Когда Джеймс Сандерленд прибывает в Сайлент-Хилл, он обнаруживает странных существ, бродящих по пустынным и туманным улицам. На первый взгляд – это просто враги, ожидающие, что их расстреляют или забьют до смерти. Но в шедевре ужасов от Team Silent не все так просто. По мере путешествия по городу и знакомства с Сандерлендом, вы начинаете понимать, что на самом деле эти монстры значат гораздо больше.
Все они очень необычные. До этого проекта режиссер Масахиро Ито не делал ничего похожего. «Я хотел придать им человеческий облик» – говорит Ито в документальном фильме 2001 года. «Когда вы впервые видите вдалеке силуэт, скрытый туманом, можно подумать, что это человек. Но затем я изменяю эту картину, заставляя их совершать странные движения и искривлять тела под невероятным углом».
При проектировании монстров большинство художников смотрят фильмы ужасов для вдохновения, но Ито заряжался гротескными и эмоциональными картинами Фрэнсиса Бэкона. Он хотел удостовериться, что каждое существо не только выглядит страшно, но и пугает вас на подсознательном уровне. Упоминая его самое известное творение – монстра, известного, как «Пирамидоголовый», он говорил: «Треугольник имеет прямые углы и острые края. Эта острота подразумевает боль».
Такой философский подход к дизайну делает существа в Silent Hill 2 совершенно особенными. Но стоит копнуть поглубже. Их облик неразрывно связан с историей, и имеет огромный смысл, которого часто не хватает в играх ужасов. Каждый монстр представляет что-то, скрывающееся в темных уголках души Сандерленда. Это проявления его вины, страха, отсутствия безопасности и сексуальных побуждений. Он встречает своих личных демонов в буквальном смысле слова.
Один тип существа, названных Team Silent лежащими фигурами, напоминает безликих людей, носящих смирительные рубашки, сделанные из их собственной кожи. Они корчатся и извиваются, как будто бы в агонии. Можно сказать, что они представляют собой внутренние страдания Сандерленда. Другой тип, манекены – женские торсы на длинных, стройных ногах: проявление сексуального расстройства Сандерленда. А Пирамидоголовый, который преследует его на протяжении большей части игры, представляет его желание наказания, что становится понятно по достижению определенного ключевого момента истории.
Поначалу мы сочувствуем Сандерленду, думая, что он случайно наткнулся на заброшенный город. Но заключительный акт явно дает понять, что его заманили сюда, чтобы судить за то, что он сделал. Он до того подавляет свои чувства, что они просто отделяются от него.
Монстры, которые преследуют вас в Silent Hill, уникальны для каждого человека. Сандерленд встречает других персонажей в городе, и мимолетные подсказки в диалогах намекают, что они тоже видят существ, но совершенно в другой форме, адаптированной к их собственным психологическим проблемам. Эдди, например, видит их, как людей, смеющихся над ним. Ужасы в городе отражают эмоции и неврозы, которые вы приносите с собой. Однако, никто не приехал в город по собственной воле. Их что-то влечет туда, в случае Сандерленда – это письмо от его покойной жены.
В Silent Hill 2 присутствует глубина и сложность, которая зачастую отсутствует в большинстве игр, особенно в жанре ужасов. Все здесь сделано с умыслом и тесно связано с историей. «Психологический ужас должен серьезно встряхнуть ваше сердце и раскрыть ваши эмоции» – говорит Сато Такайоши, художник персонажей. «Секс и смерть – это то, о чем люди думают каждый день, поэтому они являются ключевыми темами в игре».
На сегодняшний день Silent Hill 2 нельзя найти на дисках и ее негде купить в цифровом виде. Жаль, что нечто настолько серьезное нельзя приобрести. Но есть другие способы познакомиться с ней. Ее стоит искать, если вы не играли раньше. Испытание Сандерленда оставляет сильное впечатление, потому что это одна из тех игр, которая понимает, что иногда самые страшные монстры скрываются внутри нас.