Вы можете плохо относится к Electronic Arts, но всё же бесспорный факт – последнее время они исправляются. Как только им вручили титул худшей игровой компании, они заметили, что возможно свернули не на ту дорожку и поменяли курс. В результате игры выходящие в последнее время под брендом EA может и не шедевры, но плохими и бездушными их точно не назвать. Однако глупец, тот кто не помнит историю, поэтому я пройдусь по грешным моментам истории Electronic Arts и вспомню студии, которые погубила эта корпорация.
Maxis
Может быть само название студии вам ниочём и не скажет, но Симс знают все. Именно эта студия под руководством Уилла Райта создала культовый SimCity и все его множественные спин-оффы, в числе, которых великий и ужасный The Sims. Студия была основана в 1987 году и получила достато солудную популярность, благодаря своим симуляторам жизни, включая даже симулятор муравейника.
Через десять лет их выкупила EA и с творческими экспериментами было покончено, с того момента Maxis стала делать деньги на популярном бренде. Правда в один момент Уиллу Райту удалось выбить себе возможность сделать новый симулятор, в этот раз целой вселенной, назывался он как вы помните Spore. Но пародокс, несмотря на разнообразие и реальную симуляцию вселенной, игра оказалась слишком однообразной и скучной.
Потерпев фиаско Уилл Райт разочаровался, закончил разработку над Sims 3 и уволился из Maxis. EA пыталсь продолжить его работу, но безуспешно. Они постарались хоть как-то монетизировать провальный симулятор вселенной, создав спин-офф Dark Spore, они сделали новый SimCity, который также был принят прохладно, ну и конечно же Sims 4. Испортить формулу гения было сложно так что Симс продолжили приносить огромные прибыли компании. Но в 2015 Maxis закрыли, передав разработку культовой игры другим студиям и полностью похоронив наследие Уилла Райта.
Origin Systems
Другая знаковая студия с гениальным разработчиком во главе. Скорее всего многие их не помнят, но вы удивитесь какое невероятное влияние на жанр RPG они имели. В 81 году Ричард Гэрриот сделал свою первую игру – Ultima. Через год запустил сиквел и только в 83 решил занятся играми серьёзно, основав Origin Systems. В то время как большая часть игр находилась на уровне Арканоида, Гэрриот предлагал людям комплексные ролевые игры с филосовским сюжетом и продуманной вселенной. D&D гики были просто в восторге!
Особую важность имеют две части Ultima Underworld, которые задолго до серии Elder Scrolls, предлагали игрокам ролевую игру от первого лица в открытом мире, собственно этими играми в последствии вдохновлялись разработчики Древних Свитков. И не стоит забывать о культовом Wing Commander, с киношными вставками и актёрами голивудской величины.
В 92 году компанию купили Electronic Arts и как по мановению волшебной палочки серия Ultima умерла. В 93 году вышла последняя достойная часть, следующие 2 игры разработываемые уже под руководством EA получили достаточно низкие оценки.
Повезло лишь MMORPG Ultima Online, люди в неё игнрают до сих пор. А вот серия Wing Commander наоборот расцвела с буджетами крупной корпорации разработчики смогли превратить её в настоящий sci fi боевик. В любом случае, выжив все соки из этих двух серий EA закрыли Origin Systems, и отпустили Гэрриота в свободное плавание, чтобы тот наконец стал стать космонавтом. А вернувшись на землю Ричард стал делать неофициальное продолжение Ультимы, чем он и занимается до сих пор.
Bullfrog
Имя Питера Молинье всем знакомо, однако не многие помнят с чего он начинал. 1987 году он основал студию Bullfrog Productions, которая под его чутким руководством создала замечательную игру Populous. Её можно считать первой попыткой создать «симулятор бога». Попытка кстати оказалась более чем успешная и студия быстро получила популярность. И не зря, потому что в 93 году они создали культовый Syndicate, а в 94 не менее культовый Theme Park. Интересно что в тот же год Питер Молинье покинул студию и основал Lionhead.
А уже через год Bullfrog купила Electronic Arts, но в этот раз всё оказалось достаточно хорошо, ибо под брендом EA, Bullfrog сделали два части великолепного Dungeon Keeper и феноменально популярную в нашей стране Theme Hospital. К сожалению на этом величие студии закончилось. Было ещё несколько неплохих проектов, но ничего запоминающиегося. В 2005 году студия слилась в другим подразделением EA и название Bullfrog перестало существовать. Тот случай когда студию совершенно не жалко, она отжила своё. Жалко лишь умершие серии, ведь то что электроники сделали с Dungeon Keeper`ом не поддаётся описанию приличными словами.
Pandemic
А вот за кого хочется начать мстить так это Pandemic. Великолепная студия, которая пала жертвой корпоративной машины. Студия появилась в конце 90-х, они сделали несколько неплохих игр по заказу крупных студий вроде Activision, но начали блестать к середине 2000-х. Сделав сначала потрясающую тактическую стратегию Full Spectrum Warrior, где вам давалась возможность управлять несколькими отрядами американских военных в Ираке. Игра получилась настолько увлекательной и при этом реалистичной, что её использовали сначала для обучения настоящих солдат тактики, а в последствии адаптированную версию психологи начали прописывать ветеранам Ирака, для борьбы с психологическими травмами вызванными войной.
