Call of Cthulhu: расследования, безумие и тёмные тайны

Нечто ужасное скрывается в тенях. Выжидает. Набирается сил.
Нечто ужасное скрывается в тенях. Выжидает. Набирается сил.

Окутанная ореолом из мистики, игра Call of Cthulhu до недавних пор была скупа на детали. Но недавняя презентация пролила немного света на детективный RPG-хоррор с акцентом на сверхъестественное от компании Cyanide. Проходила презентация в окрашенной в зелёные тона комнате, которая отлично вписалась бы по стилю в особняк Семейки Аддамс, и где нам показали 20-минутную демо-версию, которая, однако, обошлась без щупалец, сектантов и оккультных бормотаний. Но при этом дух Лавкрафта пронизывал буквально каждый кадр, что привело меня (как и всех присутствующих) в натуральный восторг.

Итак, я уже надел тёмный балахон, зажёг чёрные свечи, а значит, самое время рассказать про игру во всех подробностях.

Так что за чертовщина происходит в Call of Cthulhu?

На острове Дарквотер находится особняк Хоукинсов – величественный серый дом, хранящий множество секретов. Одной ужасной ночью в особняке разразился пожар, в котором погибли трое его жильцов – художница Сара Хоукинс, её муж Чарльз и их сын. Полицейское расследование не дало никаких результатов. В их деле было полно белых пятен, а потому его быстро закрыли. Подозрительно быстро, если задуматься.

Нам предстоит играть за частного детектива Эдварда Пирса, а действие разворачивается в 20-х годах 19-го века. Его нанимает отец Сары, чтобы узнать, что на самом деле произошло в ту ночь. И Пирс в поисках ответов натыкается на таинственный культ, множество новых загадок и жутких созданий, встречи с которыми не пожелаешь и врагу.

Остров Дарквотер – это довольно странное место. Угрюмые местные жители явно вам не рады. Для них вы городской. Чужак. И здесь явно творится что-то неладное, а вам предстоит выяснить, что скрывается в тенях. Вас ждут поиски улик, расследования и диалоги с обитателями острова, что в итоге даст полную картину не только относительно пожара, но и того, что на самом деле происходит на острове. Кто знает, возможно, вы даже решите остановить эту чертовщину. Возможно. Если не поддадитесь медленно подступающему безумию…

Сначала о главном: знания – это ваше единственное оружие

Никаких перестрелок с толпами монстров – в Call of Cthulhu оружия практически нет. Вместо этого нужно обращать внимание на все мелочи, связанные с островом и его обитателями. Ваши находки позволят открывать новые ветки диалогов, новые квесты, продвигая, таким образом, сюжет вперёд. Но попытки докопаться до правды не раз будут сводить вас с ужасными монстрами и не менее ужасными тайнами, так что каждый шаг на пути к истине будет приводить к уменьшению полоски, отображающей вменяемость героя (об этом чуть ниже) – тяжело познать секреты Лавкрафта и сохранить при этом здравомыслие.

Как объяснил Максимилиан Латц (один из сценаристов Call of Cthulhu), «чем больше информации ты соберешь» в процессе исследования окружения, «тем сильнее станешь». Новые знания «открывают новые пути прохождения игры» или «помогают одолевать чудовищ».

Итак, в демо-версии мне довелось пройтись по особняку Хоукинсов и его окрестностям. В глаза сразу бросается кладбище на фоне увядших деревьев и серого неба (если вы ждали светлых тонов, то явно пришли не по адресу). Из жесткой земли выступают три надгробия. Возле двух лежат цветы, а к третьему очевидно давно никто не подходил – его словно игнорировали. Наклонившись и стерев грязь с таблички с именем, мы понимаем, что это могила Чарльза Хоукинса, мужа Сары. Похоже, его кто-то недолюбливает.

