На бумаге компьютерные игры и истории про супергероев просто созданы друг для друга. Оба жанра в определенной мере предназначены для воплощения желаний своей аудитории, так что в том, чтобы объединить их, не должно быть ничего сложного. Увы, по большей части это не так.
По какой-то причине разработчики не могут сделать наших любимых героев комиксов частью увлекательного виртуального мира, и в результате жанр изобилует отвратительными поделками. Да, конечно, встречаются исключения. Но на каждый Arkham Asylum приходится 20 ужасных лицензированных игр, готовых вытянуть деньги из ничего не подозревающих детей и верных поклонников.
В этом списке мы назовем – и пристыдим – худшие игры о супергероях в истории. Это ответ всем кошмарным играм, которые не помогли нам почувствовать себя крутыми супергероями. Итак, вот наш рейтинг 15 худших игр о супергероях в истории гейминга.
X-Men: Destiny (2011)
Начнем с немного противоречивой позиции, но как на нее ни смотри, а X-Men: Destiny была сплошным разочарованием. Да, в отличие от некоторых других пунктов этого списка, в Destiny хотя бы можно играть. Но здесь столько растраченного потенциала, что это воспринимается словно плевок в лицо.
Игра была сделана в жанре Action/RPG. Игрок создавал и контролировал собственного мутанта, который мог присоединиться как к героическим Людям Икс, так и к коварному Братству мутантов. По мере прохождения игрок улучшал свои мутации и выбирал, в каком направлении будет развиваться сюжет. К чести игры нужно отметить, что также можно было взаимодействовать со впечатляющей подборкой мутантов и приглянувшихся фанатам персонажей.
Всё это звучало неплохо в рекламном тексте на обратной стороне коробки с игрой. Но сам геймплей рассказывал совершенно другую историю. Графика в игре была, мягко говоря, не очень, и многие обозреватели того времени отмечали, что она выглядит как нечто, разработанное под PlayStation 2. Для поколения, которое уже перешло на HD, достижение получалось сомнительным. Более того, вся свобода выбора игрока сводилась к скучным линейным решениям, которые почти не оказывали влияния на сюжет.
Это можно было бы простить, если бы тут был хороший геймплей. К сожалению, игровой процесс представлял собой унылую долбежку по кнопкам и убийство одних и тех же врагов от начала и до самого конца. Разнообразием тут даже не пахло. В плохих играх нет ничего необычного, но от игр, которые в теории могли стать хитами, а вышли провалами, делается намного больнее. X-Men: Destiny попадает именно в эту категорию.
Catwoman (2004)
Catwoman вышла в довесок к неудачному одноименному фильму 2004-го года выпуска. Довески к кошмарным фильмам по большей части в порядке вещей, но Catwoman ухитрилась облажаться на другом уровне. То, что игра была основана на столь отвратном фильме, подкосило ее еще до релиза, ну а отрендеренные кат-сцены получились даже хуже, чем аналогичные сцены из фильма. Главным виновником стала до боли плохая игра на первый взгляд талантливых актеров вроде Дженнифер Хейл и Джереми Реннера.
Сам же геймплей на 80% состоял из неуклюжего платформинга и на 20% – из дурацких боев. Забудьте о подлой Лорел в исполнении Шэрон Стоун. В Catwoman ваш главный противник – камера, которая отказывается делать то, что вы от нее хотите. Большинство ваших неудачных прыжков произойдет потому, что игра сверхъестественным образом выберет максимально неудобный ракурс для игрока.
Когда вы поймете, что происходит, сложно делать вид, что вам не всё равно: будь это банальный платформинг или оскорбительно легкая боевая система, в которой враги в буквальном смысле налетают на стены или опасные предметы, если вы не успеваете их одолеть. Вишенкой на торте служит управление, которое проработано с точностью пьяной свиньи. Выходит эдакий клубок дефектного геймплея, про который лучше просто взять и забыть.
