Не стоит завидовать разработчикам файтингов. Конечно, они зарабатывают на жизнь тем, что изобретают всё более кровавые и стильные способы расправы над виртуальными бойцами. Однако куда больше времени они тратят на попытки сбалансировать набор приёмов каждого отдельного персонажа, потому что даже излишне сильный герой способен испортить впечатление от всей игры.
А ещё вспомните о том, что разработчикам приходится часами корпеть над физикой груди женских персонажей, мода на которую, к счастью, уже почти сошла на нет. Представьте, как эти бедняги чувствовали себя всякий раз, когда их родственники просили рассказать их о своей работе. Создание сбалансированных героев – задача не из простых, ведь помимо броского дизайна и уникальных приёмов необходимо ещё сделать их честными, а также снабдить их парочкой недостатков, которыми могли бы пользоваться их оппоненты.
И это настолько деликатный процесс, что порой его умудряются провалить даже лучшие студии (иногда по несколько раз), которые случайно (а порой и намеренно) создают настолько отвратительных героев, что при одном их виде на арене хочется как можно скорее выйти из игры и больше никогда не вспоминать о ней.
Эдди Гордо – Tekken 3
Многие геймеры впервые увидели Эдди Гордо в Tekken 3, и мы уже тогда понимали, что с ним было что-то не так, поскольку с его помощью можно было побеждать в поединках даже с ветеранами файтингов.
Кто-то списывал это на свои внезапно возросшие навыки игры, а кто-то считал, что Эдди просто хороший персонаж. Однако если поразмышлять над этим, то довольно быстро выяснится, что Эдди Гордо бессовестным образом ломал весь геймплейный баланс, поскольку был способен расправляться с врагами хоть одной рукой. Дело в том, что разработчики наградили его особенно эффективными комбо, в ходе которых он проводил несколько мощных ударов, которые почти невозможно заблокировать, и завершал их стойкой на руках, размахивая ногами словно лопастями вертолёта.
Освоить эти комбо мог любой новичок, чтобы затем повторять их раз за разом, не давая оппонентам шанса прийти в себя. Конечно, опытные игроки периодически подгадывали момент и прерывали нечестное комбо апперкотом, но куда чаще они становились жертвами непредсказуемой серии ударов.
Тёмный Феникс – Marvel Vs. Capcom 3
Некоторым геймерам Феникс из Marvel vs Capcom 3 кажется вполне сбалансированным персонажем. У неё довольно мало оборонительных приёмов, а её полоска здоровья в большинстве схваток тает буквально на глазах, благодаря чему героиню можно одолеть всего за два-три грамотно выстроенных комбо. Однако это хитрая уловка разработчиков, потому что если вдруг вы дождётесь, пока ваша полоска спецприёмов заполнится до 5 уровня, и решите добить героиню с их помощью, она возродится в форме Тёмного Феникса.
Она останется всё такой же хрупкой, но это уже будет совершенно неважно, ведь она не даст оппонентам ни единого шанса нанести удар, зажимая их в угол своими опасными комбо и быстрыми энергетическими атаками. Героиня раздражает не так сильно, как следующие 10 бойцов из подборки, но, поверьте, тысячи геймеров по-прежнему с ужасом вспоминают кат-сцену с её превращением в Тёмного Феникса.
Галактус – Marvel Vs. Capcom 3
Галактус – это классический пример финального босса, которого наделили уймой нечестных приёмов и сделали излишне сложным. Здесь всё, как мы любим: он призывает на подмогу предыдущих боссов, которых необходимо заново одолеть перед тем, как перейти к основному блюду, он никак не реагирует на атаки с замедлениями (потому что вы только посмотрите на эту махину – разве можно её замедлись?), а ещё он способен обратить вас в пыль всего лишь с одного удара, просто потому что он может себе это позволить.
Но обиднее всего в этом списке то, что с точки зрения дизайна схватка со злодеем космических масштабом поставлена именно так, как и должна. И она могла бы войти в историю как одна из лучших, если бы не набор дешёвых приёмов.
В конце концов, Marvel Vs. Capcom 3 выглядит просто потрясающе, а первое появление Галактуса способно вызвать неподдельный восторг, однако уже спустя пару часов опостылевшей битвы один лишь вид фиолетового гиганта начнёт нагонять тоску.
Акума – Street Fighter II Turbo
Как определить несбалансированного персонажа в файтинге? Очень легко. Достаточно просто проверить списки героев, которыми нельзя играть на официальных турнирах. К примеру, организаторы всех турниров по Street Fighter II запрещают использовать Акуму – причём речь идёт даже не о его оригинальной версии, а о понёрфленном герое.
