Dead Space по праву даёт фору другим проектам в сфере классических хорроров и научно-фантастических ужасов. Ведь игра покорила сердца поклонников этого жанра и заслужила звание одного из лучших проектов 2000-х годов. Один из соавторов франшизы, Глен Шофилд, приготовил для геймеров новый ужас в виде The Callisto Protocol.
Игра быстро заслужила репутацию духовного преемника Dead Space. Но достойна ли The Callisto Protocol такого звания? Конечно, нет никакого сомнения в сходстве дизайна и концепции. Однако есть немало отличий. Поэтому необходимо сравнить эти две франшизы, используя несколько критериев…
Персонажи и актёры – The Callisto Protocol
В первую очередь стоит упомянуть о персонажах, вовлечённых в эти жестокие истории о межзвёздном выживании. Конечно, в Dead Space была хорошая озвучка. Чего стоит один только Питер Менс, играющий роль сержанта Хэммонда. Однако актёрский состав The Callisto Protocol максимально переполнен известными лицами из кино, игр и телевидения.
Роль главного героя, Джейкоба Ли, исполняет кинозвезда – Джош Дюамель. Ранее он сотрудничал с Гленом Шофилдом в другом проекте (Call of Duty: WWII). Дани Накамуру играет Карен Фукухара. Она наиболее известна своей ролью в “Пацанах”. Антагонисты представлены Диконом Сент-Джоном и актером «Старкиллера», Сэмом Уитвером. Последний, кстати, не так привык к выступлениям в сфере видеоигр. Джеймс С. Матис III, известный благодаря God of War Ragnarok, представлен в качестве голоса и лица для Коула.
Пользовательский интерфейс – ничья
Этот аспект в The Callisto Protocol явно заимствует наследие у Dead Space. Поэтому здесь абсолютно патовая ситуация. Обе игры стремятся создать для игроков пугающее и захватывающее времяпрепровождение, использующее пользовательский интерфейс, содержащий минимум элементов HUD на экране.
Панель оружия и здоровья почти не различимы. Единственное – у Джейкоба она прикреплена к шее, а у Айзека индикаторы расположены на задней части костюма RIG. Немного также изменён интерфейс у дверей: в Dead Space для разблокированных проходов использовалась маленькая синяя круглая голограмма, а не зелёная и прямоугольная. Станция 3D принтера для улучшения оружия стала иметь гораздо более понятный интерфейс в The Callisto Protocol. Однако сам процесс происходит медленнее, чем у системы узлов (верстака).
Ужасающие смерти – The Callisto Protocol
Пугающая анимация смертей стала визитной карточкой для Dead Space. Но все запоминающиеся способы для умерщвления Айзека перекочевали к Джейкобу в The Callisto Protocol. Как и в случае с первоначальной по выпуску франшизой, Глен Шофилд и его команда потратили большое количество времени на изучение настоящей крови. Это позволило создать самую пугающую анимацию, какую только можно вообразить.
Надо признать: разработчики постарались на славу. Анимации смертей в The Callisto Protocol — одни из самых отвратительных и реалистичных в видеоиграх. Лицо и тело Джейкоба могут уничтожаться существами-биофагами самыми изящными способами. Если не брать во внимание врагов, то главного героя можно даже раскрошить на куски и оторвать отдельные части от тела различными лезвиями.
Прохождение уровня – Dead Space
В этих играх предстоит перемещаться по двум разным, но одинаково атмосферным локациям. Правда, одна будет расположена на космическом корабле, а вторая в лунной тюрьме. Разделы обеих карт делятся на главы. В то же время продукты Ишимуры, дизайн комнат и уровней определённо лучше у Dead Space.
Потому что именно у этой серии игр есть огромная свобода действий для исследования окружающего пространства. Хотя в Dead Space имеется синий трекер, ведущий к следующей цели, но также в игре присутствует немалое количество дополнительных комнат и коридоров, не относящихся к сюжету. В The Callisto Protocol всё-таки локации выполнены более “линейно”.
Интересные “фишки” – The Callisto Protocol
В видеоиграх и фильмах нередко встречаются такие моменты, которые оставляют неизгладимое впечатление или являются одномоментной захватывающей сценой, доставляющей незабываемые эмоции. В Dead Space их было не мало. Особенно выделяются: заброшенный корабль USG Ishimura, камеры невесомости и сражения с гигантскими боссами-некроморфами.
