Видеоигры затягивают. Они увлекают, завораживают, позволяют немного расслабиться и забыть о проблемах, которые преследует нас в реальном мире. Помимо этого, они поощряют игрока за вложенные в разучивание геймплейных особенностей и механик время и старания.
В видеоиграх практически никогда не требуется просто стоять на месте и ничего не делать. Даже в «мыльном кинце» есть quick time event’ы, которые требуют от игрока определенных действий. Чтобы увернуться от атаки или совершить ее, вам придется тщательно обдумать, что вы собираетесь делать, и это касается любой игры, не только экшн-шутеров.
В большинстве игр вы, конечно, теоретически можете ничего не делать, просто в этом не никакого смысла. Именно поэтому игры, которые поощряют бездействие – настоящая редкость. Бездействие противоречит самой природе видеоигр, и поэтому, когда оно приводит к каким-то результатам, это вызывает настоящий когнитивный диссонанс.
Мы собрали десять таких игр: где-то вы можете пройти игру целиком, не пошевелив пальцем, а где-то – встретить босса, который умрет от старости, если вы наберетесь терпения.
Быстрая концовка в Far Cry 4
Редко когда в играх приветствуется пацифизм. Вы можете отказаться брать в руки оружие и стоять на месте днями, неделями, годами – но ваша миссия останется прежней. Правда, временами попадаются игры, которые берут это в расчет. Far Cry 4 – одна из таких.
Вы играете за персонажа по имени Аджай Гейл, и ему необходимо развеять прах своей матери.
Пока вы добираетесь до Кирата на автобусе, вас берет в заложники Пэйган Мин. Мин приглашает вас домой на не самый гостеприимный обед и в какой-то момент выходит из комнаты.
Это ваш шанс спастись и начать полное прохождение игры. Однако, если вы дождетесь возвращения Мина, вы отправляетесь с ним развеивать прах матери. Последнее, что он говорит вам, это: «Ну, вот. Что, полегчало? Попустился? Супер. Может, теперь мы наконец доберемся до чертовых пушек». Это своеобразная насмешка над пацифизмом игрока, но игра действительно после этого заканчивается и начинают идти титры.
Атаки, которые нужно игнорировать, в Undertale
Выпущенная в 2015 году на ПК игра Undertale быстро обрела популярность и стала одной из самых обсуждаемых игр года. Она сумела собрать более миллиона продаж и выиграть множество престижных наград. Все это благодаря уникальным необычным персонажам, сюрреалистичному юмору и возможности пройти игру, не убив ни одного врага.
В Undertale достаточно интересная система боя. Она пошаговая, но при этом вы не просто нажимаете на кнопку и наносите урон. Во время атаки необходимо точно рассчитать момент удара, чтобы повысить урон, а во время защиты поле боя превращается во что-то вроде bullet hell-шутера. Игрок управляет маленьким сердцем, которое должно уклоняться от череды атак противника.
Но, что самое главное, эти атаки раскрашены в разные цвета, и в зависимости от цвета их надо обходить по-разному. Синие атаки – одни из самых частых. Они требуют от игрока застыть на месте, и таким образом он вообще не получает урона. Это небольшая, но интересная деталь, которая резонирует с идеями пацифизма, которыми пронизана вся игра.
В The Stanley Parable нужно не играть целых пять лет
Некоторые геймеры очень серьезно относятся к получению ачивок. Эти люди считают, что игру можно считать полностью пройденной только тогда, когда в ней была открыта каждая ачивка. Их можно понять – достижения поощряют игрока досконально изучить игру, обнаружить все скрытые пасхалки и насладиться прохождением на самой высокой сложности.
Но The Stanley Parable – интерактивная сюжетная игра, вышедшая на ПК в 2013 году – относится к достижениям (и геймплею) довольно своеобразно. The Stanley Parable требует, чтобы игроки нарушали правила, если они хотят выжать из игры максимум, и, кроме того, постоянно ломает четвертую стену.
Вот каким путем The Stanley Parable пытается выйти за рамки ожидаемого: эта игра дает достижение за то, что вы не играете. Не день, неделю или даже месяц – целых пять лет. Ачивка называется “Go Outside” (Выйди на улицу), и те, кто хотят пройти игру на 100%, вынуждены немного подождать. Ну, или же можно переставить время на компьютере. Но ведь это же читерство, а кто любит читеров?
В Metal Gear Solid 3 есть босс, который может умереть от старости
Metal Gear Solid 3: Snake Eater вышел в 2004 году и до сих пор считается одной из лучших видеоигр в истории. На то есть множество причин, многие из которых связаны с замечательной работой Хидео Кодзимы. Мы, однако, обратим внимание на одну потрясающую (и весьма забавную) деталь. Мы говорим о снайпере Энде.
Бороться со снайперами в играх и так нелегко, а уж в Metal Gear – тем более. Энд постоянно лишает Снейка выносливости, приходит в ярость, если убить его питомца-попугая, и с ним приходится сражаться в трех зонах. А еще ему сто лет, и эта деталь важнее, чем вы думаете.
Если вы не хотите или не можете сразиться с Эндом, просто сохраните свою игру во время битвы, выйдите и не заходите в нее неделю. Когда вы вернетесь, окажется, что Энд умер от старости. Даже самые живучие снайперы не могут спастись от цепких лап смерти.
Bravely Default заряжает атаки, когда 3DS находится в спящем режиме
Bravely Default – игра для 3DS, разработанная Silicon Studio, выпущенная в 2013 году и привлекающая внимание своей системой боя, напоминающей Final Fantasy (кстати, изначально эта игра должна была стать сиквелом к Final Fantasy: The 4 Heroes of Light).
