Создание любой видеоигры, сериала или фильма – это настоящий подвиг. И зачастую за этими подвигами стоят высокие бюджеты и большие команды первоклассных специалистов. Обычным игрокам и зрителям даже сложно представить, какой кропотливый труд был вложен в очередную медиа-сенсацию и сколько людей на самом деле работали над ней.
Сотни художников, сценаристов, плейтестеров и всех, кто имеет хоть какое-то отношение к производству, как правило, прилагают массу усилий, чтобы воплотить в реальность проект своей мечты. А потому вполне логично, что их имена остаются увековеченными в финальных титрах, неспешно ползущих по экрану.
Вот только проблема титров заключается в том, что сами по себе они не способны заинтересовать никого, кто не был связан с проектом. Но существует немало исключений из правил. Взять, к примеру, фильмы из киновселенной Marvel, которые приучили сидеть зрителей по 15 минут после концовки в ожидании заветной сцены после титров.
А создатели некоторых видеоигр практикуют ещё более креативный подход, поощряя геймеров за просмотр титров. Иногда их даже нельзя пропустить, но компенсируется это возможностью открыть дополнительный контент (костюмы, оружие, арты и пр.) или же интересными мини-играми, разворачивающимися на фоне имён всех причастных к тайтлу.
Hitman: Blood Money – Агент 47 восстаёт из могилы
Серия Hitman полна сюрпризов. Каждая часть дарит геймерам набор детализированных песочниц, в которых можно отыгрывать ту версию наёмного убийцы, которая вам больше по душе.
В каждой миссии предусмотрено несколько способов прохождения, благодаря чему вы можете вдоволь экспериментировать, раз за разом находя новые полезные предметы для устранения цели вроде поварской шляпы или резиновой уточки. Всё это было и в Hitman: Blood Money, вышедшей в 2006 году, однако в ней впервые в серии появился интерактивный сегмент в титрах.
В финальной миссии под названием «Реквием» игра недвусмысленно намекает нам на то, что Агент 47 мёртв. Он лежит в гробу, а вместе с прощальной церемонией начинаются и титры. Но в какой-то момент титры ускоряются, и у игроков появляется возможность «расшевелить» протагониста с помощью клавиш движения (если этого не делать, то похороны окажутся настоящими). На самом же деле герой находился в коматозном состоянии под действием яда, противоядие от которого Диана оставляет на губах Агента 47 после прощального поцелуя.
А далее следует одна из лучших сцен после титров в играх, в которой протагонист со штрих-кодом на затылке под нашим управлением принимается безжалостно расстреливать всех, кто пришёл посмотреть на его кремацию.
WarioWare: Get It Together! – Уничтожение титров
Главный враг Марио по имени Варио в последнее время отложил свою личную платформинговую франшизу Wario Land на второй план. Вместо этого ковыряющийся в носу антигерой Nintendo, совершенно не знакомый с правилами этикета, регулярно появляется в играх из серии WarioWare.
Последняя часть под названием WarioWare: Get It Together вышла на консоли Nintendo Switch в ноябре 2021 года. Как и её предшественники, она представляет собой безумный сборник мини-игр, однако в этот раз у геймеров появилась возможность напрямую управлять любимыми героями из серии, у каждого из которых есть свои особенные приёмы.
В игре также есть «миссии», за выполнение которых выдают соответствующие ачивки вкупе с внутриигровой валютой. Одна из таких ачивок называется «Затролль титры», а для её получения необходимо не зевать после концовки игры. Как только на экране появляется очередное имя, его нужно уничтожить с помощью одного из персонажей WarioWare.
И хотя за эту весёлую мини-игру выдают не так уж и много монет, она получилась на удивление сложной. Если пропустить хотя бы одно имя (а они порой непредсказуемо летают по экрану), то «миссия» окажется проваленной.
Super Smash Bros. Ultimate – Классический расстрел титров
Как известно любому поклоннику серии Super Smash Bros., эти игры славятся своим высокооктановым геймплеем. Кому-то даже со временем надоедают бомбы и другие предметы, летающие по арене и отвлекающие от боёв, а кто-то считает, что без них матчи не получились бы настолько динамичными.
И Super Smash Bros. Ultimate во всём следует собственной энергичной формуле, делая титры после завершения классического режима такими же насыщенными. Вместо статичного списка имён нам дают очередную возможность устроить хаос.
