Когда разработчики находят для своей франшизы успешную формулу, они стараются её придерживаться, добавляя с последующими частями небольшие изменения. Однако иногда серия разветвляется и решает попробовать нечто новое. Мы видели немало таких примеров среди видеоигр, которые время от времени пытались выйти за собственные рамки, в том числе жанровые, и даже достигали в этом определённых успехов.
В данной статье мы взглянем на 15 игровых франшиз, которые смогли успешно реализоваться сразу в нескольких жанрах.
Mario
Самый очевидный пример. Основные игры серии Mario, разумеется, платформеры, однако затем Nintendo пошли гораздо дальше. От гонок с Mario Kart до RPG в виде Paper Mario и Mario and Luigi, от головоломок с Dr. Mario до игр для всей компании с Mario Party, не говоря уже о спортивных тайтлах вроде Mario Tennis и так далее. Марио попробовал себя в самых разных сферах и по большей части – успешно.
Halo
Halo в своё время начала революцию, которая привела к популяризации консольных шутеров от первого лица, и хотя серия по-прежнему ассоциируется именно с этим жанром, её воплощения им не ограничиваются. Речь идёт, конечно же, о Halo Wars – ответвлении в виде стратегии в реальном времени.
И хотя первая часть была принята довольно неоднозначно, у неё имелась крепкая основа, благодаря которой Halo Wars 2 оказалась вполне неплохой представительницей жанра.
Pokemon
Как и Mario (пусть и в меньшей степени), франшиза Pokemon постепенно разделилась на множественные жанры. Основные игры серии – RPG, однако помимо них создатели опробовали немало новых путей, от симулятора фотографа в Pokemon Snap до пошаговой стратегии в Pokemon Stadium и «рогаликов» в серии Mystery Dungeon.
Warcraft
Ожидалось, что в случае с Warcraft – одной из самых успешных и любимых стратегий всех времён – Blizzard захотят придерживаться чётко установленной формулы, однако разработчики решили рискнуть, превратив World of Warcraft в MMORPG, что в дальнейшем полностью окупилось и продолжает окупаться до сих пор.
Сам жанр уже долгие годы связывают с игрой, что иногда касается и индустрии в целом. World of Warcraft стала отдельным звеном во всём, так что давайте надеяться, что вскоре мы увидим и другие классические стратегии Warcraft.
Metroid
Первыми тремя тайтлами Metroid разработчики Nintendo зародили целую философию игрового дизайна и создали отдельный жанр, который продолжает вдохновлять новые проекты и по сей день. Однако на заре эры 3D Nintendo осознали, что платформинго-исследовательскому геймплею Metroid необходимо эволюционировать.
Вместе с Gamecube появилась Metroid Prime, хоть и сохранившая суть прежних игр, но ставшая шутером от первого лица. Тот факт, что Retro Studios удалось придать тайтлу атмосферу оригинала, несмотря на кардинальное отличие от прежних игр серии, невозможно переоценить.
Wolfenstein
Не всегда отдельная франшиза способна создать целый жанр, но именно это получилось у id Software с Wolfenstein 3D, определившей основной шаблон шутеров от первого лица, по которому они строятся до сих пор. Однако игры Wolfenstein не всегда были шутерами.
Прежде франшиза принадлежала Muse Software и под их началом представляла собой стелс-экшен с приключенческими элементами. И знаете что? В целом всё было очень даже неплохо.
Forza
Если хотите, можно считать, что гонки всегда остаются гонками. Однако имеют место множество поджанров, которые разительно отличаются друг от друга. Симуляторы и аркадные гонки нацелены на совершенно разные категории игроков, а Forza метит в те и другие, к тому же преуспевает в обеих попытках.
Forza Motorsport и Forza Horizon – лучшие представители этих поджанров соответственно.
