и её влияние ощущается до сих пор.

Out Run

Хироси Кавагути (Arcade, 1986)

Согласитесь, мало что родом из 1986 звучит современно. Разве что PiL, или Sade, или даже Out Run. Игра более-менее точно предсказала звучание альбома Genesis, до которого оставалось ещё три года, и вот уже полдесятилетия мы слушаем чиллвейв и синти-поп, которые звучат так, будто композиторы в детстве часами играли в эту игру на автомате. По крайней мере, нам нравится так думать.

Ys I & II

Юдзо Косиро и Миеко Исикава (PCE, 1989)

Популярная в Японии серия Ys никогда не блистала на Западе, как, скажем, Final Fantasy, но всё же нельзя упускать её из виду. Первые две части выходили набором для недолговечной консоли PC Engine (TurboGrafx), и хотя она уже давно забыта, сами игры (как и отличные саундтреки) остаются одними из лучших представителей эпохи. Поскольку для PC Engine использовались CD, японский композитор Рио Ёнимитцу сделал высококачественные ремиксы всех треков для релиза в Северной Америке. Если вы ещё незнакомы с Ys, то самое время это исправить.

Battletoads

Дэвид Уайз (NES, 1991)

Battletoads жаждет крови с того самого момента, как вы нажали на «Старт», таким же был и Дэвид Уайз – секретное оружие 8-битной эры, которое наконец-то получило возможность показать себя в действии после того, как снабдило запоминающимися саундтреками многие из худших вложений NES (Who Framed Roger Rabbit, Nightmare on Elm Street, Hollywood Squares) и прочие нелепицы (RC Pro Am, Marble Madness). И даже если никто не может с честью пройти Battletoads, с треками Уайза (в частности – с одним из лучших сопровождений в меню паузы) ломать контроллер снова и снова становится невыразимо приятно.

Bubble Bobble

Тадаси Кимиджима (Arcade, 1986)

В Bubble Bobble не так много музыки, но она уже давно стала классикой. Игра появилась на аркадных автоматах ещё в 1986 году, а потом её портировали практически на любую подходящую систему. Эта серия породила Rainbow Islands, Parasol Stars, Puzzle Bobble и многочисленные сиквелы, а в центре всего была простейшая мелодия, которая теперь считается одной из величайших тем в поколении аркад. Она милая и, несомненно, запоминающаяся, и даже если слушать её в течение нескольких часов, то любить не перестанешь – отличное достижение.

Gone Home

Крис Ремо (PC, 2013)

Вы возвращаетесь домой после учёбы за границей. Родители и сестра пропали. В наспех нацарапанной записке последняя говорит, что любит вас и просит не искать её. Электричество отключается, на улице свирепствует гроза. И вот она – Gone Home, своего рода хоррор, основанный на простом страхе, когда вы не можете найти близких, которых любите, и не знаете причины их исчезновения. Мелодии Ремо подпитывают растущий страх и беспокойство, переходя в сладкие воспоминания с каждой озвученной дневниковой записью, пока, наконец, вам не раскрывается судьба сестры. Когда заиграют заключительные «In The Attic» и «I Said Yes», у вас практически не останется слёз.

Golden Axe

Тору Накабаяси и Ю Такада (Arcade, 1989)

Golden Axe задумывалась как сочетание элементов фэнтези из популярного консольного хита Dragon Quest и сайд-скроллерного beat’em up-а из аркадной Double Dragon. В результате получилась одна из самых запоминающихся игр своего времени с соответствующим саундтреком. Забудьте о недавнем оркестровом ремейке: зловещая, пульсирующая электроника от Тору Накабаяси и Ю Такады никогда не нуждалась в приукрашивании. Величественной и запоминающейся её делают всего лишь несколько элементов: просто послушайте ужасающую «Death Adder» и попробуйте сказать, что она оставила вас равнодушными.

Dune II

Пол Мудра, Фрэнк Клепаки, Дуайт Окахара (PC, 1992)

До релиза всемирно известной серии Command & Conquer, до того, как корейские академии начали готовить детей к турнирам по Starcraft, существовала Dune II. Будучи псевдосиквелом по-своему любопытной, но абсолютно не запоминающейся Dune, появившейся на ПК и Sega Mega CD в начале 90-х, Dune II повысила планку, избавившись от элементов приключения и сосредоточившись на стратегии в реальном времени. Эта игра требовала от игроков терпения (как Civilization во вселенной Фрэнка Герберта), а саундтрек играл немалую роль в удовольствии, получаемом от процесса. С одной стороны – радиошумы, с другой – гиперактивность. Эти мрачные кинематографичные композиции по-прежнему удивительно хороши, как и в 1993 году.

Star Fox

Хадзимэ Хирасава (SNES, 1993)

Давайте немного поговорим о Слиппи Тоаде, об этом осторожном, неумелом инженере, который каким-то образом затесался в главный отряд наёмников системы Лайлат. С каждой игрой он становится всё хуже и хуже.

В оригинальной Star Fox он вносит свой вклад в общее дело, вот только мы не знаем, какой именно. Здесь определённо замешана музыка. Star Fox – сама по себе отличная игра, несмотря на то, что выглядит как простое демо, но вот её саундтрек совершенно на ином уровне. Он грандиозно сочетает традиционное звучание SNES с оркестровыми партиями, и только попробуйте промедлить, когда на фоне играет «Corneria», «Sector X» или «Space Armada». И сразу забываешь про Слиппи…

Fez

Рич Вриленд (Disasterpeace) (360, 2012)

В эпоху возвращения к чиптюнам многие композиторы писали ретро-песни, которые идеально звучали бы на NES. Рич Вриленд, также известный под псевдонимом Disasterpiece, нарушил каноны жанра ради Fez. Его композициям удалось создать атмосферу, колеблющуюся между чем-то зловещим и любопытным. Это по-прежнему его лучшая одиночная работа, и неудивительно, что Вриленда заметили и наняли композитором для недавнего хоррор-шедевра «Оно» (2014).

It Came From the Desert

Кен Мелвилл (Amiga, 1989)

Черпая вдохновение из научно-фантастического фильма 50-х «Они» («Them!»), где Лос-Анджелес подвергается нападению гигантских муравьёв-мутантов, It Came From the Desert отличается непривычно спокойным темпом, который лишь подчеркивает западающий в память ужас. Первоначальная версия для Amiga – лучшая (добавление заставок в более поздних версиях каким-то образом испортило игру), а саундтрек Кена Мелвилла в лучших традициях Джона Карпентера идёт на пользу жуткой атмосфере, дополняя её своим шокирующе узким диапазоном.