Watchmen: The End Is Nigh (2009)
Делать простую игру в большой и запутанной вселенной Хранителей – идея далеко не из лучших. Watchmen: The End is Nigh вышла в 2009-м и была разделена на две части, которые можно было скачать на Xbox 360, PS3 и ПК. Сюжет для нее написал первоначальный редактор комиксов – Лен Уэйн – с помощью соавтора Дэйва Гиббонса, так что он соответствовал всем канонам вселенной. Игрок мог выбрать либо Роршаха, либо Ночную Сову, чтобы решать головоломки и прорываться сквозь уровни.
Игру восприняли плохо. Она получила смешанные или отрицательные отзывы на релизе, и большая часть язвительных замечаний относилась к повторяющимся элементам геймплея. Сама по себе история о том, как разошлись пути Роршаха и Ночной Совы, интересна, и рассказывают ее при помощи эффектных, озвученных актерами фильма кат-сцен в стиле анимированных комиксов. Но после долгих часов унылых боев и посредственных головоломок, которые мог бы решить даже детсадовец, вам будет уже наплевать.
Кроме того, превращение труда Алан Мура и Дэйва Гиббонса в поверхностный beat-em-up идет вразрез с самой философией Хранителей. Так что это сильно смахивает на попытку заработать легкие деньги.
Silver Surfer (1990)
Разработчики всегда заботились о том, чтобы их творения были объемными и стоили своих денег. Но на картридж для NES помещалось ограниченное количество контента, поэтому приходилось выкручиваться. Одним из способов растянуть игровой процесс было повышение сложности. В конце концов, неважно, что у вас только шести уровней, если большинство игроков не может пройти даже первый. Знакомьтесь: Silver Surfer, одна из самых сложных игр 8-битной эпохи.
Игра представляла из себя горизонтальный шутер с распределенными по уровням усилителями и разнообразными врагами. Звучит довольно обычно. Но каждый предмет, каждый противник представлял смертельную угрозу, ведь умирали вы за один удар. Даже безобидные вещицы вроде резиновых утят и элементов заднего плана могли сбить вас с доски и заставить начать всё сначала.
Нет ничего предосудительного в том, чтобы сделать сложную игру, если сложность повышается постепенно. Так было в первоначальной Castlevania или более современной серии Dark Souls. Только в Silver Surfer сложность была не плавной кривой, а кирпичной стеной. Трудные игры существовали всегда, но в Silver Surfer дело доходило до сломанных джойстиков и выводящих из себя крайностей. Что ж, по крайней мере музыка в игре была очень крутой.
Superman Returns (2006)
В этот список вошло много супергероев, но когда дело касается компьютерных игр, то самая дурная слава у Человека из стали. Основанная на фильме Брайана Сингера Superman Returns пыталась пойти против этого тренда, но вполне ожидаемо стала очередным вкладом в постоянно пополняющуюся копилку отвратительных игр о Супермене. (Эту копилку мы еще обязательно потрясем). Warner Bros. и EA объединились, чтобы создать откровенно посредственный симулятор Супермена, который раскритиковали все издания того времени.
Графика была устаревшей, миссии – однообразными, и, самое главное, игрок не чувствовал себя кем-то особенным. Сеттингом игры служит открытый мир Метрополиса, в котором было на удивление мало занятий, если не считать спасение котиков для получения концепт-арта.
В любое время могут случайным образом появиться враги или произойти катастрофа, и если вы быстро не разделаетесь с угрозой, то игра резко заканчивается поражением. Superman Returns заслужила один-единственный плюс за то, как она ловко обошла проблему игры за неуязвимого героя и вместо этого сосредоточилась на шкале здоровья самого Метрополиса. Но всё равно игра производила впечатление демоверсии более масштабного и увлекательного проекта.
