Подавляющее большинство игр предполагает своеобразный побег из реальности. Они помогают нам забыть о повседневных проблемах и немного расслабиться, погрузившись в мир, совершенно непохожий на наш собственный. Однако в то же время все игры разные по форме, содержанию, масштабам и настроению. Есть и такие, которые затрагивают довольно злободневные темы, общие для всех проблемы и временами напоминают нам о худших качествах человечества.
Люди – удивительные существа, способные на множество великих дел, но вместе с тем наш вид причиняет немало страданий, как окружающему миру, так и друг другу. Из-за этого прогнозы на выживание нашего вида получаются неутешительными.
Это особенно остро чувствуется в следующих 10 тайтлах, которые либо анализируют чудовищную силу вины, либо удовольствие от разрушения привычного мира, либо патологическую неспособность жить в едином обществе. Так или иначе, поднятые вопросы не внушают оптимизма по поводу будущего человечества.
Разумеется, есть и причины для надежд. Истинный прогресс недостижим без принятия болезненного коллективного опыта и признания наших худших черт, которые мешают установить всеобъемлющий мир и процветание. Все эти игры призваны напомнить о том, что мы обычно стараемся не замечать.
Silent Hill 2
Среди культовых франшиз нет равных Silent Hill в плане угнетающей атмосферы. Гениальная вторая часть достигла высшего мастерства в рассуждениях на тему разрушительной депрессии и чувства вины. В Silent Hill 2, затрагивающей такие «весёлые» темы, как эвтаназия, психические расстройства, травмы, сексуальное насилие, наказание и суицид, нет ни одного счастливого персонажа с надеждой на спасение.
Сказать, что игра охватывает многие из самых отвратительных аспектов человеческой натуры, будет очевидным преуменьшением, поскольку плотный туман этого мрачного города служит метафорой ядовитых миазмов, от которых человечество не может освободиться или убежать.
Хотя в Silent Hill 2 несколько концовок с разной степенью «счастья», самой общепринятой считается версия, где Джеймс решает утопиться, чтобы воссоединиться со своей мёртвой женой. Это не официальный канон, однако разработчики чаще всего указывают именно на этот финал, который совершенно безнадёжен.
Silent Hill 2 производит такой сильный эффект благодаря своим личным, экзистенциальным темам: Джеймс – не избранный, ничем не примечательный человек, переживающий свою личную адскую одиссею. Любой, кто когда-либо имел дело с непреодолимым горем или всепоглощающим чувством вины, посмотрит на эту историю со своей болезненной перспективы.
The Sims
Пожалуй, серия The Sims – идеальное воплощение идеи о том, что люди не могут устоять перед соблазном отрывать крылья бабочкам и сжигать муравьёв через лупу. Теоретически The Sims позволяет игрокам воплотить в жизнь все свои смелые фантазии: купить огромный дом, шикарный телевизор и бассейн, создать счастливую семью и вообще – жить припеваючи.
На деле же игроки чаще потакают своему внутреннему психопату. Зачем устраивать симам мирную жизнь, полную успеха и процветания, когда вместо этого их можно мучить и убивать всевозможными способами? Кто из нас не оставлял симов в бассейне без лестницы, чтобы они утонули? Кто не устраивал пожары на кухне, не морил подопечных голодом, не казнил их электрическим током или каким-то другим образом мешал дожить до спокойной смерти от старости?
Все эти ужасные поступки говорят сами за себя. Когда мы видим, что другим повезло больше, то рано или поздно начинаем раздражаться. В реальной жизни с этим ничего не поделаешь в пределах закона, но в мире The Sims можно свободно выразить своё разочарование и… заставить нервничать любого психиатра.
Тот факт, что фанаты накинулись на разработчиков Maxis, когда симов в The Sims 3 научили вылезать из бассейна даже без лестниц, говорит о многом.
Red Dead Redemption
Red Dead Redemption – не только одна из самых увлекательных игр в истории индустрии, но и одна из самых нигилистических в своём видении человечества. Мастерский вестерн с открытым миром от Rockstar лишает Дикий Запад всякой общепринятой романтики, свойственной классическим фильмам с Джоном Уэйном. Вместо этого игра показывает, какой суровой и отвратительной была там жизнь вне закона.
Основная тема игры – жестокая натура человека, воплощённая как в действиях Джона Марстона на протяжении всей истории, так и в его неизбежной кровавой кончине в финале. Однако эпилог поднимает планку ещё выше: сын Джона достигает совершеннолетия и желает отомстить убийце своего отца. Бесконечный цикл насилия и кровопролития продолжается, так как сын повторяет путь отца.
