Учитывая, что на данный момент создано около 9 миллиардов игр и каждой из них нужно наименование, вполне понятно, что время от времени некоторые их части будут повторяться. Но, похоже, что в наши дни всё становится куда печальнее. Вместо единичных неудач с названиями, как это часто бывает в случае с фильмами и сериалами, у игр накопилось немало надоевших слов, фраз и клише, то и дело мозолящих нам глаза на обложках. Иногда создаётся впечатление, что новые тайтлы называет какой-то бездушный генератор.
Что ещё хуже, извечная привязанность разработчиков к этим надоевшим словечкам довольно часто порождает полную бессмыслицу. Насколько далеко всё зашло? Пролистайте следующий список, где я рассматриваю наихудших из виновников, указанных в названии.
Unleashed
Встречается в: Sonic Unleashed, The Force Unleashed, Need for Speed Shift 2: Unleashed, Godzilla Unleashed.
Бессмыслица? Зачастую. Видите ли, суть слова «unleashed» («освобождённый», «необузданный») заключается в том, что оно обещает по максимуму раскрыть потенциал чего-либо, далеко выйти за прежние рамки. The Force Unleashed более-менее справляется с задачей, хотя сама игра в основном не впечатляет за пределами демонстрации заявленной Силы. Что насчёт Sonic Unleashed? Мимо. Sonic – это молниеносный и в то же время крутой пробег по локациям на скорости, которую практически нереально контролировать. Выход за эти рамки ввёл бы игроков в состояние комы. Тем не менее, Sonic Unleashed наоборот замедляет процесс секциями с Соником-оборотнем, приводя нас к противоположности стиля франшизы. Это какое-то «анти-освобождение». «Обуздание», если хотите. Ну а Need for Speed Shift 2: Unleashed («Без границ»)? Если машины там не летают, то это просто Need for Speed Shift 2: Ещё больше гонок. И нет, я проверил: они не летают.
Ultimate
Встречается в: Checkers Ultimate, Survivor Ultimate, Dead or Alive 5 Ultimate, Monster Hunter 3 Ultimate, Ultimate Ride, Ultimate Quake, Ultimate Yahtzee, Ultimate Marvel vs. Capcom 3, Ultimate Mortal Kombat 3, Ultimate Soccer, Ultimate Fighter, Ultimate Pinball, Ultimate Doom.
Бессмыслица? О да. Потому что «ultimate» означает «завершающий», венчающий какую-либо последовательность. Противореча этому, Activision выпустили Ultimate Quake непосредственно перед Quake 4. Да и Doom 3 тоже существует.
Origins
Встречается в: Rayman Origins, Batman: Arkham Origins, Dragon Age: Origins, F.E.A.R. 2: Project Origin, Assassin’s Creed Origins.
Бессмыслица? Не совсем, поскольку «origins» относительно недавно стало красивым способом сказать «вот вам приквел, потому что мы решили перезапустить серию или исчерпали все идеи». F.E.A.R. 2 этот ход сходит с рук, так как игра ссылается на текущую, заранее установленную точку сюжета, но вот в Arkham Origins забыли даже упомянуть Аркхем, не говоря уже об оправдании выбранного названия, разве что за пять минут до конца игры. Что насчёт Dragon Age? Origins стала первой игрой в серии. Первой! Невозможно представить историю и саму вселенную приквелом. Так или иначе, здесь у вас получается первая часть.
Chronicles
Встречается в: Resident Evil: The Umbrella Chronicles, Resident Evil: The Darkside Chronicles, Valkyria Chronicles, Xenoblade Chronicles, Sonic Chronicles; The Dark Brotherhood, Tomb Raider Chronicles, Castlevania Chronicles, Final Fantasy: Crystal Chronicles, Darkstalkers Chronicle, Assassin’s Creed: Altair’s Chronicles.
Бессмыслица? В большинстве случаев. В то время как во многих играх прибегают к «хроникам» для обозначения спин-оффов (или для того, чтобы сделать слишком короткое название длиннее), само слово относится не только к истории, но и к объёмному хронологическому описанию событий. Несмотря на явное злоупотребление, иногда оно всё же оправданно. К примеру, Umbrella Chronicles заполняет пробелы в лоре серии. Tomb Raider Chronicles – это история жизни Лары в различные периоды времени. Но Sonic Chronicles? Тайтл мог бы быть интересным в ретроспективном плане, если бы серия продолжалась, но в качестве единственной игры он едва ли представляет собой даже одну хронику, не говоря уже о нескольких.
Super
Встречается в: практически каждой игре от Nintendo.