Legend of the Mystical Ninja

Казухико Уехара и Харуми Уэко (SNES, 1991)

Чрезвычайно недооценённый саундтрек к чрезвычайно недооценённой (хотя и смехотворно сложной во второй половине) игре. Очарование здешних мотивов заключается не столько в моментах экшена, сколько в посещении мотеля, массажного салона, города и телешоу. Сама игра довольно невзрачная, глуповатая и неаккуратная, но тем даже лучше.

The Legend of Zelda: A Link to the Past

Кодзи Кондо (SNES, 1991)

Наверняка чрезмерная мрачность саундтрека A Link to the Past связана с тем, что добрая половина игры проходит в месте под названием Мир Тьмы. Темы пещер и подземелий слишком враждебны, полны внезапных пиков и несут сплошной негатив, в то время как церковная музыка выступает неким аналогом темы безопасной комнаты в Resident Evil, а 16-битный дождь пробирает до костей. Даже весёлая мелодия гадалки представляет собой чистый Ghost Box.

Doom

Роберт Принс (PC, 1993)

Забудьте о Dragonforce: если вам нужна потрясающая коллекция мощных риффов в стиле пауэр-метал, остановите свой выбор на саундтреке Роберта Принса для Doom. Несмотря на значительную долю напряжённых композиций в духе Карпентера, ничто не сравнится с разносом импов, пауков и баронов ада в череде извилистых коридоров с дробовиком наперевес, пока на фоне звучат нескончаемые гитарные риффы в MIDI-формате. Ничто не передаёт раннюю эпоху шутеров от первого лица так, как музыка из Doom.

Parasite Eve

Ёко Симомура (PSX, 1998)

Подумайте о Parasite Eve. Пока другие франшизы Square получают большую часть славы, не стоит забывать как об инновационном сочетании элементов здешнего геймплея, взятых из хоррора-выживания и RPG, так и о шикарном саундтреке. Учитывая, что сюжет вращается вокруг оперного представления, можно с уверенностью сказать, что для этой игры музыка имеет особое значение. Поэтому Square решили нанять Ёко Симомуру – композитора, чьё имя должно быть знакомо любому коллекционеру OST-ов.

Симомура – настоящий титан в жанре. Она написала саундтреки не только для Streetfighter II и Breath of Fire, но также для Kingdom Hearts и игр серии Mario & Luigi. Данная работа – венец её творений, поскольку здесь композитору удалось переплести элементы оперы с энергичной RPG-электроникой.

Kirby’s Dream Land

Дзюн Итикава (Game Boy, 1992)

Чем проще, тем лучше. В 1992 году Кирби ещё не мог копировать способности, а американская маркетинговая команда всё ещё пыталась понять, какого цвета и насколько крутым он должен быть. Вне зависимости от принятых с тех пор решений, Dream Land стала первой игрой в серии, крупнейшим источником ежегодного дохода для Дзюна Итикавы и носителем лучшего саундтрека во всей франшизе. Прослушать его – дело нехитрое: всего 16 минут, но каждый трек засядет в вашей голове на долгие часы.

Parappa the Rapper

Масая Мацура и Ёсихиса Судзуки (PSX, 1996)

Разумеется, большинство игроков бросили PaRappa с намертво застрявшим в голове «kick! punch!» и сломанным контроллером, но всё же игра стала прорывом для музыкальных игр и опередила своё время как в плане саундтрека, так и уникальным 3D-видением (ещё бы, с её 2D персонажами).

Shadow Of The Colossus

Ко Отани (PS2, 2005)

Перед Ко Отани встала… колоссальная задача, когда дошло до создания саундтрека к Shadow of the Colossus. Второе и на сегодняшний день последнее творение Team Ico – игра, в которой тщательно сбалансированы выбросы адреналина от подъёма по склону живой горы и моральные переживания, возникающие при её убийстве.

Игра и Отани заставят вас пройти через изнурительные испытания, но главная сила саундтрека проявляется, когда он замолкает. Земля, по которой вы странствуете, давно покинута, порывы ветра и пение птиц – единственное, что вы слышите на протяжении долгого времени. Казалось бы, всё мирно и спокойно, но получается наоборот. Поэтому, когда вы наконец-то сталкиваетесь с очередным колоссом и музыка Отани возвращается, её воздействие становится вдвойне мощнее.

Ridge Racer Type 4

Кота Такахаши, Хироси Окубо, Аска Сакай, Тетсукадзу Наканиши, Кодзи Накагава (PSX, 1998)

Наступил 1999 год, и жанр гонок захватили настоящие психи. Gran Turismo правила балом, теша самых занудных автолюбителей бесконечными модификациями, покрасками и песнями Feeder. Заумная, блеклая и бесконечно мужская игра. Затем вдруг из ниоткуда появилась Ridge Racer Type 4 – гонка, в которой разработчики предоставили на выбор более 300 типов автомобилей (включая один в форме Пакмана), но в то же время почти полностью сосредоточились на геймплее. Наплевав на все каноны Turismo, тайтл также предпочёл пафосному саундтреку на миллион долларов великолепное в своей наивности японское творение от родной команды Namco, которая сделала выбор в пользу электроники, джангла, техно, кислотного джаза и многого другого (прикройте глаза – и некоторые из этих треков сойдут за произведения Bukem; закройте полностью – и получите RDJ Album для бедных). Команда Namco, вероятно, думала, что так звучит будущее, однако в отличие от GT и прочих, саундтрек RRT4 лучше всех возвращает в прошлое.

FTL: Faster Than Light

Бен Прунти (PC/iOS, 2012)

Не прощающий ошибок, чертовски трудный космический рогалик FTL отлично справляется со своей задачей, постоянно держа игрока под прицелом смерти. К счастью, фантастически расслабляющий саундтрек смягчает чувство собственного бессилия. Каждый раз, когда долгие часы ваших усилий летят в никуда, вы возвращаетесь в главное меню – и вся ярость просто растворяется в невесомости. Следует отдать должное Бену Прунти за наши уцелевшие клавиатуры.

Alien Soldier

Норио Ханзава (Genesis, 1995)

В лучших творениях от Treasure (то есть здесь и в Gunstar Heroes) компания талантливо делала акцент на экшен-части сайд-скроллеров, одновременно с этим выжимая максимум из возможностей Genesis. В Alien Solider мы получили саундтрек, который полностью соответствовал часовому напряжению в безумных битвах с боссами. Лучше всего насладиться им во время просмотра прохождения одного из величайших боевых хаосов 16-битной эпохи.

