Лучшие игры-головоломки

Из всех классических жанров игр для ПК головоломки являются настоящими старожилами.
Из всех классических жанров игр для ПК головоломки являются настоящими старожилами.

Однако в данном списке мы постарались отобрать лучших представителей жанра не за всё время существования игровой индустрии, а только те, что вышли относительно недавно (в противном случае подборка была бы в несколько раз длиннее).

Мы руководствовались довольно строгими критериями. Надеемся, что вы найдёте здесь игры, которые вы ещё не проходили и которые проверят вашу сообразительность и умение решать задачи, используя нестандартный подход. Именно поэтому здесь отсутствуют такие проекты, как Peggle, который сложно назвать головоломкой, и Tetris, где геймплей весьма однообразен.

Нам было интересно собрать игры, заставляющие хорошенько напрячь извилины и получить удовольствие от решения креативных задач. Данный список будет пополняться по мере выхода новых проектов (или если мы решим, что какие-нибудь из старых игр всё же достойны упоминания).

Kami

Правила Kami просты: кликаем на любой одноцветный узор, чтобы изменить его цвет, и пытаемся добиться того, чтобы всё игровое поле в итоге перекрасилось в один цвет за как можно меньшее количество ходов. Базовая техника заключается в объединении крупных областей игрового поля, окружающих маленькие островки отдельных цветов, чтобы в результате получить одноцветное поле.

Принцип довольно прямолинеен, но здесь необходимо продумывать свои действия на несколько шагов вперёд, а первое же задание после завершения тренировки способно поставить в тупик. Тем не менее, решать задачи здесь крайне приятно, равно как и смотреть на то, как разворачиваются бумажные фигуры на экране. Стоит отметить и расслабляющую музыку, благодаря которой игра превращается в отличный вечер провести время за чашечкой кофе после обеда.

Единственная проблема Kami – это ограниченное количество ежедневных подсказок. На мобильных устройствах вы можете покупать их, но на ПК (игра продаётся в Steam за разумные 4/2.79 долларов) микротранзакции отсутствуют. Если у вас закончатся ежедневные подсказки, то придётся ждать следующего дня, так как подсказки здесь очень важны. Наткнувшись на особо сложный паззл и получив намёк на первый ход, вы можете самостоятельно додумать решение, не испытывая при этом чувства, что вы сжульничали.

Kami попала в наш список, несмотря на указанные проблемы. В конце концов, их можно обойти: если у вас кончились подсказки, можно просто поменять дату в своей ОС и моментально получить новые.

Lyne

Lyne – это ещё одна мультиплатформенная игра, достойная внимания. Здесь практически не бывает ситуаций, ставящих вас в тупик до момента озарения – в этой игре вы постоянно меняете фигуры на игровом поле, пока не добьётесь верной последовательности. Принцип проекта заключается в следующем: на экране находится несколько фигур, которые необходимо соединить. Соединять можно только фигуры одного типа, а линии не должны пересекаться.

Как видно на скриншоте, в результате получаются зизгзагообразные конструкции без единого пересечения линий. Порой условия головоломок бывают довольно трудными, но каждая из задач вполне решаема. Неплохой способ потратить 3 или 2 доллара в Steam.

SpaceChem

SpaceChem – это игра о создании молекул, однако вам не потребуются глубокие познания в химии для решения задач. В этом вся прелесть проектов от Zachtronics Industries — к примеру, TIS-100, головоломка с использованием языка программирования, крайне дружелюбна для всех, кто далёк от этой области.
В SpaceChem вы создаёте последовательность действий – своеобразные инструкции по созданию молекул.

Как и в игре Infinifactory, создавать паттерны и наблюдать за тем, как они реализовываются на ваших глазах, это настоящее удовольствие. Но рано или поздно уровни в SpaceChem становятся действительно сложными, поэтому запаситесь терпением и выдержкой. Цена в Steam составляет 10/7 долларов.

The Swapper

Основная механика в The Swapper (цена в Steam – 15/12 долларов) заключается в создании клонов основного персонажа в точках, находящихся в вашем поле зрения, и переключения между созданными клонами. Клоны повторяют все действия вашего персонажа, независимо от своего местоположения. Допустим, если вы создадите клона на платформе над собой и сделаете пару шагов вперёд, то этот клон свалится с платформы, ломая себе шею с характерным хрустом.

