Когда всё против вас, вы в тупике, хочется, чтобы кто-то в этот момент был с вами. Товарищ, который поможет сравнять счет, донести ношу или даже дожить до следующего дня. Для каждого Маркуса есть Дом, для каждого Рэтчета Кланк. За последние десятилетия мы видели множество прекрасных примеров товарищеских отношений в играх. В конце концов, вам нужен кто-то, кто поможет в затруднительном положении.
К сожалению, не все имеют эту особую связь. Игрокам нужен кто-то, кто прикроет в перестрелке, а не будет стоять впереди и играть в игру «поймай все пули лицом». Когда игроки совершают точно рассчитанный прыжок, они не хотят, чтобы лис-энтузиаст выдергивал их из воздуха.
Последнее, что нужно герою, сражающемуся с кошмарными чудовищами — компаньон, пытающийся унюхать какой лосьон после бритья носит главный герой. Или кто-то, кто тратит все медикаменты на крошечные бо-бо.
Будь то неправильный ИИ или просто неудачно воплощённые благие намерения, товарищи иногда могут мешать, а не приносить пользу. К сожалению, их нельзя оставить на произвол судьбы, поэтому игрокам приходится терпеть.
Bravely Default — Эйри
Феи или другие персонажи-помощники, похожие на пикси, являются неотъемлемой частью восточных RPG. Я мог бы перечислить примеры, но, скорее всего, вам на ум уже пришло несколько вариантов. Например, надоедливые компаньоны с писклявым голосом, которые со временем становятся всё невыносимее, как Нави из Ocarina of Time.
Однако Эйри из Bravely Default на 3DS не просто ненадёжный компаньон. Она также ненадёжный рассказчик. Короче говоря, фея направляет игроков к световым кристаллам, по-видимому, спасающим мир.
Тем не менее, это создаёт своего рода сценарий параллельного мира/временной петли, что совсем не приближает вас к спасению мира. В параллельных мирах, со временем, персонажи начнут намекать, что эта услужливая маленькая помощница может быть не той, кем кажется…
Всё становится очевидным, когда наши герои разрывают цикл (и разбивают кристалл), останавливая планы хозяина Эйри, Уробороса. Когда это случается, она оказывается далеко не милой и невинной феей. Её истинная природа раскрывается в шокирующей форме. Даже начальный экран намекает на этот обман на тот случай, если игроки не поняли.
Dead Rising — Любой выживший
Фрэнк Вэст освещал немало войн, но ничто не смогло подготовить его к этому. И я не про зомби апокалипсис, как ни странно, с ним он справился довольно хорошо. Нет, я имею в виду непростую задачу — убедиться, что те, кого он спас, действительно добрались до точки спасения.
Было бы справедливо думать, что нуждающиеся в спасении, останутся рядом со своим спасителем и будут выполнять его команды. Хорошо, вероятность возникновения беспорядка и паники тоже большая. В Dead Rising, когда Фрэнк кричит: «Следуйте за мной!», некоторые действительно идут за ним, но всё не так просто. Игроки могут подумать: «Хорошо, давайте вооружим их. Дадим им шанс сразиться, пока они идут за Фрэнком».
Но на деле всё ещё хуже, потому что выжившие превращаются в потенциальных Конанов-варваров. С инстинктом самосохранения лемминга. Как дети в манеже без присмотра. Отвлёкся, и выживший умер. Потеряете хватку, увидите надпись «Софи умерла». Крысолову было хорошо. Крысы не взбунтовались и не отказались следовать за ним в безопасное место.
Sonic 3/Sonic & Knuckles — Тейлз
Что касается длительных товарищеских отношений, Тейлз показал свою ценность именно за кадром. Лис-умелец с двумя хвостами помогал Сонику и его друзьям самолётами и изобретательностью. Но в драках он становится настоящим д*рьмом. Игры Sonic the Hedgehog требуют точности. Конечно, не до ломания контроллеров, как в Super Meat Boy, но в некоторых хитрых местах требуется внимательность.
Итак, представьте себе смятение на лицах игроков, парящих в воздухе в идеально выбранное время, когда неожиданно Тейлз выдёргивает их из воздуха в тщетной попытке помочь. Он запарывает траекторию прыжка, и, если игрок снова нажмёт на кнопку прыжка, тут же встретится с непрошенной смертью.
