Среди ценителей компьютерных игр не найти человека, который не играл и не слышал о легендарном «Периоде Полураспада». Популярность, как и первой, так и второй части сохраняется уже довольно долго, с 1998 и 2004 года соответственно. Причины очевидны и уже огромное количество раз раскрывались во многих статьях и критике различных экспертов и игровых журналов. Однако, что можно сказать об этих играх в плане идеи и сюжета. Что пытались донести сценаристы сего творения до аудитории игроков?
Сюжет первой части демонстрирует нам не что иное, как беспомощность человека перед проблемами, создаваемыми им же. «Чёрная Меза» пыталась оправдать риск для удовлетворения собственного любопытства и достижения прогресса, который на тот момент было не возможно контролировать. Уоллес Брин – администратор исследовательского комплекса, дергая за ниточки ученых, полагающих, что вся их деятельность во имя науки и человечества, лишь помогал воплощать в жизнь план «Межгалактического Альянса». И по иронии, как обычно, огромную вину множества людей, которые слепо следовали указаниям шарлатана, повесили на новоиспеченного козла отпущения – Гордона Фримена.
Ведь в том, что случился резонансный каскад, бородатый герой не виноват. Администратор мало того, что заставил Илая Вэнса, друга нашего протагониста, заменить искусственный образец кристалла на настоящий, так еще и приказал в последний момент повысить напряжение в спектрометре в десять раз! А ученые, участвующие в эксперименте, вместо того, чтобы прекратить весь этот бред, просто слепо делали, что велят. Кляйнер и Вэнс, хоть и пытались что-то донести до остальных ученых в последний момент, когда уже ничего изменить было нельзя, все же, это все было бесполезным.
В итоге случился бабах, а именно, особый пространственный парадокс, который позволил Нихиланту – лидеру инопланетной расы Ворт, начать захватывать Землю своими зеленорукими воинами. А ведь он тоже козел отпущения… Ведь он не виноват в резонансном каскаде. Нихилант сначала сбежал вместе с вортигонтами от альянса в Зен, а потом снова пытался спастись от завоевателей, только уже на землю. Кристалл подкинул Брину G-man, тем самым, положив начало воплощения его плана.
Также сценаристы отлично отобразили в игре такое понятие как «безысходность героя». У Фримена нет выбора на протяжении всей сюжетной линии. Он движется только вперед и желание «спастись и выжить» постепенно переросло в «выжить, чтобы спасти». Даже в самом конце ему дали иллюзию выбора, задали риторический вопрос: хочет ли он умереть. Он мог только принять предложение G-man’а, ведь в противном случае его ждала лишь смерть да та же безысходность.
Вторая часть несколькими вещами отличается от первой в плане сюжетной идеи. Главный герой уже не один. Его сопровождают старые друзья, которые тоже спаслись после инцидента, и повстанцы, которые уважают его и любят как последнюю надежду человечества. Но чем больше ты имеешь, тем больше ты теряешь… Фримена продолжает сопровождать смерть везде, где только можно. Каждый новый спутник рано или поздно умирает у главного героя на глазах. Даже Аликс постоянно оставляет нас одних, вновь и вновь. А восстание никак не может склонить чашу весов в свою пользу.
Но в целом все осталось довольно похожим. Мы все время пытаемся выжить, чтобы спасти дорогих нам людей, дорогой нам мир. Мир, который уже никогда не будет прежним, но именно воспоминания о старом мире двигают Фримена вперёд.
Half-Life – это не просто стрельба в пришельцев и комбайнов. Это борьба человечества за свои права, за свободу. Фримен олицетворяет не что иное, как свободу землян. Свободу, которая всегда будет жить, потому что она в наших руках! В руках игроков!