10 крупных видеоигровых франшиз, обречённых на крах

Синдром Far Cry рано или поздно доберётся и до них.
Синдром Far Cry рано или поздно доберётся и до них.

Лишь единицы видеоигровых франшиз настолько колоссальны, что гибель в ближайшие годы им точно не грозит (вроде Mario, Pokemon и Grand Theft Auto), тогда как судьба всех остальных зависит исключительно от успехов последних релизов.

Конечно, ни одна франшиза не идеальна, и в рамках каждой из них выходил как минимум один провальный тайтл, но порой серия терпит такие внушительные фиаско с точки зрения продаж и критического приёма, что над её будущим начинают сгущаться тучи. Именно о таких франшизах сегодня и пойдёт речь – о тех, которых от неизбежного краха не смогут спасти ни их узнаваемые бренды, ни регулярные релизы новых игр.

Все они уже сейчас катятся по наклонной по совершенно разным причинам, среди которых смена команды разработчиков на более неопытную, скромные продажи недавних тайтлов, а также отчаянные попытки нажиться на современных игровых трендах, вызывающие откровенное недоумение.

Вполне возможно, что некоторым из этих франшиз удастся вернуться на пьедестал с помощью креативной игры, переосмысляющей старые концепции и способной покорить геймеров и критиков, но история подсказывает, что издатели с куда большей вероятностью просто будут доить свои IP до последнего, а затем бесславно похоронят их.

Sonic

Франшиза Sonic the Hedgehog – одна из самых коммерчески успешных видеоигровых IP в истории, но серия уже пару десятилетий находится в упадке. Вернее, находилась вплоть до релиза Sonic Mania в 2017 году, которая стала глотком свежего воздуха после полосы посредственных игр про Соника, растянувшейся аж на 15 лет. Неудивительно, что пропитанный ностальгией и сделанный с душой тайтл получил самый тёплый приём среди фанатов и критиков, чем всё, что выходило в рамках франшизы за прошедшие 25 лет.

Однозначный успех Sonic Mania и почти моментальный запуск разработки сиквела, казалось бы, вернули Соника на путь процветания, с которого уже некуда было сворачивать. Но проект Sonic Mania 2 несколько лет провёл в подвешенном состоянии, а совсем недавно в сети появились слухи о том, что Sega решила отменить сиквел, так как компании не удалось договориться с разработчиками оригинала, состоявшими в сообществе фанатов игр про синего ежа.

Таким образом, после 2017 года франшиза Sonic вернулась в привычное для неё русло, рождая один спорный спин-офф за другим и давая понять, что Sonic Mania была не началом нового пути, а лишь случайным успехом. Вряд ли одна из будущих игр под брендом Sonic получится настолько плохой, что отпугнёт самых преданных фанатов, однако признание мейнстримной публики, появившееся после релиза Sonic Mania, уже практически испарилось, и пока нет никаких оснований полагать, что студии удастся его вернуть.

Sonic, по сути, вновь стал объектом для насмешек критиков, который просто неинтересен казуальным игрокам.

Watch Dogs

Серия Watch Dogs – очень странный зверь. Несмотря на смешанные отзывы в адрес оригинала 2014 года, он разошёлся отличным тиражом, благодаря чему всего через 2 года состоялся релиз сиквела.

Далее произошло нечто крайне ироничное. Watch Dogs 2, получившаяся куда более цельной и интересной игрой, где пустая претенциозность сменилась ярким стилем, в первую же неделю продаж собрала на 80% меньше, чем удалось её предшественнице. Конечно, стоит добавить, что на данный момент она разошлась тиражом в 10 миллионов проданных копий.

На фоне неудачного релиза второй части Ubisoft решила в очередной раз изменить формулу серии, представив в прошлогодней Watch Dogs: Legion интригующую подачу истории через нескольких протагонистов. Результатом стали прохладные отзывы от критиков и скромные показатели продаж, составившие лишь 54% от продаж физических копий Watch Dogs 2.

Важно понимать, что с 2016 года сам формат покупок игр переехал в «цифру» и что некоторые геймеры предпочли сыграть в Legion в сервисе Ubisoft+, однако далеко не самые восторженные отзывы от простых игроков и журналистов указывают на то, что IP медленно, но верно тонет.