Однако The Callisto Protocol удалось превзойти всех, у кого так или иначе были интересные “фишки”. Чего только стоит один взгляд на тюрьму Чёрная Жесть при первом её появлении. Также стоит отметить последовательность водных горок, где предстоит преодолевать препятствия и встретить двух биофагов. К слову, первый даже прыгнет на игрока через водопад; второй же застанет персонажа в свободном падении.
Система боя – Dead Space
Ведение боя полностью за Dead Space. Конечно, духовный наследник пытался создать свою оригинальную систему для схваток с биофагами, однако нет ничего приятнее классического управления во время перестрелок. Использовать дальнобойный плазменный резак для отрывания конечностей – весьма крутое занятие. Плюс, с помощью стазисного пакета весело и увлекательно можно замедлять своих противников.
The Callisto Protocol пытается совместить в себе сразу огромное количество элементов, которые не доработаны до конца. Ведение боя содержит маленькие намёки на стелс, но в реальности всё получается совсем иначе. Конечно, что-то перекликается с поражением полуслепых противников, как в The Last Of Us. Однако в большинстве случаев это однотипный рукопашный бой с биофагами, где в основном используются уклонение и глупое размахивание оружием.
Графика – The Callisto Protocol
Безусловно: графика в пользу The Callisto Protocol. Конечно, это вовсе не значит, что визуальная составляющая Dead Space не заслуживает положительной оценки. Тем более она выглядит “свежо” даже для современных игр. Но The Callisto Protocol – это история уже про графику и её возможности для проектов нового поколения. Поэтому неудивительно, что игровой процесс поразителен с точки зрения визуальной и технической составляющих.
Детали; особенности моделей у персонажей; объекты; текстуры окружения; гротескные существа-мутанты, атакующие игрока; каждый участок карты, где предстоит оказываться главному герою – всё это кажется настолько реалистично, что представляет собой настоящее чудо в плане визуальной составляющей. Стоит также отметить освещение: оно великолепно и эффективно передает атмосферу изоляции и тревоги.
Дизайн и разнообразие оружия – Dead Space
Оружие является одним из самых важных аспектов, которые стоит учитывать. В The Callisto Protocol есть достаточно вариантов для дальнего боя. Плюс, не стоит забывать про дубину. В то же время в Dead Space более захватывающее и аутентичное разнообразие. Плюс, оно производит должное впечатление. Потому что в The Callisto Protocol оружие больше предполагает ближний бой или перестрелку на средней дистанции.
В Dead Space, пожалуй, самые креативные виды вооружений среди всех survival-horror игр. Первое, что получает Айзек – это культовый плазменный резак. Затем, есть также потрошитель, посылающий циркулярную пилу для отделения конечностей, и огнемёт, позволяющий почувствовать себя настоящей Эллен Рипли из киноленты “Чужой”. Не стоит забывать и об импульсной винтовке, стреляющей быстрыми очередями.
Дизайн врагов – Dead Space
Рассматриваем биофагов и ксеноморфов. Внешний вид врагов переполнен различными частями тела, делая отсылку к фильмам “Нечто” или “Горизонт событий”. Конечно, каждый вариант биофага чрезвычайно гротескный. Особенно Рашеры и Большие Рты. Однако эстетика монстров в Dead Space не имеет себе равных.
Какими бы жуткими ни казались щупальца биофагов, всё-таки паукообразные руки и деформированные конечности некроморфов смотрятся лучше. Плюс, их дизайн также бывает разный. Например: есть стандартные Расчленители нескольких видов. Также имеются Затаившиеся дети с щупальцами; Стражи, находящиеся на стенах; летучие мыши-инфекторы, сделанные из плоти и костей; клыкастые Прыгуны.
Повествование и сюжет – Dead Space
Всё заканчивается на вопросе о повествовании. Какая именно игра обладает лучшим сюжетом, и смогла ли она правильно преподнести финальный поворот? Конечно же – Dead Space! Знания о некроморфах и судьбе Ишимуры, а также о галюцинациях Айзека в виде его подруги, Николь, более полные, чем тусклая история с вирусом Каллисто и созданием улучшенных солдат.
Обе игры используют аудиофайлы для раскрытия сюжета. Но именно в Dead Space есть возможность слушать их во время ходьбы, что позволяет не тормозить игровой процесс и способствуют более быстрому вниканию в сюжет. Ещё одно удивительное наблюдение заключается в Айзеке – он молчаливый персонаж, не имеющий диалогов. Поэтому этот факт позволяет немного додумать историю, эмоции и мысли за самого героя…