Когда дело доходит до выбора колоды, многие игроки в Hearthstone предпочитают руководствоваться не собственными наблюдениями, а компетентными сторонними источниками. И одним из наиболее популярных проектов, посвященных состоянию текущей меты ладдера, стал Meta Snapshot от Tempostorm. В рамках проекта ряд экспертов и профессиональных игроков держит руку игрового сообщества на пульсе меты, рассказывая о самых сильных и актуальных колодах на текущий момент.
Но более полную и статистически верную картину предоставляют отчеты Data Reaper от портала Vicious Syndicate, которые основаны на результатах десятков тысяч матчей, собранных с помощью трекера Track-o-Bot. Содержащаяся в этих отчетах информация показывает общее состояние ладдера и процент винрейта той или иной колоды в различных матчапах, что поможет игроку подобрать наиболее оптимальный деклист в текущих условиях ладдера.
Но полезность статистических данных и стороннего экспертного мнения зависит от умения правильно их интерпретировать. Для понимания меты требуется не только знание всех популярных колод и способов противодействия им – для этого также понадобится понимание подспудных причин популярности этих колод. И первый вопрос, которым стоит задаваться при анализе ладдера, должен звучать так: «Эта колода неплохо показывает себя потому что она сильна сама по себе, или же потому что многие игроки экспериментируют и используют сырые деклисты?»
Держа это в уме, давайте рассмотрим две стратегии, которые позволят вам избежать неверных суждений во время выбора наиболее оптимальной колоды для игры на ладдере.
После недавнего нерфа полная стоимость Огненного Великана повысилась до 25 маны, что поставило крест на связанных с этой картой зрелищных переворотах стола и значительно ослабило архетип Хендлока.
Информационное преимущество
Слово «Хендлок» гарантированно вызовет приятное чувство ностальгии у многих ветеранов Hearthstone, а у всех остальных – давно позабытые кошмарные воспоминания. Во время популярности этого архетипа – на данный момент его полноправным преемником на ладдере является не пользующийся особой популярностью Ренолок – он являлся головной болью для многих агрессивных колод. Многих раздражала необходимость играть вокруг Огненных Великанов, не опуская соперника ниже 15 здоровья, чтобы потом суметь добить его за один ход. Но на самом деле трудности игры против Хендлока начинались гораздо раньше – ещё на стадии муллигана.
В то время невозможно было заранее предугадать, какого именно подвида Чернокнижник перед тобой – это становилось ясно только после первых ходов. И потому от решения оставить в стартовой руке Опытного Охотника порой зависел исход всего матча – эта карта являлась универсальным ответом на Великанов Хендлока, но при этом была довольно бесполезной против Зоолока, гораздо более агрессивного архетипа Чернокнижника. При этом и Зоолок, и Хендлок были сильны сами по себе и независимо друг от друга, и если бы одной из этих колод не существовало, то это не снизило бы эффективности второй. Но так как обе эти колоды часто встречались на ладдере – то тем самым они усиливали друг друга. Оппонент зачастую не мог предугадать, какие именно карты ему следовало оставлять в стартовой руке против Чернокнижника, и порой действовал наугад.
Так происходило по той причине, что два актуальных на тот момент архетипа Чернокнижника радикально отличались между собой по стилю игры, и требовали разного муллигана и тактики противодействия. И не располагая какой-либо информацией о конкретном составе колоды оппонента-Чернокнижника – разве что, сбрасывание из стартовой руки двух или трёх карт зачастую намекало на Хендлока – игроки лишались возможности сделать продуманный муллиган, который, как известно, является одним из ключевых элементов успешной игры на ладдере.
Мораль сей истории состоит в том, что если в пределах одного класса существует несколько сильных архетипов, которые требуют от оппонента совершенно разных муллиганов, то этой информацией можно воспользоваться для получения преимущества. И чем разительнее отличаются стили игры архетипов, тем больше это преимущество становится.
Чуть ли не впервые после нерфа Огненных Великов подобная стратегия вновь стала актуальной лишь после выхода «Пробуждения Древних Богов». Тогда на ладдер неожиданно ворвался супер-агрессивный Воин на пиратах. Эта колода успешно показывала себя не только из-за того, что в тот момент многие игроки экспериментировали с новыми картами, но и благодаря тому факту, что тогда Воин обладал репутацией исключительно контрольного класса. Следовательно, это побуждало оппонентов делать ошибочный муллиган и выбрасывать из стартовой руки всю раннюю игру и заклинания для убийства мелких существ, которые необходимы для противостояния агрессивным деклистам. Как результат, колода на пиратах, которая в любое другое время воспринималась бы как посмешище, в тот короткий период была вполне играбельной в топ-50 легенды и могла принести место на сезонных отборочных играх чемпионата мира.
Но стоит помнить, что эта стратегия работает только в подходящих условиях меты, и если какая-то колода хорошо себя показывает – то это не всегда значит, что она сильна сама по себе. Если бы ладдер вовремя подстроился против того же Воина на пиратах и научился правильно муллиганить против него – то колода не показывала бы и половины своих результатов. Например, такая судьба постигла Друида на зверях, приобретшего кратковременную популярность после выхода карты Зверовод из дополнения «Вечеринка в Каражане». Спустя какое-то время игроки поняли, чего стоит ожидать от матчапа, в связи с чем винрейт колоды значительно понизился.