Бессмыслица? Полнейшая. Когда «super» по традиции использовали, чтобы выделять SNES-версии на фоне других форматов, компания добилась двух вещей. Во-первых, она подчёркивала, насколько «не супер» оказывался порт SNES, поскольку он, по сути, ничем не отличался от версии для Mega Drive / Genesis, разве что малость улучшенной графикой и звуком. Во-вторых, излишний брендинг определённой консоли на множестве сторонних игр заставлял всех думать, что Nintendo обезумела от своей власти. Только представьте, если бы всё продолжалось в том же духе. Вообразите, если бы игры до сих пор называли Street Fighter IV360 или Ninja GaidenStation. Или New Super Mario Bros U. Стоит только подождать…
Imagine
Встречается в: Imagine: Babyz, Imagine: Detective, Imagine: Teacher, Imagine: Gymnast, Imagine: Animal Doctor, Imagine: Master Chef, Imagine: Figure Skater, Imagine: Champion Rider, Imagine: Cheerleader, Imagine: Fashion Designer, Imagine: Wedding Designer.
Бессмыслица? Да. И довольно подлая. Это зонтичный бренд от Ubisoft – печально известная серия игр для DS, нацеленных на женскую аудиторию. Хотя на первый взгляд может показаться, что это всего лишь рядовое слово, порождённое задницей маркетолога за пять минут до обеда, просто вдумайтесь, насколько снисходительно оно здесь звучит. Вау, представь, что у тебя есть ребёнок! Вот к чему следует стремиться, девчонки. Представь, что ты – гимнастка. Дико нереальная мечта, но, по крайней мере, ты сможешь реализовать её на DS. Представь, что ты – организатор свадеб. Слишком сложно для таких, как ты, но только представь! И взгляните на выбор профессий, представленных серией. Где, чёрт возьми, «Представь себя генетиком»? Или писателем? Политиком? Не-а, слишком далеко всё это от оборок и цветочков. Да, и Ubisoft: не «звериный доктор», а «ветеринар», раз уж на то пошло.
2097
Встречается в: X-Kaliber 2097, WipEout 2097, One Must Fall 2097.
Бессмыслица? Не совсем, но это странно. Стоит признать, что 2097 встречается в названиях игр не так уж часто, но столь явное совпадение прибавляет таким тайтлам загадочности. Что такого особенного в 2097 году? Если верить им, то тогда произойдёт всё самое крутое. В разгаре будут антигравитационные боевые гонки, в моде – меха-турниры, а где-то в Нью-Йорке герой с мечом наперевес смешает карты, как преступникам, так и пришельцам. Неужели на конец столетия запланировано некое подобие космического единения? Являются ли WipEout, X-Kaliber и One Must Fall частями тайной, неофициальной трилогии? Или же 2097 год просто звучит круто и выглядит довольно футуристично из-за семёрки в конце?
Zero
Встречается в: Resident Evil Zero, EVE Zero, Quake Zero, Mega Man Zero, World War Zero, Dark Void Zero, Cho Aniki Zero, Perfect Dark Zero, Bomberman Act Zero, Metroid: Zero Mission, Street Fighter Zero, Record of Agarest War Zero, Zork Zero.
Бессмыслица? Совершенная. Очередной синоним для приквела, только гораздо ленивее, чем «origins», и бессмысленнее тоже. Проистекая из более чем нелепой приверженности присваивать сиквелам номера, «нулевой синдром» обращается к основам математики, чтобы найти число, которое возвращает серию назад в хронологическом плане. Однако дело в том, что ноль подразумевает не более раннее событие, а отсутствие событий вообще. Делай они всё правильно, разработчики давно выдавали бы нам игры с приставкой «минус один».
Age of…
Встречается в: Age of Sail, Age of Fable, Age of Japan, Age of Booty, Age of Wulin, Age of Zombies, Age of Empires, Age of Industry, Age of Adventure, Age of Mythology, Ages of Myst.
Бессмыслица? Не совсем, скорее недоутверждение. В большинстве случаев «Age of…» («Эпоха…») можно расшифровать как «Эта игра о…». Если честно, смотрится довольно уныло. Гораздо лучше позаимствовать театральный подход и просто поставить в конце действительно значимого слова в названии восклицательный знак. Во что вы охотнее сыграли бы, в Age of Booty или в Booty!? Ответ очевиден.
…Ville
Встречается в: PetVille, VampireVille, FishVille, FarmVille, CityVille, Thrillville, ZombieVille, Smileyville, Pirateville, Mysteryville.
