GameСube, четвёртой домашней консоли, исполнилось уже более 15 лет, а потому пора освежить воспоминания и пройтись по довольно длинному списку прекрасных игр, выходивших на данной платформе. Несмотря на то, что GameCube была не такой амбициозной, как PS2 от Sony, и явно уступала по мощностям Xbox Microsoft, миниатюрная консоль от Nintendo с её стильными компакт-дисками стала домом для огромной коллекции уникальных проектов, заслуживших всеобщее признание.
Мы надеемся, что Nintendo однажды решит перенести все классические игры для Gamecube на Switch при помощи новой версии Virtual Console, о чём уже ходили слухи в 2016 году, намекавшие на то, что нам пора готовиться к переизданиям Super Mario Sunshine, Luigi’s Mansion и Super Smash Bros. А пока все эти игры проходят процесс тестирования, можно утешить себя тем, что у нас есть возможность играть на консоли Switch при помощи контроллеров от GameCube.
GameCube никогда нельзя было упрекнуть в низком качестве игр – здесь выходили лучшие части Zelda, Metroid и Resident Evil, а также масса оригинальных тайтлов. Итак, пора перейти к списку из 25 лучших игр для GameCube всех времён.
25. Super Mario Strikers
Марио и его друзья успели стать мастерами, пожалуй, всех видов спорта – за свою долгую историю они покорили теннис, гольф, баскетбол, бейсбол, гонки, сохраняя при этом атмосферу дружелюбных соревнований. Но всё изменилось, когда жители Грибного королевства решили освоить футбол. Соревнования стали заметно более напряжёнными и агрессивными, чем мы привыкли видеть.
Очень странно наблюдать за тем, как, например, Марио толкает Пич прямо на электрическую ограду, совершенно не стесняясь своего неспортивного поведения. Именно из-за этого Strikers заметно выделяется на фоне остальных проектов из серии, однако геймплей здесь остаётся таким же простым и увлекательным, как раньше. Если вы не против смеси футбола и мультяшного насилия, то игра обязательно должна приглянуться вам.
24. Skies of Arcadia Legends
Skies of Arcadia считается одной из ведущие RPG на Dreamcast. Вы с первых же минут влюбитесь в Вайса и его команду Синих Пиратов, сражающихся против злой Империи Валуа. После того, как выпуск Dreamcast был прекращён, Sega решила перенесети эту RPG на GameCube, дав ей название Skies of Arcadia Legends.
Эпические битвы в подземельях остались такими же захватывающим, система изучения мира по-прежнему радует (тем более, что локаций стало больше!), равно как и боевые механики. Legends – это всё та же игра, полюбившаяся обладателям Dreamcast, но с парочкой интересных нововведений. Если вы любите RPG и по какой-то причине пропустили первый релиз Skies of Arcadia, то теперь вы просто обязаны наверстать упущенное.
23. Ikaruga
Во времена, когда игры жанра shoot-’em-up начали выходить из моды, никто не ожидал увидеть настолько красочный и увлекательный проект. Одной из главных особенностей игры была механика цвета – вы могли покрасить корабль либо в чёрный, либо в белый цвет. Один из них поглощал урон от пуль того же цвета и позволял накапливать энергию для того, чтобы затем уничтожить всех противников на экране за секунду, а второй увеличивал наносимый вами урон вдвое.
На практике всё это сводится к бесконечному потоку чёрно-белых пуль на экране, который поистине завораживает. И, несмотря на беспорядочность всего происходящего, вы довольно легко будете ориентироваться в нём. Со стороны Ikaruga и вовсе выглядит как настоящее произведение искусства.
К сожалению, игра не стала особо популярной в момент своего релиза, однако со временем всё же приобрела культовый статус. Настоящие знатоки жанра навсегда запомнят этот проект и его причудливый аналог для Sega Saturn (Radiant Silvergun) как непревзойдённые образцы shoot-’em-up.
22. Beyond Good and Evil
Фрэнк Уэст может отправляться на покой. Джейд, главная героиня игры, тоже работает фотожурналистом и явно превосходит Фрэнка в этом. Beyond Good and Evil уже давно стала культовой среди геймеров, благодаря чему анонс сиквела на E3 2017 стал едва ли не главной новостью выставки.