Quake

Трент Резнор (PC, 1996)

Трудно сказать, насколько громким событием стал релиз Quake в 1996 году. Для каждого, кого поглотили Doom и Duke Nukem’ 3D, Quake стала следующим шагом: 3D, готический сеттинг, массивные пушки и саундтрек от Трента Резнора. Да, всё верно: Трента Резнора из Nine Inch Nails наняли для создания зловещего музыкального сопровождения, и в этом был смысл. Примерно в то же время Резнор помогал Дэвиду Линчу с саундтреком для «Шоссе в никуда», как будто пытался показать, что он – нечто большее, чем просто парень из Nine Inch Nails. И ему удалось добиться успеха, сведя воедино графику в стиле Лавкрафта с монотонным гудением, визжащей электроникой и пугающими звуковыми эффектами. Резнор внёс настолько крупный вклад в разработку игры, что коробки с боеприпасами (помните гвозди?) украсили культовым логотипом NIИ.

Fallout 3

Инон Зур (PC/PS3/360, 2008)

Постапокалиптическая серия Fallout известна своими давними джазовыми и биг-бендовыми записями 1940-х годов, но именно в Fallout 3 мы видим их идеальное сочетание. Сам тайтл, без сомнения, стал одной из самых популярных игр своего поколения, и это вполне заслуженно: погружение в идеальный мир от Bethesda – редкое удовольствие, а музыка напоминает игроку о том, что именно было утеряно. Мы узнаём песни, но большинство из нас никогда не слышали их в живую, поэтому они звучат так горько, объединяя нас с одиноким протагонистом, который бредёт по ядерной пустоши в поисках надежды. Мрачный саундтрек Инона Зура без особых усилий достигает цели, изящно усиливая чувство страха, скользящее между строчками великолепных композиций Коула Портера и Билли Холидей.

Silent Hill 2

Акира Ямаока (PS2, 2001)

Здесь нет крови и оккультизма, лишь упадок и лишения. В Silent Hill 2 самый простой и недосказанный сюжет из всех игр серии, который снабжает вас только основными фактами и предоставляет заполнить оставшиеся пробелы самому из всего, что игрок слышит и видит. Причём упор явно на слух: Ямаоке представился шанс полностью изменить «металлическое» звучание первой игры, добавив к нему трип-хоп, пианино и печальный эмбиент, которые отлично вписываются в историю. Депрессивный, выразительный и невыразимо жуткий саундтрек – вот то самое прежде неизвестное, недостающее звено между Дэвидом Линчем и Burial.

Grim Fandango

Питер Макконнелл (PC, 1998)

«Día de Muertos-noir» из Grim Fandango работает, потому что каждой её составляющей уделяется должное внимание и уважение. Пусть это и довольно абсурдная комбинация, но уж точно не простая, и часто немалую роль в восприятии играет саундтрек Макконнелла, созданный в равной степени под влиянием испанского фолка, джаза и культовых нуарных композиций. Он веселит нас изначальной предпосылкой игры (жнецы в роли банальных турагентов), но дальше больше: от смерти Лолы до разборок Мэнни с Домино и вдохновлённой «Касабланкой» кульминации звуковое сопровождение заставляет нас по-настоящему проникнуться этим миром и населяющими его потерянными душами.

Revenge of Shinobi

Юдзо Косиро (Genesis, 1989)

Если вам нужна веская причина, чтобы запустить контроллер в стену, то Revenge of Shinobi подойдёт как нельзя лучше. До появления Demon’s Souls игры бывали очень, очень сложными и далеко не всегда честными. Revenge of Shinobi – один из таких случаев. Однако на фоне раздражения и нескончаемых мук виднелся утешением великолепный саундтрек Юдзо Косиро, который до сих пор остаётся ярким достижением 16-битных времён. Недаром Косиро неоднократно попадал в наш список: его треки в Revenge of Shinobi настолько популярны, что за последнее десятилетие их несколько раз исполнял оркестр. Кто сказал, что игры не искусство?

Shadow of the Beast

Дэвид Уиттакер (Amiga, 1989)

Новичкам в классических тайтлах для Amiga придётся потратить немало часов, блуждая по этим проклятым локациям, попутно побеждая солдат, которые появляются из ниоткуда, и избегая валунов, которым там вовсе не место. Хорошая новость в том, что саундтрек здесь великолепен и навевает умиротворяющую меланхолию, пока вы пробиваетесь к выходу сквозь полчища врагов.

Mass Effect 2

Джек Уолл, Джимми Хинсон, Сэм Халик, Дэвид Кейтс (360/PC, 2010)

Как сама история Mass Effect, так и её музыка объединяет все три части серии. Из них Mass Effect 2 больше, чем другие, представляет собой череду сомнительных решений, принимаемых перед лицом непреодолимых опасностей, однако, несмотря на энергичные бои и научно-популярный сеттинг, тайтлы Mass Effect в основном вращаются вокруг разветвлённой системы диалогов. И наибольшего вовлечения в эту космическую оперу вы достигаете отчасти благодаря многогранному саундтреку Джека Уолла, способному передать малейшие колебания в морали принятых решений. Тема под названием «Suicide Mission» – чистый Голливуд, но при этом невозможно отрицать её неотъемлемую роль в обрамлении одной из величайших кульминаций в истории игр.

Chrono Cross

Ясунори Мицуда (PSX, 1999)

Chrono Cross – своеобразный монстр Франкенштейна, который не имеет ничего общего с путешествиями во времени Chrono Trigger, но приплетает к ним теорию струн. Это ремейк визуальной новеллы, доступной только в Японии (для периферийного устройства к SNES – Satellaview), под названием Radical Dreamers, которая развивала одну из сюжетных линий Chrono Trigger.

Ясунори Мицуда написал саундтрек ко всем этим играм, и пусть его здешняя работа не самая значительная, но зато наиболее личная и совершенная. Несмотря на малый размах Chrono Cross, Мицуда обратился за вдохновением к обеим играм, что позволило ему создать одни из самых интересных композиций в своей карьере. Многие до сих пор ненавидят Chrono Cross, но это не касается саундтрека, равных которому Мицуда пока так и не создал.

