Именно словом атмосфера все фанаты Готики любят восхвалять первые два части серии. Если попробовать проанализировать в чём же заключалась эта атмосфера, то вот что это означает лично для меня. Поскольку игра вышла в 2001 году, графика была, откровенно говоря, не очень, но парадокс в том, что в первой части Готики не очень хорошая графика и затемнённая гамма, сыграли только в положительную сторону, от этого мир игры воспринимался мрачным, опасным и готичным, а потрясающий саундтрек Кая Розенкранца только усиливал это ощущение.
Хоть Рудниковая долина первой части являлась весьма небольшой, она было идеально укомплектована и под завязку забита различными событиями и персонажами. Сам мир был ограничен магическим куполом (барьером), который возвели маги королевства Миртана, чтобы ссылать сюда заключённых, для добычи магической руды, необходимую для ковки рудного оружия используемого в войне с орками. Через барьер можно было пройти, но нельзя было выйти, а того кто хотел попробовать убивало молниями.
Такое решение для ограничения мира плавно вписанное в ЛОР и сюжет тоже поражало своей гениальностью. Но главная печаль заключается в том, что после первых великолепных двух частей, вышла долгожданная третья Готика и оказалась она мягко говоря – не очень. А о четвёртой части под названием Аркания, выпущенной другой студией, даже и вспоминать не хочется.
Проблемы и нестыковки с сюжетом начались уже со второй части. К слову сама игра была прекрасна и хоть мрачная атмосфера, именно та, которая была в первой части, слегка и поубавилась, появилась новая, ничуть ни хуже. Мир стал проработанней и больше, а ещё нам давали возможность вернуться, хоть в немного изменённую, но в целом туже самую, территорию Рудниковой долины из первой части. В целом сеттинг стал чуть современнее и напоминал Европу 18 века. В Хоринесе даже были фонари и пушки, но в целом это всё ещё было средневековое фэнтези.
Вторая часть откровенно лучше своего предшественника, но тревожные звоночки по части ЛОРа позванивали уже здесь. К примеру, в первой части было видно что разработчики пытались проработать историю своего мира. Там даже было несколько внуриигровых книг описывающих зарождение мира, появление Трёх Богов, войну Миртаны с Варантом, земли Нордмана (этакий местный Skyrim, где живут суровые войны владеющие секретом ковки оружия из магической руды). Конечно, книг как и их содержания, было на порядок меньше чем в серии TES, но Готики на тот момент хватало и этого. А вот уже во второй игре внутриигровые ЛОР книги пропали полностью.
Насколько я помню была только одна книга, которая двигала сюжет, но прочитать её можно было лишь на стойке и находилась она в катакомбах монастыря Магов Огня, куда можно было попасть, только по основному квесту, ближе к концу игры. А так во второй части остались только дневники и записки т. е. не ЛОРная литература.
И это весьма странно ибо в диалогах и сторонних квестах, мир Морграда более менее раскрывался и лично мне казался дико интересным. Но этой информации было слишком мало и почему сценаристы не ввели хотя бы парочку книг, которые поведали бы нам хронологию мира или историю каких-то государств, мне не понятно.
Так же ощущались нестыковки и в сюжете. Например в концовке первой части, мы изгоняем демона Спящего в измерение бога-тьмы Белиара, а уже в прологе второй части нам ясно дают понять, что после этого, храм Спящего обрушился, заволив безымянного героя камнями. Через 13 дней Ксардос телепортировал его тело в свою башню, а выжил наш герой лишь благодаря своей рудной броне. При этом когда герой изгнал Спящего магический барьер над долиной тут же пропал.
И когда мы во второй части в самом начале игры приходим в Хоринис, то застаём весь город оккупированным паладинами с материка. Для тех кто не помнит, действие первой и второй частей происходит на одном и том же острове, а само королевство Миртана, где идёт война с орками находится на отдельном материке. Если поговорить с жителями города, то оказывается что паладины прибыли сюда всего неделю назад, по причине падения барьера и с целью набрать 100 ящиков магической руды для войны с орками.
Каким образом паладины с материка в отсутствии телефонов и интернета:
- умудрились настолько быстро узнать о том что барьер на острове Хоринис отсутствует,
- снарядить корабль и всю экспидицию,
- приплыть на Хоринис,
- расквартироваться и в портовом городе и в Рудниковой долине, уже во всю ведя добычу руды, на момент начала второй части.
