В 1998 Metal Gear Solid установила новую планку для шпионских стелс-игр. Это дало геймерам альтернативный вид экшн-игр, требующий размышлений и терпения, а не бега и стрельбы. Помимо Goldeneye 007 на Nintendo 64 и Tenchu: Stealth Assassin у тайтла было очень мало конкурентов в этом поджанре. За двадцать лет в серии Metal Gear появилось ещё четыре сиквела и несколько спин-оффов, расширяющих эту уникальную вселенную.
В дополнение к долгожданным сиквелам серии, несколько других игр в жанре стелс стали классикой и даже оказали прямое влияние на более свежие тайтлы MGS. Хотя научно-фантастический мир Metal Gear Solid стоит особняком, это не значит, что другие игры не достойны внимания поклонников серии.
Alpha Protocol
Смелая попытка Obsidian Entertainment смешать экшн-шутер от первого лица с RPG и элементами стелса оказалась немного странной. Амбициозный проект не оправдал ожиданий и получил 72 Metascore-балла.
Тем не менее, Alpha Protocol заслуживает того, чтобы попасть в этот список, так как, несмотря на то, что многочисленные интересные идеи в ней не очень хорошо реализованы, игра остаётся качественным 15-часовым приключением, которое стоит внимания поклонников Metal Gear в том случае, если они найдут её по хорошей цене.
Серия Assassin’s Creed
Действие большинства игр Assassin’s Creed происходит за много лет до событий Metal Gear, из-за чего существует значительная разница в вооружении. Но AAA-франшиза от Ubisoft заслуживает места в этом списке благодаря своему доминирующему положению в жанре стелс.
Ubisoft довольно быстро разглядели большой потенциал оригинальной Assassin’s Creed. В последующей Assassin’s Creed II они значительно улучшили основанные на целях стелс-миссии, которые впервые появились в прошлой игре. Более поздние Assassin’s Creed – идеальный выбор для поклонников Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, поскольку в их геймплее наибольшее внимание уделяется открытому миру, а также расширению фич постройки убежищ.
James Bond 007: Everything Or Nothing
Учитывая тот факт, что Хидэо Кодзима неоднократно упоминал серию фильмов о Джеймсе Бонде в качестве вдохновения серии Metal Gear, неудивительно, что многие игры про агента являются отличным вариантом для поклонников Солида Снейка.
Everything or Nothing 2004 года – лучший выбор для фанатов Metal Gear, поскольку это одна из немногих игр про Бонда от третьего лица. EA проделали отличную работу, заставив игроков почувствовать себя участниками фильма про 007. И всё это с помощью фантастического стелс-экшна, дополненного множеством гаджетов и автомобилей.
Syphon Filter
Выпущенная в 1999 году первая игра в серии Syphon Filter получила самые высокие оценки от критиков. Примером этому служат её 90 Metascore-баллов.
Разработанная Eidetic, Siphon Filter опережала своё время благодаря не имеющему аналогов киношному экшн-геймплею. Неудивительно, но нельзя сказать, что Siphon Filter состарилась, как хорошее вино. Но это по-прежнему отличный вариант для поклонников игр Metal Gear конца 90-х и начала 2000-х годов.
Alien: Isolation
В то время как Солид Снейк делает из игроков экшн-героя, постоянно побеждающего противников вопреки всему, Alien: Isolation добавляет к стелс-жанру щепотку хоррора. Игроки прячутся не только от врагов-людей, но и от легендарного Чужого.
Прятаться от Чужого – далеко не приятная и ностальгическая отсылка к фильму Ридли Скотта 1979 года. Игровая версия известного существа по-настоящему ужасает и пугает игроков, заставляя держать навыки стелса на самом высоком уровне.
The Last Of Us
The Last of Us – одна из лучших игр как на PlayStation 3, так и на PlayStation 4. Это хоррор на выживание с совершенной механикой стелса. Тайтл ставит игрока на место двух главных героев, закалённого в боях Джоэла, и 14-летней Элли – находчивой девочки-подростка с иммунитетом к грибку кордицепс, уничтожившему большую часть человечества.
Чтобы определить местонахождение врага, а затем либо избежать, либо уничтожить его, оба персонажа используют пространственное восприятие и навыки слуха в механике Режима слуха. Кроме того, динамическая система укрытий играет большую роль в механике стелса игры.
Far Cry 5
Во всех играх серии Far Cry присутствует стелс, а также тотальный экшн и перестрелки. Тем не менее, именно в Far Cry 5 стелс безупречен. Игровая версия Монтаны – безграничный открытый мир, позволяющий использовать многие механики окружающей среды, присутствующие в Metal Gear Solid 3.
Вражеские неигровые персонажи более активны. Они могут подлечивать своих раненых напарников, или паниковать и пытаться сбежать, если их моральный дух падает. Всё это расширяет возможности игрока и делает процесс более интересным. Кроме того, незаметное уничтожение вражеских лагерей является менее затратным по времени.
Thief: Deadly Shadows
Thief: Deadly Shadows – стелс-игра от Ion Storm, разработчиков оригинальной Deus Ex. Она вышла на ПК и оригинальном Xbox в 2004. Самым большим достоинством тайтла как стелс-игры является то, что если главного героя Гарретта поймают, то он, скорее всего, окажется не на том конце меча.