F-Zero

Юмико Канки и Наото Исида (SNES, 1990)

Выход Super Nintendo сопровождался нешуточной волной азарта. F-Zero была стартовым тайтлом, присутствовавшим на большинстве демонстрационных консолей. И насколько же радовала эта игра, казавшаяся продуктом новой эры благодаря эффектному Mode 7 (до которого Sega Genesis было далеко), а саундтрек словно подогревал возбуждение. Он и по-прежнему звучит великолепно, начиная энергичным вступлением и заканчивая темой «Mute City», сопровождая наше давнее восхищение прорывной графикой. Ну же, Nintendo, пришло время для ремейка!

Star Control II

Аарон Грир, Эрол Отус, Эрик Берге, Рику Нуоттаярви, Дэн Николсон (PC, 1992)

При прослушивании саундтрека к Star Control II легко предположить, что большинство ответственных композиторов ранее не вылезали с рейв-вечеринок. Несмотря на масштабный научно-фантастический сеттинг, предвосхитивший Mass Effect на добрых 15 лет, большая часть музыкальных треков из Star Control II звучит как потерянная сокровищница 80-х, изобилующая ранее неизданными техно, синти-попом и итало-диско, бережно хранящимися на старых кассетах. Если бы оказалось, что за музыкой к Star Control II на самом деле стоит Legowelt, мы бы даже глазом не моргнули – настолько она хороша.

Pokemon Red/Blue

Дзюнъити Масуда (Game Boy, 1996)

У Масуды получилось уместить целую симфонию в карманном формате, создав коллекцию музыкальных тем, вышедших за пределы технических ограничений Gameboy. От милых сердцу колокольчиков родного Паллет до зловещих мотивов Лавандового города и торжествующих фанфар после победы над лидером стадиона – это эпическое путешествие объединило целое поколение детей.

Ristar

Томоко Сасаки, Наофуми Хатая, Масафуми Огата (Genesis, 1995)

Своей лебединой песней Sonic Team в последние дни Genesis стремились перейти все мыслимые границы, несмотря на угасание 16-битной эпохи. Тем не менее, начиная вступительной «Pray!! Pray!! Play!!» и заканчивая энергичной «Star Humming», яркий саундтрек Ristar скорее напоминает некое торжество. В том, что игра в конечном итоге стала настоящей классикой, без сомнения есть заслуга музыки, которая с самого начала звучала как победный танец.

Street Fighter II

Ёко Симомура и Исао Абэ (Arcade, 1991)

Если вы заглядывали в залы с аркадными автоматами в начале 90-х, то наверняка на фоне всегда слышали Street Fighter II. Каждая композиция здесь по-своему знаковая (в особенности это касается тем Рю и Гайла), но запомнились они благодаря своему насмешливому тону. В недавнем интервью композитор Ёко Симомура рассказала, что стремилась придать каждой из них «чувство страны», избегая чётких представлений о родине бойцов. В итоге получилось уникальное музыкальное видение планеты с японской точки зрения. Несмотря на неординарные тенденции Street Fighter II, через 20 лет её саундтрек воспринимается на удивление зрело.

NiGHTS into Dreams…

Наофуми Хатая, Томока Сасаки, Фумиэ Куматани (Saturn, 1996)

Sega Saturn попортила немало нервов разработчикам, требуя безумных усилий, чтобы наладить работу в 3D. Спишем это на счёт крупных амбиций отменённой Sonic Xtreme. Ну а NiGHTs – это трепетная радость от начала и до конца, с первого полёта до самых титров.

Half-Life 2

Келли Бэйли (PC, 2004)

Если в мире игр существует свой Джон Карпентер (по крайней мере, с музыкальной точки зрения), то это наверняка Келли Бэйли. Его синтезаторный саундтрек для Half-Life 2 близок по духу к нарастающей индустриальной угрозе, определяющей такие фильмы, как «Побег из Нью-Йорка», «Нападение на 13-й участок» и «Чужие среди нас». Мир Half-Life 2 враждебен и требует от вас восстановления событий, которые привели к практически полному уничтожению человечества, и саундтрек Бэйли идеально дополняет атмосферу отчуждения и замешательства, ещё долго преследующих вас после очередной встречи с Джи-Мэном.

Final Fantasy 7

Нобуо Уэмацу (PSX, 1997)

Величайшая RPG в истории нуждалась в соответствующем саундтреке, и в итоге получила его. Некоторые могут часами спорить о том, заслуживает ли Final Fantasy VII звания лучшей игры на свете, которое её часто присваивают, однако в 1997 году мир RPG познал прежде невиданный триумф максимализма. Помните, как после нескольких часов игры вы покидали Мидгар и думали: «Неужели это всего лишь первый город»? Перед вами разворачивалось изобилие возможностей на целых трёх (!) дисках: подводные реакторы, пустынные казино, залитые лунным светом каньоны и многое другое. Всему этому было не обойтись без шикарного саундтрека, и вот – четыре часа (!!!) музыки, от грандиозной битвы с боссом («One Winged Angel») до чрезвычайно трогательных моментов («Flowers Blooming in the Church»), и не забывайте о «Shinra Inc» – невероятно мощной злодейской теме, которую оценил даже Flying Lotus.

Tetris

Хирокадзу Танака (Game Boy, 1989)

Спорный выбор – не потому, что саундтрек «Тетриса» имел определяющее значение (а это действительно так), но из-за его навязчивости. Идя в комплекте с Game Boy от Nintendo, советская головоломка вскоре полюбилась тогдашним казуальным геймерам. Ну а развесёлые мелодии (которых было всего лишь три) стали синонимом разочарования от запоротого идеального забега по вине излишне быстрых блоков. Для некоторых из нас есть, однако, что-то успокаивающее в этих незабвенных 8-битных версиях русской классики и Французской сюиты Баха.

Goldeneye 007

Грэм Норгейт, Грант Киркхоуп, Робин Бинлэнд (N64, 1997)

Тема Джеймса Бонда настолько узнаваема, что вряд ли позавидуешь тому, кому приходится сочинять музыку для тематической игры. Каким-то образом Грэму Норгейту, Гранту Киркхоупу и Робину Бинлэнду удалось совладать с этой задачей. Вне зависимости от уровня, на котором находится игрок, он каждый раз как будто впервые слышит классическую тему Монти Нормана. И добиться этого, сохранив изящное сочетание стелса и экшена в игре, – само по себе немалое достижение.

