Понятие «кривая сложности» предполагает всё более сложные задачи для игрока по мере прохождения игры. Это может выражаться как в силе врагов и запутанности встречающихся головоломок, так и во всём, что каким-либо образом усложняет ваш путь к финалу. Кривой сложности она называется потому, что предполагает постепенное усложнение по ходу игры. Но иногда нам попадаются совершенно другие тайтлы.
Некоторые разработчики отвергают исконную мудрость игрового дизайна по вине своеобразного мышления: «А знаете, к чёрту слабаков, которые заплатили за нашу игру честно заработанные деньги! Вот вам с самого начала нешуточные испытания, от которых хочется лезть на стену, и это ещё цветочки!»
По крайней мере, они экономят нам время, с первых минут давая понять, что мы просто ошиблись игрой, однако радости от этого мало, если вы действительно хотите пройти тайтл до конца. Эти игры бросают нам сложнейшие вызовы с самого порога лишь затем, чтобы ещё сильнее деморализовать после, напоминая, сколько всего предстоит пройти до победного финала.
Уровень 1 – Contra
Первые уровни 8-битных игр многие геймеры знают наизусть. Причин для этого обычно две: во-первых, далеко не сразу в играх появились сохранения, поэтому с каждым проигрышем и повторным включением приходилось проходить всё заново.
И, во-вторых, эти тайтлы, как правило, были зубодробительно сложными, поэтому многие дети тех времён помнили игровые локации лучше, чем планировку собственного дома. А теперь угадайте, к какой из этих двух категорий относится Contra.
Первый уровень Contra стал по-настоящему легендарным среди геймеров Поколения X. Здесь вам и невероятная скорость, и брутальная стрельба, и нескончаемая карусель смертей.
Это воплощение всех сложных игр для NES, каждая из которых заставляла вас страдать и явно наслаждалась отчаянием, когда вы осознавали всю мизерность достигнутого прогресса в долгосрочной перспективе. Разумеется, подробной карты уровней, как в более поздних играх NES, здесь нет, но постоянно умирать в самом начале, представляя сколько ещё испытаний ждёт впереди, слишком жестоко.
Глава 1 – Viewtiful Joe
Эпоха Gamecube, несмотря на череду финансовых провалов, стала для Nintendo одним из крупнейших творческих прорывов в истории компании. И на фоне культовой классики того периода ярко выделяется стильный beat ’em up под названием Viewtiful Joe. Жаль только, что большинство геймеров так и не зашли дальше первого уровня.
Viewtiful Joe совершенно не прощает новичкам ошибок. Глава 1 встречает игроков толпой врагов и малым количеством жизней, толком не объясняя управление и заставляя выживать любой ценой, что без усиленной концентрации попросту невозможно.
И всё бы ничего, но как только вы получите обещанные сверхспособности, игра пригонит на экран вертолёт, единственное слабое место которого находится буквально в паре сантиметров от вращающихся лопастей винта, которые при задевании отнимут у вас немало здоровья.
К слову, здесь у вас, как и в любом уважающем себя beat ’em up-е из начала нулевых, ограниченное количество жизней. Потеряете все – и добро пожаловать в начало!
Лесные безумцы – Cuphead
Cuphead с гордостью носит звание одной из самых сложных игр 2010-х годов, и, учитывая нешуточную борьбу за данный титул, это говорит о многом. Именно поэтому то, что Cuphead прямо с места в карьер начинает над вами издеваться, вполне логично.
По сравнению с другими играми в списке, этот уровень лучше остальных справляется с ролью туториала, но по-прежнему невыносим в плане сложности. Мизерное количество жизней с лихвой компенсируется врагами и снарядами, летящими на вас буквально отовсюду, и отбиваться от них придётся жалким водяным пистолетом и парированием, которое работает только с розовыми объектами и не так уж просто в применении.
Не удивительно, что геймеры повально гибнут на этом уровне, пожалуй, даже больше, чем на остальных, потому что новички всё ещё привыкают к местному управлению. Продолжая сыпать соль на раны, Cuphead заодно знакомит вас со своей знаменитой системой унижения: каждый раз, когда вы умираете, игра показывает прогресс текущего уровня. И всё это для того, чтобы мотивировать вас попробовать снова и лишний раз продемонстрировать, как далеко ещё предстоит зайти.