В отличие от Снейка или Сэма Фишера, он не особо хорошо справляется в схватках лицом к лицу, что заставляет игрока планировать каждое своё движение. Вор достигает своих целей за счёт бегства, отвлекающих факторов и летальных или нелетальных стелс-нападений.
Shadow Of The Tomb Raider
С тех пор как в 2013 начался ребут серии Tomb Raider, механика игр включает в себя больше стелса и навыков выживания, чем когда-либо прежде. Однако в Shadow of the Tomb Raider стелс стал более совершенным, и закалённая в боях Лара теперь настоящая машина для убийств.
Как и в Metal Gear Solid 3, Лара находится в джунглях и использует камуфляж, а также устрашающие тактики. Теперь она может измазаться грязью, как Рэмбо, и слиться с листвой джунглей, чтобы избежать обнаружения.
Deus Ex: Human Revolution
Deus Ex: Human Revolution вышла в 2011 и будучи приквелом вновь познакомила геймеров с уникальным киберпанк-сеттингом, впервые представленным в 2000 году в оригинальной Deus Ex. Как и предшественница, Human Revolution дала игрокам выбор между стелсом и/или прямой атакой.
Но, конечно, сражаться с врагами, как кибернетический ниндзя, гораздо приятнее, благодаря многослойному дизайну уровней и доступным инструментам. Главный герой игры Адам Дженсен может разблокировать имплантаты, например, систему маскировки Glass-Shield (которая работает как камуфляж Хищника), Smart Vision, позволяющий Дженсену видеть сквозь стены, и многое другое, что делает Human Revolution одной из самых совершенных стелс-игр.
Sniper Elite 4
Несмотря на все недостатки сюжета, открытый мир Metal Gear Solid 5 стал воплощением мечты фанатов стелса. Именно поэтому открытый мир Sniper Elite 4 – отличный вариант для любителей стелса и снайперской стрельбы.
Sniper Elite 4 – самая открытая игра в серии, больше похожая на песочницу. Она не такая разнообразная, как недавние Hitman, но, как и в этой серии, эксперименты – самая сильная её сторона.
В игре можно проявлять свою креативность, устанавливая мины-ловушки в дверных проёмах и на трупах, а также использовать шум окружающей среды для стрельбы по врагам. Полуоткрытый мир и почти бесконечные возможности убрать цель делают игру настолько близкой к гибриду 1943 Hitman и MGS, насколько это возможно.
Серия Dishonored
Dishonored разработали и выпустили в 2012 году Arkane Studios. Игрока помещают в вымышленный Дануолл, вдохновлённый викторианским Лондоном стимпанк-мир, представляющий собой песочницу одной из самых разнообразных стелс-игр. Тайтл имеет много общих геймплей-элементов с Deus Ex: Human Revolution и серией Thief. Однако от других стелс-игр серию отличает магическая система.
Вдохновившись опытом работы над RPG Arx Fatalis, Arkane Studios предоставили игроку почти бесконечное количество креативных способов использовать стелс и уничтожать врагов. Примечательным дополнением в Dishonored 2 является Улучшение мгновенной реакции, которое работает так же, как Reflex навык в Metal Gear Solid V, позволяющий игрокам замедлять время, когда их замечают.
Серия Hitman
Серия Hitman включает в себя одни из самых замысловатых стелс-игр в истории гейминга. Это утверждение особенно верно для последних релизов, поскольку каждый уровень в них ощущается как отдельная игра с возможностью многократного перепрохождения и новыми задачами, открывающимися после каждого завершения. Выполнение заданий незамеченным похоже на процесс разгадки сложной головоломки, приносящий невероятное удовлетворение по завершении.
В играх присутствуют элементы подкрадывания, но зачастую игрокам приходится прятаться на видных местах, используя сотни доступных маскировок. Кроме того, серия переносит геймеров в потрясающие и захватывающие места, например, Марракеш в Марокко или Санта-Фортуна в Колумбии.
Во многих отношениях серия Hitman максимально близка к играм о Джеймсе Бонде. А именно, частная клиника ГАМА в Японии похожа на базу СПЕКТР, взятую прямо со страниц книг Яна Флеминга.
Batman: Arkham Asylum
Batman: Arkham Asylum от Rocksteady – первая игра, полностью понимающая и передающая характер Бэтмена. Первый тайтл Arkham Asylum, пожалуй, является лучшим в серии в плане стелс-механик. Это первая игра, в которой игрок действительно чувствует себя Бэтменом.
Сама лечебница – идеальное место для уничтожения врагов по одному. Дизайн уровней в стиле Метроидвании с тёмными тенями, насестами, вентиляционными трубами и бесконечным количеством гаджетов дают Тёмному рыцарю немало возможностей для вселения страха в своих врагов.
Серия Tom Clancy’s Splinter Cell
Серия Tom Clancy’s Splinter Cell была разработана Ubisoft в качестве конкурента серии Metal Gear Solid. В отличие от сай-фай механоидов в стиле аниме, встречающихся на протяжении приключений Снейка, Ubisoft решили поместить свою франшизу в реальный мир.
Splinter Cell: Chaos Theory и Splinter Cell: Blacklist очень детализированы.
Кроме того, они дают игроку невероятное количество возможностей, благодаря полуоткрытому дизайну уровней. Многие стелс-механики франшизы переняли Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes и Phantom Pain, так что поклонники серии должны быстро освоиться в Splinter Cell.