За последние несколько лет исчезло множество препятствий на пути к созданию и модифицированию видеоигр. Теперь вы можете скачать бесплатную версию Game Maker и запилить свой собственный Hotline Miami или Gunpoint, если у вас есть время и желание. С появлением Мастерской Steam и других подобных сообществ делать моды стало гораздо легче, а у пользователей этих модов появилось больше возможностей для их использования.
Но так сложилось, что на Doom всегда выходили необычные и креативные моды. С самого начала люди пытались понять, как можно изменить эту игру так, чтобы сделать из нее уникальный и неповторимый опыт для каждого. Старые моды, такие как Aliens или Batman, почитают так же, как и саму игру. Более масштабные модификации даже превратились в официальные дополнения к игре, как это было с Final Doom или The Master Levels.
Кстати, один из создателей Final Doom стал работать в Valve и принимал участие в разработке Half-Life, а один из создателей The Master Levels Тим Виллитс стал креативным директором самой компании id Software. Это было давно, но и сейчас игроки постоянно придумывают новые элементы игровой механики и добавляют их в Doom или же пытаются запустить его на каком-нибудь устройстве, на котором, казалось бы, его невозможно запустить. Прошло более 20 лет спустя выхода игры, но люди все еще продолжают изобретать что-нибудь новенькое для Doom.
Doom уже сам по себе невероятно веселая игра, – говорит Джеймс Пэддок, креативный директор мода The Adventures of Square. – Это факт – если вы создадите что-то, взяв Doom за основу, из этого обязательно выйдет что-то веселое. В нашем моде мы сделали все в ярких, кислотных цветах, как в MS Paint, но мы хотели оставить прежнюю атмосферу Doom, так что механика игры, благодаря которой Doom завоевал сердца многих, практически не изменилась. – Пэддок характеризует эту механику следующим образом: «большие нелинейные уровни, которые игроку приходится исследовать, и энергичный геймплей с таким же энергичным боем».
В основе Doom лежит простота, благодаря которой в него так же увлекательно играть сегодня, как и 20 лет назад. Как и в Mario Bros и в Тетрисе, в Doom есть устоявшийся набор правил, которые сделали его бессмертной игрой. Это стандартный, не меняющийся набор оружия, разнообразные враги, сочетания которых создают интересные ситуации для игрока, и сложные уровни.
Смешайте все это вместе, и получите настоящую классику своего жанра. Doom такой же увлекательный сейчас, как и в 1993. А если вы не согласны с этим утверждением, вы всегда можете изменить его по своему вкусу. За годы накопилось столько модов, что в Doom можно запихнуть практически что угодно: от новых врагов до смертоносной селфи-палки, с помощью которой главный герой может фотографировать себя прямо во время своего путешествия по Аду.
Вам не нужно быть экспертом во всем, что касается Doom, чтобы сделать что-то свое. Doombuilder дает возможность создавать новые уровни, слепляя уже заготовленные кусочки вместе. Вам не придется ломать голову над тем, как поставить тот или иной блок в то или иное место – вместо этого вы можете сразу сосредоточиться на творческой составляющей процесса.
Теперь, когда для создания модов не требуется знание программирования, можно позволить себе креативить по полной. Сайриак Харрис, аниматор и главный разработчик набора уровней Going Down, как он сам признается, не имеет технических знаний и умений, но у него все равно получилось модифицировать игру.
Я никогда не пользовался Unity или Game Maker. Я бы просто не знал, с чего начать, – говорит Сайриак. – Создать свою карту для Doom очень легко: просто рисуешь какую-нибудь фигуру и двигаешь туда-сюда пол и потолок, так каждый может. Знание программирования не требуется, а сами карты настолько простые, что на то, чтобы сделать такую, достаточно нескольких дней. Помимо этого, есть инструменты для работы с более масштабными задачами.
Вы можете добавить свои собственные текстуры, собственных монстров и оружие, изменить все настолько, что это будет уже совершенная другая игра. Но лично я считаю, что главное преимущество в том, что даже полнейший нуб (как я сам) может с легкостью начать делать уровни. Я никогда не занимался разработкой игр, но всегда мечтал об этом – и теперь у меня есть отличный шанс приблизиться к этому процессу!
