На момент релиза в 1999-м, «Матрица» стала культовой буквально в первый же дни. Гики и нёрды по всему миру возрадовались, завидев компанию персонажей, чья сила и крутые приемы происходили не от мускулов или суперсил, а от загрузки кунг-фу в их разум.
Неудивительно и то, насколько серьезно Матрица вдохновила игровых разработчиков. В начале 2000-х, игрокам было не увернуться (в замедленном режиме) от буллет-таймов. NPC налево и направо отсылали ко всему, что есть Матрица – синие и красные таблетки, ложки, оружие… Много оружия. Экшен-сцены активно черпали визуальные идеи из фильмов, а основополагающие темы и мотивы франшизы успели оставить неизгладимый след в истории игростроя. Наследие Матрицы живет в играх и по сей день – особенно в наименованиях, перечисленных ниже.
Max Payne
Культовый «буллет-тайм» Матрицы был имитирован солидным числом проектов, однако ни один из них не взялся за концепцию так рьяно, как шутер от третьего лица Max Payne от Rockstar и Remedy. Здесь «буллет-тайм» считай что главная игровая механика.
Нырки в сторону в замедленном движении с двумя ПП в руках может и придумали в Матрице, но до ума довели именно в Max Payne. По этой причине, среди прочих других, многие фанаты хотели бы видеть Remedy разработчиком игры, приуроченной к выходу Матрицы 4.
StarCraft 2: Wings Of Liberty
Трудно утверждать наверняка, но фраза «Попробуй увернись» как будто бы одна из самых распространенных цитат Матрицы в игровом мире. StarCraft 2: Wings Of Liberty – одна из трех игр, использующих цитату как название достижения (другие две – Red Dead Redemption и Ratchet: Deadlocked).
Чтобы получить трофей «Попробуй увернись» в StarCraft 2, игроку нужно завершить миссию «Падение Амуна», при этом не потеряв ни одного юнита от разрушающих рельеф способностей. Это не единственная отсылка к Матрице в играх Blizzard, так что они явно фанаты.
Mass Effect 3
Люди с аутизмом могут невероятно точно помнить и цитировать огромное количество реплик из кинофильмов. Некоторым из них даже сложно общаться без киноцитат и киноотсылок. Наверное, частично этим объясняется тот факт, что Дэвид Арчер, персонаж с аутизмом в серии Mass Effect, в разговоре с Шепардом цитирует Матрицу, почти 200 лет спустя её выхода.
Если вам довелось поиграть в DLC «Повелитель» для Mass Effect 2 и высвободить Арчера из связанных с «Повелителем» экспериментов, вы можете встретить его вновь в Гриссомской академии в Mass Effect 3. Здесь он откроет экипажу Нормандии доступ к охранному офису академии, где, как он говорит, лежит «Оружие. Много оружия», что есть отсылка к реплике Нео, вместе с Тринити готовящегося к миссии по спасению Морфеуса.
Mortal Kombat 11
Разработчики, делающие игры под эгидой той же медиа-империи, что спродюссировала Матрицу, Warner Media, не нуждаются в легких, завуалированных отсылках к их любимому сай-фай-кунг-фу-слегка-зеленоватому блокбастеру. Им можно даже диалоги целиком копировать, не боясь судебных последствий.
Так и поступает NetherRealms Studios в Mortal Kombat 11, в одной из интро-бесед между Джонни Кейджем и его дочерью Кэсси. Она спрашивает, сможет ли она уклоняться от пуль (как Нео спрашивает Морфеуса), и тот отвечает, что когда она будет готова, ей этого не потребуется (точно как Морфеус).
Runescape
И пока некоторые игры цитируют Матрицу хитро, исподтишка, другие оформляют свои трибьюты куда более смелым образом. Одна из таких других игр – MMORPG под названием Runescape, включающая парочку до боли знакомых анимаций.
Во время мини-игры на проверку ловкости в Бримхейвене, игроку будут противопоставлены различные опасности и препятствия, предназначенные для теста их увертливости; одна из таких опасностей – низкая каменная колонна, выстреливающая дротиками. Когда игрок уклоняется от дротиков, анимации персонажа и угол камеры имитируют сцену из Матрицы, где Нео уклоняется от пуль в эпатажном стиле «танцующих конечностей».
Call Of Duty 4: Modern Warfare
В конце миссии «Корабль», в которой игроку нужно покинуть тонущий грузовой корабль, спрыгнув с палубы к ожидающему его вертолету, имеется отчетливая отсылка к Матрице. Однако увидеть её можно, только провалив прыжок.
Вся сцена весьма кинематографичная и скриптованная, потому как-то налажать довольно трудно. Однако, если вам все же это удалось, вы узрите, что загрузочный экран перед вашей второй попыткой будет украшен утешающей (и ироничной, с учетом того, какой этот прыжок легкий) надписью «С первого раза никто не прыгает».
Red Dead Redemption
Немало игр превращают названия своих достижений в отсылки поп-культуре, и Матрица оснащена более чем достаточным количеством знаменитых цитат, подходящих для такой затеи.
В Red Dead Redemption, игрок может получить трофей, названный в честь реплики Тринити, сказанной ею сразу перед тем как засадить пулю в голову агенту, «Попробуй увернись». Та же реплика побывала и в других играх – она используется в качестве имени достижения в Ratchet: Deadlocked и StarCraft 2: Wings Of Liberty.
Cyberpunk 2077
Связь между Cyberpunk 2077 и Матрицей, на самом деле, достаточно крепкая. Вселенная Cyberpunk была создана Майком Пондсмитом для его настольной RPG под названием Cyberpunk 2020, вышедшей в 1988-м. С учетом того, как Вачовски обожали настольные игры в своей юности, можно предположить, что они наверняка играли и в эту.
Сам Пондсмит работал над The Matrix Online вместе с Monolith Productions, и над Cyberpunk 2077 вместе с CD Projekt Red. Отсылок к Матрице здесь множество, но наиболее очевидные, конечно – Киану Ривз в роли Джонни Сильверхенда, и сцена, где дилер предлагает игроку выбор между синей и красной таблетками.
Fallout 4
Серия Fallout не лишена общих тем с Матрицей. Обе включают в себя постапокалиптический мир, «избранного» протагониста, гадающего о том, кто он, и мириады всяких-разных «виртуальных миров» (в виртуальном мире самих игр, разумеется).
В Fallout 3 имеется «Трэнквилити-лейн», симуляция, созданная для того, чтобы «вернуть» обитателей убежища в дни до апокалипсиса. А в Fallout 4 можно найти капсулы воспоминаний, явно вдохновленные Матрицей. Bethesda даже отсылает к Матрице на загрузочном экране, где на изображении с капсулой воспоминаний можно прочесть знаменитую реплику Морфеуса: «Освободи свой разум».
World Of Warcraft
И ведь даже подумать нельзя, что MMO с классическим фентезийным сеттингом смогла бы вдохновиться помпезным, псевдофилософским киберпанк-экшеном. Ну, оказывается смогла.
Отсылок к Матрице в Азероте отыскать можно сразу несколько. Например, стражники в Стальгорне иногда говорят о том, что лучше бы они взяли синее зелье вместо красного. Некоторые NPC в Штормграде порой утверждают, что «Ложки нет», и та же фраза, «thereisnospoon», является чит-кодом в Warcraft III: Reign Of Chaos.