Бессмыслица? Изначально причудливая частица «ville» использовалась для того, чтобы выделить основную тему той или иной игры. Однако, как это часто бывает, став общеупотребительным, этот приём привёл к массе нелепостей. Взгляните на приведённые выше примеры. Представьте себе настоящий город с любой из этих тематик. Вряд ли вы захотели бы переехать в «Вампирвилль» или «Зомбивилль», даже если бы цены на жильё упали ниже плинтуса. А «Пиратвилль» явно представляет собой общество, которое не способно к существованию. Город, населённый исключительно пиратами… Да кого бы они грабили? Других пиратов? Ограниченный запас добычи циркулировал бы до бесконечности путём извечного грабежа своих же соседей? Жалкое зрелище!
Mania
Встречается в: Maze Mania, E.R. Mania, Match Mania, Bug Mania, ATV Mania, Pac-Mania, IQ Mania, Egg Mania, Mole Mania, Cake Mania, Aqua Mania, Race Mania, Loco Mania, Bomb Mania, Drop Mania, Pipe Mania, Video Mania, Total Mania, Ghost Mania, Nanny Mania, Sheep Mania, Mickey Mania, Track Mania, Arcade Mania, Flight Mania, Repton Mania, Soccer Mania, Mushroom Mania, Clown-O-Mania, Parking Mania
Бессмыслица? О боги, да! Самый вопиющий пример подчёркивания того, что представляет собой игра. Опять же, как и в случае с «ville», если взглянуть на такие тайтлы объективно, то мы получим совершенно нелепые и откровенно тревожащие названия. Какая ещё одержимость яйцами? Или овцами? Или парковками? А Clown-O-Mania звучит откровенно ужасно, особенно если принять во внимание психологическую интерпретацию мании. Ну или тот факт, что Мания – это ещё и древнеримская богиня смерти. Да уж, «Клоун Мании». Клоун-служитель самой Смерти. Приятных снов, ребят!
…of War
Встречается в: God of War, Gears of War, Men of War, Man of War, Dogs of War, Hogs of War, Prisoners of War, Contra: Legacy of War, Darksiders: Wrath of War, Quest for Glory III: Wages of War, Warhammer 40K: Rites of War, Command & Conquer: Theatre of War, Return to Castle Wolfenstein: Tides of War.
Бессмыслица? Не совсем, но довольно удручающе осознавать, что война стала синонимом чего-то увлекательного и театрального, а не кошмарного и трагичного. Хотите, чтобы ваш персонаж / сюжет / слабо очерченный сценарий моментально стал круче? Просто добавьте в конце «…OF WAR». Можно играть за бога? Недостаточно круто! Сделайте его богом войны! Действие игры на самом деле разворачивается во времена Второй мировой войны? Недостаточно войны! Прибавьте подзаголовок и сделайте World War II OF WAR. Чёрт, да даже если у вашей игры уже дерзкое название, как у Warhammer, добавьте БОЛЬШЕ ВОЙНЫ следом, чтобы уж наверняка. А то ведь никто так и не догадается…
Revenge
Встречается в: Final Fight: Revenge, Snakes Revenge, Bonks Revenge, WCW/NWO Revenge, Burnout Revenge, Doomdarks Revenge, Shantae: Riskys Revenge, X2: Wolverines Revenge, Star Wars: Racer Revenge, Cybernoid II: The Revenge, Mega Man: Dr. Wileys Revenge, Double Dragon II: The Revenge, Banjo-Kazooie: Gruntys Revenge, Spider-Man and the X-Men: Arcades Revenge, Castlevania II: Belmonts Revenge, Monkey Island 2: LeChucks Revenge, Boulder Dash II: Rockfords Revenge, Night Warriors: Darkstalkers Revenge, Samurai Shodown IV: Amakusas Revenge, Terminator Revenge, Amadeus Revenge
Бессмыслица? Сама задумка – нет, но эта «месть» использовалась так часто, что давным-давно превратилась в выдохшуюся шутку при обсуждении сиквелов любой направленности. Фактически, это ещё один способ сказать: «Мы всё-таки сделали продолжение, сохранив того же злодея и настройки, но это нормально, потому что… сюжет!» Хотя в случае с Burnout нонсенс достиг апогея: кто там вообще мстит? Машины? Их оскорбило то, как вы играли в первый раз, и теперь они вернулись, чтобы надрать вам задницу и заставить сыграть снова? Смысл? Не слышали.
Extreme
Встречается в: каждой второй игре, выпущенной за последние 20 лет.
Бессмыслица? Почти во всех случаях.
Такова подборка слов, которые мне надоело видеть в названиях игр, но что насчёт вас? Способна ли какая-то определённая фраза на обложке, которую вы видели уже тысячу раз, довести вас до кипения? Расскажите в комментариях.