Ретроспектива Final Fantasy

FF - бесспорно одна из важнейших RPG в истории. В одночасье перевернув судьбу целой игровой компании и показав при этом один из глубочайших среди ролевых игр на консолях геймплей, FF стала катализатором взрыва популярности RPG, которые долго были андеграундным жанром PC-рынка. Этот рост популярности навсегда изменил путь развития ролевых игр, а FF стала одной из наиболее известных игровых франшиз в истории.

В 2015 году мир отметил 25-ю годовщину выхода Final Fantasy в Северной Америке. Одна из важнейших ролевых игр в истории, с момента выхода первой игры в Японии 1987 году серия Final Fantasy дала жизнь пятнадцати основным играм, бесчисленным спин-оффам и более чем 110 миллионам проданных копий. Final Fantasy – одна из наиболее продаваемых игровых франшиз всех времен и до сих пор сохраняет свою популярность.

Как у любой серии игр, путь к успеху был долгим. Final Fantasy, часто называемая “лебединой песней” компании по разработке видеоигр Square, на самом деле не была спасителем компании. Несмотря на тогдашние финансовые трудности Square, у них было достаточно разнообразное портфолио игр, первоначально для PC-8801 с дальнейшим переходом к разработке для Nintendo Famicon.

В те времена Square была как разработчиком, так и издателем. Как издатель компания выпускала несколько значимых игр для Famicon и PC-8801, в том числе Thexder, Kings Knight и Dragon Slayer. Также в Square разрабатывался ряд проектов, которые в дальнейшем стали лидерами продаж в свое время. Пожалуй, наиболее известный из них – Rad Racer, но компания также создала серию 3-D World Runner и первый в истории симулятор свиданий, Nakayama Miho no Tokimeki High School.

В 1986 году Square наняла штатным сотрудником молодого разработчика, Хиронобу Сакагучи (Hironobu Sakaguchi). Он работал в отделе планирования и разработки, но был недоволен отсутствием успехов в мейнстриме в период нахождения в своей должности. Сакагучи решил сам возглавить разработку одной игры и покинуть индустрию видеоигр, если она будет плохо продаваться.

Есть несколько версий появления названия Final Fantasy. Наиболее распространенная из них заключается в том, что название было обусловлено последней надеждой Square, которая испытывала финансовые трудности. Однако, Сакагучи рассказал о двух альтернативных версиях. Первая из них связана с его ощущением разочарования в иллюзиях и уверенностью в том, что эта игра станет его последней перед уходом из индустрии.

Хиронобу Сакагучи

В 2015 году Сакагучи раскрыл еще одну версию появления названия серии. Он рассказал, что хотел сделать название игры из аббревиатуры “FF”, потому что она красиво звучала по-японски. Кроме того, изначально игра называлась Fighting Fantasy, но ее переименовали из-за конфликта с торговой маркой серии книг под таким же названием.

Сакагучи привлек к разработке игры лучших сотрудников Square. Среди них были дизайнеры Коичи Ишии (Koichi Ishii) и Акитоши Кавазу (Akitoshi Kawazu), сценарист Кенджи Терада (Kenji Terada), художник по персонажам Йошитака Амано (Youshitaka Amano), композитор Нобуо Уематсу (Nobuo Uematsu) и программист Насир Гебелли (Nasir Gebelli). Команду назвали «Команда ‘А’ Square», и каждый из ее членов внес свой вклад в ряд важнейших элементов серии Final Fantasy.

Кавазу разработал боевую систему первой Final Fantasy под непосредственным влиянием настольных ролевых игр типа Dungeons & Dragons и стремясь сделать ее похожей на такие игры, как Wizardry и Dragon Quest. Он впервые в японских RPG ввел ряд элементов из Dungeons & Dragons, например, уязвимость врагов к различным стихиям. Ишии реализовал элементы системы инвентаря и работал с Терадой над аспектами сюжета, в том числе использованием кристаллов в сеттинге игры.

Состав команды по современным стандартам был практически легендарным. Практически каждый участник разработки первой Final Fantasy продолжил работу над другими RPG-проектами, среди которых был ряд других игр Final Fantasy. Кавазу работал над Romancing SaGa и стал продюсером Legend of Mana. Гебелли, единственный американец в команде, стал программистом и режиссером Secret of Mana. Амано продолжил создавать персонажей для серии Final Fantasy и занимается этим до сих пор.

Уематсу бесспорно стал самым известным японским композитором и написал музыку для бесчисленного множества видеоигр, в том числе нескольких других игр Final Fantasy. Наконец, Сакагучи стал членом работавшей над видеоигрой Chrono Trigger группы “Dream Team” вместе с разработчиком Enix Юджи Хории (Yuji Horii) и знаменитым художником манги Акирой Ториямой (Akira Toriyama), а также основал компанию Mistwalker, разработчика The Last Story.