The Incredible Hulk: The Pantheon Saga (1997)
Здоровый зеленый парень из Marvel тоже получил свою порцию скверных игр, но ни одна из них не опускалось на такое дно, как The Incredible Hulk: The Pantheon Saga для PS1, ПК и Sega Saturn. Графика тут была уродливой даже для игры под PS1, а управление было столь неуклюжим, что сложно было поверить, что вы управляете разрушительным альтер эгом Брюса Беннера. Игра по большей части заимствовала сюжетную линию Пантеона из комиксов, но делала это настолько плохо, что превратила ее в скучную и запутанную историю, в которую сложно было втянуться.
Геймплей в основном включал в себя избиение различных противников. Большую часть времени вы проводите, обрушивая свой гнев на однообразных врагов и разбивая барьеры и панели управления, за которыми скрываются комнаты с такими же унылыми противниками. Вся сложность игры заключалась в том, что бить нужно было с невероятной точностью, чтобы все-таки попасть по своей цели.
Анимации получились такими же рваными, как и всё остальное, и временами больше походили не на компьютерную игру, а на презентацию PowerPoint. Так что если вы хотите почувствовать себя Халком, то обойдите The Pantheon Saga стороной и сыграйте в Ultimate Destruction.
Spawn: The Eternal (1997)
Спаун Тодда Макфарлейна выглядит идеальным персонажем для компьютерных игр, но его многочисленны адаптации в гейминге оставляют желать лучшего. Хуже всего вышла Spawn: The Eternal. Даже для своего времени ужасные текстуры и анимации этой игры выглядели безобразно. Геймплей ограничивался поверхностным осмотром местности и нелепыми однообразными боями.
Одно из самых странных решений в игре всплывало каждый раз, когда вы с кем-то сражались. Тогда игровая камера переключалась с вида сзади на боковой план в духе горизонтального файтинга. Заодно менялось и управление. Никаких предупреждений при этом не было, поэтому бой начинался с того, что новые или неподготовленные игроки принимались беспорядочно приседать или прижимались к краю экрана.
Это было болезненное испытание, которое нельзя пожелать даже заклятому врагу. Хотя стоит признать, что в игре всё же был крутой момент, когда можно было вырвать руку противника и избить его оторванной конечностью. Ходят слухи, что если поставить диск для PS1 в обычный проигрыватель компакт-дисков, то запустится продолжительное интервью с Тоддом Макфарлейном. Возможно, правильнее было записать на него открытые и честные извинения разработчиков и инструкции по возврату потраченных денег.
Iron Man 2 (2010)
Герои Marvel давно не получают такие же высокобюджетные релизы, как раньше. Несмотря на популярность кинематографичной вселенной Marvel, в последнее время по ней выходит очень немного геймерских продуктов, если не считать игры LEGO и free-to-play игры для смартфонов.
Первая фаза еще получила несколько адаптаций вроде недооцененной Captain America: Super Soldier, но переломным моментом определенно стал Iron Man 2 от Sega. Критики по-прежнему спорят, была ли первая игра Iron Man хуже или лучше этой поделки, но все они сходятся во мнении, что ни одна игра не вышла особенно хорошо.
Тут на лицо все признаки поспешно выпущенного довеска к художественному фильму. Игра кишела глюками, в том числе и броскими вылетающими текстурами, и впечатление было такое, будто это техническое демо для более масштабного и проработанного проекта. Можно было играть либо за Железного человека, либо за Воителя, но разницы между ними практически не было.
Еще в игре присутствовала скучная боевка, которая заставляла вас драться с одними и теми же врагами снова и снова. Надеемся, что вам нравится уклоняться от самонаводящихся ракет, потому что здесь на это уйдет львиная доля вашего времени. Судя по Spider-Man для PS4, Marvel хотят вернуться на рынок ААА-игр, так что хочется верить, что Железный человек тоже получит игру, которую он заслуживает.
Fantastic Four (1997)
Сложно выразить словами, насколько плоха Fantastic Four 1997-го года без того, чтобы заставить вас сесть и сыграть в нее. Разработчики из Acclaim сделали игру в жанре beat-em-up скроллера в духе Golden Axe и Streets of Rage. Решение странное, но оно могло бы сработать, если бы не заторможенный геймплей, из-за которого каждый удар казался обузой.
