Blizzard разрабатывает официальные «ванильные» сервера для World of Warcraft. Ещё год назад я бы решил, что это чья-то неуместная шутка. На фоне регулярных запусков и падений фанатских «ванильных» серверов и полного игнорирования этого факта со стороны Blizzard, многим казалось, что эта мечта перешла в разряд несбыточных. Но совсем недавно на церемонии открытия Blizzcon 2017 прозвучала ожидаемая фанатами новость. Я поговорил с вице-президентом и исполнительным продюсером Blizzard Дж. Алленом Брэком, чтобы узнать все подробности этого решения. Компания пока не раскрывает точную дату запуска серверов, но у меня и без этого было немало вопросов. Самый важный из них можно было сформулировать следующим образом: «Учитывая, что бешеная популярность “ванильных” серверов World of Warcraft осталась в прошлом, почему студия решила вернуть их именно сейчас?»
«Потому что сообщество поклонников игры просто завалило нас просьбами об этом», отвечает Брэк. «Мы слышим это от игроков, слышим от тех, кто уже не играет, слышим от людей, работающих над World of Warcraft, и даже ребята из других отделов Blizzard время от времени говорят нам, что было бы неплохо с этим что-нибудь сделать».
И спустя несколько лет Blizzard всё-таки нашла способ это сделать.
Назад в Азерот
Брэк говорит, что Blizzard прекрасно видела, чего хотят фанаты, однако до недавнего времени компания просто не могла найти способ реализовать задуманное. «Проблема заключалась в том, что нам фактически пришлось бы запустить две MMO», отмечает он. «Речь идет о классическом WoW и о современном WoW. Дело в том, что классический WoW и нынешний работают по разным принципам. В классической версии WoW довольно много багов и проблем, а также эксплойтов, о которых знают практически все поклонники игры. В современной же версии WoW все эти проблемы отсутствуют, и мы потратили немало времени на их устранение, поэтому мы так долго искали способ запустить две MMo одновременно».
Как видите, проблема оказалась намного глубже, чем на первый взгляд, и касалась она в первую очередь программного кода и оборудования использовавшегося для создания «ванильного» World of Warcraft образца 2003 года. Для запуска классических серверов Blizzard пришлось бы создать отдельную архитектуру серверов и клиентов, полностью отличающуюся от той, что применяется в современной World of Warcraft. Компании потребовались бы ресурсы для одновременной поддержки двух масштабных MMO, а это намного сложнее, чем можно подумать. Решение, к которому пришла студия, по словам Брэка, это настоящий прорыв.
«Я полагаю, мы нашли способ запустить классические сервера на современной технической инфраструктуре», говорит он. «Под инфраструктурой я подразумеваю принцип работы базы данных, объединяющей игроков на всех континентах. Это достаточно сложная задача, но нам удалось решить вопрос запуска классической WoW».
Мы прилагаем колоссальные усилия и с ответственностью подходим к работе.
Дж. Аллен Брэк
Брэк подчеркнул, что использование современной архитектуры серверов не означает, что классические сервера будут иметь те же особенности, что и сервера для нынешнего World of Warcraft. Это значит, что в игре будет отсутствовать система автоматического матчмейкинга для рейдов и другие функции. Пока не совсем понятно, как это будет реализовано, однако Брэк говорит, что команда разработчиков намерена воссоздать аутентичный опыт игры на «ванильных» серверах World of Warcraft. «Классический WoW запомнился не серверами, позволявшими совмещать несколько миров, как в наши дни. Сообщество игроков ясно дало понять, что людям нужно как можно более точное воссоздание «ванильного» WoW».
Эту задачу выполняло отдельное подразделение Blizzard, никак не связанное с разработчиками нынешнего World of Warcraft и его нового дополнения. Это отличная новость для тех, кого больше интересует будущее Warcraft. «Мы наняли для этого совершенно новых людей, которые были заинтересованы в возрождении классического WoW и воссоздании старой атмосферы», говорит Брэк. «И данное решение позволит нам добиться успеха».
Это весьма масштабный проект, и именно поэтому Blizzard не спешит объявлять дату релиза. «На данный момент ещё рано говорить о сроках выхода. Пока мы объявляем о том, что работаем над проектом и со всей серьёзностью относимся к возрождению классических серверов. Мы прилагаем колоссальные усилия и с ответственностью подходим к работе».
Смена настроения
Для преданных фанатов, ожидавших подобного заявления долгие годы, энтузиазм Брэка может выглядеть иронично. Ещё на Blizzcon 2013 поклонник игры, поинтересовавшийся, есть ли вероятность того, что Blizzard создаст официальные сервера для классического World of Warcraft и его дополнений, услышал от Брэка следующий ответ: «Нет. И, знаете, вам это и не нужно. Вам кажется, что вы хотите этого, но в глубине души вы понимаете, что это не так».
