Нужен ли сюжет в хоррор-играх?

Сейчас все большую популярность обретают игры, не имеющие сюжета. Мы решили проверить, работает ли это правило для хоррор-игр.
Сейчас все большую популярность обретают игры, не имеющие сюжета. Мы решили проверить, работает ли это правило для хоррор-игр.

Хорошая история – отличный способ увлечь зрителя, читателя или игрока, будь это трагедия, комедия, драма или приключение. Но история выполняет не только примитивную развлекательную функцию. Она всегда задает нам философские вопросы, заставляя нас задуматься над ответом. Но если основная цель видеоигр – развлечь игрока, необходим ли играм сюжет?

Очевидно, ответ – нет. Можно назвать тысячи игр без малейшего намека на лор и сюжет, и это не мешает им быть увлекательными. Нужно ли нам знать, как именно футбол с огромными тачками стал спортом мирового масштаба, чтобы насладиться матчем в Rocket League? Конечно, нет.

Тем не менее, существуют игры, которые стали успешными за счет одного лишь восхитительного сюжета. The Last of Us, например, по геймплею ничем не отличается от десятка других подобных игр. Но благодаря богатому игровому миру и правдоподобным персонажам эта игра по праву заслужила статус культовой, в отличие от Овервотча, который изобилует разнообразными игровыми механиками, но не может похвастаться продуманным лором.

Сущность сюжета в хоррор-играх

Сегодня мы разберемся, как разрешают это противоречие игры жанра хоррор. Это вечный конфликт между играми, полагающимися на пугающую сюжетную линию, и играми, которым удается вызвать страх и без этого.

Возьмем, к примеру, Outlast 2013 года. В нем сюжет практически отсутствует. Вы просто должны исследовать психиатрическую больницу. Уже в самом начале игры вы оказываетесь в полном одиночестве прямо посреди заброшенной психушки. Изолированность и полное непонимание игроком того, что происходит, прекрасно справляются со своей задачей и нагнетают обстановку, так что Outlast прекрасно обходится и без сюжетной линии.

Такой прием используют многие хоррор-игры. Серия игр Amnesia даже названа в честь него. Silent Hill 2 удалось адаптировать его и создать с его помощью один из лучших сюжетов в истории хоррор-игр. Главный герой Джеймс Сандерленд приезжает в городок Сайлент Хилл по просьбе своей умершей жены, совершенно не подозревая, что это повлияет на его рассудок.

При всем этом Silent Hill 2 ужасен с точки зрения игровых механик, геймплея и визуальной составляющей. Но он остается, пожалуй, самым любимым игроками хоррором благодаря великолепным элементам повествования, которые заставляют вас полностью погрузиться во внутренние переживания главного героя.

Но и это еще не все. Многие играют в Silent Hill 2 не только из-за сюжета, но и из-за великолепной жуткой атмосферы и монстров. Даже если бы в Silent Hill 2 не было никакой сюжетной линии, он смог бы выехать за счет этого, что удается далеко не каждой хоррор-игре.

Сила атмосферы

В Dead Space 2 есть сюжет. Сюжет настолько непримечательный, что мне пришлось несколько раз проверить, есть ли он там вообще. Дело в том, что Dead Space 2 – это хоррор-игра, которая держится на плаву только за счет двух вещей: жуткой атмосферы и звукового сопровождения в Sprawl и гениального дизайна некроморфов.

В этом же заключаются сильные стороны Alien: Isolation. Сюжет здесь нужен только для того, чтобы игрок находился в постоянном противостоянии с Чужим – всю остальную работу выполняет атмосфера полного отчуждения посреди заброшенного безжизненного корабля. Ну, и, конечно, сами ксеноморфы.

The Evil Within

Однако подобные решения не всегда работают. В The Evil Within, например, была крайне запутанная история, и он пытался пойти по стопам Resident Evil и Silent Hill и привлечь внимание игроков изобретательными поведением и дизайном монстров, одновременно вызывая чувство тревоги и страха перед неизведанным как у игрока, так и у главного героя. И ему это более-менее удается, но все же, по моему скромному мнению, не так удачно, как вышеупомянутым играм.

Главный герой, Себастьян Кастелланос, не вызывает никакого интереса. Этому персонажу сложно сопереживать, в отличие от Джеймса Сандерленда. Мы ничего не знаем о нем, потому что у The Evil Within не было приквелов и предыдущих частей, которые могли бы дополнить сюжетную картину. Получается, что эта серия игр начинается без какой-либо предыстории. Хоть The Evil Within и пытается объяснить, почему в нем происходит то, что происходит, это скорее идет во вред, а не на пользу игре.

Объясненная шутка становится несмешной, а объяснение происхождения монстров делает их менее страшными. Лучшие моменты в The Evil Within были тогда, когда он был структурно организован, как кошмар. Окружение постоянно изменяется в непредсказуемом, хаотичном порядке, и эта непредсказуемость и неизвестность пугают больше всего.

В начале игры Рувик – практически полубог. Он внушает страх лишь потому, что кажется, что он управляет всем творящимся вокруг безумием. Как только становится известно, что это обычный мозг в банке, этот эффект пропадает.

Хорроры часто совершают эту ошибку. Страх во многом исходит от неизвестности. Если что-то можно объяснить и понять, страх пропадает. Поэтому некоторые вещи лучше просто не объяснять. Еще лучше, если их вообще невозможно объяснить. Работы мангаки Дзюндзи Ито – наглядный тому пример. Потустороннее и кошмарное остается таким только до тех пор, пока ему не найдется объяснение.

Какую роль играет сюжет в хоррор-играх?

Ответ на этот вопрос дать непросто. Чтобы найти его, нам придется снова обратиться к Outlast. Пока Майлз Апшер остается в неведении, игра раскрывается во всей своей красе. Главный герой находится во власти кажущихся неуязвимыми безумных пациентов клиники, которую он обследует. По мере развития событий мы узнаем причину происходящего, и угроза становится менее впечатляющей.

Поскольку события Outlast не касаются Майлза лично, история играет на неопределенности. Майлз никак не замешан во всем этом хаосе, ему нужно лишь выбраться из больницы. Его журналистская беспристрастность испарилась в тот момент, когда он понял, что это место кишит сумасшедшими жаждущими крови мутантами. В этом случае сюжет только мешает игровому процессу.

Но вернемся к Джеймсу Сандерленду. Он имеет непосредственное отношение к сюжету Silent Hill. Все, что там происходит, является отражением его собственного разума. Эту историю нельзя оборвать или оставить незаконченной, поскольку главный герой слишком глубоко в ней увяз.

Я считаю, что в этом заключается основное различие между двумя типами хорроров. Если история связана с персонажами, тогда она должна быть движущей силой игры. Если протагонист не имеет к ней никакого отношения, лучше всего свести сюжет к минимуму и сосредоточиться на разработке геймплея.

По крайней мере, таково мое мнение. Если хотите узнать больше, наверное, было бы неплохо разобрать еще несколько жанров игр в подобной манере. Так что сообщите мне, если хотите продолжения. Когда-нибудь ваши просьбы дойдут до меня. Может быть, когда я буду лежать на смертном одре и, прислушиваясь к ждущей меня загробной тишине, сетовать на то, что я так и не смог их выполнить.

Похожие записи