Я должен был украсть ключи у нескольких торговцев в городе Лейавин, но всё пошло не по плану. Я случайно надел маску Серого Лиса, элемент снаряжения, который тут же превращает меня в разыскиваемого преступника в глазах каждого встречного стражника.
Даже когда я разбираюсь со своей экипировкой и захожу в Южные книги, хозяин лавки – Бугак гро-Бол – не лежит в своей постели, а следует за мной и раз за разом пытается выставить меня наружу. Потому что я слишком похож на подозрительного типа, который взламывает магазины, чтобы что-то украсть.
Это именно те незадачливые приключение, которые я помню из Oblivion. Только на этот раз мой персонаж-каджит не выполняет поручения Гильдии воров провинции Сиродил. Я уже поднялся на вершину карьерной лестницы этой организации и стал Серым Лисом. Сейчас я внизу пищевой цепочки, работаю на новую гильдию на территории созданной моддерами провинции Эльсвейр.
Знакомьтесь: каджиты
Когда разработчики оставляют пустые места в своем мире, обязательно найдутся моддеры, которые их заполнят. В играх серии Elder Scrolls история каджитов показана ярко и разнообразно, но почти вся она происходит на страницах древних томов и в разговорах с подобными кошкам торговцами. И хотя родина каджитов промелькнула в The Elder Scrolls: Arena, больше она не появлялась до выхода дополнения The Elder Scrolls Online в 2019-м. Тем временем моддеры обработали все доступные сведения о расе каджитов и создали локацию сами.
Один из самых ранних фанатских взглядов на родной край каджитов – модификация Elsweyr the Deserts of Anequina, выпущенная в июне 2009-го. За ней стоит пользователь Nexus Mods «Iliana» и дюжины других моддеров. Я не играл в Oblivion, когда он только вышел в 2006-м, но даже 13 лет спустя меня переполняет восторг при звуках оркестра и 3D-панораме Имперского города во вступительном ролике. Точно так же я могу оценить размах простирающейся вдаль пустыни Anequina и огромное разнообразие квестов и NPC. Хотя погружаюсь в этот мир через десять лет после его создания.
Как и многие моды, Anequina начинается с книги. Она появляется в инвентаре, и на ее страницах описание всех городов и квестов, которые ждут меня в новой локации. Правда, сперва нужно отключить границы игрового мира Oblivion, чтобы игра пустила меня за пределы провинции Сиродил. Теперь можно отправляться на юг, туда, где мост к западу от Бравила приведет меня в Эльсвейр.
Первый город встречается сразу за южной границей. Это – Риверхолд. На вид он не так уж отличается от Сиродила – те же зелень, кусты и водопады, так сильны напоминающие другие локации мира Oblivion. Но внутри я сталкиваюсь лицом к лицу с разномастными представителями расы каджитов. Большинство из них были в играх Elder Scrolls только в виде текстовых описаний, и воплотить их в жизнь помогли фантазия и старания моддеров Anequina.
Риверхолд наполнен каджитами, которых узнают фанаты мира Bethesda. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с их аналогами из The Elder Scrolls Online. Каджиты масти Катай, одной из доступных игроку рас в большинстве игр серии, держатся с представителями масти Ом, которые напоминают лесных эльфов Босмеров. Только шерсти у них чуть больше. Похожие на домашних котов Альфики и здоровенные Сенчи, кажется, сделаны на базе одной и той же смахивающей на пуму модели. Только в одном случае модель уменьшили, а в другом – растянули.
То ли из соображений дизайна, то ли из-за технических ограничений, но ни с Альфиками, ни с Сенчами заговорить невозможно. Зато другие каждиты гораздо общительней, хотя озвучка ограничивается репликами вроде «Приветствую!» и другими короткими фразами, которые были записаны для кошачьей расы в Oblivion. Более развернутые квестовые диалоги проходят исключительно в виде текста. По канонам вселенной Elder Scrolls, ученые Альфики предпочитают не разговаривать при чужаках, так что многие считают их немыми. Вероятно, мой вор каджит тоже входит в категорию чужаков.
