10 игр, которые заставили критиков и фанатов ненавидеть друг друга

Почему нам иногда так сложно поладить?
Почему нам иногда так сложно поладить?

Будет великий день, когда две огромных группировки наконец-то смогут договориться. Речь, конечно же, не о политике и не о том, что ниндзя лучше пиратов. Дело в долговечной дискуссии критиков и фанатов. Профессиональный рецензент против преданного поклонника, у каждого из которых своё мнение об игре.

Сильнее всего раздражает, когда отдельный критик или целое издание осыпают тайтл похвалами и устраивают вокруг него шумиху, когда игра того попросту недостойна. Автор рецензии забыл снять розовые очки или в воздухе запахло оплаченным обзором?

Мы все это видели не раз: критики расхваливали сюжет, которого не было и в помине, или настойчиво убеждали геймеров, что Evolve – действительно хорошая игра.

И наоборот, есть тайтлы, которые разрывают в клочьях, но фанаты их трепетно любят и защищают. Взять, к примеру, странноватую детективно-паранормальную игру от Swery: отзывы критиков оставляли желать лучшего, но спустя годы она породила сиквел. Или вспомнить, как рецензии громили так называемые «симуляторы ходьбы», которые вскоре стали популярной тенденцией и успешно основали новый жанр.

Вряд ли мы когда-нибудь достигнем мира и согласия. Но с чем не станут спорить обе стороны, так это с тем, что следующие тайтлы в своё время вызывали самые горячие споры.

Terminator: Resistance

Для франшизы «Терминатор» наступили мрачные времена. Следовало остановиться ещё на первых двух блестящих фильмах и нескольких аркадных играх, но нет: серию насильно растягивают в непонятное хаотичное нечто. Ретконы, изменения во временной линии, целые судьбы, подвешенные в неизвестности, – то ещё наказание для фанатов.

Но нашлось в этом кромешном аду место и для позитива: несмотря на негативную реакцию критиков, недавняя Terminator: Resistance понравилась поклонникам серии. Игра не стала «культовой классикой», как, скажем, Beyond Good and Evil, но при этом отлично справилась со своей задачей. Средние и откровенно прохладные оценки в обзорах затмевают две тысячи положительных отзывов только в Steam.

Конечно, ничего новаторского в тайтле нет. Это, мягко говоря, довольно средний FPS. Тем не менее, учитывая, что у нас давно не было игр по «Терминатору», Resistance работает. Возможно, игру хорошо приняли только потому, что фанатам не с чем сравнивать, но всё же она нравится многим людям.

Кто знает, может, есть смысл надеяться на сиквел Robocop vs Terminator?

The Legend of Zelda: The Wind Waker

Когда дело дошло до продолжения Ocarina of Time и Majora’s Mask, ставки были высоки. В распоряжении разработчиков появилась новая, более мощная консоль GameCube, поэтому все ждали чего-то грандиозного. Но вместо этого нам выдали Wind Waker. Честно говоря, игра хороша, даже очень. По крайней мере, лучше, чем Skyward Sword. Но в 2003 году всё было по-другому. Фанаты подняли метафорические вилы и факелы, осуждая радикальные изменения в стиле без каких-либо разумных причин.

И всё это до того, как кто-то вообще смог поиграть в Wind Waker. Однако после релиза игра отлично вписалась в серию Zelda и устояла под нападками фанатов. Конечно, изменения были, и они сделали игру более детской по сравнению с серьёзной атмосферой Majora’s Mask и Ocarina of Time. И всё же мы получили великолепную игру, которую признали с большой неохотой.

Спасибо Nintendo за то, что они остались верны своей идее. Компания показала, что массовые жалобы не всегда заслуживают внимания.

Dragon Age 2

Здесь вполне могла оказаться Mass Effect 2, потому что история этих двух игр во многом похожа.

В обеих можно проследить общие черты: глобальный увлекательный сюжет и огромный мир из первых частей в сиквелах зачем-то свели к меньшей глубине повествования и геймплею в масштабах хаба. Тем не менее, у Mass Effect 2 всё получилось, и теперь она считается лучшей в трилогии (даже не вспоминайте об Andromeda). Того же не скажешь о второй части Dragon Age.

