По сравнению с фильмами, книгами и ТВ, большинство видеоигр не требуют особых умственных усилий. Всё дело в относительной молодости данной сферы развлечений. Но на рубеже веков ситуация начала меняться: выходит всё больше и больше тайтлов, которые невозможно проходить с отключенным мозгом.
В одних случаях вам ясно дают понять, что за темы поднимаются в той или иной игре, не давая вам опомниться. В других тайтлах используются более тонкие приемы: как бы нечаянно задаются вопросы, способные свести с ума. Видеоигры уникальны тем, что вы управляете главным героем. Игрок сам несет ответственность за свои действия – будь то моральный выбор, кастомизация персонажа, создание игрового мира, игровая механика – перечень концепция можно продолжать бесконечно.
А теперь мы рассмотрим десять видеоигр, которые задаются непростыми вопросами.
Getting Over It With Bennett Foddy
Яркий пример раздражающей игры. А еще она поднимает глубокие темы.
Цель проста: добраться до вершины. Время от времени рассказчик задает нерешительный философский вопрос, почти что пародийный. Логично, ведь вы играете греческим философом Диогеном, известным своими эгоистичными выходками. Продолжая тему греческой истории, следует отметить, что игрок по сути является Сизифом – мифологическим персонажем, приговоренным катить на гору камень, который постоянно скатывается вниз, едва достигнув вершины.
Вы будете задаваться вопросом: а в чем вообще смысл прохождения этой игры? Думаете, что-то изменится? А может, вы просто разозлились? Вам нравится делать одно и то же? Такие же вопросы мы задаем себе и в реальной жизни. Как часто мы повторяем свои действия в надежде получить новый результат? И каждый раз на нас катится метафорический камень. Вот он раздавливает нас, и мы наконец понимаем, что к чему. Getting Over It наглядно показывает нам суть этой реальности.
Spider-Man PS4
Внимание: далее будут спойлеры!
В концовке Spider-Man (2018) Питер Паркер оказывается в тяжелом положении. По городу распространяется смертельный вирус, и есть только одно противоядие. Но тетя Мэй тоже больна. Паркер должен выбрать, кого вылечить: тетю или всех остальных жителей города. В итоге он спасает все жизни, за исключением одной. Самый главный вопрос: сделали бы вы тоже самое? Способны ли вы принять сложное решение, да еще и верное? Осмелитесь на такой шаг, зная, что он убьет вас изнутри?
Проведем параллели с реальной ситуацией. Жизнь любимого человека поддерживается машиной. Будете надеяться на чудо? Или отправите его на тот свет? Жизнь полна моментов, о которых не хочется думать. Именно тогда и проявляется наша истинная натура.
The Sims
Эту игру можно по праву считать тайным социальным экспериментом. В популярной франшизе The Sims игроки управляют жизнями виртуальных людей. Тут можно работать, претворять мечты в жизнь, строить отношения – в общем, делать всё, на что способен реальный человек. В каком-то смысле вы играете богом, ведь в вашем распоряжении огромная власть.
The Sims примечательна тем, что ее можно проходить различными способами. Например, если вы хотите жить в роскошном доме, просто заселитесь туда вместе с другой семьей… или захватите их собственность, устроив поджог. В этой игре возможно почти всё, что угодно. Вы – непобедимый манипулятор, о котором никто не знает. Главный вопрос: будете создавать или разрушать? Какой вы бог? Выбор за вами.
Control
“Странноватая” игра? Не то слово! Во время поисков своего брата протагонистка Джесси невольно становится председателем тайного правительственного агентства под названием “Федеральное бюро контроля”. Бюро расследует и изучает возможные сверхъестественные явления, происходящие в повседневной жизни.
Как и во многих играх из нашего списка, Control поднимает философские и экзистенциальные вопросы. Еще одна общая тема – “не всё так просто, как может показаться на первый взгляд”. Реальность и ее элементы нельзя рассматривать лишь под одним углом. В нашем мире нет единственной правды. Поиски истины порождают еще больше вопросов.
Что же такое реальность? Существует ли она? А что, если реальностью мы называем бессмыслицу, которой пытаемся придать смысл? Control полностью сбивает вас с толку. Даже Альберт Эйнштейн не вынес бы всех этих вопросов.
BioShock Infinite
От такого вам точно снесет крышу. В BioShock Infinite вы управляете Букером ДеВиттом. Ему предстоит вторгнуться в летающий город Колумбия для того, чтобы найти потерянную девушку и тем самым расплатиться по долгам. По мере прохождения вы начинаете понимать, что ваше задание намного сложнее.
Согласно теории мультивселенных, существует бесконечное множество вселенных – для каждой возможной ситуации. Эта идея часто затрагивается в Infinite. Любой выбор приводит к созданию новой хронологической ветви. Вопросов на данную тему очень много – даже не знаем, с чего начать.