Rez

Кейчи Сугияма, Томонори Савада, Кодзи Сакурай, Масафуми Огата (Dreamcast, 2001)

Рельсовые шутеры – это, конечно, весело: вы движетесь вперёд и расстреливаете всё, что движется вам навстречу. Сражаетесь с боссом – и двигаетесь дальше. Rez в полной мере воплотила данную идею, выведя лихорадочную стрельбу на уровень синестезии. И если это звучит для вас чересчур претенциозно, то просто сыграйте в неё сами. Или ещё лучше, прислушайтесь.

Rez задаётся вопросом: что если бы всё, что вы делали (стреляли и уничтожали), стало частью единой музыкальной композиции? Вы сами создаёте песни, которые слышите в игре, принимая участие в построении каждого трека (по крайней мере, если у вас всё в порядке с прицелом). И круче всего то, что это происходит в психоделичной версии киберпространства в обрамлении лучшего техно эпохи.

Shenmue

Такенобу Мицуёси, Юдзо Косиро, Такеси Янагава, Осаму Мурата, Рюдзи Ючи (Dreamcast, 1999)

Для консоли, которую так высмеяли сразу после выпуска, Dreamcast породила немало классики. Тем не менее, немногие игры сумели достичь популярности странноватого приключенческого тайтла с открытым миром – Shenmue, игры настолько детализированной, что игроки могли не только изучать город, но и взаимодействовать с окружением. Хотите зайти в бар и ввязаться в драку? Вперёд! Вас манит автопогрузчик? Так сядьте за руль! Как насчёт расслабляющей партии в дартс или забега в Space Harrier от той же Sega? Без проблем! Как понимаете, в такой интерактивной игре на исследования уйдёт немало времени. К счастью, саундтрек от Такенобу Мицуёси и Юдзо Косиро настолько великолепен и уместен, что вы будете наслаждаться каждым моментом, проведённым в мире Рё, даже спустя пару десятков (почти) ничем не отличающихся боёв.

Metroid

Хирокадзу Танака (NES, 1986)

Просто прослушав саундтрек к Metroid от Танаки, вы вряд ли поймёте, что эта игра разрабатывалась с упором на чувство растерянности и одиночества. Эти 13-минутные блуждания и дезориентирующие звуки должны были достучаться до игрока и размыть границы между музыкой и остальным эффектами. Единственная реальная мелодия ощущалась только после победы, которой в то время достигали немногие дети, проводившие долгие часы в мрачных пещерах Бринстара и Норфайра. Иными словами: Танака обеспечил многим из нас незабываемое детство.

Superbrothers: Sword & Sworcery EP

Джим Гатри (iOS, 2011)

Казуальная игра, ничем не уступающая ААА-тайтлам? Superbrothers: Sword & Sworcery EP захватила iOS благодаря своей уникальной инклюзивности. Причём не только в плане сюжета и геймплея, которые радовали своей загадочностью, чего не случалось со времён Amiga, но и игнорированием прочных традиций шутеров, а также западающим в память, прекрасным саундтреком Джима Гатри. Он настолько же стилизован и непредсказуем, как и яркая графика игры. Более того, саундтрек выступает элементом игрового процесса, позволяя игрокам запускать различные треки, путешествуя по миру и взаимодействуя с другими персонажами. Надеемся, что это начало чего-то большего для платформ iOS и Android, которым, вероятно, уготована роль инновационной сферы для игр предстоящего десятилетия.

Actraiser

Юдзо Косиро (SNES, 1990)

У Юдзо Косиро определённо проявился природный талант в испытании новой консоли и создании уникальных звуков вопреки ограничениям её аппаратной части. Actraiser, некий гибрид Sim City, hack-and-slash и симулятора бога, появилась на свет в 1991 году, когда SNES всё ещё была новинкой. Музыка для этих первых игр просто потрясающая (привет, F-Zero!), однако Косиро пошёл ва-банк, сочиняя динамичные, сногсшибательные мелодии, выходящие далеко за рамки джинглов и делавшие звучание SNES настолько шикарным, что другим композиторам понадобился не один год, чтобы достичь тех же высот.

BioShock Infinite

Гарри Шаймен и Джим Бони (PS3/360/PC, 2013)

Напряжённый и вместе с тем величественный саундтрек Bioshock Infinite отлично передаёт жестокость, скрывающуюся в сердце летающего города Колумбия, но выделяется он не самими мелодиями и не современной обработкой христианского гимна «Will the Circle Be Unbroken» в роли зловещего приглашения умереть. Дело в смутно знакомой музыке, изъятой из подходящего времени: здесь и регтайм-версия «Everybody Wants To Rule The World» от Tears For Fears, и перепевка «God Only Knows» от The Beach Boys. Все эти композиции составляют дополнительный эмоциональный слой, но то, как они выводят на первый план основные сюжетные откровения игры, настолько же гениально, как было когда-то в The Ocarina Of Time.

Castlevania: Symphony of the Night

Митиру Яманэ (PSX, 1997)

В данном списке без Castlevania не обойтись. Можно было бы выбрать практически любую игру серии (за исключением неказистого перезапуска), но Symphony of the Night с небольшим отрывом выигрывает: уже по названию видно, что музыка играет здесь немаловажную роль. Невероятен сам масштаб любимого саундтрека Митиру Яманэ: ей удалось причудливым образом объединить металл, техно и классику, не забывая о чётком ритме, и то, что могло бы звучать как второсортные треки из случайного аниме, в конечном итоге стало воплощением величия в лучших традициях Castlevania. В некоторых случаях сама игра отображает название того или иного трека, как будто вы оказались героем необычного 2D-клипа, и по какой-то причине в этом есть смысл. Чистая классика!

Clock Tower

Кодзи Ниикура и Каори Таказоэ (SNES, 1995)

До Resident Evil была Clock Tower: хоррор-выживание, взявший за основу схему LucasArts и приставивший тесак к её горлу: вы можете умереть и будете делать это неоднократно. Черпая вдохновение из творчества Дарио Ардженто (чей фильм «Феномен» стал толчком для самой игры), саундтрек игры получился уникальным по всем параметрам: мелодии в духе Zaytoven в сочетании с кислотными басовыми партиями, которые оттеняют нетипичные барабанные паттерны и зловещие риффы. И это в 1995 году. На SNES.