А ещё иногда ИИ лиса нажимает выключатель не в то время, и в результате получается блин из ежа, Тейлз уходит без вас. Когда играет друг, всё не так уж и плохо, ведь можно скоординироваться. Но, когда за всё отвечает ИИ (как и в другом примере позже), логика идёт коту под хвост. Занимайся самолётами и ремонтом, Тейлз.
Fallout 4 — Псина
Собаки обычно считаются лучшими друзьями человека. Непоколебимая преданность, постоянные и верные товарищи, их нельзя винить. Тем не менее, можно винить их цифровые аналоги, заставляющие игроков умирать бесчисленное количество раз. Бездомное животное, которого игрок усыновляет в начале Fallout 4, является ярким примером. Сознательное послушание ставится выше такой важной вещи, как долголетие.
На самом деле, пса нельзя винить. Он ведь не знает разницы между верностью и суицидальными наклонностями? По крайней мере, это единственная причина, которая может оправдать тот факт, что он бросится в ближайшие мины, если вы случайно направите его в их сторону.
Или будет бродить по линии огня/взрыва в доблестной попытке защитить вас. Хорошо, что в этой игре нет счётчика морали, иначе игроки казались бы настоящими уродами. Не конец света, если Псину зацепит ошибочная пуля или случайный радиус взрыва. Просто для игроков это постоянная головная боль, ждать, пока закончится битва, чтобы забрать придурка.
Бессмертный? Возможно.
Раздражающий? Определённо.
Enslaved: Odyssey To The West — Трип
В этой свободной адаптации китайской басни отношения между Трипитакой и Манки с самого начала натянуты. Неудивительно, ведь на одного из них надели взрывное устройство с дистанционным управлением и поработили.
Но когда пара начинает сближаться, Трип доверяет Манки рутинную работу и поиск безопасного прохода. Это нормально, за исключением тех случаев, когда она решает не следовать за Манки, а он заходит слишком далеко и взрывается.
Это нарушает ход геймплея. Игроки хотят продвигаться вперёд, а непостоянная Трипитака решает, что она не будет подниматься на этот выступ и действует на мозг Манки.
Когда игра позволяет, игроки начинают исследовать мир, но всё тут же прерывается тем, что Трип бросается на врагов, её похищают и она оказывается за пределами досягаемости. Конечно, бывают случаи, когда игра требует этого, но во всех остальных случаях это настоящая боль, ведь компаньон буквально останавливает прогресс.
Почему Манки не уносит её в кусты, когда ему нужно сражаться, мне непонятно.
Silent Hill 2 — Мария
Когда дело доходит до жанра survival horror, главного героя обычно ждёт ужасная судьба, не говоря уже о других персонажах. Если они могут справиться самостоятельно, то чем их больше, тем лучше, но, как показывает этот список, обычно это не так.
Джеймс Сандерленд и так хорошо проводит время в Silent Hill со всей этой чепухой вроде «письма от мёртвой жены и неумолимого демона с геометрической головой». Что ему не нужно, так это выжившая с желанием умереть большим, чем комплекс вины Джеймса (вы это поймёте, если прошли игру).
Миссии по сопровождению и так обуза, но эта побила все рекорды. Если Мария получит большой урон от Джеймса или событий, произошедших в городе, это повлияет на концовку. Что было бы не так уж и плохо, если бы у Марии не было отвратительной привычки вставать прямо на пути Джеймса, размахивающего руками в драке.
В игре с такой тяжёлой боевой системой необходимо проявлять изобретательность, чтобы не упускать Марию из виду.
Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas 2 — Юнг
В мире высококвалифицированных спецоперативников, отправляющихся в опасные места с нестабильной ситуацией, вы ожидаете, что ваша команда будет работать как хорошо отлаженный механизм. Но для того, чтобы нарушить поток слаженной работы, нужен всего один винтик, и зовут его Юнг Парк.
Когда ваша команда отлично справляется в играх R6: Vegas, это здорово. Уровень точности и тактики, требуемый для прохождения миссий комната за комнатой, является одним из самых высоких (для того времени). Но сохранение жизни главного героя — не единственная забота игрока, он также должен позаботиться и о своей команде. Другой ваш товарищ, Уокер, самодостаточен и обладает достаточным уровнем здравого смысла, чтобы не подставляться под выстрелы. Но не Юнг, о нет.
