За последние несколько лет «инди-ренессанс», за неимением менее банального термина, осветил в видеоиграх целый ряд сложных социальных проблем. От депрессии до самоубийства; от алкоголизма и наркомании до рака – в наши дни игры исследуют сложные и важные темы, систематически просвещая в них нас. С такой же целью существует Sym [официальный сайт] – изящный 2D платформер-головоломка, в основу механик которого легла проблема социальной фобии.
Главный герой Sym Джош страдает острым социальным тревожным расстройством. Его застенчивость и склонность избегать контактов с людьми нашли отражение в игровой способности переключаться между светлыми и тёмными областями. Монологи главного героя появляются в виде надписей на стенах монохромных уровней, чтобы напомнить нам о упорной внутренней борьбе главного героя с самим собой. Чтобы достигнуть успеха, он постоянно должен балансировать между тёмной и светлой стороной.
Образно говоря, светлые зоны нужны для того, чтобы побудить Джоша раскрыться. Игра объясняет нам, что зажатость и тревожные расстройства – это нормально, но для продвижения вперёд нужно соблюдать баланс, протагониста не должны подавить его тёмные зоны. Сложные головоломки Sym показывают: это делать не так уж легко.
Получается действительно интуитивно понятный платформер-головоломка, где уровни редко бывают простыми и приводят к целому ряду проб и ошибок, а иногда и к громкой ругани, но моменты эврики не имеют себе равных. Стилистически Sym перекликается с Shift, но мир в ней гораздо более интересный и сложный.