С Ubisoft явно всё будет в порядке, учитывая обилие AAA-франшиз в активе компании, но вот Watch Dogs, чья последняя часть провалилась по всем фронтам, скорее всего, уже издала свой предсмертный хрип.

Need For Speed

Культовый статус франшизы Need for Speed абсолютно невозможно отрицать ​​– она ​​существует уже около 30 лет, и за это время было продано суммарно 100 миллионов копий всех частей серии.

Но при этом серия последние лет 10 мечется из стороны в сторону, пытаясь найти новое направление. Яркими примерами этого прощупывания почвы являются ребут 2015 года, Need for Speed Payback 2017 года и Need for Speed Heat 2019 года, ни одна из которых не получила того же универсального признания, что золотые хиты NFS из нулевых.

Проблема заключается в том, что Need for Speed осталась на обочине, пока мимо неё на полной скорости промчалась франшиза Forza Horizon, которая хоть и является эксклюзивом для ПК и Xbox, но с каждой новой частью стабильно расширяет свою фан-базу.

Здесь уместно будет вспомнить франшизу Medal of Honour, которая не сумела вовремя перестроиться под новые реалии и найти новую нишу, ведь Need for Speed шагает по тому же пути. Это пережиток прошлого, не способный идти в ногу с современными гоночными симуляторами, занявшими солидную долю рынка.

EA ещё нескоро бросит попытки перезапустить франшизу, ведь студия просто не может допустить, чтобы настолько известный бренд пропадал зря, но все мы понимаем, что Need for Speed уже давно пора уйти на покой.

Tom Clancy’s Ghost Recon

Ubisoft всеми силами пытается возродить франшизу Tom Clancy’s Ghost Recon, которая со времён прекрасной Ghost Recon Wildlands (2017) существует в полумёртвом состоянии. Вышедшая в 2019 году Ghost Recon Breakpoint не сумела найти отклика в сердцах большинства игроков, которые критиковали её за скучный открытый мир, невыдающийся дизайн миссий и неизобретательный геймплей. Привело это к продажам, которые генеральный директор Ubisoft Ив Гильмонт охарактеризовал как «разочаровывающие».

После этого Ubisoft анонсировала новую часть серии – условно-бесплатную игру-сервис в формате королевской битвы под названием Ghost Recon Frontline. Реакция подавляющего числа фанатов на дебютный трейлер оказалась негативной. Многие из них остались недовольны цинизмом Ubisoft, сфокусированной на прибыльных игровых трендах, а не на создании качественной Ghost Recon.

В ответ на это Ubisoft отменила альфа-тестирование Frontline и отложила игру на «неопределённый срок», чтобы привести её в тот вид, в каком её хотят видеть поклонники. Но ведь очевидно, что Ubisoft просто гонится за деньгами, пытаясь компенсировать провал Breakpoint с помощью коктейля из форматов королевской битвы и игры-сервиса, который позволит доить кошельки игроков на протяжении долгих месяцев, а то и лет.

Собственно, именно такой циничный подход и отталкивает фан-базу любой франшизы. Мы живём в эпоху, когда все отлично знают, что «условно-бесплатный» означает бесконечные микротранзакции, комфортная игра без которых, увы, невозможна.

WWE 2K

Большинство геймеров сходятся во мнении о том, что франшиза WWE 2K уже находится на смертном одре. Однако до недавних пор она неплохо проявляла себя с коммерческой точки зрения, поэтому ежегодные затраты на выпуск новых частей были более-менее оправданы. Тем не менее, фанаты уже несколько лет критикуют серию WWE 2K за оскорбительное обилие багов, ужасно устаревшую графику и нежелание создателей вносить хоть что-то новое в приевшуюся формулу.

Последние лет десять отзывы на игры серии плавали где-то в промежутке между нейтральными и негативными, но вышедшая в 2019 году WWE 2K20 стала настоящей точкой кипения для геймеров. Она оказалась самой забагованной в серии, а времени на её создание тратили, кажется, ещё меньше, чем обычно (объясняется это тем, что студия Yuke’s впервые за долгие годы была непричастна к разработке). WWE 2K20 закономерно привела в ярость и фанатов, и критиков.