Критики отметили сильные визуальные эффекты и более совершенную боевую систему. Но фанаты были недовольны вышеупомянутым хабом, который ограничивал их перемещение в основном в пределах Киркволла.

Bioware заверили, что они не намерены ужимать франшизу, но поклонникам было трудно согласиться при сравнении первых двух игр. Если сражения из пошаговых превратились в битвы в реальном времени, то колесо диалога вместо множества текстовых ответов вызывало сплошное негодование. В конечном итоге, команда пошла навстречу фан-базе в Inquisition, но на какое-то время будущее серии оказалось под угрозой.

Final Fantasy VIII

Невозможно завоевать популярность уровня Final Fantasy и при этом не пострадать от недоброжелателей. И всё же речь пойдёт не о пародии в лице FFX-2 или чрезмерной линейности XIII, а о том, что годы назад вызвало настоящий раскол. До восьмой части серия Final Fantasy всегда относилась к сфере мифического фэнтези. Шестая объединяла черты промышленной революции со старой доброй магией, в то время как сеттинг FFVII стал гораздо современнее по сравнению с предшественницами.

Но когда вышла VIII в духе современной научной фантастики, фанаты просто сходили с ума. Они откровенно насмехались над сюжетом и унылыми подростками-героями, высмеивали путешествия во времени и в космосе, хотя обзоры критиков наоборот пели игре дифирамбы.

Сложно объективно выбрать лучшую Final Fantasy, но даже так поклонники раньше считали VIII белой вороной, несмотря на её коммерческий успех. Это мнение изменилось в последние годы, пусть игре и далеко до почёта FFVII. Но в те времена сообщество было явно не готово к приключениям Скволла и его друзей.

Deadly Premonition

Обычно эти списки должны быть беспристрастными. По большей части, так и есть. Личное мнение стоит оставить в стороне и максимально объективно донести нужную информацию до читателей. И всё же… Я ненавижу Deadly Premonition. Я пробовал играть в неё не менее трёх раз, но… просто не могу. Не понимаю и не принимаю, как и серию Shenmue.

Тем не менее, личное отношение не мешает мне оценить тайтл. Я понимаю, почему он нравится людям: игра настолько плохо сделана, что этим к себе и располагает. Конечно, вряд ли Swery всё так и задумывал, но на ум сразу приходят проекты студии Troma: те фильмы категории B, которые прекрасно осознают, что до блокбастеров им далеко.

Однако критикам (по крайней мере, крупным) тайтл не понравился. Инди-сайты признали игру, в основном за её странности. Обычно это людям интереснее, чем заурядный военный шутер (к слову о сиквеле). Хотя на продажах это не сказалось. Кроме того, игра даже попала в Книгу рекордов Гиннеса как «Самая неоднозначная игра в жанре survival horror». Довольно круто, не так ли?

Demon’s Souls

В наши дни от франшизы Dark Souls веет огромным престижем. У нас есть клоны Dark Souls и игры в стиле Soulsborne (читай: сложные тайтлы с элементами челленджа). Мы видели множество спидранов, пацифистские прохождения, забеги на музыкальных инструментах и фруктах – фантазия геймеров реально безгранична.

Но так было не всегда, особенно когда в 2009 году вышла предшественница серии – Demon’s Souls. Критики осыпали её похвалами: игра получилась новаторской, свежей, чертовски суровой, но в этом и был её смысл. Совокупный рейтинг на Metacritic составляет 89, так почему же тайтл попал в наш список?

Как раз-таки из-за своей новизны и сложности. Мы всегда боимся перемен и неизвестности. Игроки того времени привыкли к портативным тайтлам с чекпоинтами. Demon’s Souls была игрой для хардкорщиков, а не казуалов, поэтому раскупали её не слишком охотно. А теперь перенесёмся на одиннадцать лет вперёд – к трём Dark Souls, Bloodborne и Sekiro, которых фанатам теперь даже мало. Однако та игра, с которой всё начиналось, получила не самый тёплый приём.