Песчаные виды
За Риверхолдом трава и кустарник уступают место бесплодной пустыне, главной достопримечательности северного региона Эльсвейр – Анеквина. Того самого, который дал название всему моду. Зеленые холмы быстро сменяются песчаными дюнами, вокруг которых змеятся узкие тропинки. К чести Anequina нужно отметить, что всё это выглядит естественным продолжением топологии мира Oblivion. Правда, из-за некоторых неприятных особенностей физического движка можно запросто сломать ногу, сорвавшись с дюны в попытке сбежать от добавленных модом чудовищ.
Вскоре выясняется, что пустыня опасна. Я знакомлюсь с местной фауной в классическом стиле Oblivion – бегу от нее со всех ног и только иногда оборачиваюсь, чтобы пустить стрелу в колено преследователю. Пустыня наполнена гигантскими тарантулами, враждебно настроенными Альфиками, величественными и обманчиво невозмутимыми слонами, орками-разбойниками и другими существами, которые не прочь лишить меня жизни. Это навевает воспоминания. О двух очень упорных волках, преследовавшими меня от Брума до самого Скинграда. Даже несколько далекий селений полудиких каджитов ступают на тропу войны, стоит мне приблизиться к их воротам.
В перерывах между забегами от пауков-переростков я отмечаю, что у каждого города Anequina свой характер и своя архитектура. В Дюне продаются верблюды, а гигантские золотые башни словно сошли с открытки, где старинная мечеть возвышается над открытым рынком и нижней частью города. Риверхолд расположился на вершинах деревьев, и его деревянные домики тянутся вдоль водопада, пока не приводят к скромной лоджии, которую здесь именуют дворцом. Коринф – маленький городок с лабиринтом расходящихся от центрального рынка улочек. Эдакий образчик одноэтажной архитектуры с перекинутыми между крышами дощатыми мостиками. Неудивительно, что его облюбовала местная Гильдия воров.
По сравнению с Эльсвейром из The Elder Scrolls Online, Anequina предлагает нечто иное. Да, ММО от Bethesda может похвастаться огромным миром и прекрасными, детально проработанными городами. Но их архитектура действует угнетающе. Изогнутые крыши, которые в The Elder Scrolls Online ассоциируются с каджитами, встречаются в каждом городе северного Эльсвейра. В Anequina больше контраста. Больше источников вдохновения благодаря разношерстной команде моддеров, приложившей руку к местным городам и постройкам.
У каджита есть квесты
Конечно, здесь можно не только исследовать игровой мир. В Anequina две дюжины новых квестов и несколько гильдий, к которым можно присоединиться. Как и в Oblivion, не все квесты поражают своими масштабами. Например, мое первое поручение в Риверхолде дал мужчина, который искал потерявшегося ребенка. Чтобы раскрыть тайну, нужно опросить местных жителей и расположить их к себе при помощи странноватой механики убеждения из Oblivion.
За городскими стенами я встречаю каджита-разбойника, который не так предан своему делу, как кажется. На мой отказ отдать 400 золотых монет, он просто вздыхает и бросает свою затею. В глубине пустыни я нахожу тело каджита возле золотой лампы. Сказки были для меня плохими наставниками. Поэтому я поднимаю лампу, и рядом появляется джин расы дремора, который предлагает исполнить мое желание. Оказывается, я не прочь заключить сделку с демоном. Из всех возможных желаний я выбираю любовь и получаю в друзья случайного NPC. А джин, который освободился от связывающего его договора, переходит в атаку.
Покончив с этой проблемой, я достаю свой путеводитель по Anequina. Ту самую книгу, с которой всё началось. Кажется, в ней было что-то про Гильдию воров. Как Серый Лис провинции Сиродил, я считаю просто необходимым заглянуть в местный филиал и поинтересоваться, не найдется ли для меня сомнительных поручений. Так я и оказываюсь в Лейавине с заданием доставать ключи из карманов торговцев. За время моих скитаний по Эльсвейре я совершенно забыл, как быть порядочным вором. Со временем мне всё же удается выкрасть все три ключа и вернуть их моему новому куратору Джинсираге в Коринфе.
Это только начало моих приключений в этой версии Эльсвейра. Флегматичные разбойники и пустынные джины Anequina отлично передают атмосферу мира Oblivion. И если бы мне не пришлось ставить Anequina отдельно, я бы даже не догадался, что это не часть оригинальной игры.