Видеоигры славятся репутацией “побега от реальности”. Для многих это шанс жить в ином мире, используя свои умения для преодоления испытаний. Немалое количество игр идет проторенной дорогой стандартной мечты о могуществе, с самым верным типом персонажа, который заставляет весь мир вращаться вокруг него. Их навыки и эго доведены до совершенства, а мир буквально прогибается под них.
Мечты о могуществе так соблазнительны именно благодаря этому чувству раздутого самомнения, но что насчет игр, где мы избегаем быть в центре внимания? Иногда неудачи в поиске себя могут быть не менее яркими, чем исполнение первых ролей. И здесь можно вспомнить накачанного металлиста Эдди Риггса, главного героя Brutal Legend, культового хита от Double Fine.
Эдди Риггс – игрок второго плана
Эдди – суровый металлист и олдскульный гастрольный менеджер огромного количества метальных команд с многолетним опытом. Объявляя себя “лучшим в своем деле”, он, тем не менее, довольно скромен в отношении своей профессии. Он видит себя персонажем второго плана, не желающим отбирать славу у настоящих звезд сцены, даже если сама сцена не вполне соответствует его личным стандартам. Его отношение к своей роли довольно пренебрежительное, хотя именно он в ответе за то, чтобы у группы на главной сцене все прошло гладко, иногда в довольно буквальном смысле.
Работая на жуткую металкор-команду под названием Kabbage Boy, Эдди внезапно погибает от обрушения сцены, но его кровь попадает на затейливую пряжку для ремня, подаренную отцом. Она переносит его в “Век Металла” – мир, наполненный хромированными шипами, острыми скалами и горами черепов. В визуальном плане Век Металла – идеальное зрелище для представления Эдди, хеви-метал парк, креативно созданный командой Double Fine. Именно здесь он встречает Офелию, молодую рокершу, которая помогает ему вырваться из когтей демонов-садистов, известных как Нечистый Круг.
Эдди быстро становится организатором революции против Круга, втянутый в это дело своенравным лидером сопротивления Ларсом Холфордом. И снова Эдди пытается прилагать свои усилия в тени – первая половина Brutal Legend показывает приключения Эдди в попытках поддержать Ларса и его последователей.
Эдди не получает за них особой благодарности, но преданный общему делу, он продолжает сражаться и без признания со стороны растущей армии. Кроме того, он выступает своего рода духовным наставником войска, поддерживает и помогает советами, своими едкими комментариями заставляя даже самых захудалых металлистов поверить, что им все по плечу.
Многое в этом поведении вполне соответствует профессии Эдди как гастрольного менеджера, организатора и вдохновителя для лидера сопротивления Ларса. Поэтому когда вся слава за создание армии достается Ларсу, Эдди воспринимает это довольно легко. Но со временем становится ясно, что именно благодаря присутствию Эдди сопротивление против Круга и его союзников стало таким успешным. Поэтому некоторые бойцы, в том числе сам Ларс, его сестра Лита и сама Офелия, начинают все больше и больше в него верить.
Наиболее яркий в этом плане пример – Офелия. Примерно в середине игры она раскрывает непутевому Эдди свою историю – оказывается, она дочь жертв Моря Черных Слез, могущественной силы, превращающей всех, кто прикоснется к черным водам, в мрачных, бесчувственных созданий. Из-за ее прошлого Офелию в армии многие избегают, и только Ларс способен ее защитить. Эдди, в свою очередь, проявляет к ней симпатию, особенно учитывая его собственное мрачное прошлое с неизвестностью родителей, и между героями завязываются отношения.
На всем протяжении Brutal Legend Эдди пытается поступать правильно единственным известным ему способом. Его образ действий главным образом задается самой механикой игры – он прорубает путь к победе ради спасения новых друзей и помощи им. Даже со способностями демона Эдди демонстрирует стойкую приверженность делу, часто предпочитая по ходу своих приключений оставаться в тени.