В тот же год Pandemic выпистили шикарнейший Star Wars Battlefront, который позволял переиграть все ваши любимые битвы из Звёздных Войн, в виде мультиплеерного шутера, с огромным количеством техники и на больших картах, причём как из классической, так и из, на тот момент, новой трилогии. В 2005 они уже подготовили сиквел, улучшив игру по всем статьям и добавив героев. За вторым Battlefront’ом они скинули на игроков потрясающую игру Mercenaries, которую в народе назвали «ГТА про войну».
В Северной Корее началась заварушка и туда вторглись все кому не лень, от Южной Корее до русской мафии. Вы же простой военный наёмник, готовый работать на того кто больше платит. Игра постоянно генерировала невероятные ситуации, а её атмосфера окружающей и всепоглощающей войны, надолго въедалась в мозг. Кроме того тут можно было заказать ковровую бомбордировку и без каких либо преувеличений сравнять целый город с землёй. К сожалению, первая часть так и не вышла за пределами консолей.
Всё в том же 2005 Pandemic выпустили в продажу Destroy All Humans. Юмористистическую игру где вы играли за карикатурного инопланетянина, желающего уничтожить всё человечество, в сеттинге ретро футуризма. В программе были *нальные зонды, похищение коров и все остальные лучшие элементы. А в следующем году Pandemic закрепили своё имя сиквелами, но в 2007 они всё-таки попали под жирнющие руки EA и всё великолепие полетело под откос.
А произошло следующее. Pandemic вместе с известной вам студией Bioware принадлежали одной и той же компании Widge Holding Corp, которую купили Electronic Arts. Но судя по всему интересовали их только Bioware, а Pandemic взяли – раз дают. В то время в разработке находился сиквел Mercenaries и игра в сеттинге окупированного парижа Saboteur. Вглянув на них, EA решили выпустить эти игру в незаконченном состоянии и буквально получить деньги из воздуха так как не тратились на разработку. В результате обе игры получили очень сдержанные оценки и хоть в них однозначно был потенциал – они явно требовали доработки. Однако это уже никого не интересовало. В 2009 Pandemic было решено закрыть, а Mercenaries 3 и Battlefront 3 – отменить.
Westwood
А вот за кого мы не простим EA никогда. Westwood Studios была образована в 1985 году. На заре существования они сделали несколько неплохих игр, включая Eye of the Beholder, по лицензии Dungeon and Dragons. Но реальная популярность пришла к ним с Dune 2 в 1992 году. Эта игра фактически создала жанр стратегии в реальном времени и на неё опирались все подобные игры следующие 20 лет. Кстати многие забывают, что эта игра создана по фильму Дюна от Дэвида Линча. Также многие не знают, что игру про Короля Льва из вашего детства, тоже сделали Westwood. Ну и раз уж мы дошли до фильмов – замечательная адвенчура Bladerunner также принадлежит их перу.
Но больше всего они известны благодаря серии Command and Conquer. Взяв свои же идеи от игры по Дюне, они начали делать нечто оригинальное, в реалистичном сеттинге с доллей фантазии. Так и появилась самая известная стратегия в реальном времени. В последствии Сommand and Сonquer раскалолся на две серии Red Alert, посвященная нашей альтернативной истории и Tiberian Sun, про далёкое будущее, где человечество борется с сектантами превозносящими инопланетный источник энергии – Тибериум.
Обе игры были некоторым образом связаны, так что фанаты могли спокойно манипулировать сюжетами и строить самые разные теории. Темболее что история в этих играх имела важнейшее значение и подавалась она с помощью катсцен с живыми актёрами. Невероятно харизматичного лидера братства НОД до сих пор все называют чуть ли не лучшим персонажем видеоигр.
В 1998 EA купила Westwood и внезапно под их руководством всё стало ещё лучше. Вышли потрясующие сиквелы серии C&C, Red Alert 2 с дополнением Yuri`s Revenge. А в 2002 свет увидел экшен от первого лица Renegate, который давал возможность спуститься на поле боя в сери Tiberian Sun. Покататься на всей технике, пострилять из всех пушек и зайти во все здания, которые вы строили играя в стратегию. Может как шутер игра и не поражала воображение, но для фанатов серии это был просто взрыв мозга.
Особенно хочется отметить хороший мультиплеер, в который люди играют до сих пор. На карте находится две базы и между ними поле с Тибериумом – всё как в стратегии, только вы обычный солдат. Harvester’ы ездят и собирают вам деньги, а на них вы покупаете технику или оружие. Только слаженная работа и хитрость, могли помочь штурмовать крепко защищённую базу врага.
Но к сожалению, Westwood к тому моменту уже потихоньку разваливалась. По слухам с 2000 года там уже работала всего треть людей из оригинального состава, а к моменту релиза C&C Generals их не осталось вовсе. Генералы, конечно, получились замечательной игрой, но в ней не было духа и веселья серии C&C. Ну а что было дальше и подумать страшно.
Позже разработчики из Westwood, практически полностью старым составом организовали студию Petroglyph Games, где продолжили делать стратегии в реальном времени, но по необъяснимым причинам им удалось сделать только одну хорошую – Star Wars: Empire at War. Все остальные их проекты назвать достойными – язык не поворачивается. Но несмотря не на что, они продолжают стараться.