Ведь логично предположить, что морской путь от острова до материка, будет уж точно длительней. Но даже если предполагать, что расстояние между ними очень маленькое и путь по морю занимает 1-2 дня, то возникает другая проблема. Получается, что размеры локаций во всех частях Готики именно такие какими мы их видим в игре т. е. здесь нет игровых условностей как в Древних Свитках, где по техническим причинам территории и города маленькие, а на деле это огромные страны в тысячи километров. Нет, выходит в Готике именно такой маленький Хоринис и именно такой крошечный материк в третьей части.
Но это невозможно ибо посмотрев на количество людей в городах и расстояние между городами, явно видно, что в реальности такая инфроструктура не была бы способна к существованию. Слишком уж мало людей живёт в этом мире, чтобы всё это построить, да и никто бы не строил города в 5 минутах ходьбы друг от друга.
Всё это уже не слишком серьёзное отношение к сценарию, что ставит под сомнение хронологию и расстояния в этом мире. Кстати говоря, в Готике в отличии от TES вообще не прописаны события далёкого прошлого, кроме пары-тройки поверхностных упоминаний. Вы не узнаете как звали королей, которые правили городами. Нам известно лишь то что сейчас правит Робар II, а до него, неизвестно когда, правил Робар I, который основал королевство и всё.
Ну а Готика 3 явилась своеобразным эталоном игры с полностью отсутствующим ЛОРом. Вообще изначально я ожидал увидеть третью часть на том же самом движке, с тем же управлением и в той же стилистике, что и первые две части, только со слегка улучшенной графикой. Я даже питал надежды, что мы сможем в очередной раз вернуться в Рудниковую долину и посмотреть, как же на этот раз изменился старый лагерь. Но игра полностью сменила стиль и теперь это уже был тупой слэшер, где игрок просто закликивал всех врагов до смерти.
Бредовость сценария начиналась уже с самого начала игры. А какой либо связи с предыдущими частями почти не ощущалось. Книг про историю мира опять же не было. Вернее какое-то подобие было на стойках, но их содержание составляло не более 2-3 предложений, придуманных сценаристами за 5 секунд, которые нам зачитывал сам главный герой. Диалоги тоже почти перестали нести какую либо ЛОРную ценность и даже смысловую нагрузку.
Всё что требовалось игроку это вырезать захваченные орками города, в одиночку. Либо наоборот он мог присоединиться к оркам и вместо них убивать повстанцев. Просто уничтожать, никак интересно это обыграно не было. Ещё была концовка за Ксардаса, но это вообще лютый бред. Кстати в заснеженных землях Нормара, где Ксардос выстроил новую башню, ещё чувсвовалась атмосфера первых частей. Вкратце Готика 3 предложила нам ужасный геймплей, такой же сюжет и плохо обыгранный ЛОР.
Arcania была ещё хуже, хотя сюжет в ней поинтересней чем в третьей части. Самое отвратительное что есть в четвёртой части это геймплей, по мне, именно он портит игру больше чем, что либо другое. Хотя сценаристы пытались добавить хоть какой-то сюжет. У некоторых предметов даже было описание, как в серии Dark Souls.
Например, из них можно было узнать, что маг Пирокар, на момент тех событий, куда-то пропал или что охотник на драконов Бифф из второй части написал книгу про охоту. Но, конечно, всё это неспособно перекрыть минусов этой игры, забивших последний гвоздь в крышку гроба Готики. Чтобы вы ощутили весь масштаб идиотизма:
В двух часовом дополнении к Аркании, разработчики вернули в сюжет спящего из первой части, и вот как он выглядит там. Сравните с оригиналом.
Как вы могли заметить я ничего ни написал про закулисные тёрки разработчиков с издателями: кто кому сколько не доплатил, кто кого сильно торопил и т. д. Я оценивал лишь готовый результат, а не то что послужило этому причиной. По моему мнению даже если одна из причин смерти серии действительно кроется в том, что издатель торопил разработчиков с релизом сырой Готики 3, то другие причины это не проработанный ЛОР и смена стиля в третьей части. Я считаю что даже если бы третья часть всё так же коммерчески и геймплейно провалилась, то будь сам сюжет проработан в ней хорошо, фанаты бы не оставили эту серию и всё ещё сравнивали её с Древними Свитками.