Август 1998 стал важной точкой в развитии жанра стратегий в реальном времени. Нет, к сожалению, или к счастью, это не произошло из-за такого долгожданного для фанов ремейка, выход которого совпал с эпохальным для игровой индустрии событием, но в обоих случаях это история о студии Westwood.
В конце девяностых еще не все воспринимали компьютер как игровую платформу, считая игрушки только дополнительной фишкой машин, предназначенных в первую очередь для работы. Параллельно на свой пик вышли приставки от Sony и Nintendo, уже за вполне доступные деньги предлагали качественные и графически нагруженные игры, для которых понадобился компьютер на порядок дороже.
Но, за счет некоторых свойств, присущих на тот момент только ПК (в первую очередь это специфические инструменты управления, жесткий диск, мониторы и т.д.), некоторые жанры прочно осели на этой платформе. В первую очередь это конечно же касалось стратегий различных сортов, которые стали чуть ли не главным жанром на ПК. В такой конъюнктуре не трудно понять вес одного из главных разработчиков стратегий в реальном времени – студии Westwood.
На тот момент доля студии на рынке игр только для ПК оценивалась не менее 5%, под её руководством находились трехмиллионные тиражи культовых Command and Conquer и Red Alert, на подходе были римейк Dune и долгожданное продолжение C & C: Tiberian Sun. Но, даже несмотря на это все, сумма в 122 500 000 долларов казалась космической, но, именно столько понадобилось магнатам с Electronic Arts, чтобы выкупить студию у прежних владельцев с Virgin. Как эта покупка в дальнейшем отразилась на судьбе индустрии можно говорить и спорить часами, мы же от большого бизнеса вернемся к некогда великой игре.
Вторая половина девяностых не была добра к «Дюне», с выходом Warcraft и его продолжения большое количество фанатов жанра нашло новый и более интересный для себя формат, кому-то понравилась новая строительная концепция с рабочими-строителями в центре вместо строительного двора, а многим фэнтези было больше по душе чем фантастика. Также «Дюну» добила сама Westwood, которая с выходом Command and Conquer сделала еще одну революцию в жанре.
Сначала игру естественно сравнивали с «Дюной», от которой она, конечно же, унаследовала множество геймплейных элементов и саму концепцию, но со временем и с прибытием новых игроков, неудобная в управлении и графически устаревшая игра начала постепенно забываться, не считая самых преданных поклонников и тех, кто еще играл на Mega Drive.
Тем не менее сами создатели «Дюны» не забыли о классике и про ее фанатов и попытались оживить франчайз римейком, который удалось завершить еще до того, как Electronic Arts заглотнули студию, будто гигантский песчаный червь затянул под землю неосторожного Фремениля.
Хотя новый владелец не нашел общего языка с творческим составом своего приобретения, нельзя сказать наверняка причинило ли это вред именно серии «Дюна», или наоборот, дало ей новый толчок. С одной стороны, именно работники Westwood, что впоследствии покинули студию, создали Dune 2000, с другой же, они сделали ранее ставку именно на серию Command and Conquer, которая и отодвинула «Дюну» в небытие.
EA же, как издатель, отнесся к франчайзу, как к еще одной интеллектуальной собственности и возможности заработать, и уже через год игра была портирована на консоль от Sony, а затем в разработку пошла Dune Imperator. Безусловно, экономическая модель ЕА на тот момент уже сформировалась в знакомом нам виде – как можно быстрее выбросить на рынок недоделанный продукт, а потом посмотреть «схавают» ли его геймеры, а дальше по ситуации: «штамповать» сиквелы пока продажи, наконец, не провалятся и некогда известный франчайз отправится в музей.
Таким образом, можно одновременно найти и положительные, и отрицательные аспекты в покупке студии. Даже в своем заведомо поверхностном подходе гигантскому издателю было что привнести в игры Westwood, правда, и к поглощению студия делала качественные игры и удачно позиционировала их на рынке, даже с ресурсами скромного Virgin. Но вернемся на уровень ниже, к такой ожидаемой Dune 2000.
Кроме все больших сумм в растущей не на шутку индустрии, конец девяностых, как и все десятилетия, прошел в постоянном качественном и количественном росте электронных развлечений. Появлялись новые жанры, переосмысливались старые. Общественность была распущена революционными проектами, меняли конъюнктуру гейминга не отходя от кассы, или, по меньшей мере, оттачивали уже существующие модели.
А те, кто пытался заглянуть чуть дальше во времени, видели, что на подходе следующая волна игрового железа и геймплейных сдвигов. К сожалению, такие периоды развития берут максимум от способности человека быстро привыкать к хорошему, воспитав поколение геймеров, которые от каждого релиза ждали революционных изменений и прорывов в графике.
Несмотря на эти тенденции, Westwood, которые могли позволить себе делать игры в своей нише не оглядываясь на других, заведомо планировали Dune 2000 как повторение всего, что было в оригинальной Dune 2, но с относительно современной графикой и интерфейсными дополнениями серии Command and Conquer, которая оставалась в приоритете разработчиков. Конечно же, подправили и баланс игры, сделав юнитов менее универсальными и сузив их применения, но большинство исправлений приблизили новую «Дюну» до C & C. В каком-то отношении в этом можно увидеть, что Westwood и к ЕА чувствовали себя достаточно большими, чтобы эксплуатировать уже проверенные временем и рынком приемы.
Прежде чем критиковать их за это, вспомним, для кого делался ремейк?
В первую очередь для фанатов, которые хотели ту самую «Дюну», но с фишками C & C. Консервативность в разработке наложила свой отпечаток и на графике стратегии. Понимая, что большинство людей еще использовали компьютеры уровня первого «пентиума», римейк ориентировали на два вида систем: плохие, и совсем плохие. В опциях игры, этот выбор вежливо предлагали как 16-битную или 8-битную графику.
Но в конце концов, трудно представить фаната игры 1992 года выпуска, который пошел бы в магазин за новым компьютером ради стратегической игры, ведь рынок ПК развлечений оставался дорогим, при том, что его пользователи были последней категорией геймеров, готовых расстаться с деньгами не только за апгрейд, но и за саму игру. Поэтому Dune 2000 вышла графически устаревшей еще до своего релиза. Это ей, тем не менее, простили, а вот отсутствие революций и заимствования из C & C вызвали бурное недовольство разбалованной публики и критиков, особенно той части, что не очень то и ждала римейк и потенциального конкурента главной стратегической серии.