Sonic the Hedgehog 3 & Knuckles

Ховард Дроссин, Бобби Брукс, Брэд Баксер, Сирокко Джонс, Дэррил Росс, Даг Григсби III, Джофф Грэйс, Дзюн Сэноуэ, Майкл Джексон, Тацуюки Маэда, Томонори Савада, Ховард Дроссин, Масару Сецумару, Масаюки Нагао, Сатио Огава, Токухико Увабо, Ёсиаки Касима (Genesis, 1994)

Неудивительно, что до сих пор ходят слухи, что в этот саундтрек тайно внёс вклад сам Майкл Джексон. Sonic 3 & Knuckles удалось подарить нам лучшую тему босса/Эггмана, загадочную тему Наклза, ледяное звучание «Ice Cap 2» и сонную сладость «Endless Mine» (истинная жемчужина, скрытая в ужасах кооперативного режима). Это лучшее, что предлагала серия Sonic, так что можно и простить создателям «Drowning» – одну из самых огорчающих композиций в истории игр.

Super Mario Bros.

Кодзи Кондо (NES, 1985)

Культовая мелодия заиграла в вашей голове сразу, как только вы увидели название, не так ли? С первого прыжка на гумбу она навсегда запечатлелась в вашем подсознании. Но это ещё не всё: под водой музыка вдруг изменилась. Динамические настройки в видеоигре? В 1985 году? Здесь саундтрек впервые стал неотъемлемой частью геймплея. В серии Mario встречались игры и получше, что касается и звукового сопровождения, но начиналось всё именно так. И 30 лет спустя Кодзи Кондо всё так же сопровождает подрастающие поколения геймеров.

Journey

Остин Уинтори (PS3, 2012)

Словами не описать, каково это – впервые пройти Journey от начала и до конца, поэтому, если вы до сих пор не играли в неё, забудьте обо всём и включайте свою PS3. Если последней у вас нет, украдите у друга. А когда пройдёте, возвращайтесь.

Остин Уинтори здесь попал в точку. Композитору потребовалось три года, чтобы записать саундтрек для игры, чередуя творческие порывы с тестовым исполнением (прибавьте к этому удобный график для всех музыкантов), и в результате получилась настоящая эпопея, идеально дополняющая ваше путешествие. Всё начинается с оркестра, затем вас ждут электронные и гудящие мотивы, перерождающиеся в итоге в целую симфонию. При отдельном прослушивании саундтрек поражает идеальным ритмом, да и в самой игре он просто безупречен, так что слова вновь и вновь терпят неудачу.

Jet Set Radio

Хидэки Наганума (Dreamcast, 2000)

Jet Set Radio выглядит как комикс и в плане геймплея представляет собой нечто среднее между Tony Hawk’s Pro Skateboarder и симулятором граффити. Вплоть до сегодняшнего дня о подобных тайтлах никто не слышал, и то же касается саундтрека, объединившего бигбит 90-х, J-pop и хип-хоп в яркой коллекции инструментальных треков, как нельзя лучше подходящих для психоделичных посиделок с Dreamcast. В некоторых иностранных версиях игры были задействованы лицензионные композиции от Jurassic 5, Rob Zombie и им подобных, но в этом не было никакой надобности: оригиналы от Хидэки Наганумы – одни из самых шикарных анархических игровых мелодий, созданных в Японии.

Final Fantasy VI

Нобуо Уэмацу (SNES, 1994)

Споры о том, какая Final Fantasy лучше, наверное, не утихнут до конца времён, однако будем честными: что касается музыкального сопровождения, побеждает, безусловно, magnum opus Нобуо Уэмацу – великолепная коллекция практически безупречных треков, разбитая на три диска (впервые в жанре саундтрека).

К 1994 году Уэмацу уже достиг определённых высот, но как только франшиза решила сменить средневековье и мечи на стимпанк и порох, композитор стал настоящей легендой. Даже спустя пару десятков лет мы всё ещё замираем от волнения, когда в первый раз видим истинное лицо Кефки или когда на оперной сцене поднимается занавес, а затем всё летит в тартарары.

Earthbound

Кэйити Судзуки, Хирокадзу Танака, Хироси Канадзу, Тосиюки Уэно (SNES, 1994)

Earthbound (как и вся серия Mother) по-настоящему уникальна в своём небольшом причудливом мире. Загадочная привлекательность Earthbound заключается не в чём-то одном, а в сочетании всех без исключения элементов. Здешним сюрпризам буквально нет конца.

Саундтрек Earthbound, состоящий из более чем 150 треков, наверное, самый объёмный в нашем списке. Вдобавок ко всему он невероятно креативен. Звёздная команда из ветеранов Nintendo (Хирокадзу Танака), композиторов кино (Кэйити Судзуки) и даже бывшего участника Yellow Magic Orchestra постаралась на славу. Возможно, именно тогда в видеоиграх начали творчески использовать семплы. Ну и после какой ещё богатой на события игры вам вдруг напомнят… позвонить маме?

Secret of Mana

Хироки Кикута (SNES, 1993)

Первый и одновременно лучший саундтрек Хироки Кикуты. Музыкальное сопровождение Secret of Mana (одной из первых игр жанра, в которой наравне с MIDI использовались семплы) задало планку как для Square, так и для SNES. И хотя в дальнейшем его превзошли Chrono Trigger и Earthbound, только попробуйте сказать, что существует лучший 16-битный опенинг для RPG, чем «Fear of the Heavens», и мы назовём вас лжецом.

Resident Evil 4

Мисао Сенбонги и Шусаку Утияма (GameCube, 1995)

Сложно передать всеобъемлющее чувство безопасности, когда из динамиков льётся безмятежная мелодия сохранения из Resident Evil 4. Знаковая серия хоррор-выживаний от Capcom всегда славилась великолепными саундтреками, однако Мисао Сенбонги и Шусаку Утияма поразили всех своим вкладом в четвёртую (и лучшую) часть саги. Динамичные и запоминающиеся композиции не только помогли подчеркнуть нарастающий ужас и накалили моменты экшена, но и познакомили множество геймеров с изящностью синтетической атмосферы.

Donkey Kong Country 2: Diddy’s Kong Quest

Дэвид Уайз (SNES, 1995)

Ещё до того, как геймплей Donkey Kong Country 2: Diddy Kong’s Quest доказал, что игра далеко опередила оригинал (Godfather II в мире платформеров), «K. Rool Returns» от Дэвида Уайза разложила всё по полочкам. Эти бойкие струнные в сочетании с торжествующими рожками недвусмысленно утверждали: эта захватывающая игра вам не по зубам. Прибавьте сюда одни из самых насыщенных образцов эмбиента того десятилетия – «Forest Interlude» и «Stickerbrush Symphony» (которая, по его собственному заявлению, вдохновила на карьеру Райана Хемсворта) – и получите величайшую работу одного из лучших композиторов современности.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Кодзи Кондо (N64, 1998)

Ocarina of Time – первая игра в серии Zelda вышедшая в 3D на крупнейшем в то время картридже для N64. В то же время её саундтрек – последний, над которым Кодзи Кондо работал в одиночку, и лучший во всей франшизе.