Одно из новшеств, введенное Bravely Default – очки сна, которые позволяют игроку выполнять дополнительные действия во время сражений. Эти дополнительные атаки могут стать решающими, так что в них необходимо вкладываться. Однако получать очки сна приходится крайне необычным способом.
За каждые восемь часов, которые консоль проводит в «спящем режиме» с включенной игрой (для этого нужно просто закрыть ее, как ноутбук), вы получаете определенное количество этих очков. Что означает, что делать перерывы между игрой – в ваших же интересах. Если бы еще эти очки давали за правильное питание и занятия спортом…
Runescape позволяет вам управлять целым островом
Для большинства людей браузерная игра Runescape – не больше, чем далекое воспоминание, веселый способ убить немного времени, которым они пользовались когда-то давным-давно. Другие же вкладывали в нее не только свое время, но и финансы, чтобы получить доступ к дополнительному контенту. Как бы вы ни относились к Runescape, это, безусловно, прорыв в истории браузерных игр. Игра, кстати, существует и по сей день и регулярно обновляется.
Один из самых интересных квестов в игре – Thrones of Miscellania. Успешное прохождение квеста давало игроку возможность стать предводителем Миселлании, острова, который изобилует ресурсами и рабочей силой. В Runescape полно различных ресурсов, которые тяжело, долго и дорого добыть.
Именно поэтому Миселлания так важна – она позволяет добывать руду, рыбу, дерево и много чего еще. Правда, на это уходит очень много времени. Но есть один плюс – даже когда вы не играете, ваши подчиненные продолжают выполнять свои задания. Вот что значит настоящий реализм!
В Final Fantasy V есть босс, с которым не нужно бороться
Пошаговая система боя непостижима. Как правило, в ней все сводится к подсчету статов, поэтому зачастую невозможно понять, почему именно вы проиграли бой: может быть, вы используете не те атаки, или используете те атаки, но в неправильном порядке, или же вам просто не хватило лечебных айтемов.
Вот и в случае с боссом Гого из Final Fantasy V так же. Если вы нападете на него, он перетрет вас в порошок за считанные секунды. Но если быть немного повнимательнее, все станет намного легче. Гого отражает все ваши атаки и, следовательно, будет бить вас только тогда, когда вы бьете его. Он и сам говорит, что копирует каждое ваше действие.
Итак, самый эффективный способ победить Гого – вообще ничего не делать. В конце концов он сдается и позволяет игроку продолжать свой путь. Это своего рода хитроумная головоломка, для решения которой не придется приложить никаких усилий, кроме умственных.
Earthbound учит вас медитировать
Несмотря на то, что Earthbound был выпущен еще в далеком 1994 году, он стал настоящей классикой Nintendo, и фанаты до сих пор требуют выхода официальной английской локализации его сиквела (известного как Mother 3). Earthbound примечателен многим, но особо стоит отметить момент с медитацией.
В какой-то момент игры игрок управляет персонажем по имени Пу. Пу взбирается на гору, чтобы научиться древнему искусству медитации Му. Во время медитации Пу посещают тревожные видения: люди, зовущие его и просящие о помощи, какой-то дух, который угрожает переломать ему руки и ноги… в общем, жуть жуткая.
Единственный способ выбраться из этого дерьма – проигнорировать его и продолжать медитировать. Вы сможете успешно пройти тренировку Му, только если не будете делать вообще ничего. Если же вы сломаетесь под давлением и совершите хотя бы самое незначительное действие, вам придется начинать сначала. Всю тренировку можно пройти за несколько минут, так что вам придется набраться терпения. Но не в этом ли весь смысл медитации?
В Battlefield 2142 можно было получить бонусные очки, если вы в него не играли
Еще задолго до выхода трейлера Battlefield 1 существовала игра под названием Battlefield 2142 с футуристичным сеттингом: ее события происходили в 22 веке. Как и большинство других игр серии Battlefield, она делала акцент на мультиплеере и пыталась собрать большое онлайн-сообщество.
Чтобы уменьшить пропасть между игроками, которые вкладывали в игру десятки десятков часов и теми, кто не мог этого сделать из-за работы, учебы, семьи и личной жизни, Battlefield 2142 давал бонусные очки за каждые 24 часа, которые пользователь проводил вне игры. В теории это должно было помочь низкоуровневым игрокам быстрее прокачаться.
Помимо этого, за отсутствие давали бонусы в виде умножения получаемых очков. Странно, что никто не придумал не играть сутки, а затем возвращаться в игру и получать в несколько раз больше очков в качестве стратегии.
Множитель опыта в World Of Warcraft
Известная MMORPG World of Warcraft выдает опыт за отдых. Если игрок выходит из игры в таверне или столице, его персонаж отдыхает, и, следовательно, по возвращении игрока он будет получать значительно большее количество опыта при убийстве мобов.
Это значит, что необходимо всегда оставлять своего персонажа в нужном месте перед тем, как разлогиниться. Опыт за отдых может набираться максимум в течение десяти дней, и при прокачке персонажа разница будет ощутимая.
Кроме того, игра, технически, дает игрокам деньги просто так, если они не играют достаточно долго. Все это – благодаря свитку воскрешения, который получает любой, кто не играл определенное число месяцев.
К сожалению, Blizzard убрали свиток воскрешения как раз из-за того, что многие геймеры просекли фишку и стали наживаться на этом. Но когда-то это был отличный способ завлечь неактивных игроков обратно в World Of Warcraft.