С другой стороны, если та или иная колода встречается на ладдере довольно редко, то благодаря эффекту неожиданности её винрейт может повыситься. Запутавшийся и неготовый к нестандартному матчапу оппонент либо избирает неверную тактику ведения матча, либо делает неправильный муллиган, либо и то, и другое одновременно.
В целом, эффективность любой колоды отчасти зависит от способности игроков предугадывать её появление. Таким образом, чем выше количество различающихся между собой архетипов находится в пределах одного класса, тем выше винрейт всех этих архетипов, как, например, в своё время происходило с Хендлоком и Зоолоком.
Дно и потолок навыков
Чтобы выяснить уровень физической силы среди какой-либо группы людей (с обещанием денежного вознаграждения), можно, например, собрать их в одном помещении и попросить их поднять пятикилограммовую гирю. Но по результатам такого теста придётся платить всем его участникам, так как задание слишком простое. В таком случае можно сказать, что эти люди выполнили задание на «потолке» своих возможностей, так как они не могут выполнить его ещё лучше – ведь поднять пятикилограммовую гирю не составляет никакого труда. Но если увеличить вес груза до 350 килограмм, то результат окажется обратным предыдущему. Никто не сможет поднять такой вес, и, следовательно, не сможет выполнить задание ещё хуже. Таким образом, испытуемые выполнят задание на «дне» своих возможностей. Что ж, по крайней мере, им не придётся платить.
Тот же принцип применим и к пониманию винрейтов колод. К примеру, до введения стандартного режима игры, Паладин на секретах был доминирующей колодой на ладдере. Лист был настолько силен, что даже боты для фарма золота могли достичь легенды с её помощью. Но причины успешности колоды состояли не только в силе входящих в неё карт, но и в легкости её освоения. Паладин на секретах практически не требовал принятия каких-либо решений на протяжении матча, что, безусловно, шло на руку более слабым игрокам и позволяло достигать им лучших результатов, чем следовало бы ожидать от их уровня навыков.
И учитывая её простоту, то на тогдашней сцене не существовало игроков, которых можно было назвать «экспертами Паладина на секретах». Лишь немногим про-игрокам удавалось достигать с этой колодой более высокого винрейта, чем мог показать любой вооружившийся ею новичок – настолько мало решения игрока (если у него вообще появлялась возможность принять хоть какое-либо решение) влияли на исход матча. Следовательно, достичь потолка навыка владения этой колодой было очень легко и доступно для каждого.
С другой стороны, существуют такие колоды, как Миракл Разбойник и Фриз Маг. Оба этих листа требуют принятия множества важных решений и продумывания дальнейших действий на несколько ходов вперед. Без опыта владения подобной колодой и глубокого понимания матчапов, игрок неизбежно будет принимать неверные решения, что сведет его винрейт до нуля. Но хорошее понимание собственных действий, напротив, позволит повысить винрейт до невероятных значений.
Подтверждением этому служит тот факт, что согласно отчетам от Vicious Syndicate, общий винрейт Фриз Мага среди всех игроков составляет всего 45%, что является очень низким показателем. В противовес этому, в Meta Snapshot от Tempostorm, который основывается на результатах про-игроков, общий винрейт Фриз Мага превышает 50%. При этом соотношение побед в определенных благоприятных для колоды матчапах у про-игроков повышается на более чем 20%.
После повышения стоимости карты на 1 ману, Мидрендж Охотникам пришлось всерьез поразмыслить над необходимостью включения в колоду двух копий этого заклинания.
Это касается и построения самих колод. В некоторые листы – к примеру, в популярного нынче Мидрендж Шамана – очень трудно внести какие-либо изменения без ущерба для эффективности колоды. В итоге, все игроки на ладдере играют одной и той же версий колоды, а её редко встречающиеся вариации отличаются максимум на 2-3 карты. С другой стороны, некоторые устоявшиеся колоды включают в себя 5-6 карт, которые могут заменяться в зависимости от текущих нужд и ситуации на ладдере. Это предоставляет игроку лишнее поле для экспериментов и принятия решений. Обычно такие колоды более сложны в управлении и базируются на взаимодействии между картами, в отличие от более простых колод, эффективность которых заключается в индивидуальной силе каждой отдельно взятой входящей в них карты.
По этой причине на ладдере часто можно встретить неудачные вариации Миракл Разбойника, и практически невозможно увидеть плохие листы Мидрендж Шамана. Каждая замена карты может нанести существенный вред эффективности колоды – спросите об этом у Мидрендж Охотника после нерфа Зова природы. И в случае с Миракл Рогой, ошибиться при составлении колоды гораздо проще, чем в случае с тем же Шаманом.
Правильная интерпретация статистики – необходимое умение для каждого игрока, желающего добиться вершин в Hearthstone. Понимание причин высокого винрейта колоды позволит вам быстрее раскрыть её полный потенциал. И для этого важно не только обращать внимание на среднестатистические показатели, но и на контекст меты, в котором эти показатели достигаются. Разумеется, личные наблюдения могут казаться незначительными перед глобальной статистикой, но понимание влияния частностей на общую картину позволит вам улучшить свои результаты на ладдере. И помните: остерегайтесь пиратов!