Ничто не портит впечатление от игры сильнее, чем, скажем, молчаливый протагонист, доставляющий посылки, пробирающийся через суровые горные хребты и… восстанавливающий силы путем поглощения всем известного энергетического напитка, которому каким-то образом удалось пережить апокалипсис, превративший весь мир в руины.
Однако именно это и происходит в Death Stranding от Хидэо Кодзимы, расхваленной всеми игры, которая, по всей видимости, призвана кардинальным образом перевернуть наше представление о видеоиграх, но делает это весьма странными способами. Выпив Monster Energy, Сэм Портер Бриджес по какой-то причине становится в несколько раз выносливее. Либо это какой-то ненамеренный мета-юмор, либо неудачная скрытая реклама.
Death Stranding ставит под угрозу интересный, пускай и не самый оригинальный посыл ради денег (хотя, стоит признать, что это может быть оправдано), однако продакт-плейсменту необязательно быть таким неуместным. Порой он вписан в игру настолько удачно, что мы не только закрыли на рекламу глаза, но и раскрыли наши кошельки.
Золотой глаз (GoldenEye 007)
На девятом уровне культового шутера от первого лица GoldenEye 007 – то, что игру решили выпустить по фильму, который вышел два года назад, уже само по себе странно – всемирно известный и потому худший в своей специальности агент Джеймс Бонд попадает в лапы спецназа, который запирает его в подземном комплексе, находящемся в Сибири.
Когда 007 выбирается из своей камеры (учитывая, что непредусмотрительные русские охранники оставили ключ прямо у него под нос и не забрали у него магические магнетические часы, ему это удается без особого труда), следующая его цель – достать запись с камер слежения, в которой задокументировано его похищение.
На секунду вы могли предположить, что будет обычная кассета с надписью «Любопытный Английский Агент» на ней, но нет – на самом деле это копия фильма «Золотой глаз». Что ж, он уже 18 месяцев как лежал на полках магазинов, так что неудивительно, что русские предугадали действия Бонда.
Лапша быстрого приготовления (Final Fantasy XV)
Что не так с Final Fantasy XV? Да практически все, однако что Square Enix действительно удалось сделать хорошо в своей ужасно непоследовательной JRPG с открытым миром, так это продакт-плейсмент. Взять, к примеру, отсылку на Backstreet Boys или же рекламу реальных товаров из реального мира, размещенную на билбордах, встречающихся во время поездок. Разумеется, король просто обязан закупиться всем самым дорогим для своего приключения.
Кажется немного нелепым то, что в фэнтезийном мире, которым правят шесть божественных существ, присутствует снаряжение от Coleman и одежда от Vivienne Westwood. Но не стоит забывать, что главные герои – подростки, которые делают селфи и валяют дурака, так что наличие брендовых вещей в этом мире вполне обоснованно.
Только один раз игра переходит все границы и совершает нечто совершенно неуместное – настолько неуместное, что это можно простить. Когда Ноктис изучает город Лесталлум (очень напоминающий Южную Африку), Гладиолус внезапно просит лапши. И не какой-нибудь, а лапши Nisan.
К счастью, ее как раз продают поблизости. В какой-то момент, во время невероятно причудливой побочной миссии, Гладиолус отводит своего друга в сторону – напомню, что он в этот момент занят спасением мира или чем-то в этом роде – и начинает требовать от него местный аналог «Доширака». Удивительно, что и без того известному бренду понадобилось засветиться в каком-то там квесте.
LOOM (The Secret Of Monkey Island)
Внутриигровая реклама не всегда выглядит печально. Вот, например, реклама LOOM из безупречной игры Рона Гилберта The Secret of Monkey Island.
Один из первых, с кем сталкивается желающий стать пиратом Гайбраш Трипвуд, очутившись на острове Мелей – это пират Кобб. Но с этим кареглазым парнишей что-то явно не так: его шляпа не похожа на настоящую пиратскую шляпу (он словно бы собрался на тематический детский утренник), и на все вопросы он отвечает многозначительным «ага».
Но только не когда вы следуете инструкциям на его значке и спрашиваете о LOOM. Тогда-то, в присущем игре комическом тоне, «пират» начинает воодушевленно расхваливать творение Брайана Мориарти. Все это время в низу экрана мигает надпись [РЕКЛАМА], как бы насмехаясь над привычкой игр пихать везде продакт-плейсмент. Тем не менее реклама LOOM – тоже продакт-плейсмент. Но, надо признать, крайне гениальный – кому не захочется после такого приобрести и LOOM тоже?
Alex Kidd: High-Tech World
За пределами Японии Алекс Кидд наиболее известен по адвенчуре, вышедшей на европейской SEGA Master System. Но мало кому известно, что на самом деле главный герой успел засветиться еще в пяти подобных адвенчурах разной степени ужасности.