Игроки могли управлять любым членом марвеловской Первой семьи или Женщиной-Халком, но несмотря на пару отличающихся приемов, это была всё та же отвратная игра с разными комковатыми пикселями посередине. Еще у проекта была любопытная особенность: во время частых и продолжительных экранов загрузки можно было сыграть в мини-игру с гонками на реактивных машинах.
Когда ваша мини-игра выходит интереснее основной игры, то вы понимаете, что что-то пошло сильно не так. Даже в те времена обозреватели не стеснялись называть Fantastic Four одной из худших игр в истории гейминга, и с годами эта репутация только усилилась.
The Crow: City Of Angels (1997)
Да, 1997-й был жутким годом для игр о супергероях. Жаль, что единственной игрой о Вороне была эта мерзость. The Crow: City of Angels – это свободная адаптация убогого фильма 1996-го года. Вместо Эрика Дрэйвина вы играете за скучного Эша Корвена. Цель игры проста: ходить и сражаться. Но это только в теории. На практике и хождение, и сражения представляют немалые трудности. Игра использует «танковое» управление Resident Evil, но получается у нее куда хуже. Ракурсы камеры меняются по прихоти судьбы, так что значимую часть вашего времени займет поиск Корвена на экране.
Что касается боевой системы, то тут остается только вздохнуть. Вы знаете несколько неплохих приемов из репертуара боевых искусств, но вам сильно повезет, если ваши удары достигнут цели. Виной тому неуклюжее управление и упрямая камера, которые позаботятся о том, чтобы вы не получили ни грамма удовольствия.
Еще игра отвратительно определяет попадания, так что даже если звезды сойдутся, и вы не только повернетесь к противнику лицом, но и его ударите, то ваши руки и ноги могут пройти сквозь него, не причинив никакого урона. Звучит весело, не так ли?
The Uncanny X-Men (1989)
Uncanny X-Men от LJN, также известная как Люди Икс Marvel для Nintendo Entertainment System – это невыносимая игра, достойная десяти упоминаний в нашем списке. Это экшн-игра с видом сверху, в которой вы продираетесь через уровни в качестве одного из шести Людей Икс.
Тут можно смотреть сквозь пальцы на неприглядную графику и громоздкое управление – главные проблемы игры проистекают из непостижимых дизайнерских решений, которые превращают игровой процесс в болезненное испытание. Противники никак не относятся к Людям Икс, если, конечно, мы не пропустили серию комиксов, в которой могучие мутанты под руководством профессора Ксавьера сражаются с бесконечными ордами роботов, сороконожек, пауков и мышей.
Позднее эти разработчики выпустили не менее ужасную игру про Росомаху, в которой прослеживалась та же раздражающая и непостижимая проблема, что и в Uncanny X-Men: пользоваться любыми способностями можно, только пожертвовав своим здоровьем. Так что вы не можете спокойно разрывать противников когтями или свободно телепортироваться за Ночного Змея, ведь это закончится вашей смертью.
Какой вообще смысл в игре про Людей Икс, которая постоянно отбивает желание пользоваться крутыми мутировавшими способностями? Права на адаптацию были потрачены совершенно впустую.
Aquaman: Battle For Atlantis (2003)
Когда речь идет о широкой публике, то у бедного Аквамена небольшие имиджевые проблемы. Как сам персонаж, так и его не слишком впечатляющие способности долгое время были объектом насмешек. И хлипкое, незавершенное недоразумение в лице Aquaman: Battle for Atlantis явно сыграло не в пользу героя.
Геймплей сводился к плаванию в пустоватом океане, сражениям с дайверами и обезвреживанию мин. Больше всего игровой процесс походит на печально известный Superman 64, но эта игра ужасна по-своему. На размытую графику сложно смотреть, обрывистый звук режет слух, а скучный сюжет не только не озвучен, но и рассказан при помощи статичных скриншотов. Battle for Atlantis выпустили как бюджетную игру, но, даже принимая это во внимания, сложно представить, что кто-то вообще потратил на нее деньги.