Здесь, как и в упомянутой выше WarioWare: Get It Together!, нам разрешают пострелять по титрам в роли персонажа, за которого мы и проходили в игру (ради этого его даже посадили в космический корабль). Быструю стрельбу можно чередовать с запуском торпед, запуская зрелищные цепные реакции из взрывов.
При этом раз в несколько секунд перспектива меняется с горизонтальной на вертикальную, а за безупречное «прохождение» титров можно получить интересные награды. Это определённо повод задержаться в игре подольше.
Guitar Hero Live – Чего не сделаешь ради ачивок
С тех пор, как в играх появились достижения и трофеи, они стали неотъемлемой частью всей игровой индустрии. И редкий геймер сможет отказаться от их сбора – будь то ачивки, добавленные разработчиками, или же «официальные» достижения платформы, на которой вышла игра.
Охотники за ачивками с радостью готовы выполнять даже самые абсурдные испытания в играх, чтобы выбить наконец-то ту самую заветную «платину». И некоторые хитрые разработчики используют эту особенность геймеров для того, чтобы те не выключали титры. А стали бы вы пропускать титры, если бы знали, что вас ждёт ачивка за их просмотр? Вряд ли.
Этот приём встречается в нескольких играх, но отдельного упоминания заслуживает Guitar Hero Live. Чтобы получить специальное достижение, титры необходимо посмотреть целиком дважды. И это серьёзное испытания, учитывая то, насколько они длинные.
The Typing Of The Dead – Самый странный способ открыть «Новую игру+»
The Typing of the Dead сочетает в себе всем знакомый тир от первого лица и тест на скоростную печать. Это, пожалуй, наиболее уникальная комбинация игровых механик, которую можно встретить в жанре зомби-хорроров.
После финала The Typing of the Dead можно с чистой душой рассказывать всем знакомым, что вам удалось запечатать толпу нежити насмерть. А в титрах баланса ради вас попросят сделать абсолютно противоположную вещь: спасти зомби.
Сообразительные игроки быстро заметят интерактивный элемент в титрах: если вводить имена разработчиков, показанные на экране, то восемь зомби, запертые в синих контейнерах, начнут освобождаться по одному.
А когда вам удастся спасти всех восьмерых, то вас ждёт синхронный танец с поразительной для мертвецов хореографией, а также ряд дополнительных бонусов, включая режим «Новая игра+».
Earthworm Jim – Титры с самым внезапным уроком зоологии
Причудливая серия Earthworm Jim знаменита своим несерьёзным тоном. Это прекрасные проекты, сочетающие в себе туалетный юмор, вычурную атмосферу и забавных героев, что в сумме воссоздаёт непередаваемый дух 90-х.
Поэтому неудивительно, что в серии полно пасхалок и секретов, о которых не знают далеко не все фанаты. Один из них появляется после прохождения первой части на лёгком уровне сложности (в версии Earthworm Jim Special Edition).
После концовки игры вас ждёт саркастичная надпись «Ты лучший!», а также реплики одного из самых язвительных комментаторов за всю историю индустрии. «Ну и червяк!», говорит он. «Проходишь игру в режиме тренировки, значит?». А далее следует четырёхминутный монолог, в ходе которого комментатор закидывает вас различными фактами о червях.
И вашей наградой за просмотр этих «титров» становится не какая-нибудь внутриигровая деталь, а нечто более важное: бесценные знания о червях.
Интересно, что настоящую концовку игры можно открыть только после прохождения Earthworm Jim на более высокой сложности.
Final Fantasy VII – Осторожные намёки на судьбу мира
Все мы прекрасно знаем, что Final Fantasy VII – одна из лучших JRPG за всё время существования жанра. История Клауда Страйфа никого не оставит равнодушным, а наблюдать за тем, как он со своими друзьями пытается помешать Сефироту и сражается во имя судьбы всего мира, интересно во время каждого прохождения.
В центре сюжета находятся размышления о жизненном потоке и о том, насколько важны окружающие нас экосистемы. Нагляднее всего эти темы воплощены в Белой Материи – невероятной силе, способной стирать с лица земли всё, что так или иначе угрожает планете. Включая, разумеется, магический метеор, который усилиями Сефирота и Дженовы летел к планете, чтобы уничтожить её.
После завершения истории Бугенхаген размышляет о том, несут ли люди пользу или вред планете, и игра не даёт на этот вопрос однозначного ответа, однако в сцене после титров содержатся осторожные намёки на судьбу мира. Мы видим, как Ред XIII и его потомство беззаботно бегают по равнине. На фоне, тем временем, видны заброшенные остатки города Мидгар с дикой растительностью и без намёков на присутствие людей.
