Франшиза Final Fantasy в прошлом году отметила свой тридцатилетний юбилей. За это время количество выпущенных игр, в которых фигурировало это название, приблизилось к сотням, в том числе благодаря развитию мобильных игр. Кроме того, создатели также осуществляли эпизодические набеги в миры кинематографа, аниме и другие медиа.
Однако, «основная» серия содержит 15 частей, некоторые из которых были дополнены приквелами и сиквелами. За исключением XI и XIV частей, которые были массовыми многопользовательскими играми, сердцем каждой другой части была история, которая разворачивалась десятки часов и содержала огромное количество различных как любимых, так и ненавистных персонажей.
На следующих нескольких страницах мы рассмотрим каждую игру по очереди, выбирая в каждой из них одного персонажа, который выделяется среди остальных, и является лучшим.
Согласны? Нет? Комментарии открыты для предложений. Только осторожно, поскольку вас будут ждать спойлеры к каждой игре.
14. I – Garland
Немногие могли предугадать грядущий успех, когда в 1987 году вышел картридж с оригинальной Final Fantasy. С тех пор игра неоднократно перерабатывалась и переиздавалась, но эти переработки никогда не затрагивали персонажей.
Игроки берут под контроль четырех «Воинов света», выбирая имена и классы персонажей. С этого момента до конца игры эти герои не имеют никакого значения для сюжета (несмотря на то, что управляют им), а их личности и мотивация открыты для толкования.
В результате этого, когда дело доходит до выбора «лучшего» персонажа игры, то этот выбор оказывается невелик. В этой части впервые появляется любимчик серии – Бахамут, но, по сути, он здесь только для того, чтобы улучшить классы вышеупомянутых персонажей, а Матоя нужна, в основном, исключительно для того, чтобы давать квесты.
Главный злодей, Гарланд, с которым быстро расправляются, когда он появляется в качестве первого босса игры, возвращается снова, уже в качестве хозяина четырех демонов, и занимает основную массу оставшегося игрового времени. Его сложный и поразительно изощренный (по крайней мере, для игры 1987 года) грандиозный план позволяет ему выделиться из числа его последователей, а победа над ним кажется настоящим достижением.
13. II – Minwu
К счастью, Final Fantasy II отошла от поверхностных персонажей своего предшественника, вплетя личные истории своих героев в повествование. Однако троица, в состав которой входят Фирион, Мария и Гай, далеко не вдохновляющие создания.
Некоторые персонажи, которые становятся четвертыми участниками команды во время квестов, намного интереснее. Например, Гордон – ненавидящий себя трус, который борется со своими демонами, чтобы возглавить восстание против Империи зла, и Леон – брат Марии, который перешел на темную сторону, и не известно, принимает он до конца философию Императора или нет.
Минву стоит выше их всех, становясь первым спутником вашей команды и героически погибая (как многие персонажи, что добавляет мрачных элементов франшизе), отдав свою жизнь, чтобы ваши персонажи могли получить доступ к высшей магии.
Он и три других персонажа, которые умирают в ходе игры, получили широкую известность в дополнении «Soul Of Rebirth», которое сопровождало практически каждый ремейк игры. В этом дополнении они играли ведущую роль, поскольку дополняли усилия своих живых коллег, привлекая светлую сторону загадочного Императора.
12. III – Xande
Final Fantasy III – очень странная для игр серии Final Fantasy. Она даже не была доступна на английском языке, пока шестнадцать лет спустя не вышла версия для DS. Это воссоздало игру с нуля и усилило историю, что стало приятным дополнением, учитывая, что оригинальная версия возвращалась к Final Fantasy I и четырем безымянным «Воинам Света».
За исключением вступительного эпизода, Люнет, Арк, Рефия и Ингус делают очень мало, просто идя по следам своих предшественников и наблюдая за развитием различных побочных сюжетных линий (самопожертвование Арии и ситуация Алуса/Горна) без особого личного участия.
Из-за недостатка выбора, мы вновь вынуждены остановить свой взор на удивительно сложном злодее игры – Ксанде. Из-за того, что он получил в награду от своего хозяина «смертность», большая часть игры вращается вокруг его запутанного плана по возвращению вечной жизни, которой он наслаждался ранее, замораживая течение времени.
Хотя в последнюю минуту оказалось, что он служит могущественному злодею (подобно Земус/Зеромус из IV и Куджа/Некрон из IX), Ксанде – ничто без своего бессмертия. В итоге он погибает, но его действия можно считать изюминкой в этой невпечатляющей игре.