Полностью отказавшись от оригинальной темы Zelda (как возмущались фанаты!), Кодзи воспользовался возможностями N64, чтобы максимально расширить и улучшить Link to the Past. По большей части музыкальное сопровождение выигрывает из-за прямого включения в сюжет и геймплей (см. намёк в названии), однако даже в изолированном прослушивании данный саундтрек потрясающ: лёгкие, но с ноткой грусти темы города и леса («Kakariko Village», «Lon Lon Ranch», «Lost Woods») стали вечной классикой, подземелья («Dodongo’s Cavern», «Shadow Temple», «Spirit Temple») отсылают к бесконечному одиночеству Super Metroid, и наравне с водной темой из Mario 64 «Inside the Deku Tree», «Zora’s Domain» и «Forest Temple» говорят в пользу тогдашней технологичности N64. Как и в первый раз на просторах 64-битного Хайрула, саундтрек Ocarina of Time по-прежнему навевает ощущение необъятных просторов, свободы и безграничных возможностей.

Red Dead Redemption

Билл Элм и Вуди Джексон (PS3/360, 2010)

Игры так часто зациклены на самом процессе, что редко позволяют нам остановиться и несколько минут полюбоваться видами. Со своей суровой атмосферой освоения Дикого Запада на пару с саундтреком в лучших традициях спагетти-вестернов от Билла Элма и Вуди Джексона Red Dead Redemption предоставляет немало возможностей насладиться пейзажем, будь то преследование паровоза или восход солнца над пустыней. Тем не менее, в памяти большинства из нас осталась шикарная песня Хосе Гонсалеса «Far Away», сопровождавшая поездку в Мексику, – момент, который доказал, что играм не чужды кинематографические вставки, совершенно не отстающие по уровню от шедевров на большом экране.

Portal

Келли Бэйли и Майк Мораски (PC, 2007)

Когда речь заходит о саундтреке Portal, многие вспоминают ироническую «Still Alive» Джонатана Колтона, и не зря: всё-таки он мастерски передал весь юмор ситуации одной песней. Тем не менее, великолепный саундтрек от Келли Бэйли сыграл не менее важную роль в представлении стерильных испытательных камер Aperture Science, мастерски отражая сбивающую с толку атмосферу корпоративного обучения вполне мирной серией эмбиент-треков и энергичными темами побега. Portal – не только забавная, но ещё и довольно жуткая игра, а саундтреков, равных местному по тревожности, навеваемой без каких-либо усилий, нет даже в хоррорах.

Streets Of Rage 2

Юдзо Косиро и Мотохиро Кавасима (Genesis, 1992)

Во времена «консольных войн» Sega, изначально ходившая в побеждённых, действовала куда решительнее, чем её более крупные и удачливые конкуренты Nintendo. Консоли последних воспринимались как детские игрушки (и этот штамп жив до сих пор), ну а Genesis от Sega казалась более взрослым, в основном благодаря таким тайтлам, как Streets of Rage – жёсткий сайд-скроллерный beat-em-up, которым Nintendo никогда не стали бы пятнать свой имидж «для всей семьи».

Саундтрек к игре также был более «зрелым», чем лёгкие и весёлые треки из Sonic the Hedgehog и Super Mario World. Вместо этого геймеров потчевали композициями в стиле техно и брейкбит от Юдзо Косиро, привносящими в атмосферу некую клубную развязность. Сказать, что они оказали сильное влияние, – значит скромно промолчать: Ikonika, Joker и Just Blaze открыто говорят о великолепном саундтреке Streets of Rage 2, а многие другие музыканты, без сомнения, увлеклись электроникой благодаря великому Косиро.

Katamari Damacy

Юу Мияке, Аска Сакай, Акитака Тохьяма, Хидеки Тобета, Ёсихито Яно, Юри Мисуми (PS2, 2004)

Просто попытайтесь подобрать подходящую мелодию для скатывания огромного шара из конфет, людей и ещё кучи вещей, чтобы починить звёздное небо, случайно разрушенное вашим пьяным отцом. Katamari Damacy – одна из самых причудливых, запоминающихся и изумительных поп-коллекций последнего десятилетия, всегда свежая, неповторимая и в божественном качестве. А ещё она вечна. В эту музыку невозможно не влюбиться. Но что забавно: взгляните на любой топ музыки десятилетия – и сразу же поймёте, что именно этой коллекции там и не хватает.

Silent Hill

Акира Ямаока (PSX, 1999)

На момент появления Silent Hill в 1999 году хорроры-выживания уже выделились в успешный поджанр. Resident Evil и её сиквел стали громкими хитами, так что геймеров Playstation подготовили к тому, чему была уготована роль одной из наиболее значимых игр платформы. От сверстников Silent Hill отличал не только размеренный темп геймплея, но и западающие в память экспериментальные треки в духе Линча в сочетании с всепоглощающими звуковыми эффектами.

За всё это можно поблагодарить Акиру Ямаоку, который сам вызвался занять место ранее выбранного композитора после его ухода. Как фанат британского электро-попа (Ultravox, Visage) и немецкого индастриала (Nitzer Ebb), он стремился привнести в саундтрек черты обоих направлений. Когда Ямаока впервые продемонстрировал результат своей работы остальной команде, они подумали, что наткнулись на баг. В дальнейшем леденящий душу белый шум стал своеобразной визитной карточкой игры.

Примечательно, что ключевым устройством для отслеживания редких и безмерно пугающих врагов в Silent Hill стало радио, которое издаёт помехи по мере приближения врагов. В сочетании с давящими, прерывающимися звуками FM-синтезатора атмосфера игры надолго западала в память тысяч юных геймеров. В 2015 году игры (и в особенности хорроры) частенько черпают вдохновение в экспериментальном эмбиенте, и за это, безусловно, спасибо Акире Ямаоке.

Super Metroid

Кендзи Ямамото и Минако Хамано (SNES, 1994)

Как непрерывно развивающийся паразит, Super Metroid подвергает оригинал значительной метаморфозе. Вступительные мотивы звучат даже более отчуждённо, чем в первой Metroid, но затем проглядывает нечто знакомое лишь тем игрокам, которым в тот раз удалось дожить до конца: нотки героизма. Это очевидный шаг назад, однако такова по своей сути Super Metroid.