Акума дебютировал в Street Fighter II Turbo в качестве секретного босса, который должен был бросить суровый вызов навыкам игрока. А чтобы вы понимали, с кем вам предстоит сразиться, Акума выпрыгивал на арену и жёстко расправлялся с М. Байсоном – финальным боссом. На это у него уходило от силы пару секунд.
Акума выглядел как настоящее воплощение зла, способное стереть вас с лица земли одним своим взглядом, и приёмы у него были соответствующие. Больше всего головной боли доставляли файерболы, а за ними с небольшим отрывом следовали подсечки и удары, которые невозможно заблокировать. Всё это превращало обычный бой в Street Fighter из проверки навыков в проверку удачи.
Нуб Сайбот – серия Mortal Kombat
Один из тех персонажей, которых люто ненавидели не только в одной игре, но и рамках целой серии. Впервые он появился во второй Mortal Kombat, где был своего рода внутренней шуткой разработчиков: секретный ниндзя с крутыми приёмами, имя которого состояло из перевёрнутых фамилий двух создателей франшизы.
А ещё он был чертовски силён и представлял смертельную опасность для всех, кому не повезло оказаться с ним на одной арене. Его и создавали как героя, способного за пару простых движений уничтожить полоску здоровья оппонента, если тот допустит хотя бы малейшую ошибку.
Разработчики посчитали, что в этом нет ничего плохого, поэтому Нуб Сайбот следующие пару десятилетий брутально и совершенно нечестно разделывался со всеми, кто попадался ему на пути. Больше всего проблем он вызывал в MK 9, где его особые приёмы, выполняемые двумя кнопками, доводили противников до истерики. Вишенкой на торте было фаталити, в котором Нуб Сайбот разрывал врага пополам (разумеется, вертикально).
Он вернулся в MK 11, породив новую волну споров о том, заслуживает ли он своего места в этом файтинге. Нуб Сайбот по-прежнему обладал опасными комбо и спецприёмами, из-за которых поединки завершались уж слишком быстро. Более того, он был единственным героем, которым можно было пройти все башни испытаний с первой же попытки.
Йода – Soul Calibur IV
Магистр Йода – это, пожалуй, и худшее, и лучшее из всего, что нам показали в приквелах «Звёздных войн». С одной стороны, мудрого старца превратили в резвого попрыгунчика, что вызывало ряд вопросов, а с другой – мы, наконец, увидели легендарного джедая на пике его возможностей.
Возможно, именно поэтому крошечный мастер акробатики стал одним из первых кандидатов на появление в ивенте Soul Calibur IV, посвящённом «Звёздным войнам». Компанию ему составил, разумеется, Дарт Вейдер, без которого не обходится ни одно из таких мероприятий.
Как вы уже догадались, разница в росте между ним и другими бойцами вкупе с быстрыми ударами превратили Йоду в источник мигрени для рядовых геймеров. Обычные удары пролетали над его головой, не задевая героя, а пока вы пытались понять, как с ним сражаться, Йода уже успевал сделать пару десятков сальто со световым мечом и нашинковать вас в капусту.
Сет – Street Fighter IV
У Сета, как и у Тёмного Феникса, есть парочка слабостей, которые не позволяют ему взлететь до статуса самого сильного персонажа файтингов. Однако он и бил сильнее Феникса в её первой стадии, и вёл себя более непредсказуемо, поэтому даже имея десятки часов игры в Street Fighter за плечами, многим было сложно предугадать, какое комбо собирается провернуть Сет и можно ли его вообще заблокировать.
К счастью, перед нами история со счастливым финалом, поскольку Capcom всё же признала, что перегнула палку с Сетом, и незамедлительно понёрфила его. Но стереть из наших воспоминаний трагичные сцены, в которых похожий на Доктора Манхэттена монстр размазывал нас по арене, у студии уже не получится.
Робот NANCY-MI8473J – Tekken 6
NANCY из Tekken 6 выглядит как запоздалая первоапрельская шутка. Даже спустя годы трудно понять, о чём думали разработчики, решившие добавить в свой файтинг устрашающую металлическую громадину. Они хотели бросить вызов игрокам? Хотели посмеяться над тщетными попытками фанатов одолеть несокрушимого гиганта? Или кто-то из них в приступе горячки решил, что это справедливый босс, а на переработку персонажа времени уже не было?
Дело в том, что полоска здоровья NANCY (к счастью, опционального босса) раз в десять больше, чем у стандартных бойцов Tekken. И далеко не единственная проблема, ведь этого робота наделили таким количеством приёмов, что он стал почти неуязвимым.
Его лазерные атаки бьют практически по всему экрану, а сам он может в любой момент разбить стеклянный пол под вами. В рукаве NANCY скрывается масса неприятных козырей, и вам остаётся только благодарить всех богов Tekken, что для завершения игры побеждать эту машину для убийств совсем необязательно.