Головоломки основаны на преодолении препятствий (различные переключатели и источники света, мешающие созданию клонов), но сам геймплей по ходу игры остаётся прежним. Вы с самого начала получаете все доступные приёмы, и если вы быстро освоитесь, то сможете довольно быстро пронестись по ранним уровням игры.

Объекты и окружение являют собой оцифрованные модели из глины, а потому игра имеет невероятную полуреалистичную эстетику: заброшенная космическая станция из The Swapper выглядит так, словно вы можете сами дотронуться до объектов на экране. Помимо отличного геймплея игра радует и неплохим сценарием, в котором исследуется непростая тема – кого можно называть живым человеком, а кого нет. Иными словами, здесь можно ломать голову не только над задачами, но и над вопросами жизни и смерти.

Braid

Каждый мир в Braid (цена в Steam – 15/11 долларов) начинается с измёненной версии обучающего уровня. Перед вами пропасть, через которую ваш герой, напоминающий Марио, никак не может перепрыгнуть. Изначально это ставит в тупик – здесь нет типичных для 2D-платформеров объектов, позволяющих перескакивать с одной области на другую. Поэтому задачи здесь могут показаться невыполнимыми. Но это лишь на первый взгляд. Braid превращает привычный жанр в совершенно новый, добавляя в него постепенно разрастающийся набор абстрактных правил и механик.

В каждом мире действуют свои правила и механики, связанные со временем. К примеру, в одном вы можете по нажатию кнопки пускать время в обратном направлении. В другом – течение времени изменяется во время ваших передвижений. Механики не усложняются, они просто становятся более уникальными. Реальная сложность заключается в дизайне уровней. Некоторые загадки займут у вас часы, другие же могут растянуться на несколько дней. Озарение, как правило, приходит внезапно – как в процессе игры, так и во время ваших повседневных дел.

По мере прохождения бездонная пропасть уже не кажется такой страшной. «Неправильные» платформинговые уровни превращаются в простые головоломки, где всё действует в рамках уже изученных вами механик.

The Incredible Machine 2

В первой же сцене фильма «Большое приключение Пи-Ви» главный герой делает себе завтрак при помощи невероятно сложного устройства Руби Голдберга. Здесь множество объектов, которые при обычных условиях никак не связаны друг с другом, взаимодействуют в едином механизме – свеча поджигает верёвку, которая опускает наковальню, активирующую колесо, чтобы… в общем, вы уловили мысль. И всё это ради того, чтобы приготовить омлет.

The Incredible Machine 2 (как и первая часть) полностью состоит из уровней с такими же абсурдными и гениальными устройствами Голдберга, а игроку предстоит решать простые задачи максимально усложнёнными способами. Допустим, от вас требуется просто забросить теннисный мяч в урну, но для этого необходимо как-то связать воедино мельницы, шестерёнки, хомяка в колеса, парочку батутов и боксёрскую перчатку.

У каждого паззла существует идеальное решение, но по мере того, как арсенал ваших приспособлений пополняется новыми объектами, растёт и число способов решить очередную задачу – тут всё зависит от вашего креатива. И несмотря на то, что сложность уровней повышается прямо на глазах, неудачи здесь не разочаровывают, а становятся поводами для улыбки. Экспериментальная природа игры The Incredible Machine (приобрести её можно в GOG за 10 долларов) делаёт её головоломкой на все времена.

The Talos Principle

Даже если отбросить глубоко проработанный сюжет The Talos Principle, в сухом остатке мы получим потрясающую головоломку. Игра в основном состоит из комнат с паззлами, где необходимо поднимать и передвигать объекты (коробки, призмы, соединяющие лазеры и открывающие двери, вентиляторы и прочее), чтобы в итоге донести нужный предмет до выхода и закончить уровень. Время от времени игра презентует нам новые устройства, но все основные механики остаются неизменными до самого конца.

Когда в нашем распоряжении оказывается сразу несколько устройств, перед нами открывается огромный простор для экспериментов. Что сможет поднять вентилятор? Когда его запускать? Как его активировать? Каждая задача поначалу кажется невыполнимой, но путём проб и ошибок можно найти способ, который покажется настолько простым и очевидным, что вы с удивлением спросите себя: «И почему я не додумался до этого два часа назад?».