Gone Home

«Симуляторами ходьбы» обычно называют игры, которые завязаны на повествовании и не используют основные жанры геймплея, чтобы передать свою историю. В итоге они стали отдельным жанром, прекрасными примерами которого являются такие игры, как What Remains of Edith Finch, Firewatch и Everybody’s Gone to the Rapture.

Тем не менее, когда симуляторы ходьбы только появились на горизонте, их встретили более чем холодно. Люди не хотели принимать игру без привычного геймплея. Вновь разгорелись споры об «играх как искусстве», и Gone Home приняла на себя основной удар. При этом критики выставили тайтлу высокие оценки по всем аспектам. Однако игроки заявляли, что это даже не игра. Термин «симулятор ходьбы» изначально приобрёл негативное значение, но теперь мы воспринимаем его как похвалу в адрес одного из подобных приключений.

Как обычно, люди наотрез отказывались от чего-то, во что пока даже не играли. Сейчас видно, насколько более открытым стало сообщество.

Spider-man: Web of Shadows

До того, как Insomniac поразила нас своим шедевром для PS4, игры про Человека-Паука, мягко говоря, не вызывали восторга. По крайней мере, у критиков. Тем не менее, Web of Shadows – любопытный тайтл. Вместо того, чтобы предоставить прямые порты для нескольких консолей, разработчики сделали разные версии для каждого поколения и платформы. На PS3 и Xbox 360 игроки получили привычный трёхмерный открытый мир, чего нельзя сказать о PS2, PSP и Nintendo 3DS.

Именно поэтому изданиям было сложно составить компетентный обзор на игру, которая охватывала сразу несколько стилей. Сейчас оценки на Metacritic для всех версий доходят примерно до половины. Фанатам игра наоборот пришлась по душе. Подобно Infamous и Prototype, WoS предложила несколько путей развития персонажа, что прекрасно дополняет основную историю.

Хотите стать доблестным героем и спасти город? Или вас манит тёмная сторона и звание лидера симбиотов? На тот момент это была отличная история о Человеке-Пауке, а также самая близкая возможность поиграть за Венома. Пока что…

Shenmue III

Duke Nukem Forever активно критикуют как посредственную, почти ужасную игру. Но главное, на её разработку ушло целых четырнадцать лет! Стоило ли это игрокам их собственных шести миллионов долларов? Нет, да и восемнадцати лет до релиза тоже ждать не пришлось.

Зато так получилось с Shenmue III, которую отчитали почти все критики. По сравнению с ней DNF кажется не такой уж и ужасной, и по отзывам на Metacritic очевидно почему. Конечно, всегда можно возразить, как и делают фанаты, что Ю Судзуки просто решил придерживаться оригинального видения серии с 1999 года. Принимая во внимание всё тот же неуклюжий геймплей и стиль, игра действительно похожа на продолжение Shenmue.

Однако тот факт, что она похожа на игру двадцатилетней давности, привёл к тому, что многие критики называют третью часть всего лишь способом для ленивого выкачивания денег из поклонников, и их точку зрения вполне можно понять. Верные защитники назовут Shenmue III подарком для истинных фанатов, а циники – продуктом давно минувшего времени. И в чём-то каждая сторона будет права.

Death Stranding

Всё-таки список был бы неполным без этого спорного тайтла. Death Stranding вызвала небывалое волнение в индустрии. Когда дело дошло до оценок, игра обошла все классические законы. Многие рецензенты даже усомнились в собственном понимании того, что делает геймера геймером. В общем, забавно получилось.

Лично я фанат этой игры. Она заинтересовала меня с первого дня и, как только она вышла, я с головой нырнул в тот мир. Тем не менее, я не буду её защищать, так как о самоуверенном финале можно смело написать отдельную статью. После релиза Death Stranding вызвала безумную шумиху. Спорили не только фанаты и критики, но даже критики друг с другом, называя чужие обзоры предвзятыми и обвиняя коллег в том, что они упустили истинный смысл игры.

Не сомневайтесь, это реально безумная игра. Сложно объяснить её суть кому-то, кто ещё не играл. Легче просто попробовать разобраться в ней самому. И спустя два года по-прежнему не стихают споры, достойна ли DS всяческих похвал или звания претенциозного бреда…

Похожие записи