Что касается гибридных экшен-игр, Deus Ex – это ролевая франшиза, рассматривающая актуальные (в особенности сейчас) темы будущего, порождающие мысли об антиутопии. Учитывая общую сложность жизни, идея множественных заговоров, положенная в основу Deus Ex, легко находит отклик в игроках, которые скептически относятся к окружающему миру. Но что именно представляет собой Deus Ex? И почему мы ничего не слышали об этой серии за последние пару лет?
Даже если никто об этом не просил, позвольте вам представить очерк о том, что же, чёрт возьми, случилось с Deus Ex.
Серия Deus Ex началась с одноименной игры, выпущенной в 2000 году. Действие в ней разворачивается в эпоху киберпанка в середине 21 века, где агент по имени Джей-Си Дентон противостоит тайным организациям, используя нанотехнологии. Мир в игре отличается экономическим неравенством, а Земля охвачена пандемией под названием «Серая Смерть». От неё существует вакцина – «Амброзия», однако её запасы ограничены и предназначены только для тех, чья жизнь имеет особое значение для общества. Таким образом, социальное напряжение возрастает до беспорядков и раскола общества.
В конце игры к сотрудничеству с Дентоном стремятся три фракции, пытающиеся привести мир к будущему по своему видению, и игрокам предоставляется выбор, чью сторону принять. Первая игра Deus Ex общепризнано считается успешной: по всему миру удалось продать более миллиона копий. Игра до сих пор любима фанатами и модифицируется сообществом благодаря основе в виде Unreal Engine.
Следующей игрой серии стала Deus Ex: Invisible War, выпущенная в 2003 году и ставшая прямым продолжением оригинала, рассказывающим о событиях спустя 20 лет. Вторая часть канонизировала действия Джей-Си Дентона, которые в итоге привели к Коллапсу – периоду, характеризующемуся экономической депрессией и войной, а также глобальным наблюдением и контролем населения крупных городов. Главный герой Алекс Ди – студент академии Тарсус, целой сети образовательных учреждений. Сюжет также затрагивает истории нескольких других студентов, которые впоследствии присоединяются к иным фракциям.
В финале возможны различные варианты развития сюжета, включая создание глобальной диктатуры после принятия стороны Иллюминатов или же полное уничтожение биомодов. Invisible War стала настоящим коммерческим успехом: было продано более 1,2 миллиона копий по всему миру и, как и в случае с оригиналом, получены высокие оценки от критиков.
Первые две игры разрабатывались студией Ion Storm и в течение нескольких лет оставались единственными представителями серии, пока в 2011 году мир не увидела Deus Ex: Human Revolution. События игры происходят в 2027 году, а протагонистом выступает Адам Дженсен. Дженсен занимает пост начальника службы безопасности в компании «Шариф Индастриз», занимающейся исследованиями в сфере аугментации.
Однажды на штаб компании нападает группа модифицированных террористов под названием Тираны, и среди тех, кто считается погибшим, оказывается бывшая возлюбленная Дженсена – Меган Рид. Расследуя очередное нападение Тиранов, Дженсен узнаёт, что за второй атакой стоит некий хакер.
В финале игры Адам Дженсен, которого лидеры различных фракций призывают поспособствовать воплощению их видения мира, отправляется к суперкомпьютеру, способному транслировать сигнал по всему миру. Герой может использовать эту трансляцию для дальнейшей поддержки либо прекращения производства аугментаций, поддержать Иллюминатов в их стремлении контролировать имплантаты или же уничтожить суперкомпьютер, при этом не передавая сообщений.
Концовка становится основой событий первой игры Deus Ex. Продажи Human Revolution превзошли две предыдущие части. К ноябрю 2011 количество проданных копий в Северной Америке и Европе достигло 2,1 миллиона, причём большая часть продаж прошла в Европе – 1,3 миллиона копий.
Как и в случае с предшествующими играми серии, реакция критиков была сугубо положительной. Последней частью в основной сюжетной линии стала Deus Ex: Mankind Divided, в которой в роли главного героя снова выступил Адам Дженсен. События игры разворачиваются спустя два года после окончания Human Revolution. Дженсен предстаёт модифицированным ещё более продвинутыми имплантатами, а общество разделилось согласно взглядам на аугментацию.
На одной стороне конфликта – собственно «ауги», а на другой – те, кто против модификаций или попросту не могут их себе позволить. Согласно канону, суперкомпьютер из Human Revolution был уничтожен, что также позволило Иллюминатам распространить осуждение аугментированных людей и тем самым ещё сильнее расколоть общество и усилить над ним контроль. Адам Дженсен теперь работает на антитеррористическую организацию ОГ29 и хакерский Коллектив Джаггернаут, последний из которых яро противостоит Иллюминатам.
Несмотря на то, что в целом критический приём Mankind Divided оценивается как положительный, его всё же можно охарактеризовать как менее благоприятный по сравнению с тремя предыдущими частями. Продажи игры в основном считаются неутешительными, что только подкрепляют ограниченные комментарии Square Enix по поводу коммерческого успеха игры.
Хотя следует заметить, что данная часть стала дебютом серии Deus Ex на консолях текущего поколения, а ограниченная установленная база на момент выпуска, вероятно, повлияла на коммерческие показатели и возрастание продаж.
Сюжет Mankind Divided дополнен тремя DLC, совместно именуемыми Jensen’s Stories. Финал Mankind Divided оставляет огромный потенциал для сиквела, демонстрирующего нарастание напряжения между Адамом Дженсеном и Иллюминатами, которые показаны как безнравственное зло, проникшее в тыл ОГ29 , Коллектива Джаггернаут и самого протагониста.
В то время как Дженсен поддерживает снятие предубеждения с аугментированных людей, Коллектив Джаггернаут не раскрывает ему личности своего лидера, а Иллюминаты следуют по пятам главного героя в надежде подобраться к нему ближе. Уоррен Спектор, работавший над первым Deus Ex и следивший за разработкой Invisible War, выразил интерес к созданию последующего сиквела, предложив идеи, основанные на мыслях о Mankind Divided, однако на данный момент франшиза Deus Ex является собственностью Square Enix.
Ёске Мацуда опроверг слухи о смерти серии в 2017 году и заявил, что в настоящее время компания занята другими тайтлами, а в 2018 году Дэвид Анфосси из Eidos Montreal заметил, что франшиза заслуживает уважительного обращения и студия обсуждает возможности следующей игры, что перекликается с комментариями Мацуды. Казалось бы, соответствующие стороны заинтересованы в создании новой игры Deus Ex.
И если их заявлениям можно верить, это всего лишь вопрос времени, ресурсов и приоритетов. А чего хотите вы от нового Deus Ex, который почти наверняка будет разрабатывать Eidos Montreal? Что думаете о Mankind Divided и когда, как считаете, будет объявлено о сиквеле: выйдет ли новая часть Deus Ex до появления консолей нового поколения? Оставляйте ваши ответы в комментариях.