Нарратив Metal Gear представляет собой полотно эпических масштабов, события которого охватывают целых 50 лет внутри вымышленной вселенной (70, если считать предысторию MGS3). И даже самые преданные фанаты Хидео Кодзимы легко могут запутаться в настолько объёмном лоре, упустив важные для понимания сюжета мелочи. Вопреки популярному мнению о том, что нарратив во всех частях являет собой бессвязный бред, все игры логично развивают идеи из своих предшественников, опираясь на уже знакомых героев и события.
Один из фирменных приёмов Кодзимы – абсолютно внезапные сюжетные повороты. И он отлично понимает, как нужно играть на ожиданиях. Его повороты не сводятся к внезапности ради внезапности. Кодзима аккуратно расставляет предпосылки на протяжении всей истории, а затем с помощью сюжетных поворотов грамотно расширяет лор вселенной. Не зря ведь считается, что ему удалось произвести революцию в подходе к повествованию в видеоиграх.
Самое время в очередной раз вспомнить о заслугах геймдизайнера и пройтись по десятке самых неожиданных сюжетных поворотов за всю историю долгоиграющей франшизы. Расположены они в порядке от просто неплохих до гениальных.
Личность Панишед Снейка
К сожалению, потенциал Metal Gear Solid 5 толком не раскрылся из-за конфликта между Хидео Кодзимой и студией Konami. Игра всё равно получилась выдающейся, однако в сюжете можно чётко увидеть тот момент, когда разработчикам велели закругляться и поскорее выпускать проект в продажу. Вся история в пятой части плавно подводит нас к финалу, в котором выясняется, что главным героем всё это время был не Биг Босс, а раненый медик, которого превратили в двойника легендарного персонажа.
Этот поворот оказался лишь на десятом месте списка только потому, что на него уж слишком очевидно намекали. Любой геймер, который умеет складывать два и два, догадается об этом ещё во время вступительного ролика. Сюжет, конечно, от этого хуже не становится, но предсказуемая концовка смазывает общие впечатления от игры.
Патриоты погибли более 100 лет назад
История Metal Gear Solid 2 крутится вокруг некоего диска, на котором содержится информация об именах и местоположениях 12 Патриотов – членов секретной организации, контролирующей мировую политику из-за кулис. За диском охотятся и герои, и злодеи, но в итоге попадает он в руки Снейка и Отакона.
В самом конце истории Отакон сообщает товарищу, что все 12 членов организации, судя по информации на диске, погибли более 100 лет назад. На этом игра заканчивалась, а ждать продолжения сюжета нам пришлось почти 7 лет. К сожалению, в следующих частях этот сюжетный поворот обесценили, поэтому в контексте общей истории он уже не имеет никакого смысла.
Предательство Паз в Peace Walker
Имя Паз буквально переводится как «мир», и оно идеально подходит героине-пацифистке. Однако в концовке Peace Walker раскрывается её тёмный секрет. Мы узнаём, что Паз работала под прикрытием на «Шифр» – секретную организацию под управлением Майора Зеро, которая стала фундаментом для «Патриотов». После этого откровения Паз попыталась запустить ядерный удар по США, но Биг Боссу удалось её остановить.
Мастер Миллер – это Ликвид Снейк из Metal Gear Solid
Учитывая, что с каждой игрой значимость Миллера в лоре вселенной росла всё сильнее, очень печально осознавать, что персонажа ждала гибель в Metal Gear Solid. На протяжении всей игры Солид Снейк был уверен, что МакДоннелл Миллер помогал ему во время инцидента на Шэдоу Мозес.
И лишь ближе к финалу Миллер распускает волосы и снимает солнцезащитные очки, давая понять, что перед нами Ликвид Снейк. Это настолько шокирующий поворот, что даже не хочется спрашивать, как Снейку удалось увидеть это преображение по аудио-связи.
Предательство Евы в конце Snake Eater
В хороших шпионских историях всегда найдётся место роковой женщине. Вот и в MGS3: Snake Eater Снейк встречает Еву, бывшего агента КГБ. Они быстро становятся любовниками, однако вскоре Ева предаёт главного героя, и выясняется, что она на самом деле работает на китайское правительство. И это довольно грустно, ведь во время операции «Пожиратель змей» дни, проведённые с Евой, были самыми счастливыми воспоминаниями Снейка.
Оцелот оказывается агентом ЦРУ в Snake Eater
Любимчик фанатов Оцелот – один из немногих героев, появлявшихся во всех номерных частях Metal Gear Solid. На момент событий Snake Eater он ещё довольно молод, но уже успел построить солидную карьеру, работая под началом русского полковника Волгина. По крайней мере, в этом нас пытаются убедить.
В сцене после титров выясняется, что Оцелот на самом деле американский агент. И если держать в уме этот факт, события третьей части начинают играть совсем другими красками.
Хьюи оказывается психопатом в The Phantom Pain
Хьюи – отец Отакона и по совместительству гениальный учёный. А поскольку в MGS мы частенько видим безобидных гениев, чьи разработки против их воли используются для массового уничтожения, мы уверены, что Хьюи – один из таких героев. Но в итоге становится понятно, что перед нами настоящий злодей. Хьюи запирает свою жену (доктора Стрейнджлав) в ИИ-капсуле, где она медленно умирает из-за недостатка кислорода, и проводит ужасные эксперименты над юным Отаконом.
Биг Босс в Metal Gear Solid 4
Guns of the Patriots стала кульминацией двадцатилетней истории. Все сюжетные линии из прошлого и будущего изящно сошлись в одной точке. Но даже после титров у игры остался в рукаве финальный козырь – мы узнаём, что Биг Босс остался в живых. Отец Снейка обсуждает со своим сыном события, произошедшие за последние пятьдесят лет, после чего мы уже окончательно прощаемся с персонажем.
Райден в роли протагониста
Основная тема Metal Gear Solid 2 – это манипулирование цифровой информацией с целью обмануть широкую общественность. И чтобы доказать, насколько это просто, Хидео Кодзима заставил всех поверить в то, что главным героем игры будет Снейк.
Однако после пролога в сюжете появляется Райден, который и становится протагонистом второй части. Не всем поклонникам франшизы понравился такой ход, однако игра всё равно стала одной из лучших в серии.
Полковник Кэмпбелл оказывается ИИ
После того как Райден теряет сознание и оказывается на борту Arsenal Gear, сюжет MGS2 приобретает сюрреалистичный оборот. Полковник сходит с ума и начинает нести совершенно бессвязную чушь.
Но благодаря Отакону Райден позднее узнаёт, что полковник Кэмпбелл всё это время был искусственным интеллектом. Это отличный сюжетный поворот, тесно связанный с основными темами игры, касающиеся контроля, идентичности и опасности новых интернет-технологий.