Есть ли реальность, где существует самая лучшая версия нас самих? А худшая? Существует ли вселенная, в которой нет никаких проблем? Какое место отведено нам в рамках этих мультикосмических масштабов? А как насчет первой вселенной, от которой ответвляются все остальные? Откуда мы знаем? Так можно и с ума сойти.
P.T.
Трагедия, связанная с отмененным релизом новой части Silent Hills, до сих пор вгоняет в тоску. По крайней мере, мы получили отличную демо-версию под названием P.T. Вы играете неизвестными протагонистом, списанным с Нормана Ридуса. Он идет по бесконечному, зацикленному коридору. С каждым новым заходом привычная локация становится всё более странной в результате психической травмы протагониста. В конце его ждет настоящий кошмар.
Не хотим показаться нигилистом, но разве наша жизнь не такая же? Долгое путешествие, которое меняется в зависимости от нас и наших действий? Само существование определяется индивидуальным опытом и личностью. Мы сами решаем, хотим ли жить в рае или в аду.
Другие части Silent Hills тоже затрагивали эти темы, но именно в P.T. они носят более личный характер. События игры происходят в тесном, закрытом помещении. Мы видим то, что видит персонаж Нормана Ридуса. Хоррор в данном случае – это не мстительный дух Лизы или изуродованный младенец в раковине. Нет, хоррор тут заключается в нас самих и в мире, который мы создаем. Этот хоррор более реален, чем нам кажется.
Почти все RPG
Игры этого жанра могут быть объединены одной тематикой. Mass Effect, Fallout, Dragon Age, The Outer Worlds, The Elder Scrolls, Undertale, Vampyr – совершенно разные тайтлы, но при этом все они задают игроку один и тот же вопрос: кем вы хотите быть?
Взять, к примеру, Vampyr. Можно стать доктором и заняться лечением вируса. Или станьте демоном, вселяющим ужас в живых и мертвых. То же самое справедливо и для большинства RPG. Именно этот жанр позволяет вам быть героем, злодеем или вообще кем угодно.
Возможность сбежать и стать другим человеком – основная причина, по которой люди проходят видеоигры. Но на самом деле эскапизм не так уж прост. Сбегая от реальности, мы становимся тем, кем желаем быть в глубине души. Это относится не только к играм, но и к жизни. Так кем же вы хотите стать?
Hotline Miami
Недооцененный неоновый шедевр не церемонится со сложными вопросами. В управляете Джекетом – наемником, который работает на таинственных личностей, носящих маски животных. Большинство миссий проходятся после многочисленных провалов. Так вы тренируете мышечную память и в конечном итоге выполняете задание.
Но в чем же смысл? Особых наград тут нет, разве что чувство удовлетворения, которое не сравнится с разочарованием. Так почему же вы не остановитесь? Только потому что вам сказали? Или вы сами хотите? А может, вам просто нравится? Hotline Miami как бы спрашивает у вас: почему вы продолжаете резню?
Как было сказано ранее, эскапизм зачастую раскрывает природу нашего внутреннего “я”. Это всего лишь игра, но мы все равно проходим ее, несмотря на сложность. Может, всё дело в первобытных инстинктах? Может, мы всего лишь животные в человеческих масках? Из-за таких вопросов ночью невозможно заснуть.
BioShock
Мы уже упоминали Infinite – удивительно глубокую игру. Но именно оригинальный BioShock отличается уклоном в философию. Вы играете за Джека – единственного выжившего после авиакатастрофы. Протагонисту придется выбраться из подводного города Восторг. По пути герой раскрывает правду, от которой становится не по себе.
Помимо критики ультра-консервативной философии объективизма Айны Рэнд, BioShock также уделяет внимание вечному вопросу – конфликту свободы воли и детерминизма. Кто совершает поступки: мы сами или наша судьба? Может, мы просто следуем инструкциям, заложенным в наших мозгах создателями? Есть ли космический сценарий, которому мы следуем, не подозревая об этом? Эти вопросы всегда мучали человечество.
BioShock смотрит вам в душу и задает вопрос: вы самостоятельный человек или марионетка? Вот почему игра стала легендарной.
Spec Ops: The Line
Об этой игре можно написать целую книгу. Но мы будем краткими и уделим внимание темам морали. В центре сюжета – три солдата, которым приказано ликвидировать предателя-командира в Дубай. Довольно просто? А вот и нет. В некоторых играх вы чувствуете вину за убийство. Но очень часто такие тайтлы критикуют за то, что в них нет альтернативы. Spec Ops: The Line примечательна тем, что в ней либо вообще нет выбора, либо все варианты ужасны.
На первый взгляд игра спрашивает у вас: почему вы испытываете чувство вины при убийстве виртуальных врагов? На самом деле вопрос гораздо глубже: почему мы считаем себя виноватыми, когда у нас нет выбора? Spec Ops: The Line развивает эту идею: вы начинаете подвергать сомнению свои действия в реальной жизни.
Вы хороший человек? А можно ли вообще быть хорошим в этом мире? Или это просто слово, которым мы успокаиваем себя? Повод задуматься.