Наконец, стоит вам справиться с задачей и попасть на карту мира, как вы увидите, что после всех этих мучений прошли примерно… 1% игры.
Галеон Минерва – Bloodstained: Ritual of the Night
Метроидвании (по крайней мере, стоящие), как правило, чертовски сложные. Вот и Bloodstained: Ritual of the Night, лучшая метроидвания со времён Castlevania для DS (к слову, от того же создателя), бьёт наповал с первой миссии.
Несмотря на любовное подражание классическим тайтлам из серии Castlevania, Bloodstained даже не даёт вам добраться до замка: вся боль начинается со злополучного галеона, на борту которого вы проснётесь по пути в замок. Старые игры позволяли хоть немного насладиться посильным геймплеем.
На самом деле Bloodstained сильно отличается от своих предшественниц, что вскоре станет заметно в некоторых аспектах, если вы изначально ожидали обратного. Потребуется привыкнуть к атакам Мириам и непростой системе осколков, а также прорываться с боем к точке сохранения через сильных врагов и кошмарного босса.
И как только вы его убьёте (наверняка понадобится несколько попыток), галеон прибудет на место и игра начнётся, теперь уже официально. Гип-гип ура!
Город Нежити – Dark Souls
Честно говоря, половину списка можно было бы составить из игр FromSoftware, и только потому, что они пока не сделали десяток Soulsborne-тайтлов, а также ради творческого разнообразия, мы сократили масштабы всего лишь до одного такого уровня, а именно Города Нежити из Dark Souls.
Хоть это и не самая жестокая локация в игре, не стоит ждать от неё поблажек: именно здесь вы познакомитесь с легендарной сложностью Dark Souls. Город Нежити – отличная иллюстрация того, какой игра будет в дальнейшем: сильные враги, необходимость постоянно быть начеку, и если вы не пиромант, то удачи!
Венчает всю эту картину первый босс, для победы над которым вам придётся как следует раскинуть мозгами, так как успешная битва с Демоном-Тельцом предполагает стратегическое использование окружения. И когда это испытание останется позади, просто окиньте взглядом пейзажи до горизонта – и поймёте, через что ещё вам предстоит пройти.
Глава 1 – Ninja Gaiden 2004
Похоже, что тот, кому в голову пришла идея перезапуска серии Ninja Gaiden на Xbox в 2004 году, мыслил примерно следующим образом: «Помните, как мы заставляли игроков страдать в оригинальных тайтлах для NES? Почему бы не продолжить эту славную традицию и не сделать их страдания ещё круче?»
Первый уровень Ninja Gaiden 2004 с ходу доказывает, что насколько суровыми не были бы оригиналы NES, новые игры гораздо сложнее благодаря сочетанию кривого 3D-геймплея начала 2000-х и врагов, которые бьют так сильно, что заставляют задуматься, зачем вообще здесь нужна шкала здоровья.
Но не безумная сложность возводит этот и последующие уровни в ранг чистого кошмара. Поражает, насколько рано и с какой силой игра начинает вас избивать, особенно когда приходит осознание, что дальше будет только хуже. Серия Ninja Gaiden мастерски познала психологическое насилие, поэтому бесспорно заслужила место в этом списке.
Гора Смерти – Zelda 2 The Adventure of Link
Пускай это и не самое первое подземелье, Гора Смерти возникает на пути Линка достаточно рано, чтобы её испытания показались вам непосильными и заставили трепетать от ужаса, ведь впереди ждёт целая игра в подобном духе. Гора Смерти из Zelda 2 – настоящий ночной кошмар ветеранов NES, известный также как один из самых неожиданных скачков сложности в истории игр.
Такой эффект возникает не только из-за кардинально изменившегося геймплея в Zelda 2, к которому игрок на тот момент всё ещё привыкает, но и потому, что именно здесь игра решает натравить на вас большую часть непростых врагов. Только представьте: орда сильных противников, тесные коридоры, где сложнее обычного уклониться от всех атак, и вдобавок низкий уровень навыка.