На момент выхода Final Fantasy была уникальной игрой, одной из первых создавших ощущение кинематографичности на игровых консолях. Рассказывающий о сюжете игры вступительный ролик, сопровождаемый ставшей теперь культовой музыкой Final Fantasy, стал, пожалуй, одним из первых примеров кинематографичной подачи истории в видеоиграх. Кроме того, это была одна из первых консольных игр, где важнейшую роль играл сюжет, превзошедший типичные истории о спасении и “зачистке подземелий”, а также содержащий элементы научной фантастики, например, воздушные корабли и космические станции, снова впервые среди RPG того времени.

Одной из составляющих очарования игры была свобода в создании персонажей. В Final Fantasy была реализована первая версия системы специализаций. Как говорил Кавазу: “Я считаю, что удовольствие от RPG начинается с создания персонажа. Мне казалось, что не стоит с самого начала предлагать заданную партию для прохождения игры. Я хотел, чтобы люди при желании могли сделать всех воинами или черными магами”.

Возможность менять специализации стала отличительной чертой большинства игр серии Final Fantasy. Даже там, где были изначально заданные персонажи или классы, использовались подходы системы специализаций, чтобы каждый персонаж был полностью уникальным.

Хотя Final Fantasy и не была первой консольной ролевой игрой, она стала самой успешной. Сакагучи участвовал в рекламе игры, пытаясь предоставить рекламные копии разным журналам и изданиям. “Я принес рабочую версию редактору Family Computer Magazine, но получил отказ”, – говорил Сакагучи в интервью 2007 года, – “Они сказали, что не работают с такими играми. Только Famitsu достойно приняли Final Fantasy, за что я им до сих пор очень благодарен”.

Журнал Famitsu хорошо “раскрутил” Final Fantasy после ее выхода в Японии. Сакагучи воспользовался этим, чтобы убедить Square, которая изначально планировала ограниченный тираж в 200 тысяч копий, увеличить его до 400 тысяч. Также Final Fantasy стала одной из немногих ролевых игр, переведенных для Северной Америки, и частично благодаря агрессивному маркетингу Nintendo в США достигла определенного успеха за океаном. К сожалению, PAL-версия игры вышла только с Final Fantasy Origins в 2003 году.

С 1987 года Final Fantasy переделывалась и перевыпускалась восемнадцать раз и была портирована на несколько консолей, загружаемых клиентов, портативных устройств и даже iOS. Было продано примерно 700 тысяч копий версии для Северной Америки, а по состоянию на 2003 год в мире было продано 1,2 миллиона копий игры с учетом всех римейков. Многие критики хвалили Final Fantasy за ее охват, постановочные достоинства, отыгрыш ролей и представление.

Мэтт Касамассина (Matt Casamassina) из IGN отмечал, что у Final Fantasy был более глубокий сюжет, чем у ее современника и предшественника, Dragon Quest, а сайт GamesRadar заявлял, что Dragon Quest представила игрокам ролевые игры, но именно Final Fantasy сделала их популярными. С середины 2000-х игру неоднократно включали в “списки лучших игр всех времен”.

Современная критика указывает на некоторые недостатки Final Fantasy, в особенности, на относительно медленную по сравнению с современными ролевыми играми динамику. Некоторые считают первую Final Fantasy самой слабой игрой серии, а также самой сложной. Однако, поддержка Final Fantasy редко колебалась. Некоторые игры серии лучшие не только среди RPG, но и среди всех игр вообще.

Некоторые считают Final Fantasy VI, VII и XI лучшими играми всех времен, а серии спин-оффов, например, Final Fantasy Tactics, Vagrant Story и Dissidia Final Fantasy, получили высокие оценки критиков.

Было бы циничным сказать, что несмотря на все награды серии и высокие оценки критиков, с 2000 года Final Fantasy растеряла свое величие. И хотя в современную эпоху серию можно “любить или ненавидеть”, нельзя недооценивать важность Final Fantasy для игровой индустрии. Это одна из первых ролевых игр, ворвавшихся в мейнстрим, прокладывая RPG путь к успеху вне узкого рынка.

Она не только доказала жизнеспособность жанра RPG для консолей, но и показала, как можно реализовать более сложный сюжет и игровую систему при консольных ограничениях. Наконец, она дала начало одной из наиболее успешных серий RPG всех времен, а на современных консолях уже вышла Final Fantasy XV.

Так или иначе, серия Final Fantasy оставила свой след в игровом мире, и это заслуживает признания. Легко временами критиковать Final Fantasy за излишнее увлечение собственными клише, но в глубине души многие любят знакомые фишки серии: многообразие специализаций, использование технологий и магии, эмоциональную связь с сюжетом и кинематографичность, которую создает Square.

Все это поддерживается глубокой боевой системой и важными тематическими элементами, от вызываемых существ до кристаллов, путешествий во времени и чокобо. Мы не смогли бы полюбить ее другой и надеемся, что Final Fantasy и дальше продолжит радовать нас красивыми мирами, эпичными приключениями и кинематографичной игрой.


Спасибо за то, что были с нами на этой неделе. Если у вас есть вопросы, комментарии, или предложения поговорить о других ролевых играх, можно оставить их ниже. Увидимся в следующий раз.