Обе части Red Dead будто говорят, что человечество было и навсегда останется своим злейшим врагом, вынужденным убивать ради богатства и выживания. Ну а для игроков это ещё и развлечение.
Dead Space 3
Если Red Dead Redemption демонстрирует жестокое прошлое человечества, то Dead Space заглядывает в его суровое будущее. Действие легендарной научно-фантастической хоррор-франшизы происходит в 26 веке, когда человечество расселилось по всей галактике, но в целом перспективы у него незавидные.
Во-первых, наш вид практически вымер из-за нехватки ресурсов на Земле. Просто ему повезло найти несколько подходящих планет для колонизации в других системах. Однако настоящая угроза кроется в борьбе разных фракций, которые жаждут любой ценой получить контроль над инопланетными обелисками, что в итоге приводит к непреднамеренному распространению чумы под названием «некроморфы».
Эта мрачная перспектива достигает апогея в DLC к Dead Space 3 – Awakened, где целые Луны некроморфов решают атаковать Землю. С тех пор судьба человечества в этой серии повисла в неизвестности. В то время как большинство научно-фантастических историй видят будущее покорение космоса в позитивном свете, Dead Space уверена только в страданиях, пандемиях и мрачном исходе.
Shadow of the Colossus
Какой бы прекрасной ни была Shadow of the Colossus, это тяжёлая игра о человеческой природе и нашем отношении к «другим». Главный герой Вандер мечтает воскресить свою возлюбленную Моно. Ради этого он соглашается убить 16 мифических созданий – колоссов, и все это по требованию загадочной сущности по имени Дормин.
Ни Вандер, ни игрок не сомневаются в разумности этой задачи, хотя большинство колоссов не атакуют героя, пока он сам не нападёт. Это ведь игра, убийство – всего лишь часть геймплея, верно? В финале выясняется, что колоссы сдерживали злую душу Дормина, и, убив их, вы освободили его. Но помимо этого, почему жизнь Моно ценнее, чем жизнь 16 колоссов?
Тут дело в концепции человеческой исключительности, в нашем неотъемлемом антропоцентризме. Человечество рассматривает себя как самый разумный и достойный вид во Вселенной, поэтому только мы имеем право на господство над остальными, и если необходимо – с применением насилия.
То же касается жестоких предрассудков по отношению к другим людям, когда всё, что выходит за пределы некой «нормы», рассматривается как неправильное, недозволенное, заслуживающее подозрений и даже жестокости. По сути, Shadow of the Colossus – неординарная метафора извечного отвращения человечества к любому, что кажется в чём-то непривычным или попросту другим.
DEFCON
Наверное, нет более ужасающего примера саморазрушительного потенциала человечества в реальной жизни, чем колоссальное количество жертв в войнах. К тому же большая часть современного мира придерживается доктрины взаимного гарантированного уничтожения. То есть, не сбрасывайте на нас ядерные бомбы, иначе мы сбросим их на вас. И если вы всё-таки осмелитесь атаковать, мы сдерживаться не станем. Иными словами, проиграют все.
Эта идея великолепно подана в игре DEFCON (2006). Это стратегия в реальном времени в духе холодной войны, в которой перед игроком стоит задача уничтожить как можно большую часть вражеской территории с максимальным количеством жертв, при этом минимизируя собственные потери.
В итоге каждый заход заканчивается миллионами смертей с обеих сторон, что показывает, как война превращает массовую гибель в сухую статистику и как ведение войн с помощью красных кнопок и компьютерных экранов сводит на нет фактор элементарного человеческого сочувствия.
В эпоху, когда дистанционно управляемые дроны могут убить сотни ни в чём не повинных мирных жителей, технологии способны превратить серьёзный конфликт в простую видеоигру, где эмоции не имеют значения. DEFCON убедительно подчёркивает невозможность победы в ядерной войне, потому что каждая сторона неизбежно понесёт чудовищные потери и ничего не получит взамен.
Если будущее человечества действительно зиждется на идее, что мы не атакуем других, чтобы они не атаковали нас, и для уверенности в завтрашнем дне нам нужны ядерные запасы, тогда мы откровенно ужасны и обречены. DEFCON доказывает это с лёгкостью и пугающим реализмом.
Hatred
Пока с одной стороны нас гарантированно спасает концепция взаимно гарантированного уничтожения, что может спасти невинных от внезапно обезумевшего человеконенавистника с оружием наперевес? Hatred – откровенно ужасная игра. Это отвратительный в своей жестокости изометрический шутер. Игрок выступает массовым убийцей-мизантропом, единственная цель которого – убить как можно больше невинных людей.