Столкнувшись со смотрителем (чей топор в ходе сцены находится чересчур близко к лицу нашего героя), мы впервые видим, насколько важно здесь обращать внимание на мелочи. Подбирая нужную фразу, чтобы смотритель опустил топор, я решил упомянуть цветы и то, как он, должно быть, заботился о членах семьи, за исключением Чарльза, конечно. Это смягчает настроение смотрителя, и он позволяет мне исследовать особняк. Бинго! И это лишь один пример того, как внимательность приносит ощутимые плоды; Call of Cthulhu всячески поощряет вас за это.

Крайне важно следить за шкалой вменяемости

А что мешает разузнать всё, что только можно, и стать ходячей энциклопедией по острову Дарквотер? Мешает шкала вменяемости. Пока вы расследуете события и приходите к осознанию того, что за ними стоят некие сверхъестественные силы, ваш рассудок потихоньку улетучивается. Если шкала опустится до нуля, то у вас серьёзные проблемы. А каждое травмирующее психику событие, свидетелями которых вы обязательно станете, заметно понижает данную шкалу.

И в дальнейшем объяснении очень поможет то, как сам Лавкрафт видел безумие. По словам Латца, Лавкрафт полагал, что «когда ты сходишь с ума, то начинаешь видеть другую реальность». То есть, безумие нашего персонажа помогает ему увидеть истину. Ослабевающая связь с реальностью позволяет нам увидеть сверхъестественную сторону мира – ту, которую здравомыслящие люди отказываются принимать. Порой для продвижения по сюжету вы «будете встречаться с людьми, которые расскажут правду», а правду эту можно понять только если у героя уже развилась лёгкая степень безумия. Латц поясняет: «если вы примете правду, то получите информацию, но при этом потеряете ещё часть рассудка». И это вполне понятно, учитывая масштаб главной тайны острова Дарквотер.

Если вкратце: чем ниже шкала вменяемости, те больше оружия (в виде информации) вы получите и тем дальше по игре продвинетесь, но при этом будете слабее. Любое пугающее событие – и вы окажетесь в обмороке быстрее, чем успеете сказать «Р’льех».

Золотое правило CoC: расследуем, расследуем и ещё раз расследуем

А чтобы получить всю эту информацию, мы надеваем шляпу Холмса (образно говоря) и заглядываем в каждый угол той или иной локации. Основная часть расследования проходит следующим образом: попадаем на очередную локацию, осматриваемся, а затем переворачиваем всё вверх дном в поисках «улик». К примеру, в обугленной комнате особняка Хоукинсов я нашел сломанную лампу, игрушечного солдатика, остановившиеся часы и ботинок – всё это было покрыто копотью.

Поднимая их и используя свои криминалистические навыки (об этом дальше), я обнаружил немало интересных деталей. На разбитой лампе были следы крови – её явно в кого-то бросили. Время на часах показывало 10 вечера, хотя пожар, согласно отчётам, произошёл в полночь. Хм-м. Странно. Игрушечный солдатик намекал на то, что в комнате присутствовал Хоукинс-младший, а ботинок скорее всего слетел в ходе борьбы.

Первая порция «улик» была собрана. У меня их было четыре. Четыре детали, которые намекают на реальную причину пожара. Самое время воспользоваться «дедукцией». Мой навык расследования был на втором уровне, а потому я мог выбрать только две улики, на которых основывались бы дедуктивные выводы. Если выбрать верные – то есть, те, которые расскажут о чём-то важном и продвинут историю, – то мои выводы приведут меня к следующей части квеста. К разговору с сюжетно важным персонажем или к посещению новой локации. Но если я выберу улики наобум, то и расследование зайдёт в тупик.

Тщательное расследование, по словам Латца, подразумевает «опросы нужных людей и сбор ценной информации», что поможет проходить дальше по сюжету. Многие из найденных улик будут открывать новые реплики в диалогах, новые улики при чтении различных документов, а порой они даже будут становиться причинами внезапных поворотов в истории.