11. IV – Cecil
Основные персонажи зачастую несколько скучны, особенно в жанре фэнтези, где они часто слишком безупречные «хорошие парни», ведомые исключительно правым делом. Герой Final Fantasy IV в начале игры, напротив, находится на стороне тьмы, выясняя роль, которую он играет в деспотично настроенном по отношению к своему народу королевстве Барон.
На его превращении из «темного рыцаря» в «паладина» построена первая треть игры, а момент трансформации изображен просто блестяще. С этого момента важную роль играют отношения Сесила с Каином и Голбезом, хотя каждый персонаж имеет свою историю (большинство из них погибает, поскольку игра была очень мрачной) в этом превосходно написанном повествовании.
Вторая и третья часть игры рассказывает об отличиях между Сесилом и его бывшим братом по оружию (Каином), а также его братом по крови (Голбезом). Откровение по поводу его отношений с последним является одним из самых разочаровывающих моментов серии, потому что оно не было хорошо продумано, но это все же сделало Final Fantasy IV первой действительно отличной частью франшизы.
Недавние переиздания расширили историю IV части и показали Сесила в качестве отца Сеодор – приятное дополнение, позволяющее закрепить его на позиции лучшего протагониста серии.
10. V – Gilgamesh
Final Fantasy V – одна из самых незапоминающихся игр серии, которая содержала некоторые памятные вещи, препятствующие развитию системы, ранее присутствующей в III. Все это венчает тот факт, что главная четверка, состоящая из Барца, Фарисы, Галуфа (позже Криль) и Ленны, практически ничего не делает. В такой ситуации злодейский Эксдес чувствует себя намного лучше с учетом того, что он осуществляет великий план во имя зла.
Однако второстепенный антагонист компенсирует их всех, учитывая то, что он перетаскивает на себя каждую сцену, в которой находится. Весело написанный (кто еще придумал бы такую фразу: «Достаточно показательной шутки! Теперь мы будем сражаться, как мужчины! И дамы! И дамы, одетые как мужчины») с эпическим музыкальным сопровождением (Clash On The Big Bridge) при загрузке, Гильгамеш был первым второстепенным злодеем, который затмил своих хозяев.
Свидетельством наследия персонажа является то, что он появляется практически в каждой последующей игре. В VIII части его можно призвать, в IX части он предстает в качестве охотника за сокровищами, раскрывая свою сущность только перед теми игроками, которые собирают каждый сундук с сокровищами, в более же поздних частях он является необязательным боссом. Он всегда сохраняет свою внешность, соединяя все игры в одну вселенную.
9. VI – Celes
Игры часто привлекают в свой адрес море критики за то, что они изображают женских персонажей исключительно милыми. Серию Final Fantasy часто обвиняют в этом, но она была первой, представившей сильных женских протагонистов в Final Fantasy VI.
Потрясающий игровой ансамбль состоял из трех участников, которые выгодно отличались от других главных героев. Причиной этому послужило то, что двое из них были женщинами – страдающая от амнезии Терра и имперский перебежчик Селес, которые потеснили достопочтенного «охотника за сокровищами» (вора) Локка с лидирующих позиций.
Попытка самоубийства Селес настолько впечатляющая (я поставил ее в список 150 величайших моментов FF много лет назад), что черный экран, который загорается на мгновение, намекает на то, что Кефка выиграл, и игра закончилась на мрачной ноте. Факт того, что вид банданы Локка на птице поддерживает ее после выживания, очень силен (даже учитывая, что игра никогда должным образом не намекала на их отношения, в чем была большая ошибка). Именно он открыл ей путь, чтобы сыграть ведущую роль в постапокалиптическом World of Ruin.
Задолго до этого она играет главную роль в самом известном эпизоде серии – the Opera. Здесь больше не нужно слов.
В игре с таким огромным количеством великолепных персонажей (Эдгар и Сабин, дьявольский Кефка, веселый Ультрос и другие) выделиться среди них – нелегкое дело.
8. VII – Reno & Rude
Проще всего было бы разместить под этим заголовком Клауда или Сефирота, учитывая, что один из них, кажется, всегда проигрывает Линку в финальном голосовании GameFAQs’ Character Battle. Однако на Final Fantasy VII всегда смотрели через розовые очки, и по спорному мнению, оба этих героя очень переоценены. Великий план Сефирота практически один в один совпадает с планом Кефки, да и Клауд не является каким-то особенным протагонистом.
Тем не менее, они обитают в чудесно-созданном повествовании, населенном огромным количеством фантастических персонажей: Винсент – таинственный чужак, Аэрис – сама невинность, Сид – обычный человек (и чудесных звуков, которые он издавал, будет не хватать, когда они будут удалены из ремейка), а Руфус – злодей, куда более реалистичный, чем многие его предшественники.