Скромные продажи игры дали понять, что даже самые преданные поклонники WWE не намерены поддерживать собранные на коленке игры. Это вкупе с пандемией привело к отмене WWE 2K21, которая изначально должна была выйти ровно через год. Вместо этого 2K выпустила WWE 2K Battlegrounds, чтобы закрыть образовавшийся пробел. По сути, это была мобильная игра с ценником консольного тайтла, что, разумеется, привело публику в недоумение.

Релиз WWE 2K22 запланирован на март будущего года, и, хотя студия утверждает, что нас ждёт возвращение к истокам, поверить ей смогут разве что самые наивные геймеры. Конечно, можно надеяться на то, что WWE 2K22 действительно вернёт серии былое величие, но, если внимательно изучить подход студии к созданию игр, станет очевидно, что впереди очередной посредственный продукт, который явно не стоит своих денег.

Тем временем, популярность AEW (основного конкурента WWE) растёт как на дрожжах, поэтому не удивляйтесь, если рано или поздно ей удастся похоронить ещё и многострадальную видеоигровую серию WWE 2K.

Metal Gear

Любой поклонник Metal Gear скажет, что серия умерла после ухода Хидео Кодзимы из Konami сразу после релиза Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. С тех пор Konami пыталась развивать франшизу без него, и одной из этих попыток стала Metal Gear Survive, с оглушительным треском провалившаяся в первые же дни продаж. Игроки дали студии понять, что совсем не заинтересованы в ленивых спин-оффах, нацеленных исключительно на их кошельки.

Да, многие франшизы продолжали процветать и без своих создателей, но уникальный стиль автора Metal Gear практически невозможно воспроизвести, не огорчив фанатов. Поскольку Кодзима навсегда распрощался с Konami, будущее Metal Gear сейчас находится в подвешенном состоянии. На данный момент ходят слухи о долгожданном ремейке оригинальной Metal Gear Solid и разработке полноценной шестой части без участия Кодзимы.

И если ремейк ещё может получиться достойным, так как в его основе лежит шедевральная игра, то Metal Gear Solid 6 предстоит столкнуться со скепсисом и даже враждебностью со стороны поклонников серии. Франшиза без Кодзимы уже фактически загнана в угол. Впереди нас ждут лишь её конвульсии, растянутые на пару-тройку лет, после которых Konami решит навсегда распрощаться с ней… или пойти на мировую с Хидео Кодзимой.

Shenmue

История франшизы Shenmue весьма любопытна. Оригинальный тайтл, вышедший на Dreamcast в 1999 году, снискал массу положительных отзывов, но прибыльным для студии так и не стал, причём виной тому во многом был чудовищно раздутый бюджет игры в размере $70 миллионов. При этом Shenmue II разрабатывалась одновременно с оригиналом, а это означало, что ей было суждено увидеть свет независимо от того, как себя проявит первая часть с финансовой точки зрения.

Сиквел пошёл по стопам оригинала. Его обласкали критики, тогда как рядовые игроки не спешили его покупать, из-за чего запланированная третья часть попала в производственный ад. Лишь в 2015 году, почти спустя 15 лет после релиза Shenmue II, появились официальные новости о разработке триквела, который спонсировали донатеры с Kickstarter, студия Sony и издатель Deep Silver.

После череды переносов Shenmue III добралась до релиза в 2019 году, где её ждали смешанные отзывы: часть геймеров хвалили игру за верность оригинальным стилю и тону, тогда как другие остались недовольны беспардонно устаревшими геймплейными механиками. Стоит ли говорить о том, что Shenmue III оказалась финансовым провалом и не смогла привлечь аудиторию за пределами уже имевшейся фан-базы?

Можно предположить, что краудфандинг спасёт и Shenmue IV, но не стоит забывать, что Shenmue III умудрилась огорчить и своих преданных фанатов (в частности, оскорбительным клиффхэнгером в финале истории), а потому ждать четвёртую часть с тем же энтузиазмом будут уже единицы игроков.

Если кто и сумеет протащить квадриквел через все этапы разработки, то только Ю Судзуки – автор трилогии, стоявший у руля франшизы с момента её рождения. Но, учитывая, каким разочарованием получилась Shenmue III, вряд ли он решит браться за заведомо провальную игру.