К счастью, это всё-таки RPG, поэтому, если продолжать биться головой об стену, то рано или поздно пробьёшь в ней путь. Тем не менее, такой резкий скачок сложности практически в самом начале игры глубоко травмировал целое поколение поклонников Zelda.
Эфирная шахта – Xenoblade Chronicles
До первой позиции списка Xenoblade Chronicles не дотягивает, но это, безусловно, один из самых интересных случаев. Суровость упомянутого уровня проистекает как из геймплея, так и из сюжета.
Технически это не первое подземелье в игре, однако предыдущее служило скорее туториалом. Эфирная шахта – первое настоящее подземелье из нескольких уровней, наполненных врагами и секретами. И наградой за все усилия послужит… матч-реванш с гигантским роботом (известным в этой игре как мехон), который ранее знатно отпинал вас всеми доступными способами.
И именно здесь мы переходим к сюжету, так как, несмотря на сложность, пугает подземелье своей ролью в истории. Итак, вы провели немало часов в этом данже, оттачивая свои навыки ради успеха в битве с мехоном и спасения младшего брата своей подруги Шарлы. Ваш противник, Ксорд, не желает проигрывать и возвращается снова и снова, прежде чем наконец-то пасть от вашей руки. Вы выходите из шахты, чувствуя себя великим героем, но тут…
Появляется главный антагонист со своей армией мехонов, ОДИН В ОДИН как тот, с которым вы устали сражаться и еле-еле победили. Словами не описать весь тот ужас и отчаяние, которые обрушиваются на игрока с последующей кат-сценой. Вы так старались лишь затем, чтобы услышать: «Поздравляем, вы убили ОДНОГО мехона. Осталось всего-то несколько миллиардов».
Xenoblade Chronicles – чертовски длинная игра, и сообщает она об этом чересчур жестоко.
Великое Плато – Breath of the Wild
Один из лучших обучающих уровней в истории игр является также одним из самых сложных для начала.
Если вы новичок, то Великое Плато жестоко расправится с вами. Если же вы ветеран Zelda, но впервые играете конкретно в эту игру, то готовьтесь умирать ещё чаще, потому что она совершенно не похожа ни на одну из предыдущих частей и не боится показать вам, кто здесь главный. Первый урок Breath of the Wild состоит в том, что нет ничего важнее колеса выносливости (да вращается оно вечно, смазанное кровью еретиков).
Второй урок Breath of the Wild, который невозможно не усвоить, заключается в том, что окружающий мир вас ненавидит. Линк, конечно, избранный и великий герой, но на этот раз он спал слишком долго, и этот отдых настолько не прошёл даром, что теперь даже некоторые бокоблины могут убить вас одним ударом. Вдобавок ко всему, готовьтесь считаться с климатом: поднимаясь в гору, помните о неминуемой встрече с холодом.
Великое Плато научит вас всему, что может встретиться в игре, и сделает это так, что вы НИКОГДА не забудете его уроков. Ну а потом вы откроете карту и обнаружите, что после всех стараний зачистили менее 1% этой поистине гигантской игры.
Туториал – Driver PS1
В случае с остальными тайтлами из нашего списка вы, по крайней мере, можете пройти эти сложнейшие уровни, пусть и заработав себе неслабый стресс на несколько последующих недель. А всё потому, что несмотря на сложность, они не требуют от вас совсем уж невозможного и не настраивают заранее на провал ещё до начала игры. Это целиком и полностью заслуга туториала из оригинальной Driver для PS1.
Для непосвящённых: это настоящая инструкция о том, как не надо делать туториалы. Вы запускаете игру, понятия не имея об управлении, и от вас сразу же требуют выполнить серию безумно сложных приёмов вождения, и всё это за ОДНУ минуту. Ну а в случае неудачи вам придётся повторять попытки снова и снова.
Некоторые приёмы довольно простые (к примеру, разворот на 180 градусов), другие же просто обозначены словом «слалом». Что это такое? Никто до сих пор не знает, но вы обязаны его выполнить, если хотите увидеть саму игру. Прибавьте к этому тот факт, что игра попросту никудышная, и получите тайтл, который большинство игроков забрасывают навсегда, даже не дойдя до первого уровня. У нас есть абсолютный победитель!