Отведите от него взгляд или позвольте ему [по вашему мнению] уничтожить врага, стреляющего в него, тут же услышите: «Юнг мёртв!». И происходить это будет чаще, чем хотелось бы. На добрую дюжину раз больше, чем необходимо. Всё становится ещё хуже, когда игрокам приходится раз за разом рисковать собой ради того, чтобы помочь этому слабоумному.
Серьёзно, Юнг может погибнуть даже в комнате с одним складным стулом, если вы оставите его там.
Resident Evil 5 — Шева
Эшли Грэм из Resident Evil 4 получила немало критики из-за раздражающего голоса и похищений, но (в основном) было терпимо. Однако она не тратила все ваши драгоценные боеприпасы и аптечки при первой же возможности.
Нет, эта честь принадлежит Шеве Аломар, агенту BSAA, партнёру Криса Редфилда и всесторонним неудобствам, вызванным её ИИ. Хотя при управлении другим человеком в кооперативе, здорово иметь руку помощи. Именно когда играешь в одиночку начинаются проблемы.
Соответствующее нормирование огневой мощи было бы справедливым. И это правда, но Шева ничего не делает нормально. Она тратит на обычного врага патроны магнума, а не излишки патронов для пистолета, которые у неё есть.
Ещё хуже, когда она тратит не боеприпасы, а мощные аптечки. Например, если Крис заработает крошечную шишку или ему прилетит топор в голову, всё исправит горстка зелёной травы. Однако, если у Шевы в руках окажется медицинский спрей, полностью восстанавливающий здоровье, она без малейших колебаний воспользуется им.
Вам буквально приходится убегать и быстро лечиться, пока ваш ИИ-компаньон не догнал вас. Это напрягает, ведь в игре есть более серьёзные угрозы.
Goldeneye — Наталья
В первом для Пирса Броснана фильме бондианы, Наталья Семёнова высвободилась от образа «девушки Бонда»… ну, немного. К концу она всё же стала возлюбленной главного героя, но в большей части фильма она оставалась ловким помощником Бонда.
Неубиваемая Наталья становится неотъемлемой частью плана шпиона по противодействию Тревельяну и боевому спутниковому устройству Золотой глаз.
Однако в игре на Nintendo 64 эта логика не сохранилась. Вместо того, чтобы признать, что она не обученный агент, напарница делает всё возможное, чтобы поймать каждую пулю. Словно она зашла слишком далеко со своим патриотизмом, и начала ловить по пуле за каждого из своих соотечественников, назло этому английскому бультерьеру, переубивавшему всех.
Ну, по крайней мере, такое ощущение создаётся, когда вы пытаетесь зачистить комнату полную врагов, намеревающихся убить вас обоих. В миссиях сопровождения необходимо тщательно целиться, так как у Натальи есть раздражающая привычка выбегать на линию огня, из дружеских побуждений или не очень.
Нередко ближе к концу миссии можно увидеть слова «Наталья мертва», что очень расстраивает.
The Witcher 3: The Wild Hunt — Плотва
Когда игроки только начинают играть в The Witcher, им может показаться странным, что у Геральта нет связи со своими лошадьми. Называя каждую Плотвой, наш герой, кажется, не проявляет особой привязанности к своим кобылам, в отличие, скажем, от Вандера из Shadow of the Colossus.
Но потом, когда вы выходите из таверны и видите свою лошадь на соседней крыше, начинаете понимать, почему. Конечно, неразумно ожидать, что лошадь будет рядом на каждом этапе пути, но, когда вы вызываете её, а она в соседнем округе, ждать невыносимо.
Или, что ещё лучше, когда игрок вызывает своего верного коня и находит его застрявшим на ветке. Или столбе забора. Или чём-то, что может даже не быть реальным, но достаточным, чтобы помешать прийти к вам. Со временем CD Projekt Red исправили некоторые недостатки ИИ Плотвы. Но не все. Даже новые игроки разочаровываются в том, что кажется простой концепцией.
Мир Темерии и прилегающих земель прекрасен, но когда ваша лошадь решает стать скалолазом в момент, когда вы нуждаетесь в ней, это несколько разрушает иллюзию.