Fallout
Нет, мы не будем говорить о том, как Fallout осмелела настолько, что стала огромной общей локацией для лута в случае с Fallout 76. Чем меньше об этом будет сказано, тем лучше. Однако и прежде серия пробовала свои силы в новых направлениях. Начиная с классической cRPG, вдохновлённой настольными играми, Bethesda превратила Fallout в гибрид RPG и шутера от первого лица, и в обоих эрах затея увенчалась успехом.
Кроме того, серия отметилась в жанре тактических ролевых игр с Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, которая тоже не подвела.
Red Dead
В наши дни при мысли о Red Dead вы сразу же вспоминаете Red Dead Redemption, однако серия начиналась совсем не так. Прежде в 2004 году имелась Red Dead Revolver, которая была скорее не приключенческим шутером, а тайтлом в духе «беги и стреляй».
Эта игра без необъятного открытого мира, увлекательного сюжета и многих других знакомых характеристик совершенно не похожа на своих последовательниц.
Star Wars
Учитывая, сколько разработчиков и издателей на протяжении многих лет было вовлечено в создание франшизы Star Wars в игровой индустрии, очевидно, почему серия пробовала себя в разнообразных жанрах.
Удивляет, насколько успешной ей удалось стать во многих из них: в RPG с Knights of the Old Republic, в MMO с The Old Republic, в авиасимуляторах с Rogue Squadron, в шутерах с Jedi Knight и Battlefront, в приключенческих боевиках с The Force Unleashed – и всё это лишь верхушка айсберга.
Kid Icarus
После пары олдскульных экшен-платформеров на NES и Game Boy серия Kid Icarus впала в долгую спячку. Когда спустя практически два десятилетия она вернулась с третьей частью, то изменилась до неузнаваемости. Вместо платформера мы получили рельсовый шутер от третьего лица, и любой, кому довелось поиграть в продолжение, скажет, что оно получилось замечательным.
Star Fox
Star Fox – одна из немногих франшиз, с которыми Nintendo обращались не так хорошо, как хотелось бы, однако когда студия всё-таки обращала внимание на любимые серии и искала с ними новые пути, обычно ей это неплохо удавалось.
Несмотря на то, что Star Fox по большей части известна как рельсовый 3D шутер, Star Fox Adventures вывела франшизу на уровень космического приключенческого боевика от третьего лица (причём умело), а в случае со Star Fox Command разработчики попытались создать нечто вроде пошаговой стратегии.
Assassin’s Creed
Говорите, что хотите о Ubisoft, но следует отдать им должное за всевозможные старания, призванные постоянно освежать франшизу Assassin’s Creed, несмотря на практически ежегодные пополнения в серии.
И хотя основная формула игры за неприметного ассасина в открытом мире остаётся неизменной на протяжении долгих лет, остальные аспекты продолжают меняться. Origins положила начало изменениям в направлении, в то время как Odyssey превратилась в полноценную RPG – с выборами диалога, развитой механикой, гриндом, лутом и прочим.
Resident Evil
Разумеется, по своей сути, Resident Evil всегда (в той или иной степени) была хоррором, однако её способы напугать игрока варьировались на протяжении всей серии.
От фиксированной камеры в ранние годы до постепенного превращения из хоррора в экшен с последующими тайтлами, с возвращением к корням в виде перспективы от первого лица в Resident Evil 7 и камеры из-за плеча в ремейке Resident Evil 2 – франшиза менялась и совершенствовалась снова и снова, и справедливо будет отметить, что в основном у неё это получалось успешно.
Crash Bandicoot
Знаменитый итальянский водопроводчик Nintendo – не единственный персонаж, перепрыгнувший из платформеров прямиком в картинги. После трёх удавшихся платформеров Naughty Dog в 1999 году сделали Crash Team Racing – истинного конкурента Mario Kart, который остаётся любимым и по сей день.
За последнюю пару лет благодаря Activision Крэш вернулся, как в амплуа гонщика, так и профессионального прыгуна, – и что это за возвращение! Будем надеяться на множество новых приключений культового маскота.