Я играю за девочку с особыми способностями – Наталью, когда оранжевое свечение вдруг становится красным, и это сулит проблемы. Значит, один из врагов, которых она распознаёт на расстоянии, заметил меня, даже несмотря на ходьбу на корточках, что по закону видеоигр должно означать полнейшую невозможность обнаружения. Наталья может швыряться во врагов кирпичами, но они закончились, поэтому я переключаюсь на другого персонажа – Барри Бёртона.
Ходячий генератор мемов, появившийся ещё в первых играх серии, взводит свой верный Магнум, но не видит того же, что Наталья. Это невидимый стеклохват – летающая тварь с дряблой кожей, которая появляется из ниоткуда и способна убить вас одной атакой и затем усыпать тело личинками. Я целюсь, пытаясь вспомнить, где именно он находился. Наталья указывает пальцем, и я открываю огонь: «Левее!», «Выше!».
Позднее, играя за двух других персонажей, героиню Resident Evil 2 Клэр Редфилд и дочь Барри Мойру, я слышу гудение ещё одного приближающегося стеклохвата. Вот только на этот раз у меня нет девочки с острым чутьём, чтобы указать на него пальцем, поэтому всё, что я могу, – палить по сторонам без разбора, тратя ценнейшие патроны, редкие, как во всех хороших играх Resident Evil.
Resident Evil: Revelations 2 явно была обделена вниманием, когда вышла в 2015 году. Это сиквел к спин-оффу, сделанному для Nintendo 3DS, хотя и нельзя сказать, что он продолжает ту же историю, да и в целом по стандартам Resident Evil его сюжет довольно обособлен. Также игра выходила в формате эпизодов, что вызывало типичные в таких случаях недовольства по поводу несправедливой цены. И это прискорбно, так как Revelations 2 – одна из лучших игр серии Resident Evil.
Если с Resident Evil 4 игры серии превратились в экшен, то в случае с Revelations они вернулись к хоррору с элементами выживания. Боеприпасов всегда мало, поэтому вы вынуждены прибегать к рисковым стратегиям, чтобы беречь их. В Revelations 2 это осуществляется через смену персонажей. Способность Натальи, позволяющая ей видеть монстров сквозь стены, облегчает задачу Барри, чтобы подкрасться к врагам и по-тихому убить их ножом. Мойра же ослепляет зомби фонариком, благодаря чему Клэр может сбить их с ног, а после Мойра своей монтировкой проломит им голову как яичную скорлупу. Против одиночных врагов эти приёмы крайне эффективны, однако против целых групп легко потерять преимущество, растеряться и бездумно растратить патроны.
Четыре основных персонажа вполне приемлемы для атмосферы второсортного ужастика, которую навевает Revelations 2. Чем больше героев в фильме ужасов, тем меньше вероятность того, что они выживут. Каждый из четырёх имеющихся представляет собой определённый стереотип жанра: чересчур заботливый отец, закалённый прошлым борец, паникующий подросток и жутковатая девочка, одетая как одна из сестричек в «Сиянии».
Второсортность в лучшем смысле слова – халтурная, но отлично написанная, особенно для Resident Evil. Здесь плохо переведённые остроты Барри подаются как нелепые отцовские шутки, ярко контрастирующие с репликами его дочери, приправленными изобретательной руганью. Когда Мойра с чувством выразилась о сложившейся ситуации, то сразу стала моим любимым персонажем.
Говоря о ситуации… Вас ждёт заключение на острове-тюрьме неподалёку от берегов России по воле женщины, называющей себя надсмотрщицей, которая проводит престранные эксперименты над своими пленниками. Всё это немного напоминает «Код: Веронику» и «Куб». Надсмотрщица, словно разработчик с садистскими наклонностями, превращает местных жителей в зомби, создает мутантов и привозит на остров аутсайдеров. Последние получают браслеты, отслеживающие их уровень страха во всей этой мясорубке из головоломок и тщательно спланированных сражений.
