Достижение, или так называемая «ачивка» «Шахиншах» в игре Europa Universalis IV является одной из самых труднодостижимых, наряду с такими достижениями как «Нет дороге слёз», «Ре-реконкиста» или «Басилевс». Для того чтобы получить ее, необходимо на старте выбрать государство Табаристан и впоследствии сформировать из него Персию. Условиями формирования Персии является контроль ее исторических регионов, таких как Табриз, Исфахан, Керманшах и так далее.
Начав игру, важно сразу же назначить вашего Шаха командующим армией. Делается это для того, чтобы он как можно скорее умер. Первый Шах Табаристана, к сожалению, не имеет никаких полезных навыков и не прибавит Вам очков развития, которые так необходимы для успешной игры. Чем раньше он погибнет, тем лучше для Вас, а назначение Шаха командующим увеличит его шансы быть убитым. При этом важно иметь хорошего наследника, либо дождаться события, благодаря которому на трон взойдет какой-нибудь аристократ с «прокаченными» навыками и не создаст новую династию. Так или иначе, это необходимое условие, поэтому игру придется все время начинать заново до тех пор, пока не появится хороший наследник.
Стоит отметить, что Табаристан – шиитское государство, поэтому на первых парах можно заключить союз с соседней кочевой шиитской державой Кара-Коюнлу. Она сможет защитить Вас от внезапной агрессии Тимуридов, которые являются главной угрозой для существования Вашей страны. Первое время с потомками Тимура придется поддерживать хорошие отношения, всячески подлизываться и выполнять все их требования, поэтому необходимо отправить к Тимуридам хотя бы одного дипломата и оставить его для постоянного поддержания отношений.
Тимуриды часто будут менять свое отношение к Табаристану. В процессе игры помните, Табаритсан – жемчужина Персии, в которой процветают наука и культура. Используйте данное преимущество, которое заключается в том, что Вы имеете мусульманскую технологическую группу, которая значительно превосходит кочевую.
Итак, имея союзника в лице соседа кочевника Кара-Коюнлу, необходимо собрать силы и напасть на государство Ширван. Для ведения войны можно попросить помощи у Кара-Коюнлу. После победы, потребуйте у Ширвана независимость – а именно, подчините это государство и сделайте его своим вассалом. Захватить Ширван сразу не удастся, так как Табаристан и Ширван не имеют сухопутных границ, но можно включить его в состав своей державы через 10 лет. После поглощения Ширвана Вы немного усилитесь.
Далее, можно напасть на Казикумух, и захватить эту страну. После захвата Ширвана, Казикумух не станет серьезным противником, т.к. часто они не имеют союзников, и им не на кого надеяться.
Следующим серьезным шагом будет отречение от Кара-Коюнлу – разрыв союза с ними. Именно Кара-Коюнлу станет Вашей следующей «жертвой», которую Вы станете постепенно поглощать. Как только вы разорвете с ними союз, автоматически будет заключен договор о ненападении между Табаристаном и Кара-Коюнлу. Такой договор длится 3-7 лет.
За этот промежуток времени Вам необходимо как можно лучше «прокачать» свои военные технологии, собрать рекрутов, армию и тщательно подготовиться к грядущей войне. Также полезно будет заключить союз с государством Хаса, которое расположено на севере Аравийского полуострова. «Хасцы» охотно примут предложение союза от братской шиитской державы и помогут Вам в войне с Кара-Коюнлу.
Собрав силы в кулак, ждите, когда Кара-Коюнлу ввяжется в затяжную войну. Долго ждать не придется, на Кара-Коюнлу в 1400-ых годах нападают либо Мамлюки, либо Османская Империя, либо Тимуриды. Выжидайте момент, когда Кара-Коюнлу потеряет большую часть рекрутов, либо лишится их вовсе, и как только это произойдет – нападайте. Захватывайте замки, добивайте разбитые армии, грабьте провинции, одним словом – ведите себя подобно кочевникам, забыв ненадолго о своем культурном прошлом. Берите в расчет и то, что Кара-Коюнлу как кочевая держава имеет бонус к натиску во время сражений на равнинах.
Если же бой идет в гористой местности, бонус превращается в жирный минус. Старайтесь сражаться в горах Азербайджана и навязывать врагу бой, вести бои от обороны. Если Вы все сделаете правильно, победа будет за Вами. По итогам войны требуйте как можно больше провинций, и среди них обязательно должны быть такие провинции как Табриз и Ардабиль. После войны укрепляйте государство, боритесь с повстанцами, повышайте стабильность. Отмечу, что играя за Табаристан, Вам постоянно придется одалживать и возвращать займы. Играть «сухо», не ввязываясь в займы, невозможно.
После первой войны Кара-Конлу станет значительно слабей, но еще будет представлять опасность, особенно если Грузия будет являться ее вассалом. Вторая война будет неизбежна, поэтому восстанавливайте силы и нападайте снова. В последующих воинах преимущественно отбирайте иракские и грузинские территории у врага. Провинции Мосул, Картли и Багдад очень прибыльны, если они окажутся у Вас, то дальше играть будет проще. На стадии войн с Кара-Коюнлу, не забывайте постоянно улучшать отношения не только с Тимуридами, но и Османской Империей, которая является куда более грозной силой, чем Тимуриды.
Также, в этот период перед вами встанет выбор: сменить религию на ислам суннитского толкования, либо остаться шиитским государством. Суннитским государством можно стать, если не сопротивляться восставшим фанатикам. Со временем они захватят страну, и все ваши провинции станут исповедовать суннизм. Данная опция значительно улучшит ваши отношения со всеми соседями, в том числе с Тимуридами и Османской Империей. Последняя даже может стать вашим союзником. Но, сформировав Персию будучи суннитским государством, вы рискуете не получить очень хорошие «события», которые увеличат поступления налогов, поднимут развитие многих провинций и так далее. Кроме этого, контролировать титул «защитник веры» за шиитов намного проще.
Победив Кара-Коюнлу, можно нападать на Тимуридов. Персидский регион, который контролируют потомки великого хана Тимура, представляет из себя холмисто-гористую местность, на которой кочевникам сражаться тяжело. Имея преимущество в военной технологии и не давая противнику сражаться на открытой местности, Вы будете иметь значительное преимущество. Несмотря на то, что Ваше государство уже будет не слабым, в среднем Вы сможете выставить против Тимуридов 30-40 тысяч человек, тогда как враг сможет выставить 50-70. Поэтому, заключайте союз с Узбеками. Их войско примерно сравняет ваши силы.
Первой задачей после объявления войны станет уничтожение основных сил Тимуридов – перехватывайте их армии и навязывайте оборонительные бои в горах, при такой тактике враг будет нести крупные потери. Параллельно оставляйте группы войск для захвата крепостей противника. Для начала, достаточно будет захватить у врага 3-4 провинции.
Очень важно отбить провинцию Бухара, и передать ее узбекам. После этого, узбеки смогут провозгласить себя Бухарским эмиратом и примут мусульманскую технологическую группу, заменив ею отсталую кочевую. Это позволит Вам иметь сильного союзника, который в будущем отлично поможет в воинах против Тимуридов.
После первой успешной войны Вам станет проще бороться с Тимуридами. Со временем, вы захватите весь персидский регион, и объявите Табаристан Персией – прекрасной страной сказочного востока. Таким образом, вы выполните достижение «Шахиншах», получите ранг «империя» и сможете насладиться игрой за Персию.