Виртуальная реальность постоянно появлялась в фантастических произведениях и часто представлялось логическим развитием видеоигр. За последние несколько лет современные технологии начали приближаться к тому, что запечатлели в своих творениях киноделы 80-х и 90-х – тактильные нагрудники, управление движением, беговые дорожки, с помощью которых можно создать иллюзию полного нахождения внутри игры.
Но, как я считаю, это нельзя назвать окончательной эволюцией видеоигр. Это скорее отдельная ветвь эволюции, которая не превзойдет традиционные игры, но будет сосуществовать наравне с ними.
Несомненно, многие спорят насчет «погружения» – старой занозы в задницах разработчиков видеоигр. Чтобы разрешить этот спор, нужно определиться с тем, что есть погружение. У меня есть мнение на этот счет. Погружение – это способность игры концентрировать внимание и фокус игрока на мире и событиях внутри игры.
Я не считаю, что реализм обязательно способствует этому, и система управления, основанная на движениях телом, не гарантирует погружение. Даже наоборот, в своем нынешнем состоянии несбалансированные элементы управления виртуальной реальностью могут стать постоянным напоминанием о том, что вы находитесь в игре.
Тем не менее, VR-шлемы могут хорошо сочетаться с традиционными играми. Я ни в коем случае не списываю эту технологию со счетов. Нельзя забывать об их влиянии на восприятие окружения с помощью человеческого зрения. Они могут создать ощущение бесконечного простора, на что обычные игры, в том виде, как мы их знаем, неспособны.
И клаустрофобия в виртуальной реальности тоже будет усиливаться. Я думаю, что в какой-то момент эти шлемы могут стать стандартным средством отображения игрового пространства. В конце концов, это всего лишь один из способов визуального восприятия информации.
Что точно никогда не заменит ненапряжное лежание на диване с геймпадом в руке, к которому мы привыкли, так это игры в стиле «голодека». Вибрация в контроллере – отличная форма обратной связи, которая через тактильные ощущения дает вам представление о ваших действиях, но жилет, в котором вы ощущаете на себе все удары?
Делает ли он эту игру веселой? Возможно. Расслабленной? Разумеется, нет. Для многих геймеров это слишком и не относится к сути видеоигр. А что насчет способности полностью контролировать окружение с помощью своего тела? Она крутая и в какой-то момент может даже стать интуитивно понятной. Но, опять же, суть не в этом. Игры – это не то, что требует ощущения физического присутствия. Здесь важно духовное присутствие.
В будущем, когда весь наш мир обратится в киберпанк или что-нибудь в этом роде, я точно знаю только одно: многие из нас уже будут старыми. Когда мы состаримся, знаете, что подойдет нам лучше всего? Старый добрый надежный геймпад, который позволит нам насладиться нашим любимым занятием.
Мы до сих пор любим ретро-игры, несмотря на то, что они кардинально отличаются от современных игр. Возможно, это потому, что звук, картинка и геймплей превыше всего. Игровой контроллер дает всем людям равные возможности на игровом поле. Это равенство, этот баланс не сможет перекочевать в виртуальную реальность ни в одной точке в обозримом будущем.
Я говорю все это, как большой фанат виртуальной реальности. Я написал много статей об этом. Некоторые из них были посвящены ожиданию этой самой технологии. Теперь, когда все случилось, какие-то статьи восхваляют ее, а другие – критикуют.
В будущем видеоигр есть место этой интересной инновации, но это не то же самое место, где будет находиться PlayStation 7 или 8. Традиционный гейминг и виртуальная реальность просто едут бок о бок по одному шоссе, направляясь к неизбежной развилке.