То, что сценарист The Talos Principle (цена в Steam – 40/30 долларов) работал и над The Swapper, совершенно не удивляет. Обе игры поднимают вопросы сознания, человечности и моральной двусмысленности, заворачивая их в геймплей, идеально подходящий для размышлений. Да, сценарий The Talos Principle выполнен на высочайшем уровне.

Здесь есть нарастающее чувство неопределённости, которым прославилась первая Portal, вкупе с действительно умными философскими мыслями. Поэтому во время решения задач вы также задаётесь вопросами о природе своих действий и о том, повлияют ли ваши выборы на общий исход истории. Прекрасная во всех смыслах головоломка.

Fez

Fez – это очаровательный и на удивление грустный платформер-головоломка, который на первый взгляд не кажется сложным. Протагонист Гомез, которому предстоит отправиться в путешествие по мирному 2D-миру, внезапно столкнувшемуся с 3D, должен проходить через трёхмерные уровни, представленные в двухмерной перспективе. Звучит запутанно! Так и есть, однако пройти всю игру до конца может практически каждый. Реальные загадки в Fez – это природа показанных головоломок.

То, как они представлены, заставляет строить различные догадки: странные иероглифы и QR-коды, встречающиеся на протяжении всей игры, породили множество теорий среди игрового сообщества, а некоторые из них не расшифрованы и по сей день. Если вы готовы присоединиться к тем, кто пытается докопаться до истинной природы Fez, рекомендуем не откладывать это в долгий ящик.

Hexcells Infinite

Hexcells – это медленная игра, где всё делается методично, поскольку за неправильные ходы вас наказывают. Представьте себе усложнённую версию «Сапёра». Поле состоит из шестиугольников, некоторые из которых являются частью паттерна и окрашиваются в синий цвет, если нажать на них. Другие же не входят в это число – если щёлкнуть по ним правой кнопкой мыши, вы увидите, сколько таких же шестиугольников находится на поле. Некоторые из них дают вам полезную информацию – к примеру, связаны ли друг с другом два соседних синих шестиугольника.

В Hexcells необходимо собирать информацию по кусочкам и на её основе определять недостающие части общей картины. Например, если закрытая ячейка находится рядом с синей ячейкой, возле которой уже открыта другая синяя ячейка, то вы можете легко просчитать число оставшихся смежных ячеек. В действии механика игры оказывается не особо сложной, однако задачи заставят вас как следует попотеть, как, например, какое-нибудь судоку.

Разумеется, победа в игре чувствуется как заслуженное достижение – выполнить задачу без единой ошибки сможет далеко не каждый. Игра не подойдёт для тех, кто привык экспериментировать с исходными данными задачи, чтобы в результате прийти к решению (как в Lyne и Infinifactory). Здесь необходимо делать строго выверенные шаги в определённой последовательности, чтобы завершить уровень. Стоимость Hexcells Infinite в Steam составляет всего 5/4 долларов.

Antichamber

Объяснить, в чём заключается суть Antichamber (которая продаётся в Steam за 20/15 долларов) довольно сложно. Начнём с того, что это суровая головоломка с видом от первого лица. В её минималистичных коридорах и загадочных комнатах действуют определённые правила, для понимания которых порой необходимо взглянуть на вещи с другой перспективы, иногда буквально. Здесь практически нет сюжета, поэтому геймплей в основном состоит из исследований комнат.

Большую часть игры вы проведёте в окружении странной архитектуры и устройств и попытках понять, как они могут вам пригодиться в прохождении и как они связаны с загадками мира Antichamber. Наше понимание того, как функционирует пространство в головоломках от первого лица, полностью рушится в этой игре. Дальнейшие объяснения могут стать для вас спойлерами.

Большинство поверхностей и объектов окрашены в белый цвет, а их границы обведены чёрным, но насыщенность цветов меняется в каждом зале и комнате, словно игра экспериментирует с градиентами в MS Paint. Суть в том, что каждый цвет имеет значение. Цвет и каждый другой визуальный, слуховой и тактильный компонент вписывается в психоделическую логику игры.

Уловив эту логику, вы приблизитесь к разгадке, но вам необходимо ещё и грамотно применить её в решении очередной задачи. Например, как только вы поймёте, что некоторые двери открываются только тогда, когда находятся вне поля зрения, вам нужно ещё скомбинировать это с полученными ранее знаниями и прорваться через череду усложняющихся головоломок. Чем больше вы понимаете в Antichamber, тем меньше доверяете себе.