Навыки позволяют «читать» людей и окружающую обстановку

Теперь, когда вы познакомились со всей важностью расследований, вам, возможно, интересно, на что ещё способен наш частный детектив, не так ли? Помимо роскошного плаща, которому позавидовал бы любой нуарный детектив, наш герой обладает тремя основными ветками навыков: социальные, профессиональные и навыки применения знаний на практике.

«Социальный» навык охватывает в том числе и умение вести диалоги (согласен, предсказуемо). Вас ждут четыре абсолютно уникальных подхода. «Убеждение» – для тех, у кого подвешен язык. «Запугивание» подойдёт для тех, кто привык быть напористым в играх. Третий подход, «психологический», нам продемонстрировали в демо-версии. С его помощью герой по-своему трактует идею, заложенную в одну из картин. Можно также попытаться составить психологический портрет её художника, но применить это в диалоге у меня не получалось.

Возможно, это пригодится в будущем – как это было в эпизоде со смотрителей. И, наконец, здесь есть «непринуждённые беседы», которые рано или поздно придётся использовать. Вполне вероятно, что они помогут вам втираться в доверие к людям, после чего можно будет переходить к наводящим вопросам. Почему, например, все избегают ваших взглядов? Или почему всё вокруг окрашено в зелёные тона? И с чего вдруг у жителей внезапно вырастают щупальца из лиц? В общем, вы поняли.

«Применение знаний» включает в себя умения, которые будут нужны для сбора и использования информации о различных локациях. Одно из умений пока закрыто, но Латц намекнул, что это «оккультизм». Очевидно, сюда будут вноситься знания о тёмной магии и альтернативных измерениях, что, разумеется, сильно пригодится, если вы решите разузнать, где же прячется монстр из названия игры. Есть и более приземлённое умение – «фольклор». Подозреваю, что с его помощью можно будет анализировать местные легенды и находить в них скрытые подтексты, которые должны в итоге вывести вас на таинственный культ.

И, наконец, ветка «профессиональных» умений. Для её использования даже не придётся облачаться в костюм суперпрофессионала. Сюда включены все навыки, которые в своё время помогли герою стать частным детективом. Тут есть «криминалистические» умения (которые я упомянул чуть выше), позволяющие подмечать улики, как это делают парни из CSI. Присутствует и умение под названием «расследование», которое применяется для дедуктивных выводов на основе имеющихся улик – иными словами, ваша проницательность будет продвигать вас по истории. Однако не удивляйтесь, но отнюдь не каждая деталь будет находиться у вас перед носом.

Порой придётся основательно пораскинуть мозгами. В конце концов, вы ведь этого ждали от игры, построенной на тайнах и загадках, верно? Не раз поможет и умение «глубокого анализа», выявляющее скрытые детали в той или иной локации. Двойное дно в шкафчиках, спрятанные двери – всё, что можно не заметить при беглом взгляде, не укроется от героя, у которого прокачано данное умение.

Таким образом, чем глубже вы погрузитесь в мир Call of Cthulhu, тем больше возможностей получите. Латц сказал следующее: «По мере использования навыков, общения с людьми и взаимодействия с предметами вы будете получать очки опыта. Их можно тратить на развитие умений». Что интересно, он также упомянул возможность поднимать уровень умений при помощи особых вещей. Правда, неизвестно, что это будут за вещи – амулеты и кольца или, допустим, шляпа сыщика.

Часть работы за вас сделают подчинённые

Боитесь, что не управитесь со всем этим в одиночку? Ничего страшного, ведь здесь можно собрать команду детективов. В ходе расследования у вас будет несколько возможностей нанять других сыщиков, если, конечно, у вас получится убедить их во время диалогов.