В последующих релизах Final Fantasy VII эту тему развивать не стали, но посыл оригинальной игры остаётся таким же важным, как и в год её выхода.
Legacy Of Kain: Soul Reaver – Чудесный сборник концепт-артов
Это приключенческий экшн 1999 года, который по какой-то неведомой причине не попал на современную волну ремейков и ремастеров.
Сюжет классической игры повествует о вампире Разиэеле, которого воскрешает Старейший Бог и отправляет его в путешествие по Носготу в роли собирателя душ. Далее нас ждёт захватывающее сочетание платформинга и слэшера в мрачных и зловещих декорациях.
Разиэлю не удаётся убить главного антагониста Каина, который сбегает после финальной схватки. К счастью, в Soul Reaver 2 история продолжается ровно с этого момента, поэтому обрывающийся на полуслове сюжет можно простить. А в качестве сюрприза разработчики Legacy of Kain подготовили необычные титры, включающие в себя слайд-шоу из концепт-артов.
Мрачный готический стиль игры определённо не каждому геймеру придётся по вкусу, однако креативный дизайн некоторых локаций и монстров точно достойны восхищения. В наши дни эти концепт-арты точно бы спрятали где-нибудь в бонусах за предзаказ или за покупку специального издания.
Catherine – Подсказки в титрах для тех, кто не разобрался в концовках
К финалу самобытного платформера/головоломки Catherine протагонист Винсент Брукс успевает пережить столько потрясений, что их хватило бы на несколько историй.
В истории с пометкой «18+» от студии Atlus главный герой страдает от ужасных ночных кошмаров, на основе которых построена из значимых частей геймплея. В них он с трудом взбирается на платформы в виде ящиков, разворачивая их и перемещая их с места на место.
Днём же он общается с многочисленными второстепенными героями и пытается строить отношения с Кэтрин и Катрин (двумя его девушками). Все решения, которые он принимает по ходу игры, влияют на его будущее с одной из двух девушек, причём некоторые из этих решений несут для Винсента весьма неожиданные и даже опасные последствия.
Концовок в Catherine несколько, одна причудливее другой – часть из них похожа на натуральный шизофренический бред.
В самой позитивной концовке Винсенту удаётся одолеть злого духа Нергала, после чего герой со своей избранницей становятся правителями ада. А, к примеру, в одной из прочих концовок он решает не жениться ни на одной из подружек, а отправиться в космос на деньги, которые он выиграл у Маттона – хозяина местного бара.
Но независимо от концовки Catherine проворачивает интересный трюк в титрах, чтобы убедиться, что геймеры не пропустят их. Параллельно с именами разработчиков нам показывают небольшие клипы, немного проясняющие события из каждой концовки. И без них эта сюрреалистичная история точно оказалась бы неполной.
Borderlands 2 – Изобретательные титры под стать самой игре
Юмор франшизы Borderlands рассчитан далеко не на всех. Он слегка грубоват, немного глуповат, а порой и вовсе скатывается в фарс – такие шутки понравятся не каждому геймеру. В частности, Borderlands 2 с головой погружается в современную культуру и мемы, на которых построена большая часть игры.
Даже несмотря на обилие брутального и кровавого экшна, лутер-шутер от Gearbox не пытается относиться к себе серьёзно. А потому и от титров сиквела невозможно оторваться, хоть они и не предлагают никаких наград или мини-игр.
Когда по экрану начинают медленно ползти имена разработчиков, может показаться, что всё интересное уже позади, но Gearbox быстро доказывает обратное. Ритм фанк-музыки ускоряется, и по соседству с титрами начинают появляться нарисованные от руки арты с главными героями игры и многочисленными NPC, демонстрирующие их жизнь после победы над Красавчиком Джеком.
Мы видим, как сносят статую Джека, как довольный Мордекай держит в руках яйцо с новым напарником, снесённое Кровокрылом, и множество других забавных сценок. Рано или поздно они начинают повторяться, но в этот момент самое время переключить внимание обратно на титры, где начинается список сообщений от каждого члена команды разработчиков.
Сред них есть как трогательные строчки («Спасибо моей прекрасной жене Лиз за то, что она была моей музой, а также моей семье и друзьям за всю любовь и поддержку, о которой только можно мечтать», пишет Брайан Томас), так и смешные («Ждали чего-то мудрого и проницательного? А вот зря… Балунгас!», говорит Патрик Фенн). Пролистывать их точно не стоит.