Несмотря на то, что за долгие годы существования видеоигр появилось много отличных злодеев, большинство из них все равно довольно предсказуемы. Если это не огромные инопланетяне (с удобно расположенными слабыми местами), то наверняка злыдни с закрученными усиками, которые любят подразнить игрока в течение пары десятков часов. На фоне таких стандартных антагонистов очень интересно смотрятся персонажи, которых при знакомстве нельзя сразу опознать как врага.
Кроме того, скрыть злодея за образом положительного или нейтрального персонажа в игре гораздо труднее, чем, скажем, в фильме. Все дело в том, что сложно определить, сколько времени сценаристы могут держать аудиторию в неведении о происходящем без ущерба для сюжета. Нужно убедиться, что они достаточно подразнили игрока и как следует намекнули ему на истинное положение дел, чтобы окончательное раскрытие личности антагониста имело смысл и не казалось притянутым за уши. Но сделать это в течение первых десяти часов – значит, слишком рано раскрыть все карты.
Конечно, создатели некоторых игр легко справились с этой задачей. Потребовалось проделать очень много работы, чтобы все показать эффектный выход злодея на сцену, но оно того стоило.
Генерал Шепард, Modern Warfare 2
Несмотря на все обвинения франшизы Call of Duty в «клюквенности» (и других вещах похуже, особенно если речь идет о Modern Warfare 2019), надо отметить, что в отдельных играх из ее состава можно найти действительно хорошие истории. В частности, в оригинальном ответвлении Modern Warfare, состоящем из трех игр с единым сюжетом, есть действительно отличные сцены, например, ядерный взрыв в оригинале или смерть Джона МакТавиша в третьей части.
Modern Warfare может также похвастаться отличными злодеями, включая генерала Шепарда из второй части. Будучи лидером противодействующей терроризму Оперативно-тактической группы 141, и человеком, ответственным за прекращение надвигающейся войны между Россией и США, он неоднократно предает своих людей, чтобы сохранить конфликт в полном разгаре.
После жестокого убийства игрока и его сослуживца Гоуста становится понятно, что Шепардом движет лишь эгоизм. Он хочет, чтобы война бушевала, а его в конечном итоге помнили только как героя.
Скотт Шелби, Heavy Rain
Heavy Rain, наверное, можно назвать лучшей игрой студии Quantic Dream. В ней рассказывается о поиске серийного убийцы по прозвищу «Мастер Оригами», совершившего уже несколько убийств. Причем его личность пытаются выяснить сразу несколько главных персонажей, которыми управляет игрок.
На протяжении игры то и дело появляются намеки, что убийца (и он же – главный подозреваемый) – Итан, отец следующей потенциальной жертвы маньяка. Когда игрок уже готов поверить в это, внезапно оказывается, что виновником страшных событий был частный детектив Шелби, нанятый для расследования обстоятельств одной из смертей.
Хотя в любой игре создание подобного поворота сюжета – сложная задача, разработчики Heavy Rain шли по очень тонкому льду, целиком построив все повествование вокруг него. Личность преступника сильно удивляет, отчасти потому, что при последующем анализе рассказанной истории обнаруживается очень много сюжетных дыр. И все же повторное прохождение не лишено смысла, так как после него впечатления будут совершенно иные.
Марлин, The Last Of Us
В The Last of Us нет стереотипных плохих парней, желающих зла всем и каждому. Кроме, возможно, Дэвида, абсолютно все (включая Джоэла) имеют свои собственные понятные причины для свершения ужасных дел – и тут нет никакого усатого кукловода за сценой, который собирается поработить мир.
Персонажи – обычные люди, и поэтому их предательство воспринимается острее. Это видно, в частности, по поведению Марлин, лидера группировки борцов за свободу «Цикады», которая, похоже, является одной из немногих, пытающихся сделать мир лучше.
Да, Марлин сурова и бескомпромиссна, но именно она впервые передает в руки игрока Элли, которую считает кем-то вроде своей приемной дочери, чтобы потом отправить ее в штаб-квартиру «Цикад», и, возможно, спасти мир ценой жизни девочки.
Тем не менее, ее преданность миссии в итоге оказывается сильнее привязанности к Элли, и она с готовностью соглашается пожертвовать ею, чтобы попробовать вылечить уже мертвый мир.
Ликвид Снейк, Metal Gear Solid
За свою долгую историю серия Metal Gear Solid дала миру достаточно злодеев, чтобы полностью заполнить весь этот список, но мало кто из них может потягаться с Ликвидом Снейком после его предательства, о котором рассказывалось в первой части серии.
На протяжении всей игры вы неоднократно с помощью кодека связываетесь с другими членами Foxhound, которые направляют вас и дают советы о том, как победить вашего брата-клона, Ликвида. Наиболее значимый среди них – Мастер Миллер, дающий вам важную информацию.