В четвертой игре под названием Alex Kidd: High-Tech World Алекс Кидд усердно пытается собрать карту для нового крутого игрового автомата, который только что открылся в городе. Трудно его в чем-либо обвинить, учитывая, насколько рутинен его способ решения задачи: игроку предстоит выполнять дела по дому, чтобы достать кусочек кода.
Спустя час или около того Алексу наконец-то удается заполучить желаемое. И далее мы видим, как он наслаждается игрой в OutRun, что как бы намекает на то, что мы бы могли быть на его месте. Да и кто бы не захотел в это время оказаться месте Алекса?
Бананы Dole (Super Monkey Ball)
SEGA знали, как выжать из Super Monkey Ball максимум прибыли.
В этом сиквеле известной игры про мартышек, собирающих бананы, игрокам вновь предстояло… собирать бананы. Но не просто бананы. В этот раз на богатые калием желтые продолговатые плоды налепили наклейки главнейшего поставщика бананов в мире. С одной стороны, это очень циничная реклама, но что плохого в том, чтобы продвигать полезное питание в массы?
В 2010 году SEGA вновь решили напомнить всем о существовании своей банановой республики и скооперировались с Chiquita, чтобы разрекламировать Super Monkey Ball: Step & Roll. На этот раз компания поступила противоположным образом: на 180 миллионах бананов от Chiquita были наклеены стикеры с рекламой игры для Wii. Кроме того, она запустила конкурс, в котором разыгрывались телевизор и копия игры. Достаточно небананальный продакт-плейсмент в реальной жизни.
Пепси (Pepsiman)
В 1983 году Coca-Cola запустила необычный ивент на своей ежегодной конференции, в котором посетителям предлагалось сыграть в видоизмененную копию Space Invaders: они должны были защищать всем известную Колу от атаки Пепси. Каждый, кто играл в культовую аркаду от Томохиро Нисикадо, знает, что, как бы усердно вы ни сопротивлялись, в конце концов защита падет, и вы проиграете. В Pepsi Invaders Пепси всегда выйдет победителем.
Соперник Кока-Колы воспользовался этой идеей и решил выпустить свою игру. Pepsiman вышел в 1999 году. Нет, в этот раз там не было сражения со злополучной Колой – это был обычный платформер, в котором главному герою, Пепсимэну, предстояло выживать, уворачиваясь от препятствий – среди которых, как ни странно, были грузовики с Пепси.
Кстати, это было не первое появление Пепсимэна: до этого он успел засветиться в качестве одного из бойцов в аркадном файтинге Fighting Vipers от SEGA 1995 года. Но известным он стал именно благодаря платформеру для PS1.
ИКЕА (The Sims 2)
Многие ревностные поклонники сиквела от Уилла Райта к суперхиту The Sims согласятся с тем, что больше всего удовольствия в The Sims 2 приносит не возможность часами наблюдать за жизнью несуществующих людей, а наличие редактора интерьеров. Зачем Большому Брату следить, когда Большой Брат может строить?
В основной игре были сотни вариантов декорирования домов. Все наборы были отличными, но
игрокам, разумеется, хотелось чего-то большего. Бесспорно, между The Sims 2 и скандинавским гигантом от мира домашнего декора ИКЕА не могла не возникнуть связь. В итоге EA произвели на свет отличное расширение, добавляющее любимую всеми мебель в любимый всеми симулятор (до этого компания, кстати, добавила в игру одежду из H&M).
«Игра», если можно ее так назвать, мгновенно была раскуплена. Особую популярность она обрела в Швеции – по понятным всем причинам.
Обувь SOAP (Sonic Adventure 2)
Изменить дизайн культового персонажа, только чтобы заработать чуть-чуть больше обычного – это кощунство? Наверное, да, но SEGA особо не заморачивалась по этому поводу, когда дело доходило до Соника.
По сравнению с тем, что с ним происходило в Sonic Boom и фильме, новые брендовые кроссовки вместо старых – не такая уж и значимая перемена. Учитывая, кто именно сделал эти кроссовки. А это не кто иной, как компания SOAP, производящая по-настоящему крутую обувь. Возможно, именно поэтому у Соника появляются новые способности по преодолению препятствий.
Эта механика явно пришла из экстремальных видов спорта, бум которых начался в начале нулевых. SEGA нацепили на синего ежа противоскользящую обувь, которая была смоделирована по образу и подобию настоящей обуви со специальной подошвой.
По всему Sonic Adventure стояли билборды, рекламирующие SOAP. Кому бы не захотелось купить кроссы, которые носил сам Соник – пускай и не в знаменитой красной-белой расцветке?