Присутствует в игре и небольшой штаб (или убежище – называйте как нравится), где вся найденная информация собирается воедино. Латц также рассказал про «сторонние квесты, которые вам будут выдавать члены вашей команды и которые помогут раскрыться их характерам», приводя в качестве примера игры Mass Effect и Dragon Age Inquisition. Здесь есть и система отношений между основными персонажами: всегда есть шанс «подружиться с ними» и, разумеется, «если выполнять их сторонние квесты, то и отношения между вами будут лучше».

После того, как вы поможете им с их заданиями, они захотят отблагодарить вас тем же. Вы сможете отправлять их на миссии из специального меню в игре, где нужно выбирать локацию для исследований для каждого героя. А вся найденная ими информация (или улики) будет изучаться уже вами, что даст ещё больше возможностей продвинуться по основной сюжетной линии. У каждого детектива свой набор навыков и умений, а потому нужно тщательно подходить к выбору сыщика для очередного задания, чтобы добиться максимальных результатов.

Кто-то из них действует вам на нервы или, быть может, косо смотрит на вас? Их всегда можно выгнать из штаба, назвав их предателями или секретными агентами культа. Кто знает, может один из детективов громко чавкает во время обеда, а вам это не нравится. И логично, что эти решения повлияют на сюжет в будущем, так что несколько раз подумайте, прежде чем помахать рукой одному из своих подчинённых.

Фобии: они у вас есть

Именно так: прохождение решили усложнить ещё и фобиями. В некотором роде они нужны для того, чтобы вы всю игру чувствовали себя не совсем уютно, таким образом напоминая, что Call of Cthulhu основана в первую очередь на страхе. Так что, если вы решите, что прятаться в шкафу от монстров – это хорошая идея, то ваша клаустрофобия, с пугающей скоростью поедающая полоску вменяемости, убедит вас в обратном.

Фобии, которые вмешиваются как в процесс расследования, так и в стелс-моменты, не позволят вам долго оставаться в зоне комфорта. И поверьте, реализовано это прекрасно. Что интересно, появление фобий не заскриптовано, а потому наш герой может обзавестись совершенно неожиданным набором фобий в результате различных действий. Возможно, они будут основываться на стиле прохождения. Представляю, как вырастет градус напряжения, если игра заметит, что вы любите прятаться и начнёт наказывать вас фобиями за это.

Редкий стелс, почти полное отсутствие схваток

Стелс занимает лишь малую часть всего прохождения. Проявляться он будет лишь при встречах с последователями сверхъестественного культа, когда вам остаётся лишь прятаться и молиться, чтобы вас не заметили. Латц отметил, что «игрок беззащитен» и «не сможет сражаться в открытую с монстрами», которых на него натравливают. Даже когда у вас появится оружие «ближе к середине игры, оно лишь замедлит их». Но тогда как же справиться с ними? А тут пригодится ваш разум. И нет, речь не о телекинезе; самое сильное оружие – это знания.

Используя улики, найденные до столкновения с монстром, вы сможете найти креативный способ избавиться от него. В демо-версии из картины выползло нечто зелёное и склизкое, а отправить тварь обратно удалось лишь проткнув картину ножом. Но и здесь важно не оплошать и выбрать правильный нож из почти целого десятка.

Я выбрал не тот. И умер. Сильно пожалел о том, что не попытался разобраться в загадке с ножами.

У игры 4 концовки

Общаясь с разработчиками уже после прохождения демо-версии и пытаясь сдерживать свой восторг, я выяснил, что в зависимости от определённых условий игрок получит одну из 4 концовок. Для получения первой нужно сохранить вменяемость персонажа – он должен иметь здравый рассудок под конец игры. Вторая откроется в случае, если герой окончательно сойдёт с ума (возможно, в концовке покажут его галлюцинации?). Интересно, что две другие концовки зависят от того, живы ли некоторые из ваших подчинённых – но ни слова о том, кто именно и почему они важны.

Итак, это всё, что мне удалось разузнать по Call of Cthulhu. Пора уже задуть эту жуткую свечу.

Похожие записи