World of Goo

В основе World of Goo (как и у любой другой хорошей головоломки) лежит простая механика: используем эластичные, клейкие (и разумные) шарики для создания структур, которые позволят им добраться до трубы, переправляющей их в штаб-квартиру мира Гу. От вас не требуют ничего невозможного – на одном уровне мы строим башню из шариков, на другом – мост, однако масштабы строительства стремительно разрастаются.

На уровнях появляются препятствия вроде циркулярных пил, шипов и огня, убивающих шарики, а со временем в игру вводятся особые шарики. Некоторые способны парить в воздухе, другие же можно отсоединять и использовать заново, хотя попадаются и бесполезные виды шариков. А поскольку в этом мире всё состоит из шариков, все ваши конструкции оказываются нестабильными: вам нужно следить за тем, чтобы ваша шатающаяся постройка не развалилась раньше времени.

World of Goo является выдающейся головоломкой ещё и из-за своего внимания к различным деталям, прекрасно дополняющим живописный мир игры. Пищащие шарики с глазами-пуговками не могут не вызывать умиления, а забавные сообщения, оставляемые загадочным проводником, поддерживают интерес к игре даже тогда, когда сталкиваешься с крайне трудным заданием. Это неожиданно, но здесь есть и сюжет, который становится мрачным ближе к финалу, не теряя при этом своего шарма.

На достойном уровне выполнен и саундтрек, который как нельзя лучше вписывается в игру о попытках построить из липких шариков что-нибудь устойчивое. World of Goo определённо попадает в категорию игр, в которые должен поиграть каждый. И печально, что с момента выхода игры прошло уже 7 лет, а новостей о сиквеле по-прежнему нет.

Infinifactory

Infinifactory стала одной из самых высоко оценённых игр 2015 года, а многие и сегодня называют её своей самой любимой головоломкой. Infinifactory во многом схожа с SpaceChem, но при этом является более простой в освоении. Стараясь угодить инопланетянам, захватившим вас, вам предстоит строить различные устройства, используя блоки и реактивный ранец. Самая первая задача весьма проста – нужно лишь доставить предмет из раздаточного устройства в нужный отсек, но со временем миссии будут усложняться, а вместе с ними и конструкции на уровнях.

В Infinifactory стоит играть ради того, чтобы построить механизм гигантских размеров и с удовольствием наблюдать, как все компоненты работают без единого изъяна. Как сказал один из наших редакторов, «это видеоигровой эквивалент зацикленных гифок, где запечатлена работа механизмов». Здесь есть также мрачная история, а на последних уровнях появляется крайне живописное окружение. Infinifactory стоит 25/19 долларов в Steam, и она полностью оправдывает свою цену.

Portal и Portal 2

Portal стала успехом, причём оглушительным, и на то был ряд причин. Сценарий, юмор и история, которые застали нас врасплох, когда мы впервые отправились в тестовые комнаты Aperture Science в головоломке от Valve в 2007 году. И дело в том, что даже без всего вышеперечисленного игра оставалась бы шикарным паззлом. Прохождение тестовых комнат с одной лишь портальной пушкой в руках было само по себе увлекательным и забавным. Игра кардинально отличалась от всего, что мы привыкли видеть в жанре FPS.

Базовая механика улавливается за несколько секунд. Размещаем два портала в двух точках зала, проходим через один и выходим через другой, где бы тот ни находился. Каждая новая комната сложнее предыдущей, и вскоре вы начнёте использовать порталы, чтобы обходить турели, перелетать через кислотные реки, активировать кнопки и перенаправлять лазеры. Иногда нужно даже выстреливать порталами на лету, чтобы сохранить скорость полёта и добраться до иначе недоступных мест.

Сложность в игре растёт в правильном темпе, чтобы бросить вызов игроку, но при этом не потерять его интерес. А в конце вас ждёт битва с боссом, где необходимо применить полученные в ходе прохождения навыки, чтобы услышать ту самую финальную песню. И хотя Portal 2 по всем параметрам превосходит оригинал, мы ещё раз хотим подчеркнуть, что первая часть – это прекрасный способ потратить несколько часов своей жизни. (И, конечно, не проходите мимо Portal 2 с её кооперативными головоломками).

Похожие записи