Путь низвергнутого героя в Brutal Legend
Несмотря на некоторую одномерность, это довольно ярко представляет развитие образа Эдди. Как в большей части мифических историй, Эдди с самого начала игры предназначен путь героя. Но ирония здесь в том, что сам Эдди не воспринимает себя героем – герой здесь Ларс. Эдди – один из его последователей, помогающий исполнить миссию. Brutal Legend намеренно подрывает героические ожидания касательно Эдди благодаря тому, что он сам отказывается от славы, хотя обладает всеми возможностями реализовать мечту игрока о могуществе.
Естественно, настоящее испытание для Эдди начинается при встрече с лидером демонов, Довикулусом, который убивает Ларса, намекая, что в группе есть предатель. Из-за ее прошлого подозревать начинают Офелию. Эдди пытается ее успокоить, но в конечном итоге отталкивает, когда она проговаривается, что знает о родителях Эдди, но не расскажет о них ему самому “для его же блага”.
В момент, когда Эдди решает оставить Офелию, он, пожалуй, достигает дна. Это единственный раз, когда он отказывается кому-то доверять, и разрыв с Офелией явно разбивает сердце ему самому. К сожалению, Офелия реагирует на разрыв очень остро и бросается в Море Черных Слез. Спустя несколько месяцев она возвращается с собственной армией, Тонущим Роком, и хочет уничтожить Эдди за разбитое сердце. Парадокс в том, что Эдди не поддается мести. Осознав, что именно он виноват в ее трансформации, Эдди надеется освободить Офелию от влияния Моря, чтобы все исправить и показать, что он до сих пор ей предан.
Все это достигает критической точки в финальной битве, где Эдди узнает, что его мать была демоном Суккорией, предательницей, на которую ранее намекал Довикулус. Демонические способности Эдди, которые он несколько раз демонстрировал в игре, объясняются – он был перенесен в современный мир его отцом, героем по имени Риггнарок, чтобы защитить от Круга и дать шанс однажды вернуться и спасти людей от угнетения. Оказавшись лицом к лицу с судьбой, Эдди убивает Довикулуса и спасает Офелию от Моря, доказывая свою любовь и преданность.
Мы всего лишь помощники
Представленные действия неявно намекают на некоторые этапы “Пути героя” по Кэмпбеллу, но ниспровергаются из-за нежелания Эдди принять свою судьбу. Эдди соответствует типичному образу “избранного”, но игра с юмором пародирует эту мечту о могуществе за счет того, что Эдди намеренно остается в тени. Лишь в самом конце, когда сюжет Brutal Legend затрагивает такие аспекты, как искупление грехов отца, в момент апофеоза Эдди на мгновение принимает свою судьбу.
На мгновение – потому что в конечном итоге Эдди все равно отдает всю славу Ларсу. Хотя уничтожение Довикулуса и Круга – дело рук Эдди, его вполне устраивает “технический” статус – делать все, что в его силах, чтобы хорошо смотрелся настоящий герой. В конце Brutal Legends мы видим небольшую отсылку к тому, вокруг чего игра постоянно крутилась: Эдди получает признание узкого круга своих друзей, скромную благодарность за свои заслуги в спасении Века Металла.
Несмотря на то, что он переворачивает сюжетные приемы с ног на голову, Эдди нельзя назвать несовершенным персонажем, по крайней мере в трагическом смысле. За исключением момента слабости при разрыве с Офелией, Эдди всегда остается отвязным, саркастичным и вполне уверенным в своих силах. Он достаточно уверен в себе, чтобы воспринимать его всерьез и достаточно мудр, чтобы придержать свое мнение, когда шутить не время. Значительная часть Brutal Legend показывает, что Эдди – прирожденный лидер, ободряющий своими разговорами рядовых металлистов, придавая им веру, необходимую, чтобы продолжать сражаться. Единственная его видимая слабость – желание узнать о своих родителях, которых он никогда не видел, но активным поиском этой информации он не одержим.
Эдди разительно отличается от стандартных сюжетных образов “мечты о могуществе”. Очень сложно представить хорошего парня, который старается поступать правильно перед лицом непреодолимых трудностей, но достаточно скромен, чтобы отказаться от лидерства. Эдди Риггс – именно такой персонаж, сбрасывающий весь балласт, который мог бы ассоциироваться с тематикой мифических образов. Конечно, его нельзя назвать сложным, но он обладает определенной глубиной за счет своей бунтарской природы.