Metal Gear Survive далеко не одна из самых странных игр, выпущенных в этом или любом другом году. Она позиционирует себя, как дополнительная или побочная часть к Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – одной из лучших когда-либо сделанных игр – и вы бы не поверили ее положению, если бы я не сказал вам. К счастью для вас – я вам все равно скажу!
Metal Gear Survive – это то, что происходит, когда пролог Metal Gear Solid V – нападение на операционную базу наемной армии в открытом море – прерывается открывшимся порталом в ад, который засасывает вас и кучу других солдат внутрь. Это адское измерение называется Dite, и, по большей части, в игре вы, будучи безымянным солдатом, пытаетесь выжить в Dite – в бесплодной пустоши, населенной ползающими зомби. Вот… В общем-то и все.
Несмотря на нелепость всего этого, передаваемого вам с абсолютно ничего не выражающим лицом, явное усилие Metal Gear Survive по собственной деформации, чтобы вписаться в сюжет гораздо лучшей игры – не самая странная вещь. То, что она вообще существует даже более дико. Metal Gear Solid V якобы собиралась стать последней игрой в серии.
Это было основанием для предположения, когда создатель Metal Gear, Хидэо Кодзима – один из немногих игровых дизайнеров, чье имя знакомо людям, которые играли в их игры (частично из-за того, что оно везде появляется) – поссорился со своим разработчиком Konami. Кодзима был уволен до того, как игра была доделана, его имя было стерто с обложки, и Metal Gear не получила по-настоящему должного финала.
С уходом Кодзимы казалось, что и Metal Gear тоже ушла. Было бы несправедливо считать, что один человек единолично поспособствовал созданию игры – художник Ёдзи Синкава, дизайнер Сюё Мурата, и огромное количество других людей сделали эти игры всеми узнаваемыми на сегодняшний день – но в общественном сознании Кодзима ассоциировался с Metal Gear. И не было ничего похожего на Metal Gear.
В среде, которая временами может казаться лишенной идей, у Metal Gear было все, что было необходимо, но разработчики не знали, как воспользоваться этим. Использовалось активное внедрение нелепости в игру с типичным плоским юмором (персонажи, гадящие в свои штаны – было вечно повторяющейся шуткой), шутки, которые были обращены прямо к игроку, чтобы постебаться над ним, и тенденция к получению удовольствия от флирта – как предлог предания философской критике сущности войны и бытия.
Если основная идея для видеоигр в жанре супербоевика является насилие, то разработчики Metal Gear приложили усилия, чтобы сделать его необязательным, исследуя те ситуации, когда насилие навязывается игрокам, которые не нуждаются в оружии. В 1998 году была поставлена угроза мемов – вирусная идеология, как средство разжигания разногласий. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty 2001 года рассматривала информацию про насилие, о том, как его увеличение и снижение дает немного преимущества одним и лишает других – сила ложных новостей.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater была про патриотизм, о том, что он извращен, и используется для превращения добропорядочных людей в жестокие орудия. Задумкой для Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots была экономика, прибыльность войны вынуждает нас находится вечно в состоянии войны, финансируя вооруженный конфликт по доверенности. И Metal Gear Solid V: The Phantom Pain явно была о культурной войне, о том, как этно-националистические настроения, в некоторых случаях, являются новой ядерной бомбой замедленного действия, угрожающей поглотить всех нас.
Сущность Metal Gear Survive определяется в зависимости от того, где вы находитесь, с ее значительной нехваткой идей, как мрачно смешных, так и явно оскорбительных. Возможно это что-то среднее. Скорее всего это просто практичность.
Будучи индустрией, видеоигры имели ряд осознанных споров по поводу того, являются ли они искусством или нет. Это странные дебаты; несколько творческих стараний являются явно более коммерческими, чем видеоигры и это видно: отдельным студиям, не говоря уже о дизайнерах, редко предоставляется возможность связывать их имена с играми, и не важно насколько популярными. Знаете сколько студий работало над Star Wars Battlefront II? Три: каждая из них над отдельным компонентом игры (мультиплеер, одиночный режим и все, что касается космических кораблей).
Знаете сколько студий работали над играми Call of Duty? Тоже три – Treyarch, Infinity Ward и Sledgehammer Games имеют трехлетний чередующийся график, поэтому издатель Activision может наблюдать распродажи игр Call of Duty каждый ноябрь. А, если ваша студия становится известной – как, например, BioWare – есть шансы, что ваш бренд будет прикреплен вашим издателем ко многим магазинам, и это даст вам совсем немного репутации, что почти бессмысленно. Игровая индустрия не построена так, чтобы оценивать черты характера и выразительность. Она направлена на замену частей и поддержание работы своего механизма.
Это чудо, что Metal Gear просуществовал столь долгое время, и все произошло именно так, и то, что человек, создавший игру, получил хоть какое-то количество славы. Хидео Кодзима не часто говорит по-английски на публике, и не особо много разговаривает на темы, выходящие за рамки его интересов. Судя по его твиттеру, к ним относится еда и иногда Ла Ла Ленд.
Он почти не разговаривает на темы игр, его личной жизни, и многого другого, за исключением обсуждения его первой загадочной крупной игры, Death Stranding, о которой никто ничего не знает, кроме того факта, что в ней будут образы Нормана Ридуса, Мадса Миккельсена и Гильермо дель Торро, и наличие множества изображений, вращающихся вокруг экологической катастрофы и мужской беременности. Другими словами, Хидео Кодзима справляется.
Однако Metal Gear умер – с приходом игры, иронично (или подходяще) названной «Выживание», полной хромающих, воссозданных остатков того, чем она когда-то являлась. Это китч, корпоративная спасательная экспедиция, игра, торгующая идеями для занятости в обслуживании. Трудно вообразить более циничную игру, которая выйдет в 2018 году. Survive буквально заставляет вас входить в бой – зомби, сделанные из частей Metal Gear Solid V.
Игра держит вас в рабстве, давая вам бесчисленные поводы для беспокойства на каждом следующем метре: во-первых голод, во-вторых жажда, каждое из которых влияет на ваше здоровье и выносливость. Если вы потребляете сырую пищу или пьете загрязненную воду, вы рискуете заболеть – также вам придется следить за временем. Выживание определяется ограниченностью: в ресурсах, идеях, повествования.
Если честно, мне это даже нравится. Metal Gear Survive это куча запутанных систем, отдельных целей, связанных с определенными наградами. Я могу добиться успеха в Metal Gear Survive. Я могу научиться этому и побеждать. Это игра, которая работает так, как и должно быть. Конечно, так и приходит конец Metal Gear, которая никогда не была видеоигрой.