Двое Турков Руфуса, Рено и Руд, считаются одним из лучших дуэтов, когда-либо украшавших экран. Несмотря на то, что они очень разные, вместе они очень круты. Даже сложно представить их в качестве злодеев после того, как мы становимся свидетелями сцен их неловкого разговора о девушках и отказа от сражений, потому что у них выходной. А как Руд, будучи в шоке от поломки своих очков, достает другие такие же из кармана. Это действительно впечатляюще.
7. VIII – Seifer
Если и может быть обоснованная критика в отношении VIII, так связана она с тем, что игровые персонажи, за исключением Скволла и Риноа, совершенно не проработаны. Зелл, Сельфи, Квистис, Ирвин – пустышки от начала и до конца. К счастью, развитие Скволла от стойкого одиночки, которого ничего не заботит, до героя, который отправляется на край света (и в космос) за женщиной, которую он любит, – потрясает и компенсирует все недостатки.
Пожалуй, самым выдающимся был «третий лишний» в их отношениях – Сейфер. Основной лейтмотив игры заключается в том, что он и Скволл являются двумя сторонами одной медали, у них зеркальные шрамы, черная и белая куртки, а сюжет развивается, благодаря различным путям, которые они выбирают.
Превращение Сейфера в злодея – то, что явно мучает его, и сложно не чувствовать раскаяния, поскольку его ошибочными, но благородными намерениями манипулирует незапоминающаяся Ультимеция. Его отсутствие очень ощущается, учитывая, что взаимодействия между ним и Скволлом являются основными моментами игры. Так что стоит задуматься, может быть, нужно было подарить ему искупление и возможность продолжить участие в сюжете.
6. IX – Vivi
Final Fantasy IX проделала выдающуюся работу почти над всеми главными персонажами, как игровыми, так и не игровыми. Каждый из них имеет четко определенную историю, и хотя некоторые из них (отношения Фрейи и Фрэтли, Амарант) были написаны ранее, повествование было одним из лучших, если не лучшим в серии.
В конце игры, когда все собрались вместе, чтобы засвидетельствовать возвращение Зидана и выразить свою любовь Гарнету, все игроки сразу обратили внимание, что один персонаж отсутствует – Виви.
Черный маг – сердце истории, и его примирение с той мыслью, что он создан в качестве оружия войны, и после короткой жизни должен умереть – действительно душераздирающе. Однако эта печаль не сломала его.
Вышеупомянутый конец из триумфального становится трагическим, когда вы понимаете, что Виви умер к этому моменту, когда зачитывается монолог, в котором он прощается с каждым из друзей и благодарит и за обучение, опыт и товарищеские отношения. Появление его детей и случайная встреча с Паком (впервые Виви встречается с ним в начале игры) – замечательный способ завершить игру.
5. X – Auron
Было очень мало таких людей, которые не прониклись к Аурону, после его первого появления в открывающем эпизоде Final Fantasy X, где он невозмутимо наблюдает, как город Запарканд поглощается ужасным Сином. Музыкальное сопровождение в жанре хэви-метал, невероятная графика (для того времени) и таинственная атмосфера объединились, чтобы раскрыть этого персонажа. В результате чего игроки с нетерпением ждали встречи с ним после его исчезновения.
Говорят, что его второе появление является одним из определяющих моментов, поскольку он без особых усилий повергает некоторых ужасно выглядящих демонов, чтобы присоединиться к главному персонажу Тидусу и его новоиспеченному призывателю Юне.
X – это полностью история Тидуса и Юны, но вы можете почувствовать, что Аурон знает больше, чем кажется. Его тонкие саркастические замечания в отношении, например, Сеймура (еще одного потрясающего злодея) удивительно предсказывают, что должно произойти. Кроме того, по мере развития сюжета оказывается, что он неотосланная душа с кучей секретов. Раскрытие обстоятельств его смерти оказывает серьезное влияние на главных героев.
Его исчезновение не было показано, но он упоминается в сиквеле, несмотря на то, что физически он в нем отсутствует.
4. XII – Balthier
Final Fantasy XII, кажется, никогда не вызывала много любви. Ее система боя и политизированная сюжетная линия недооценены, но три главных недостатка сложно игнорировать. Первым недостатком является то, что Ваан – самый слабый главный персонаж серии на сегодняшний день. Созданный наподобие Тидуса, он не играет практически никакой роли.
Вторым недостатком считается то, что Вайн – злодей игры – один из самых худших в списке мерзавцев франшизы. Его взаимодействия с командой можно пересчитать по пальцам одной руки, кроме того игрокам ни разу не дают какую-либо конкретную причину ненавидеть его.