В игре прекрасно всё без исключения: сценарий, персонажи, история, графика… и этот список можно продолжать до бесконечности. Именно поэтому миллионы геймеров с нетерпением ждут релиза продолжения. Мы, кстати в их числе. Ubisoft, мы чертовски соскучились по Джейд.
21. TimeSplitters: Future Perfect
Мы часто проходим серьёзные игры в редакции GR+, а потому любим расслабляться за весёлыми и ни на что не претендующими проектами. TimeSplitters: Future Perfect является как раз одной из таких игр, которые подкупают полным отсутствие мрачных тонов, отличным юмором и безумной атмосферой.
Future Perfect является одним из немногих представителей жанра шутеров на данной платформе. Динамичный экшн в игре плотно смешан с высококлассным юмором, что никого не оставит равнодушным. Ведь игры ради веселья и создаются, не так ли?
20. Fire Emblem: Path of Radiance
Серия Fire Emblem считается одной из самых нишевых франшиз Nintendo – эта пошаговая RPG выходила ещё во времена японской версии NES, Famicom. Казалось, что она так и не доберётся до Америки, но благодаря популярности персонажей Fire Emblem, появившихся в Smash Bros., игре решили придать интернациональный статус. В итоге западные геймеры получили то, что полюбилось японским фанатам, хотя на деле далеко не каждый обладатель GameCube оценил эту игру по достоинству.
Пошаговый экшн с упором на прокачку героев выглядел не особо впечатляюще по тем временам, учитывая крошечную кару и персонажей. К счастью, внешний вид был не самой важной частью игры, а её главным достоинством был традиционный стратегический геймплей. И, стоит признать, было приятно увидеть игру от Nintendo, которая не вела тебя за ручку по уровням, а заставляла пораскинуть мозгами.
Высокая сложность задач, перманентная смерть членов отряда и незабываемая атмосфера – всё это надолго откладывалось в памяти у тех, кому всё-таки удавалось пройти игру до конца.
19. Luigi’s Mansion
Луиджи и его сольный проект для GameCube под названием Luigi’s Mansion долгое время незаслуженно оставались в тени более успешных тайтлов. И хотя это было объективно не лучшая стартовая игра в истории консолей Nintendo, а также не настолько революционная, как легендарный платформер про Марио, жутковатое приключение Луиджи определённо заслуживало признания игровой общественности.
Трусливый Луиджи оказывался запертым в огромном особняке с привидениями и для того, чтобы спасти Марио, ему необходимо было преодолеть все свои страхи и отправиться на охоту за призраками, используя модифицированный пылесос. Перед нами был хоррор для всей семьи, задавший новое направление развития проектов от Nintendo, и, что важно, эксперимент оказался удачным. Если вам не довелось поиграть в Luigi’s Mansion в год релиза игры, то почему бы не пройти её сейчас?
18. Tales of Symphonia
Для того, чтобы интересно подать бредовый сюжет, требуется талант. И его у создателей Symphonia было в избытке. Местная история вызывает много вопросов, однако персонажи получились настолько живыми и харизматичными, что на проблемы сюжета попросту закрываешь глаза. Ллойд, главный герой, предсказуемо наивен, но это отлично компенсируется беззаботностью его подруги Колетт, цинизмом наставника Рэйна и боевым опытом мечника Кратоса. Вы и сами не заметите, как полюбите этих героев.
А ещё важнее сражения в игре. Во время битв вы будете управлять Ллойдом, который безо всяких проблем готов шинковать врагов своими мечами. Symphonia – это одна из тех редких RPG, в которых каждый бой выглядит действительно интересно. Со временем вы начнёте умышленно бегать за врагами, чтобы провернуть впечатляющее комбо, и заучивать новые специальные атаки, которые повысят вашу смертоносность. Добавьте сюда приятную графику в стиле аниме и получите игру, которая увлечёт вас на десятки часов.