Batman: Dark Tomorrow (2003)
До выхода полюбившихся критикам Arkham Asylum и Arkham City у Темного рыцаря тоже было не всё гладко в сфере компьютерных игр. Так, в 2003-м году разработчики из HotGen объединились с Kemco и выпустили Batman: Dark Tomorrow для Xbox и Gamecube.
Для своего времени здесь была неплохая графика, но в остальном у игры были все признаки скверной поделки. Управление было отвратительным, камера выбирала странные и сбивающие с толку ракурсы, а игровой процесс просто не доставлял удовольствия. Сложно вообразить себя страшной летучей мышью, если вы постоянно вбегаете в стены или срываетесь с крыш.
Когда игру впервые показали на выставке E3 2001, то игрокам обещали возможность исследовать открытый мир Готэма. Но вмешались задержки и бюджетные ограничения, и Dark Tomorrow получилась линейным отражением худших тенденций игрового дизайна. Вышло так плохо, что Electronic Gaming Monthly наградила игру званием «Позор месяца», а версию игры для PlayStation 2 попросту отменили.
Batman Beyond: Return Of The Joker (2000)
Не следует путать эту поделку с куда более проработанной Batman: Return of the Joker для NES и Sega Genesis. Batman Beyond, вероятно, худшая игра о Бэтмене в истории гейминга. Почему? По тем же причинам, что подкосили большую часть других игр этого списка.
Это унылый, постный beat-em-up с неуклюжим управлением и спорными дизайнерскими решениями, которые, похоже, пытались причинить игроку как можно больше боли и страданий. Игрок принимает роль Тэрри МакГинниса, непослушного подростка, надевшего плащ Бэтмена, когда Брюс Уэйн стал слишком стар, чтобы вершить уличное правосудие.
В качестве Бэтмена МакГиннис бродит туда-сюда по однообразным коридорам в поисках бандитов, которых нужно избить, и ключей, которыми можно открыть новые коридоры с такими же бандитами (или роботами). Это описание точно передает всю унылость геймплея. Единственная интересная механика – возможность выбрать до начала миссии костюм с уникальными способностями. Но вскоре вы понимаете, что выбор костюма практически не нарушает окружающее вас серое однообразие и почти никак не влияет на игровой процесс.
Честно говоря, Return of the Joker не сильно отличается от той же Dark Tomorrow. Поэтому решающим доводом стало то, что эта игра опорочила доброе имя по-настоящему хорошего анимационного фильма, который лег в основу сюжета.
Superman: The New Adventures Aka Superman 64 (1999)
Мы все понимали, к чему всё идет. Ведь Superman 64 – это не просто одна из худших игр про супергероев, но и одна из худших игр в целом, так что она просто должна была попасть в этот список. Эта игра эпично плоха. Поделка Titus Software о супермене так катастрофически ужасна, что она стала образчиком игры, в которой не получилось всё, что только могло не получиться.
По «сюжету» игры Лекс Лютор запирает вас – Супермена – в виртуальной версии Метрополиса и заставляет выполнять идиотские поручения вроде полета сквозь разноцветные кольца или поиска выхода в лабиринте. Если этого мало, чтобы ваше сердце забилось быстрее, то представьте, что управлять Суперменом так же легко, как перегруженной магазинной тележкой. Еще игра выглядит так мутно и плохо, что сложно понять, где что находится и что вообще следует делать.
По словам продюсера игры Эрика Каена, многие ограничения – например, виртуальная реальность в качестве сеттинга – появились потому, что DC Comics и Warner Bros. не хотели, чтобы Супермен бил «настоящих» людей. Но какими бы оправданиями он ни прикрывался, горькая правда в том, что Superman 64 заслуживает звание худшей игры о супергерое в истории гейминга. Хочется верить, что в ближайшее время это достижение никто не переплюнет.
Потратили с трудом заработанные деньги на какой-то другой супергеройский провал? Поделитесь своей историей в комментариях!