Третий недостаток – отсутствие любовной истории. Не каждая игра имела ее, но те, которые имеют (IV и c VI по X), существенно более известны. Ашелия могла бы с легкостью стать лучшим персонажем игры, если бы ее единственная романтическая привязанность не была бы убита в открывающей сцене, а ее месть империи не была такой не вдохновляющей.
Все это делает Балтьера самопровозглашенным «главным героем», который отлично вписывает в архетип лихого охотника. Его сильная связь с Фран и темное прошлое с Архадианцами и его отцом делает его интересным персонажем, с которым могут соперничать только Баш и его брат Габрант.
3. XIII – Serah
Final Fantasy XIII никогда не создавала шумихи вокруг себя, даже после выхода дополнений Final Fantasy XIII-2 и Lightning Returns. Общая история этой трилогии – полнейший хаос, и эта несвязность означает, что большой выбор историй и персонажей, присутствующих в этой части, как правило, забывается.
Лайтнинг – слабый лидер, являющийся, по сути, Скволлом в юбке, только в ее жизни не происходило событий, которые превратили бы ее в закаленного в битвах героя. Да, в конечном итоге, она побеждает Бога, но ее отношения с сестрой Сэрой мало изучены, несмотря на то, что целью игры является совместное желание Лайтнинг и Сноу спасти ее.
С одной стороны, кажется, что Сэра – не более, чем подростковый стереотип и макгаффин. Но будучи главной героиней XIII-2, она стала гораздо более правдоподобной и человечной фигурой, чем ее сестра.
Тот факт, что понадобились три игры, чтобы хаотично рассказать историю, которая могла бы быть сжата в одну, характеризует Square-Enix, когда дело доходило до написания историй в последние годы. Беззаботность Сэры делает ее путешествие с Ноелом и конфликты с Каиасом приятными, чего зачастую нельзя сказать о путешествиях Лайтнинг в первых двух играх.
2. XV – Ignis
Final Fantasy XV – безусловно, одна из лучших частей серии. Досадно, что потребовалось больше года обновлений контента и производства сюжетных трюков, чтобы увидеть, как игра поднимается на эти высоты, и подавляющее большинство игроков, которые раскритиковали ее после выпуска, не будут знать о разработках, которые завершили то, что изначально казалось незаконченным.
На первый взгляд, каждый персонаж из главной четверки является ходячим стереотипом. Ноктис – своевольный, Промпто – беззаботный и надоедливый, Гладио – мускулистый, а Игнис – прямолинейный. Однако их путешествие скрепляет их братство, и финальная тихая сцена у костра, которая состоялась перед их самопожертвованием – один их самых горьких моментов истории Final Fantasy.
Игнис непоколебимо предан Ноктису, и это наиболее заметно в эпизоде, когда он готов расстаться со своей жизнью в одно мгновение, чтобы сохранить жизнь своему товарищу. В конечном счете, это стоит ему его глаз, но принятие его слепоты – один их лучших моментов в преддверии финала.
Помимо прочего, впечатление от Игниса усиливается его британским акцентом, который всегда придает ему авторитетности. Отдельного упоминания стоят также его кулинарные способности, достойные мемов.
1. Tactics – Wiegraf
Мы включили эту часть даже несмотря на то, что она не является «основной» частью серии, потому что Tactics – одна из самых преступно недооцененных игр всех времен, благодаря своей эпичной истории, включающей войну, религию, политику, манипуляции и всевозможные другие сюжетные элементы. Хотя сложность, возможно, является одним из ее недостатков, а неширокая известность означает, что ряд великолепных персонажей часто отсутствует в списках, подобных этому.
Среди героев есть ряд фантастических злодеев: Делита, лучший друг детства главного персонажа Рамзы, на протяжении истории становится то союзником, то врагом, манипулируя всеми, чтобы обеспечить свой собственный рост. В то же время раннее предательство Гаффгариона задает тон игре, в которой вы никогда не знаете, кому можно доверять.
Виграф выделяется над всеми этими персонажами, учитывая его трагедию. Он начал с благородного намерения свергнуть угнетающую классовую мировую систему и передать власть в руки людей, но смерть его сестры заставила его перейти на темную сторону. Именно тогда он и встречается несколько раз с Рамзой.
Душераздирающе видеть его в демонической форме, когда его человечность была уничтожена, и слышать, как он заявляет, что ему наплевать на его сестру и благородные дела. Все, чего он теперь желает – принести миру смерть.
Было бы здорово, если бы таких противоречивых и хорошо написанных злодеев было больше…