Однако затем выясняется, что все это время Мастером Миллером прикидывался никто иной, как Ликвид Снейк. Он манипулировал вами, чтобы получить серию кодов детонации, которыми он иначе не смог бы завладеть. Правда раскрывается не в кат-сцене, а через простой диалог, который делает этот момент еще более напряженным, поскольку вы цепляетесь за каждое слово врага.
Эвелина, Resident Evil 7
Сюжет этой части интересен тем, что ее главный герой не имеет ни невероятной силы, ни исключительных боевых навыков.
Каждый член чудовищной семьи Бейкеров мучает вас на протяжении всего повествования, но только прикованная к инвалидному креслу старуха никак не взаимодействует с вами. Она постоянно появляется из ниоткуда и ровным счетом ничего не делает, лишь нервирует игрока, наблюдая за каждым его шагом. Здесь что-то определенно не так, но легко забыть об этой женщине, пока вас мучает жуткая маленькая девочка по имени Эвелина, которая ответственна за весь тот кошмар, через который вы прошли.
Однако последний сюжетный поворот показывает, что маленькая девочка на самом деле не настоящая, это просто иллюзия. Эвелина, которая в прошлом была объектом секретного эксперимента, очень быстро старела и в итоге превратилась в ту самую таинственную старуху, вызывавшую хаос прямо перед вашим носом.
Джош, Until Dawn
По существу Until Dawn – это 10 разных слэшеров в одном, и вместо стандартного повествования игрока ждет довольно быстрое перемещение от одной сюжетной линии к другой. Многие из них закручены вокруг Джоша, парня, пригласившего своих друзей в тот самый коттедж в горах.
Когда появляется маньяк, расставивший ловушки в стиле Пилы, он один из первых, кто «погибает», независимо от того, какое решение вы примете. Игра дает вам иллюзию выбора, но на самом деле нет вообще никакого способа спасти его. Зато несколько часов спустя выяснится, что Джош и не собирался умирать, ведь именно он инсценировал нападение живодера. Жестокий розыгрыш (и только розыгрыш) должен был стать местью его «друзьям», по вине которых за год до событий игры погибла его сестра.
Произошедшее в прошлом году несчастье серьезно пошатнуло его психику, он не пытался убить своих друзей, просто хотел хорошо припугнуть их. Именно Джошуа из-за пережитого горя кажется несчастной жертвой на фоне остальных ребят, и уж совсем его вины нет в том, что появились злобные вендиго, которые стали набрасываться на его дезориентированных друзей.
Шон, Fallout 4
Авторам игры удалось создать в ней довольно специфические отношения между игроком и главным антагонистом. Вся первая половина игры посвящена поиску Шона, сына главного героя, которого некие люди похитили из якобы безопасного Убежища, попутно убив мать и надолго отправив отца в криосон.
Очнувшись спустя много лет, игрок отправляется на поиск похитителей и видит маленького мальчика, который ведет его по Бостонской пустоши. В конечном итоге он попадает на территорию Института, злодейской организации под управлением некоего «Отца», в лабораториях которого создавали синтов. По иронии судьбы оказывается, что тот самый «Отец» и есть Шон.
Это отличный сюжетный ход, не только потому, что он обманывает игрока, заставляя думать, что ребенок, за которым он следует в начале, реален (на самом деле это синтетическая версия настоящего Шона), но и из-за последующего развития отношений между героем и его постаревшим сыном на протяжении остальной части игры.
Захари Комсток, Bioshock: Infinite
Сюда можно было бы включить Франка Фонтейна из оригинальной игры с его фразой-триггером «будь так любезен». Но разработчики Irrational Games умудрились в третьей игре серии показать нам кое-что получше.
В игре есть гораздо больше интересных вещей, чем я могу охватить – бесконечные измерения, путешествия во времени, гигантские робо-птицы – но самое главное, это потрясающий поворот сюжета. Главный антагонист игры, Комсток, также является и главным героем, Букером. Катализатором проявления его злодейской стороны стали события после бойни на ручье Вундед-Ни. После битвы (хотя, правильнее сказать, резни), в зависимости от измерения, бывший военный либо принимает крещение и начинает новую жизнь, связанную с религией, либо в последний момент от него отказывается и попадает в зависимость от азартных игр и алкоголя.
Этот момент выбора имел решающее значение для появления двух версий одного и того же человека. В первом случае он принял бы на себя роль пророка и создал летающий в небе расистский рай, а во втором из-за собственной глупости потерял бы единственную дочь. В некотором смысле отвратительны и Комсток, и Букер, но последний хотя бы имеет возможность искупить свою вину.