Если вы собираетесь не просто создавать новые уровни, а коренным образом изменять игру, у вас все еще есть такая возможность. Джон Кармак, один из программистов Doom, предусмотрел это, поэтому игру сравнительно легко редактировать. Кроме того, он обычно публикует исходный код всего, над чем он работает, поэтому у игроков есть полный доступ к его творениям. Это дало начало «портам исходного кода», что позволило переносить Doom на практически любое устройство с операционной системой. Как ни странно, среди таких устройств есть и бытовая техника. Doom запускали на всем, начиная от принтера и заканчивая тостером.
Таких портов множество, и у каждого из них есть свои фишки, которых нет в оригинальной игре. Вышеупомянутый Adventures of Square разрабатывается на ZDoom, одном из самых популярных портов исходного кода, который включает в себя новые текстуры, возможность использования мыши для управления камерой, а также возможность проходить над или под монстрами и новые эффекты полупрозрачности.
Я считаю, что главное препятствие на пути к созданию или изменению игр – это те усилия, которые необходимо приложить, чтобы сделать свое творение играбельным, – говорит Мэтт Тропиано, который делает модификации для Doom с 1996 года. – Тот, кто решается на создание своего собственного проекта или карты для своей любимой игры, сталкивается с неизбежными трудностями, так как в наши дни крайне трудно научиться работать с большинством движков, и это многих отталкивает.
Если вы тратите слишком много времени на освоение основ и не видите при этом результатов, вам, скорее всего, расхочется продолжать. Поэтому люди обращаются к старым играм и движкам: сейчас на них гораздо легче сделать что-то свое. В сфере разработки инди-игр существуют программы по типу Construct и Game Maker, которые облегчают процесс разработки. Люди хотят, чтобы их траты не пропадали впустую (в данном случае это траты времени и сил). Правда, я сам один из тех ненормальных, кто предпочитает делать асфальт вместо того, чтобы сразу строить дорогу, так что у меня таких проблем не возникает.
Еще один фактор – это возможность получить поддержку от других таких же энтузиастов и разработчиков. – Размер и активность сообществ, посвященных модификации игры, всегда влияет на интерес к этому делу, так как они могут предложить помощь или даже вдохновение. К счастью, у Doom с этим все в порядке. Сам факт того, что мы разрабатываем что-то на движке Doom (вернее, на его улучшенной версии), делает наш проект оригинальным, по крайней мере с виду.
В этом заключается странная притягательная сила движка Doom: его можно запустить на практически любой системе, и от него сходят с ума все, кто играл в видеоигры в начале или середине 90-х. Думаю, людям просто хочется увидеть, на что способны устаревшие технологии.
Наверное, самый популярный мод на данный момент – это Brutal Doom, который превращает обычные сражения с монстрами в кровавое месиво. Он был основан на нелепейшем комиксе про Doom, и насилие в нем доведено до такой крайности, что при каждом убийстве и стены, и потолок пропитываются кровью. Вы можете добивать демонов с помощью фаталити, как в Mortal Kombat. Вы можете жестоко издеваться над своими врагами.
Некоторые говорят, что Brutal Doom сделал игру такой, какой ее не смогли сделать id Software при ее выходе (довольно странное заявление, потому что, судя по интервью с командой, которая работала над Doom, изначально это должна была быть хоррор-игра, что-то вроде того, что вышло с Doom 3). Brutal Doom оказывает влияние на игровую индустрию даже за пределами сообщества моддеров.
Ходят слухи о том, что его собираются выпустить в качестве самостоятельного продукта, и если вы видели кадры из Doom 4, показанные на конференции Bethesda на E3, то вы могли заметить, что новая часть много чего позаимствовала у Brutal Doom. Это еще один из многочисленных примеров, когда активное сообщество моддеров сумело привнести что-то свое в игру, благодаря которой оно и появилось.
Но почему именно Doom? У Quake гораздо более продвинутый движок, который тоже находится в открытом доступе, да и вообще у большинства современных игр есть встроенный редактор, а если вы все-таки хотите закосить под ретро, то движок Build, благодаря которому появился Duke Nukem 3D, предлагает куда больше возможностей. Прошла почти четверть века после выхода Doom, и его все еще продолжают модифицировать, портировать и видоизменять различными способами.
– Эта долговечность в основном обусловлена тем, что на тот момент не было игр, подобных Doom, – говорит Тропиано. – Он все еще воспринимается в новинку, будь это из-за ностальгии или из-за того, что ни одна другая игра не смогла повторить его геймплейную составляющую. Да, некоторые пытались, но они так и не смогли попасть в точку. Doom такой только один.