М. Байсон – Street Fighter II
Несмотря на то, что Акума голыми руками убивает М. Байсона, чтобы доказать собственное превосходство, для большинства игроков безумный диктатор так и остался самым раздражающим противником в Street Fighter II, так как он был фактическим финальным боссом, а битва с ним была обязательной для прохождения.
Его, как и многих финальных боссов той эпохи, стремились сделать как можно более сложным, чтобы остудить пыл игроков, мечтавших похвастаться перед друзьями тем, что им удалось добить Street Fighter II до конца.
И красный здоровяк во время боя давал геймерам ложную надежду на то, что у них есть все шансы победить. Первый раунд всегда был относительно простым, ведь он создавался исключительно для того, чтобы заставить ничего не подозревающих жертв подумать, что они находятся на пороге победы. А уже затем М. Байсон показывал своё истинное лицо и обрушивал на нас поток сильных ударов, включая специальный приём, эффект от которого охватывал весь экран и моментально лишал нас половины здоровья.
Это было до обидного бесчестно, и после каждого поражения создавалось такое впечатление, будто он лично подкараулил нас в переулке и украл все наши деньги. Учитывая, сколько монет мы тратили в аркадных автоматах на матчи-реванши с ним, это даже не преувеличение.
Дзимпати Мисима – Tekken 5
Старейший представитель клана Мисима по имени Дзимпати дебютировал в Tekken 5 в качестве финального босса и моментально вошёл в историю как самый неприятный противник за всё существование серии.
Он двигался по арене примерно так, как и подобает старику за 100 лет (невероятно медленно), но отсутствие скорости и подвижности он компенсировал внушительной силой. Ему и не нужно было порхать по локации, чтобы похоронить ваши надежды на победу: его комбо доставали вас издалека, а файерболы заставляли не стоять на одном месте. Расправлялся он с противниками обычно за пару ударов, причём обожал проводить одну и ту же атаку, если видел, что вам нечем ответить на неё.
Ещё одним характерным признаком того, что перед нами оказался совсем несбалансированный персонаж, было то, что Дзимпати стал первым неиграбельным боссом во всей серии. Разработчики не осмелились дать игрокам настолько поломанного героя, поскольку понимали, к каким катастрофическим последствиям это могло привести.
Альфа-152 – Dead Or Alive 4
Клон Касуми по имени Альфа-152 была главным испытанием на прочность в Dead or Alive 4. Босса наделили тем же базовым набором движений, на основе которой его создали, но добавили к нему несколько приёмов, благодаря которым Альфа-152 безраздельно доминировала на арене.
Она могла телепортироваться в любую точку, сопровождая своё неожиданное появление не менее внезапной атакой, вовремя реагировать на которую могли лишь единицы геймеров. Вы ведь помните популярный игровой автомат, в котором нужно было бить молотом кротов, появлявшихся из случайных нор? Представьте, что эти кроты могли бы ещё и раздавать апперкоты, и поймёте, как проходила обычная битва с Альфой-152.
Одного этого было достаточно, что включить героиню в нашу подборку, но ведь в её арсенале было спрятано ещё кое-что. Когда вам наконец-то удавалось ударить Альфу-152, она могла с вероятностью 90% блокировать ваш удар и моментально провести сокрушительную контратаку.
Неудивительно, что когда Альфа-152 превратилась в играбельного персонажа в Dead or Alive 5, она растеряла все свои нечестные способности. В противном случае выбирать кого-то кроме неё в файтинге было бы просто неразумно.
Шао Кан – Mortal Kombat
В случаях с некоторыми бойцами из подборки можно понять, почему их сделали настолько тяжёлыми. Аркадные файтинги создавались с целью выманить у игроков как можно больше монеток, и в ход шли любые трюки, не дававшие пройти игру чересчур быстро.
Однако Шао Кана из обновлённой Mortal Kombat нет никаких оправданий. Император внешнего мира вернулся в перезапуске 2011 года, и каждая битва с ним заставляла геймеров терять отнюдь не монеты, а нечто более ценное – рассудок.
Вы наверняка отложили этот файтинг на дальнюю полку после первого прохождения и больше не возвращались к нему, потому что вас тоже преследуют жуткие воспоминания о битве с финальным боссом, верно? Все эти жёсткие комбо, не дававшие вам передышки, превращавшие вашего бойца в кровавое месиво и разрушавшие последние надежды на победу – это настоящее топливо для ночных кошмаров. Это был один из тех поединков, исход которых был решён заранее, и совершенно неважно, держали вы в руках контроллер или нет, ведь вы никак не могли повлиять на то, что происходило на экране.
Через это прошли не только вы. Каждый поклонник MK часами прорывался через эту пытку, которая явно не стоила расшатанной нервной системы.