После краткого введения вы с Самус Аран отправляетесь обратно, в тот самый туннель, где завершились события оригинала, чтобы… спасти личинку метроида? И вот она главная тема, побуждающая защищать, а не убивать. Так начинается одна из самых эмоциональных игровых историй всех времён без единого диалога. При отсутствии других людей, с которыми можно было бы поговорить, мысли и чувства Самус передаются исключительно саундтреком. Мирное гудение Кратерии навевает фоновое облегчение: жизнь вернулась в эти знакомые места (явное влияние на The Last Of Us). Ошеломляющий ужас отчаянных битв с боссами с силой захлёстывает нас, потому что его слышно в прерывистой, пронзительной музыке. Позже, в водных темах таинственной Маридии, мы вместе с Самус задаёмся теми же вопросами: «Что это за место? Что здесь произошло?”

И, наконец, в последние безнадёжные моменты сражения с Материнским Мозгом, когда метроида, которого мы пытались спасти, убивают на глазах Самус, и её переполняет неукротимая родительская ярость, что возвращается? Та самая мелодия, которую мы слышали в начале, только теперь, без характерных пугающих ноток, она стала гораздо чище, сильнее, смелее, полнее. Как и мы.

Megaman 2

Такаси Татеиси (NES, 1988)

Мелодии NES всегда будут вечны по одной причине: благодаря их простоте. Тогда и сами игры были такими. Вы просто играли и надеялись на победу. Социальные комментарии? Умопомрачительные сюжеты и неоднозначные персонажи? Даже в планах не было. Всё, что вы делали в Megaman 2, – это бегали, прыгали, целились и стреляли до тех пор, пока от армии Доктора Вайли не оставалась горстка пикселей.

Другими словами, раньше всё сводилось к чистому развлечению, а для полноты впечатлений не хватало только надёжной коллекции отличных мелодий, поддерживающих желание идти до конца даже после многочисленных смертей. Вы запоминали эти треки, как и сами уровни. Причём каждая тема настолько хороша, что определить лучшую из них не помогут даже считалочки. У Megaman 2 лучший саундтрек на NES, недвусмысленно объясняющий, как простые 8-битные мелодии способны вдохновлять на нечто подобное.

The Last Of Us

Густаво Сантаолалья (PS3, 2013)

На первый взгляд The Last Of Us – очередная постапокалиптическая история с зомби, однако в её основе лежит удивительная связь, формирующаяся между осиротевшей девочкой и мужчиной, который несколько лет назад потерял дочь. По своему тону игра ближе к «Дороге», чем к Resident Evil, и композитор таких фильмов, как «21 грамм» и «Горбатая гора», Густаво Сантаолалья, смог придать игровому саундтреку необходимую эмоциональную нагрузку. The Last Of Us справедливо считается знаковым тайтлом в развитии сюжета, подачи и актёрской составляющей в видеоиграх, но при этом рефлексивный саундтрек Сантаолальи не менее важен и доказывает, что музыкальная утончённость в блокбастерах никогда не бывает лишней.

Chrono Trigger

Ясунори Мицуда, Нобуо Уэмацу, Норико Мацуеда (SNES, 1995)

Для игры, которая охватывает более 65 000 000 лет и часто называется лучшей RPG в истории, Chrono Trigger удивительно недооценена. Появившись на свет в промежутке между титанами серии Final Fantasy, этот необычный гибрид Secret of Mana и Day of the Tentacle, где ваша команда состоит из робота, лягушки и дикарки из каменного века, для многих стал вершиной золотого периода Square, а его саундтрек, хоть и не в открытую, оказал весомое влияние на все RPG компании.

Опередив своё время с точки зрения подхода и влияния, игра стала чуть ли не гипнотической: Мицуда утверждает, что в случае с отдельными треками он опирался на конкретные сны и вдохновлялся творчеством Вангелиса (имеется даже трек под названием «Memories of Green»). Иногда трудно прожить день, не услышав мелодию, частично выросшую из «Corridors of Time», а Райан Хемсворт, Murlo и Groundislava – лишь некоторые из современных продюсеров, ощутивших на себе влияние этих композиций.

Ico

Митиру Осима, Коичи Ямазаки, Мицукуни Мураяма (PS2, 2001)

После энергичной электроники и других эпичных мелодий мы заканчиваем наш список Ico – игрой, которая будто бы создана, чтобы заставить вас почувствовать себя маленьким и беспомощным. Сопровождая Ико и Ёрду, двух юных жертв обстоятельств в их блужданиях по древним руинам в поисках спасения, мы учимся ценить моменты покоя и раздумий гораздо сильнее любого экшена. В своём глубоко органичном саундтреке Осима прибег к цикличным мотивам, пугающим либо расслабляющим (иногда одновременно, как в случае с печальной «Castle In The Mist»), чтобы показать, как разрывается цикл насилия. Это игра о силе, растущей из дружбы. Игра о держании за руки.

Игровому саундтреку чрезвычайно важно достигать человека по ту сторону экрана, и в этом Ico поистине мастер. Взять, к примеру, краткий лихорадочный сон «Who Are You», проглядывающий из туманной мелодии, прежде чем всё исчезает во мраке эмбиента. Этот нарастающий ужас напоминает о тенях, стремящихся похитить вашу подругу, с которыми Ико вынужден бороться обычной палкой (даже если вы найдёте меч, герой едва ли сможет им свободно размахивать, ведь он – всего лишь ребёнок). Тот отрывок и зловещие переливы «Darkness», сопровождающей моменты отчаяния, дышат спокойным, ровным ужасом, ощущаются как музыкальный эквивалент крика в ночном кошмаре, оказывающегося глухой тишиной.

И всё же они делают редкие мгновения спокойствия ещё нежнее и значимее. Антиподом «Darkness» выступает «Heal» – чудесная колыбельная, обрамляющая драгоценные периоды отдыха на каменных скамейках (местные точки сохранения). Одни из самых запоминающихся моментов Ico связаны с загрузкой игры после перерыва, когда пара героев дремлет под светлую мелодию, как Ингмар и Сага в финале «Моей собачьей жизни». Настоящего величия Ico достигает, когда очищающая «You Were There» расцветает в душераздирающем финале, но навсегда с нами остаются именно стремительное изящество и неминуемая обречённость игры в целом. Иногда нечто лёгкое и едва заметное может показаться величайшей вещью в мире. Например, эти спокойные сильные напевы и держание друга за руку.

Похожие записи