С тех пор как компьютерные игры стали независимой частью индустрии развлечений, фанаты с нетерпением ждут слухов и новостей о будущих релизах. Раньше основным способом донести информацию до потенциальных покупателей были игровые журналы, которые подробно расписывали особенности выходящих игр.
Но в наше время создание ажиотажа вокруг ААА-игр – это отдельная многомилионная индустрия, а эффективная маркетинговая стратегия стала залогом того, что новой игре будет сопутствовать коммерческий успех.
Когда эта схема срабатывает, и игра становится хитом среди покупателей, работа маркетинговой команды заканчивается, и дальше прибыль игре обеспечивает сарафанное радио. Отличный пример такого подхода – Wii в середине 2000-х. Nintendo сделали ставку на простоту и понятное управление, и в результате приставка стала крайне популярной у ранее незадействованной аудитории.
Но что происходит, если конечный продукт не реализует свой потенциал? Некоторые игры обещали создать огромный мир и разработать увлекательный геймплей, но на релизе предоставили нечто совершенно иное. Эти игры категорически не оправдали ожидания оставили геймеров по всему свету с разбитым сердцем.
Watch Dogs
За последнее время сложно отыскать более уникальную и интересную задумку, чем Watch Dogs. Этот технотриллер должен был рассказать захватывающую историю о распространении технологий и всевидящем государственном надзоре в духе старины Оруэлла. Но на практике игра не смогла оправдать возложенные на нее трейлерами ожидания.
У Watch Dogs было столько сходств с вышедшей годом ранее Grand Theft Auto V, что ей было не избежать сравнений с флагманской серией Rockstar. Но как механика вождения, так и механика стрельбы этой игры выглядели устаревшими по сравнению с ее основным конкурентом.
Еще одна проблема заключалась в том, что в реальности графика оказалась на порядок хуже, чем в маркетинговых роликах, а многие миссии были раздражающе похожи. В целом Watch Dogs не подверглась такому же потоку критики, как некоторые другие пункты этого списка, но всё равно свое место здесь она заслужила. Хотя бы потому, кто законченная игра была совсем не такой, как то, что нам обещали.
Call of Duty World War 2
Беспрецедентный успех Call of Duty 4: Modern Warfare привел к фундаментальным изменениям жанра шутеров от первого лица для приставок. Внезапно большинство шутеров по мотивам Второй мировой кануло в Лету, а их место заняли боевые действия между солдатами современных западных армий и зловещими террористами из неопределенных иностранных организаций. Однако когда в серию попытались добавить научно-фантастические элементы, продажи пошли на спад, и в 2017-м Activision решили вернуться к истокам в Call of Duty WW2.
После Call of Duty: World at War уже прошло почти десять лет, и ожидалось, что WW2 познакомит с позабытым жанром новое поколение геймеров – и сделает это с размахом. Вместо этого игра вышла… обычной. В ней не было ни амбициозности современников, ни запоминающихся моментов предшественников.
То, что WW2 вошла в наш список, не значит, что это плохая игра. Скорее, она просто не оправдала ожидания, возникшие на почве долгожданного возвращения серии к эпохе Второй мировой.
Spore
Когда Уилл Райт, основатель Maxis и разработчик таких игр, как SimCity и The Sims, берется за новый проект, то не стоит удивляться, что перед релизом возникает дикий ажиотаж.
Так и случилось со Spore, инновационной игрой, в которой геймеры управляли эволюцией организма, начиная с простейших стадий развития и заканчивая стадией равной – или даже превосходящей – текущий уровень развития человека.
В отличие от многих своих современников, оказавшихся в этом списке, на релизе Spore получил признание критиков. Некоторые из них даже утверждали, что игра с успехом воплотила свой амбициозный замысел в реальность.
Увы, игра одновременно пытается реалистично отобразить эволюционную биологию и внедрить элементы геймплея, чтобы конечный продукт стал доступен как можно большему числу игроков. Добавьте сюда то, что геймплей ощутимо проседал на поздних стадиях игры, и как бы хороша ни была Spore, но она точно не оправдала возникшие в 2008-м ожидания.
Mirror’s Edge Catalyst
Выпущенная в 2008-м Mirror’s Edge действительно была одной из самых дерзких и инновационных игр для предыдущего поколения консолей. Объединив паркур и уникальный художественный стиль, EA DICE создали нечто, чему в те времена просто не было аналогов, и получили армию верных фанатов.
Так что, когда десять лет спустя анонсировали продолжение серии, поклонники, затаив дыхание, ждали, как Фейт Коннорс перепрыгнет на новую консоль. Но несмотря на отличную графику, Catalyst сделала ощутимый шаг назад в плане геймплея, и волшебный ритм первой игры был нарушен.
Большинство недостатков можно было объяснить странным решением сделать игру в формате открытого мира. На бумаге идея звучит неплохо, но Mirror’s Edge – одна из немногих игр, которые только выигрывают от линейного повествования. Вероятно, на решение повлияли современные тенденции в гейминге, а не то, насколько полезным оно окажется конкретно для этой игры. В итоге получилось медленно и уныло.
Playstation Home
До выхода Playstation Home в 2008-м ее считали одной из самых амбициозных задумок в гейминге. Особенно интерес общественности подогрела презентация на выставке E3 2007, в которой было заявлено, что площадка преобразит всю игровую индустрию.
Вдохновленная головокружительным успехом таких игр того времени, как Second Life, Home обещала создать площадку, где можно будет общаться с друзьями со всего мира. К ней должны были прилагаться перевод в реальном времени и масса различных игр.