Marvel’s Avengers

Бренд Marvel сейчас настолько сильно доминирует в поп-культуре, что любой продукт с этой припиской, кажется, обречён на успех. Именно поэтому прошлогодний позор издателя Square Enix и студии Crystal Dynamics, выпустивших Avengers, выглядит поистине впечатляющим.

Никто и подумать не мог, что крупнобюджетная игра-сервис про Мстителей вообще способна плохо показать себя на рынке, но прохладная реакция публики на предрелизные геймплейные ролики всё расставила по местам. В итоге после неплохой первой недели показатели продаж стремительно полетели вниз.

Не соответствовавший ожиданиям старт продаж привёл к тому, что Square Enix потеряла около $63 миллионов, а президент компании Ёсукэ Мацуда назвал игру коммерческим разочарованием. А ведь Marvel’s Avengers должна была стать прибыльным титаном уровня Destiny, который годами стабильно приносил бы доходы Square Enix вплоть до релиза сиквела, однако теперь все эти планы накрылись медным тазом.

И хотя недавно Square Enix выпустила Guardians of the Galaxy, действие которой разворачивается в той же вселенной, и которая собрала массу восторженных отзывов, скромное количество одновременных игроков в Steam в первую неделю после релиза указывает на то, что Marvel’s Avengers нанесла непоправимый урон бренду. Разумеется, рано или поздно Square Enix захочет выпустить ещё одну игру про Мстителей, но эту дойную корову, судя по всему, уже смертельно ранили.

Far Cry

Синдром изнеможения франшиз – это вполне реальная вещь. Порой IP просто не в состоянии раз за разом вводить стилистические, игровые и повествовательные инновации, чтобы поддерживать интерес игроков, из-за чего оценки и продажи тайтлов идут на спад.

Когда речь заходит о блокбастерах, из серии в серию штампующих одно и то же, многие первым делом вспоминают Far Cry с самой шаблонной геймплейной формулой из всех франшиз Ubisoft (а это уже говорит о многом).

Несмотря на ряд попыток вытащить бренд из стагнации с помощью спин-оффов вроде Far Cry Primal и Far Cry New Dawn, студия наотрез отказывается вносить серьёзные изменения в номерные части. А потому недавняя Far Cry 6 имеет худшие оценки среди основных игр серии, ведь игроков уже не привлекает некогда успешная формула.

Это отразилось и на продажах Far Cry 6, которая разошлась в «цифре» в Великобритании в 2 раза хуже, чем Far Cry 5. Ubisoft всё же посчитала тайтл прибыльным, но о дальнейших планах касательно развития серии пока ничего неизвестно.
Франшиза отчаянно нуждается в хорошей встряске, без которой её будущее уже предопределено.

EFootball

Франшиза Pro Evolution Soccer franchise является одной из самых прибыльных видеоигровых IP на рынке, однако это не остановило её создателей от ребрендинга. Так, вышедшая в 2019 году часть футбольного симулятора получила название EFootball PES. За ней последовала игра, в заголовке которой уже отсутствовала приставка PES. Иронично, что именно EFootball 2022 оказалась провальной по всем фронтам.

Условно-бесплатный футбольный симулятор только ленивый не критиковал за кошмарную графику с уймой багов и отвратительный геймплей. В итоге всего через сутки после релиза игра получила худшие оценки за всю историю Steam, заработав 92% негативных рецензий.

Поскольку монетизировать проект собирались с помощью внутриигрового «премиального» контента (на который не раскошелился бы ни один здравомыслящий фанат серии), можно с уверенностью утверждать, что EFootball 2022 стал главным провалом для Konami за последние годы.

Конечно, игру могут подлатать патчами и обновлениями, но Konami стоит сфокусироваться на работе над следующей частью, поскольку даже вылизанная до блеска версия EFootball 2022 уже не спасёт репутацию компании. Но куда более вероятно то, что от этого удара не оправится и сама франшиза. И это очень печально, ведь речь идёт о серии, которую некогда хвалили за более детализированный и продуманный геймплей, чем в FIFA.

Похожие записи