17. Mario Kart: Double Dash
Double Dash не стала революционной частью франшизы Mario Kart, как многие на то надеялись, однако внесла в игровой процесс ряд значительных изменений. Выбор персонажей и машин сильно впечатлял, равно как и новое оружие вкупе с уже имеющимися классическими видами. Отдельного упоминания заслуживают местные трассы.
Wario Colosseum с её резкими поворотами и массой препятствий, казалось, длилась целую вечность, несмотря на то, проехать по ней надо было всего лишь два круга, а Baby Park, её полная противоположность, заканчивалась всего за пару минут – и это с учётом того, что на этой трассе надо было проехать аж семь кругов.
Разумеется, главным компонентом игры был мультиплеер, в котором проявлялся креатив авторов Double Dash. Два игрока могли управлять одной машиной во время гонок: один сидел за рулём, а второй подбирал и активировал различные бонусы. Стоит ли говорить, что подобный подход пришёлся по вкусу большинству фанатов Марио?
Ни один заезд не обходился без выкриков в духе: «Активируй золотой гриб, чего ты ждёшь?!» или «Боже мой, объезжай банановую кожуру!». У многих поклонников серии эта игра по-прежнему остаётся любимой частью франшизы, особенно на фоне откровенно слабых последних частей.
16. Super Monkey Ball
Некоторые игры настолько хороши, что, оглядываясь назад, кажется, что они всегда были с нами. Это можно сказать про Super Monkey Ball, которая вышла вместе с самой приставкой GameCube и моментально завоевала сердца фанатов. Суть игры проста: у вас есть шар с мартышкой внутри. Уровни состоят из лабиринтов и платформ, падение с которых означает смерть. Если вам удастся добраться до конца лабиринта, вы выигрываете. Главный нюанс же заключается в том, что вы не управляли шаром, а наклоняли мир.
Секрет успеха Super Monkey Ball заключался в невероятно удобном управлении и практически идеальной физике объектов. Игра стала доказательством того, что даже на самой простой идее можно построить крайне увлекательный геймплей. К слову, милые мартышки всё делают лучше. У этого правила нет исключений.
15. Super Mario Sunshine
Базовые концепции игры не сильно изменились со времён Mario 64 для Nintendo 64, однако данный проект на полную катушку использовал возможности GameCube, чтобы разнообразить уровни. По сюжету Марио отправляется в отпуск на тропический остров, где оказывается в самом центре неприятностей, связанных с Баузером, и пытается помешать ему.
Герой получает новый рюкзак, стреляющий водой, который можно использовать для передвижения по уровням и стрельбы по удалённым предметам. Собственно, на этом и строится геймплей – расчищаем дорогу, перелетаем с одной платформы на другую и атакуем врагов водяными залпами.
Игра также отдаёт дань уважения классики, предлагая нам пройти линейные бонусные уровни без рюкзака, выполненные в стиле старых сайдскроллеров. Смотрится это просто потрясающе.
14. Viewtiful Joe
Viewtiful Joe, вышедшая на GameCube, стала первым представителем нового поколения 2D-экшнов. Геймплей игры нельзя было назвать чем-то выдающимся, однако невероятно стильные уровни и харизматичный главный герой Джо обеспечили проекту мировую популярность. Capcom быстро воспользовалась ситуацией и начала активно развивать франшизу, выпустив сразу четыре игры и мультсериал в течении следующих двух лет.
Игра радовала не только своим внешним видом; сражения здесь сильно отличались от других представителей жанра. Джо мог буквально управлять временем, уклоняясь от вражеских атак и изящно добивая их зрелищными приёмами в стиле «Матрицы». В такие моменты многие из нас начинали всерьёз считать, что GameCube была самой крутой приставкой на планете.
13. Metal Gear Solid: The Twin Snakes
Берём величайшую игру поколения PS, добавляем в неё графику нового поколения и шикарные геймплейные особеннности из сиквела для PS2 – и перед нами живая классика. Twin Snakes, созданная канадской студией Silicon Knights, запомнилась нам новыми катсценами, поставленными японским режиссёром Рюхэем Китамурой («Противостояние», «Годзилла: Финальные войны»), а также массой свежих элементов, призванных впечатлить как новичков, так и давних поклонников серии.