Для Sony запуск Home оказался довольно прибыльным, ведь неумолимо сокращающаяся пользовательская база тратила большие средства на дорогие внутриигровые предметы. Да и большая часть игровых локация оказалась заполнена магазинами и бутиками, которые помогали игрокам расстаться с заработанными посильным трудом деньгами.
Но за всё время своего существования Home даже близко не реализовала свой потенциал. В основном потому, что технологии того времени просто не могли реализовать все амбициозные задумки. Home так и не продвинулась дальше бета-версии и наконец-то закрылась в 2015-м.
Haze
Sony безусловно одержали победу в битве шестого поколения приставок, сделав гораздо больше продаж, чем их конкуренты, но Microsoft всё же вошли на рынок компьютерных игр. Это произошло благодаря Xbox, но немаловажную роль сыграл и успех серии Halo.
Так что после выхода PS3 Sony попытались создать свою эксклюзивную игру на уровне легендарной серии Bungee. Haze от Ubisoft сопровождала гигантская рекламная кампания, провозгласившая ее убийцей Halo, а KoRn выпустили для продвижения игры одноименную песню.
Но столь высокие ожидания означали, что Haze должна была стать хитом на релизе, иначе она ни за что бы не оправдала надежды геймеров. Сбыться этому было не суждено. На релизе критики и геймеры высмеяли игру за ее постный геймплей, шаблонную историю и обилие багов. Зажатая между заслужившими всеобщее признание Halo 3 и Halo 3: ODST, Haze не выдержала конкурентной борьбы и стала ощутимым провалом.
Sonic 2006
Ежик Соник – определенно один из самых узнаваемых персонажей в истории гейминга. В какой-то момент Соник даже был достойным противником Марио, и оба героя служили главными талисманами двух крупнейших разработчиков компьютерных игр.
Но Марио шел в ногу со временем, перекочевав в трехмерное пространство и сохранив все прелести задорного платформинга этой серии. Сонику развитие давалось намного сложнее.
Так что, когда в 2006-м появились трейлеры новой игры о Сонике в честь 15-й годовщины серии, фанаты с нетерпением ждали, что Sega использует мощь седьмого поколения приставок и вернет былую славу своему самому известному персонажу.
Увы, этого не случилось. Менее чем за год до релиза в команде разработчиков произошел раскол, и контроль качества провели с нарушениями. В результате играть в игру было практически невозможно. Критики беспощадно издевались над этой поделкой, и, несмотря на относительно неплохие продажи, Sega предпочли бы забыть случившееся как страшный сон.
Fallout 76
После того как в 2004-м Bethesda приобрела права на серию Fallout, компания выпустила несколько игр по этой вселенной, получившие довольно противоречивые отзывы.
Поэтому, когда в 2018-м году запустился двадцатичетырехчасовой стрим на Twitch с намеками на новую игру по этому миру, поклонники серии начали гадать: как будет выглядеть последователь такого невероятно коммерчески успешного проекта, как Fallout 4?
Потом на выставке E3 2018 всплыли подробности, и фанаты остались разочарованы. Ведь продолжением самой обожаемой серии одиночных игр всех времен и народов должна была стать игра, в которую можно играть исключительно по сети.
К чести Bethesda нужно отметить, что онлайн-игра во вселенной Fallout всё же могла представлять интерес. В конце концов, первоначальные разработчики Fallout – Interplay Entertainment – тоже работали над ММО в пост-апокалиптическом мире, но проект в итоге закрыли.
Однако Fallout 76 оказался грандиозным провалом. Отсутствие людей-NPC делало игровой мир безжизненным, а сама игра кишела запредельным количеством багов. За годы проект довели до ума, и теперь в игру хотя бы можно играть, но сложно отрицать, что Fallout 76 был сплошным разочарованием.
Tony Hawks Pro Skater 5
Почти каждый геймер определенной возрастной группы с удовольствием вспоминает времена, когда части серии Tony Hawk’s Pro Skater были в числе самых популярных продуктов игровой индустрии. Neversoft нашли золотую жилу, став первыми разработчиками, которые успешно перенесли экстремальный вид спорта на компьютерный монитор и дополнили его задорными и аркадными элементами.
Конечно, серия несколько выдохлась под конец 2000-х, ведь в ней не выходило новых игр с выпущенной в 2002-м THPS 4. Но всё равно главные игры серии сохранили свое доброе имя.
Когда Activision объявили в 2015-м о выходе Tony Hawk’s Pro Skater 5, фанаты загорелись идеей увидеть, как их теплые воспоминания станут частью современного мира. Однако ограниченное время разработки привело к тому, что Tony Hawk’s Pro Skater 5 была совершенно неиграбельной на релизе. Пришлось выпускать срочный патч.
THPS 5 не только оставила пятно на репутации серии, но и забила гвоздь в крышку гроба скейтбордовских игр, которым так не хватало нового флагмана.
Daikatana
Стоит признать, что «Джон Ромеро скоро сделает вас своей сучкой» – довольно странный маркетинговый слоган для современной аудитории. Но в 1997-м сам факт того, что разработчик широко признанных DOOM и Wolfenstein работает над новой игрой, вызывал небывалый ажиотаж.
Daikatana построили на движке Quake, а игровые издания тех времен трубили на каждом шагу, что Ромеро дали полную свободу, чтобы реализовать его виденье.
После нескольких задержек в процессе разработки конечный продукт вышел громоздким, уродливым и устаревшим, и его разгромили те же издания, которые ранее превозносили игру до такой степени, что она просто не могла оправдать ожидания.
Daikatana не просто не понравилась критикам. Она стал одним из крупнейших коммерческих провалов в истории гейминга. Ожидалось, что будет продан тираж свыше двух миллионов копий, но удалось продать только 5% от этого показателя. Это была катастрофа по всем фронтам.