Последнее предложение возмутило многих, и его до сих пор припоминают Брэку при любом удобном случае. «Та реплика и правда быстро заработала дурную славу», смеётся он.
Фраза «Вам кажется, что вы хотите этого, но в глубине души вы понимаете, что это не так» стала первым бревном в костре огорчения фанатов, которые убедились в том, что Blizzard больше не волновало мнение игроков. Брэк уверяет, что не так. «Я не очень понимаю, почему все считают, что нас больше не интересует классический World of Warcraft, однако эти заявление далеки от истины. Мы всегда держали эту идею про запас, и если бы у нас был способ легко вернуть классический WoW, мы бы им воспользовались. Всё это время мы просто искали данный способ».
«Во фразу, которую многие восприняли в штыки, я на самом деле вложил не совсем то, что в ней увидели. Я пытался объяснить, что не стоит смотреть на всё через розовые очки», говорит Брэк. «То есть всем нам знакома ностальгия – тоска по былым временам, событиям, этапам в жизни, и большинство из нас именно такие чувства и испытывает по отношению к классическому World of Warcraft. Если оглянуться на те вещи, которые вы полюбили, и посмотреть на них со стороны, отбросив нотки ностальгии, то не всегда получается понять, что же в них было особенного».
Брэк приводит для сравнения свою любовь к «Звёздным войнам». Он говорит, что, как и большинство людей, он обожает первый из вышедших фильмов («Эпизод 4»), поскольку у него с ним связаны тёплые воспоминания. Это часть его ностальгии. Если бы «Звёздные войны» начали выходить только сейчас, то смогли бы они так же повлиять на культуру и добиться такого же широкого признания? Довольно спорный вопрос, однако Blizzard больше не позволяет себе диктовать фанатам, о чём им можно думать, а о чём нет. «Моё личное мнение не играет роли», скромно говорит Брэк. «Эта игра многое значит для поклонников. Её любят и ценят, и в ней проводили не одну сотню часов, и подобное редко можно встретить в современном игровом мире. Поэтому мы и хотим воссоздать этот опыт на уровне качества, присущего всем проектам Blizzard».
Туристический сезон
Если игра затянет миллионы геймеров на несколько лет, это шикарно. И даже если она увлечёт лишь несколько десятков тысяч, это тоже хороший результат.
Дж. Аллен Брэк
Интересно будет увидеть темпы популярности классического World of Warcraft в долгосрочной перспективе. Некоторые критикуют направление развития современного World of Warcraft, не обращая внимания на удобную систему автоматического матчмейкинга или новые способы быстрого перемещения по миру. Брэк отмечает, что «ванильный» World of Warcraft имел ряд недостатков, заметно тормозивших геймплей, о чём эти критики почему-то предпочитают не вспоминать. В наличии этих недостатков убедилась и команда разработчиков, ознакомившаяся с частным сервером Nostalrius в прошлом году. Брэк рассказал, что владелец сервера Nostalrius поделился кодом с сотрудниками Blizzard, чтобы помочь в воссоздании «ванильного» WoW.
«Для нас это было очень удивительно», смеётся Брэк. «Я уже и забыли, что после использования баффа на интеллект нужно было пить зелье, даже если ты применяешь его не на себя, а на члена своего отряда. У меня всё это выветрилось из памяти. И думаю, что я в этом не одинок».
Он отмечает, что подобных мелочей множество – тех, о которых большинство игроков уже успело забыть. В качестве примера он приводит необходимость фармить экипировку с защитой от огня, кормить питомцев или покупать амуницию – незначительные детали, которые были убраны из игры ради того, чтобы геймеры могли сконцентрироваться на самих приключениях, а не на выполнении рутинных задач.
Как давний поклонник World of Warcraft, я, если честно, и сам не знаю, будут ли пользоваться успехом возрождённые классические сервера. Мне кажется, что как только спадёт первая волна заинтересованных «туристов», заскочивших на огонёк, в игре останется относительно небольшая геймерская база. «Это нормально», заверил меня Брэк. «Я не вижу в этом ничего плохого. Мы понимаем, что основной контингент будет довольно скромным в численности, и мы создаём игру специально для них – для того, чтобы и они могли получать искреннее удовольствие».
«Я думаю, поначалу будет много туристов», добавил он. «Но это не важно. Мы намерены сделать продукт с традиционным для Blizzard высоким уровнем качества и сфокусированы только на этом. Если игра затянет миллионы геймеров на несколько лет, это шикарно. И даже если она увлечёт лишь несколько десятков тысяч, это тоже хороший результат. Для нас важно воссоздать ту классическую атмосферу и дать людям возможность вернуться в неё. Таким образом, мы сумеем сохранить один из самых влиятельных в истории видеоигр проектов, и мы считает, что итоговый результат оправдает все вложенные усилия».