Но в центре находилась всё та же история о войне, смерти, любви и предательстве, сделавшая Metal Gear Solid международным феноменом. Солид Снейк остался таким же харизматичным, Мерил – персонажем с такой же трагичной судьбой, а все боссы не растеряли своей человечности, из-за чего их зачастую даже не хочется убивать.
Некоторые из сцен, явно вдохновлённые «Матрицей», по нынешним меркам выглядят нелепо, однако превосходный стелс-экшн, представленный в Twin Snakes, до сих пор остаётся в числе лучших среди всего, что можно найти на Cube и других платформах.
12. Pikmin 2
В первой Pikmin забавные и увлекательные приключения милых пикминов были ограничены 30 игровыми днями. Pikmin 2 избавляется этих рамок, позволяя нам погрузиться в красочный мир Pikmin на любое время. Во второй части также появляются новые разновидности пикминов – к примеру, фиолетовый пикмин с мощными атаками, и белый пикмин, способный отравлять врагов.
Более того, теперь у нас есть два капитана, Олимар и Луи, которые могут управлять пикминами отдельно друго от друга. Эти небольшие нововведения открыли перед нами бесконечные возможности прохождения, благодаря чему Pikmin 2 заслуженно стала классикой игровой библиотеки Nintendo.
11. Paper Mario: The Thousand Year Door
Если бы составляли список самых очаровательных игр платформы, то данный проект занял бы первое место. На первый взгляд кажется, что перед нами наследник типичных проектов для N64, однако после нескольких часов игры начинаешь подмечать различные мелочи, которые оживляют игровой мир. Минималистичный подход позволил разработчикам создать причудливое окружение и наделить Марио нестандартными возможностями. К примеру, он может превращаться в бумажный самолётик, чтобы перелетать через пропасти, или сжиматься в тонкую полоску, чтобы протиснуться в узкий проход.
Большинство уровней пусть и выглядят как 3D, но на деле являются традиционными для серии 2D-локациями. И интересно то, что вы можете изменять внешний вид этих локаций, нажимая соответствующие рычаги. Некоторые из них отвечают за открытие проходов, другие же позволяют возводить лестницы – и всё это в бумажном стиле.
Перед нами уникальная в своём роде игра, которая удивляет своим подходом к прорисовке мира и жителей Грибного королевства. А отдельного внимания заслуживает боевая система с занятной механикой – если вовремя нажимать нужные кнопки, то вы практически не будете получать урона от противников. Более того, локализация игры является образцовой – чего стоит только отличный юмор во вступительных титрах.
10. F-Zero GX
Чистая и бескомпромиссная скорость. Одно дело, когда гоночная игра позволяет прокатиться на спорткаре со скоростью 250 км/ч, и совсем другое, когда вы летите по трассе на скорости 2000 км/ч, тогда как 29 ваших соперников пытаются отправить вас в затяжной полёт… причём выглядит всё это крайне убедительно. Даже учитывая тот факт, что на экране происходит чистый хаос, F-Zero GX удаётся создать у нас чувство присутствия. Это самая быстрая игра на данной платформе, не говоря уже о шикарной графике, которая даже по современным меркам выглядит крайне конкурентоспособно. Сами же гонки настолько напряжённые, что невозможно отвести взгляд от экрана ни на секунду.
Сложность F-Zero GX растёт с каждой новой гонкой, а ближе к середине игры одна-единственная ошибка будет приводить к перезапуску заезда. Стоит только на долю секунды потерять контроль, как мимо вас пронесётся около 20 болидов, оставляя без малейшего шанса на победу.
Именно сложность F-Zero GX позволила стать проекту настолько популярным, так как ни одна игра на этой приставке не предлагала настолько же суровых испытаний. Поэтому прохождение игры можно назвать настоящим подвигом для любого геймера. Добавьте сюда возможность кастомизации болидов и в итоге получите проект, который одинаково понравится любителям гонок и фанатам хардкорных игр.