Изначально Hatred была ответом на политкорректность и концепцию «игры как искусство», хотя выражается этот посыл сугубо через острый нигилизм. И всё же трудно, играя в Hatred, не думать о массовых расстрелах, которые часто происходят в США. Пусть и непреднамеренно, игра подводит нас к реальной проблеме.
Очевидно, что местное насилие сильно преувеличено в грубых развлекательных целях, но главный герой, искренне ненавидящий людей, недалеко уходит от реальных убийц, которые из-за своей ненависти сходят с ума и вымещают зло на простых прохожих.
Даже если нас коробит существование такой игры, как Hatred, невозможно отрицать: ей удалось слишком хорошо передать отталкивающую, бессильную ярость, которую испытывает некая часть современного общества. К сожалению, всегда есть шанс, что такой человек внезапно начнёт причинять вред другим людям. И сложно игнорировать тот факт, что Hatred быстро стала бестселлером.
This War of Mine
Это стратегия с элементами выживания, которая показывает войну не с точки зрения солдат или больших шишек, нажимающих большую красную кнопку, а как бы из-за кулис – с перспективы обычного человека, оказавшегося под перекрёстным огнём. Действие игры происходит в вымышленном осаждённом городе. Игрок управляет группой мирных жителей, пытающихся выжить в условиях войны.
Вы должны следить за их здоровьем, голодом и психическим состоянием, чтобы дожить до перемирия, на объявление которого может понадобиться от 20 до 80 дней. Продуманная система морали в This War of Mine потребует от игрока принятия чрезвычайно сложных решений для выживании своих персонажей: рискнут ли они жизнью, чтобы помочь другим людям, или пойдут на всё ради ценных ресурсов?
Ну а если не получится уследить за психическим здоровьем героя, он вполне может уйти из убежища и прихватить с собой припасы или покончить жизнь самоубийством. К слову, погибают персонажи раз и навсегда. От первой до последней минуты игра пронизана страхом, который навеян отчаянием военного времени.
Откажетесь ли вы от своей человечности, чтобы выжить любой ценой? Так или иначе, военные конфликты с их колоссальными физическими и духовными жертвами – ужасающее свидетельство нашего жестокого потенциала.
The Last of Us Part II
Во многом пугающая и тяжёлая игра, в которой, тем не менее, есть луч надежды в виде крепких уз между Джоэлом и Элли. The Last of Us Part II в первые же часы убивает эти трогательные отношения клюшкой для гольфа. Для сиквела, который поражает своими техническими наработками, тайтл считается одной из самых жалких и огорчающих игр в истории.
Конечно, иногда флешбэки напоминают нам о славном прошлом, но большая часть этих 25 часов превращается в бесконечную карусель насилия и мести. То, что Элли не убивает Эбби, из-за которой гибнет Джоэл, – самый оптимистичный момент сиквела. Но тот факт, что Элли смогла прийти к такому решению только после многочисленных убийств, не делает её образцом добродетели.
Игра ярко демонстрирует агрессивную подозрительность, с которой люди воспринимают друг друга, поднимая стандартный постапокалиптический вопрос: «Так кто же настоящий монстр?». Учитывая, что нынешняя пандемия обнажила самые уродливые и эгоистичные аспекты человечества, более смертоносная инфекция по типу кордицепса наверняка ввергнет мир в ещё большую пучину ненависти, чем показано в игре.
Soma
Soma от Frictional Games – поразительно атмосферный survival horror, действие которого происходит на подводной исследовательской станции PATHOS-II в 2104 году. Главный герой Саймон Джаретт – человек из 2015 года, который неожиданно для себя просыпается на PATHOS-II и узнаёт, что человечество погибло от столкновения Земли с кометой.
Его первоначальная миссия состоит в том, чтобы покинуть комплекс, но вскоре герой обнаруживает, что сознание настоящего Саймона было скопировано на компьютерный чип и в дальнейшем загружено в модифицированное тело члена экипажа PATHOS-II. Истинное предназначение Саймона – обеспечить безопасность автономного спутника «Ковчег», в котором хранятся все скопированные личности, и запустить его в космос.
Саймон завершает свою миссию, но финал игры в высшей степени удручает: последние остатки человечества в электронном виде дрейфуют по холодному космическому вакууму. И хотя копия сознания Саймона продолжает жить виртуальной жизнью на борту «Ковчега», тот Саймон, которым мы играли, остаётся в абсолютном одиночестве на покинутом объекте без возможности спастись.
Мысль о том, что необъятность человеческого существования может свестись к чёрной коробке, летящей навстречу неизвестности в глубинах космоса, навевает самые мрачные настроения. Как и всему остальному, человечеству суждено рано или поздно погибнуть. Остаётся надеяться, что это случится очень и очень нескоро.