И хотя Revelations 2 обращается к запутанной предыстории серии с появлением Вескер (и шуткой над диалогами оригинала), игра остаётся практически самостоятельной. Экспозиция не вдаётся в пространные объяснения о том, какой штамм Т-Вируса вырвался на свободу на сей раз или какой филиал зловещей корпорации «Амбрелла» за всё в ответе. Каждый из четырёх эпизодов поделен на две части, в которых вам предстоит играть за пары персонажей.
Эпизоды начинаются с традиционного «Ранее в…» и заканчиваются странноватыми сюжетными поворотами. В целом, игра завершается как нужно, с кульминацией в виде чрезмерно пафосной битвы с боссом, которая объединяет все когда-либо созданные клише серии, начиная спасением на вертолёте в последние мгновения и заканчивая взрывоопасными красными бочками.
Однако насладиться этой экшен-кульминацией вы сможете только на пути к хорошей концовке. Я собираюсь проспойлерить, как работают концовки, поэтому можете пропустить следующий абзац, если хотите. Хотя мне кажется, что вы наоборот насладитесь игрой сильнее, заранее зная её систему. В Revelations 2 две концовки, и плохая не просто уныла, но и внезапна в том плане, что почти наказывает игрока за выбор «неправильного» пути.
В конце третьего эпизода вы выбираете, кто убьёт Нила (товарища по выживанию, который по традиции жанра предаёт вас) – Клэр или Мойра. Клэр влюблена в Нила, поэтому её обида глубже, так что, позволяя ей прикончить его, вы хотите завершить всё правильно, но приходите к плохой концовке. Вместо этого Мойра должна преодолеть свои чувства, как Реджинальд Велджонсон в «Крепком орешке», и застрелить Нила, потому что… оружие не так уж и плохо?
Исключая эту оплошность, Revelations 2 – это всё, что вы ожидаете от хоррора-выживания. Обычный хоррор играет на страхе, но элемент выживания добавляет напряжения. В большинстве своём ваши враги – зомби в колючей проволоке и неуклюжие, причудливо искривлённые мутанты, но беспокоиться следует не о них. Что по-настоящему пугает, так это ситуации, в которых Клэр защищает Мойру, взламывающую очередную дверь монтировкой, а вы понимаете, что не осталось ни коктейлей Молотова, ни патронов для дробовика. Более поздние игры Resident Evil превратили своих персонажей в безудержные машины, крошащие булыжники на своём пути, но Revelations 2 повернули всё вспять. С фокусированием на элементе выживания кажется, что именно эта игра указала путь для Resident Evil 7.
Даже при том, что боевая система не представляет собой ничего особенного, она хороша: врагов можно оглушить, поразить в слабые точки или разнести прямо во время скачков. Точное прицеливание стало доступно благодаря тому, что в кои-то веки управление с мыши и клавиатуры работает так же удобно, как с контроллера, что нетипично для игр серии. Плюс ко всему появилась отдельная кнопка для уклонения взамен неадекватного ситуативного уклонения в прежней Revelations.
Также, подобно Resident Evil 4 с его режимом Наёмников, здесь есть режим «Рейд» – возможность наслаждаться боевой составляющей после прохождения сюжета. Данный режим представлен как созданная Красной Королевой симуляция, которая превращает Revelations 2 в череду стремительных сражений, которую можно вести в одиночку или в кооперативе, как и в случае с сюжетной кампанией. Вас ждёт множество бонусов и апгрейдов, которые почему-то выглядят как виниловые пластинки и которые между миссиями нужно вставлять в музыкальный автомат.
Однако не это самое странное в игре. Звание последнего по праву принадлежит системе жестов, включающей в себя целый ряд действий, команд и танцевальных приёмов. Вы наконец-то сможете увидеть, как Барри Бёртон исполняет танец робота! Ещё одна внезапная особенность Resident Evil: Revelations 2.