9. Eternal Darkness: Sanity’s Requiem
Сильно вдохновлённая классическими работами Г.Ф. Лавкрафта, Eternal Darkness повествует о бесконечной схватке с пришельцами, растянутой на тысячелетия, где нам предстоит управлять десятком различных героев. Исследуйте заброшенные руины в роли беглого раба из Камбоджи; раскройте мрачный секрет старого собора в роли французского священника; и сразитесь с ужасными созданиями в роли канадского пожарного. Разумеется, всё это приправлено гнетущей атмосферой.
Прелесть Eternal Darkness заключается в том, что игре не нужны дешёвые трюки, вроде выпрыгивающих из-за угла монстров. Ей куда больше нравиться давить на вас в психологическом плане. Вы можете зайти в комнату, остаться без головы, а затем моментально перенестись в коридор, в котором вы стояли пару секунд назад.
Размеры вашего тела могут изменяться без вашего ведома. Пол и потолок могут внезапно поменяться местами. В вашей голове могут внезапно зазвучать странные голоса. В такие моменты мы вместе с героями становимся всё ближе к безумию. Реальны ли демоны или это просто мы сошли с ума? Вполне возможно, что и то, и другое.
8. Animal Crossing
В Animal Crossing не происходит ничего особенного. Как и в реальной жизни, мы покупаем дом, устраиваемся на работу, ходим в гости к друзьям, отмечаем праздники и становимся жертвами жадных капиталистов вроде Тома Нука. Серьёзно, ничего выдающегося. Тогда зачем играть в эту игру? Потому что, в отличие от реальной жизни, в центре Animal Crossing стоит упор на свободу действий и релаксацию.
Ваш обычный игровой день будет проходить за рыбалкой, поиском редких бабочек и общением с соседями за чашкой кофе. Самой важной миссией может оказаться доставка письма от добродушного кота ещё более добродушной собаке. Это успокаивающее средство от стресса реального мира… не говоря уже о стрессе от более жестоких видеоигр.
Здесь нет раздражающих эпизодов, которые можно пройти только с сотого раза, а надоесть вам может разве что Нук, постоянно пытающийся стрясти как можно больше денег.
7. Soulcalibur II
Оригинальная Soulcalibur для Dreamcast показала нам, насколько красивым и увлекательным может быть 3D-файтинг. Казалось бы, улучшить эту формулу уже нельзя, однако Namco вывела её на новый уровень, выпустив потрясающий сиквел. Один лишь синглплеер достоин того, чтобы провести в нём несколько часов и познакомиться с новыми персонажами, а затем и сразиться с ними, используя массу новых приёмов и оружия.
Но ещё интереснее то, что Namco включила в игру особых персонажей для каждой консоли. К примеру, версия для PS2 получила Хэйхати из Tekken, а американская приставка Xbox обзавелась комиксным героем Спауном. Но ни один из них не мог конкурировать с героем серии Zelda Линком.
Разработчики представили нам самую детализированную версию персонажа на то время с прекрасной хореографией боёв и уймой специальных способностей (берегитесь его бомб!). Суммируя вышесказанное, версия для GameCube получилась однозначно лучшей из имеющихся и заметно усилила библиотеку проектов для данной платформы.
6. Star Wars Rogue Leader
Что может быть лучше, чем перестрелки истребителей TIE и X-Wing? Разве что их перестрелки на новенькой консоли GameCube. Rogue Leader стала первой игрой для GameCube, продемонстрировавшей все возможности приставки Nintendo и совместившей ураганый экшн с потрясающей графикой.
От нападения на первую Звезду Смерти до финальной Битвы за Эндор – в Rogue Leader представлены все ключевые сражения саги, в которых участвую лучшие пилоты Империи. Миссии радуют своим разнообразием, а окружение постоянно удивляет детализацией проработки. Если вспоминать все симуляторы космических сражений по вселенной «Звёздных войн», выпущенные на консолях, то эта игра однозначно является лучшей из всех, что говорит о многом.
5. Prince of Persia: The Sands of Time
Когда было объявлено, что Prince of Persia, бессмертная видеоигровая классика, получит перезапуск, многие выражали беспокойство. В конце концов, шанс того, что новый проект окажется слабее предшественника, были довольно велики. Однако Ubisoft удалось совершить прорыв, и Prince of Persia: The Sands of Time моментально превратилась в хит. В основе геймплея Sands of Time стояла акробатика и трюки, что раньше редко встречалось в экшнах подобного типа.
Новый Принц мог бегать по стенам и перепрыгивать через препятствия на уровнях. А если вы падали в какую-нибудь яму, вы могли использовать силу Песков Времени, чтобы исправить свои ошибки. Sands of Time вновь сделала Принца актуальным, познакомив новое поколение геймеров с бессмертной франшизой.
4. Super Smash Bros. Melee
Всемирно известные персонажи, детально проработанные арены и сражения до последнего выжившего – как такое может не понравиться? Марио против Линка против Самус против Баузера, и всё это на тщательно воссозданном первом уровне из Super Mario Bros. Настоящая потасовка мечты. Сам же геймплей был простым, но увлекательным, а освоиться здесь могли даже пятилетние дети, благодаря чему игра и обрела свою популярность.
В игре имелся и режим приключений, где использовались всё те же приёмы и сайдскроллинговые элементы, идеально работающие на создание запоминающихся моментов. Не обошлось, конечно же, и без коллекционных предметов, как и в любой другой игре от Nintendo. Melee стала самой продаваемой игрой для GameCube и получила массу положительных отзывов как от критиков, так и от обычных геймеров. Несмотря на то, что сиквел для Wii под названием Brawl улучшил многие черты оригинала, многие фанаты отдают своё предпочтение оригиналу.
3. Resident Evil 4
Resident Evil 4 совмещает экшн и элементы хоррора в идеальном темпе. Брутальные перестрелки, схватки и интерактивные катсцены с отменной графикой совмещали в себе всё лучшее, что могли предложить консоли последнего поколения. В отличие от предыдущих частей RE, в этот раз авторы не поскупились на оружие и боеприпасы, а также добавили элементы ближнего боя, которые оказались весьма полезными в многочисленных столкновениях с толпами врагов.
RE4 достаточно сложна, но её мрачная атмосфера и насыщенный кинематографичный экшн захватывают с первых же секунд. Здесь вы будете умирать, причем довольно часто и не самыми очевидными способами (остерегайтесь парней с бензопилами), но это лишь подстегнёт вас проходить игру дальше. Если не верите, запустите её минут на 15 и оцените вступительный эпизод с баррикадированием от разъярённой толпы в доме. Сможете ли вы отказаться от игры, генерирующей настолько адреналиновые сценки?
2. Metroid Prime
У многих были сомнения касательно качества первого 3D-приключения Самус, но все они развеялись в первые же пять минут игры. Почему? Начнём с того, что новая планета Самус выглядела достаточно реалистично с её несимметричными пещерами и разбросанными в произвольном порядке деревьями. Разработчикам из Retro Studios удалось вдохнуть во франшизу новую жизнь, совместив головоломку с шутером от первого лица.
Новый угол обзора выглядел довольно уместно и способствовал погружению в игру. Мы действительно чувствовали, что находимся на месте главной героини, испытывая ту же клаустрофобию в промежутках между контрольными точками, что и она. Если говорить вкратце, это образцовый перезапуск франшизы.
1. The Legend of Zelda: The Wind Waker
Все, кто жалуется на однотипность игр серии Zelda, явно не видели Wind Waker (хотя HD-ремейк для Wii U должен был исправить это), так как в данной части разработчики пошли на огромный риск, буквально перевернув целый игровой мир. Яркий и красочный диснеевский стиль графики никогда не устареет – он и сегодня смотрится всё так же живо и приятно. В этой части бескрайние зелёные леса уступили место бескрайнему голубому океану, а вместо лошади герой передвигался уже на лодке.
И, наконец, Линк превратился из взрослого парня в коротышку, но при этом основные черты его характера остались нетронутыми, а его обновлённая мимика странным образом сделала его более привлекательным для игроков. Не сопереживать ему попросту невозможно – вспомните хотя бы сцену, в которой он прощается со своей бабушкой.
Готовы отправиться ещё дальше в прошлое? Оцените нашу подборку лучших игр для SNES 16-битной эпохи.