Лучшие шутеры от первого лица, в которые стоит сыграть прямо сейчас.

Составление списка лучших шутеров от первого лица подвигло нас вспомнить о богатой истории жанра, что с годами разросся до невероятных пределов. Когда-то мы даже не знали, как именовать такого рода игры – мы просто звали их «doom-клонами». Новаторский проект от студии id Software породил настоящий феномен, распространявшийся условно-бесплатно более 20 лет тому назад; ныне же, благодаря этому феномену, FPS стали популярными во всем мире, благодаря модификациям, экспериментам, чудесам LAN-сети, кооперативу, Esports и мириадам крупнобюджетных шедевров.

И хотя пушки и враги являются ключевыми элементами любого шутера, мы не считаем, что наши любимые FPS существуют лишь для того, чтобы симулировать насилие. Прежде всего мы отмечаем и восхваляем способность шутеров испытывать наши рефлексы и логику, трогать до глубины души своими историями, восхищать своими захватывающими мирами и предоставлять уникальное сетевое пространство для поиска как друзей, так и оппонентов.

Наши критерии

Каждый раз, как нам хочется раздуть свое ЧСВ составлением игровых списков, мы пытаемся прежде всего разобраться в том, что, собственно, мы подразумеваем под словом «лучшие»? В данном случае, мы сосредоточились на шутерах, в которые интересно будет поиграть прямо сегодня, прямо сейчас. Игры – особенно 3D-игры – стареют, как и технологии, на которых базировались их движки, а потому превозносить Battlefield 1942 над Battlefield 1, к примеру, не имеет особого смысла и не помогает нам помогать вам отыскивать для себя что-то новое и увлекательное.

Мы ценим развлекательный фактор больше, чем историческую значимость, поскольку это помогает нам создать список тех игр, в которые можно хорошо поиграть сегодня, а не тех, что уже популярны и любимы всеми и вся. (А если же вас сильнее интересует критерий исторической значимости – ознакомьтесь с нашим перечнем самых важных ПК-игр). Мы не игнорируем полностью влияние, оказанное той или иной игрой на индустрию – мы просто не делаем его приоритетным оценочным фактором.

Еще мы серьезно сосредоточены на элементах, делающих шутер шутером. Конечно, мы считаем, что вы непременно должны поиграть в Fallout: New Vegas, System Shock 2 и Deus Ex, однако данные проекты любимы нами не столько за классные пострелушки, сколько за великолепные истории и миры, в которые умудрилась затесаться парочка крутых стволов. Опять же – проведение подобных различий помогает нам лучше помогать вам.

Этот список – он живет и растет (в последний раз обновлен 12 апреля 2019, добавлены Dusk и Apex Legends). Мы продолжим добавлять в него новые пункты по мере прохождения новых игр и перепрохождения старых.

Лучшие однопользовательские шутеры от первого лица

Рекомендуем следующие игры всем, кто хочет поиграть в одиночку, расстреливая толпы монстров и других плохих ребят. В них могут присутствовать мультиплеерные режимы, но лучшие мультиплеерные шутеры мы поместили в отдельный раздел. Здесь же собраны проекты с лучшими однопользовательскими сюжетными кампаниями.

Dusk

best-fps-games

Дата релиза: 2018 | Разработчик: David Szymanski

Один из наиболее высоко оцененных нами шутеров прошлого года, Dusk является переосмыслением классической FPS-формулы, явственно черпая вдохновение в Quake, Doom и Half-Life. Если вам начало казаться, что шутеры от первого лица стали чуток медленнее, нежели в 90-х, вы просто обязаны поиграть в Dusk.

Три кампании, которые доведется зачистить с диковатым и занимательным арсеналом; к примеру, игра наличествует пушкой под названием «Заклепщик» (Riveter), стреляющий во врагов взрывными заклепками. Впрочем, Dusk – это не только ностальгия по былым денькам, но и действительно качественная игра с разнообразными, запоминающимися уровнями и по-настоящему неплохим сюжетом-ужастиком.

Titanfall 2

Titanfall 2

Дата релиза: 2016 | Разработчик: Respawn Entertainment

Кампания из Titanfall 2 оказалась, по моему мнению, одной из самых захватывающих, даже несмотря на то, что в игре присутствует высоко оценённый мультиплеер. Разработка одиночного режима проходила весьма нестандартно – каждый из членов команды предлагал свои идеи по созданию уровней для Titanfall 2.

В результате получился достаточно любопытный набор локаций, где нашлось место как стандартным прыжкам по платформам, так и элементам паззла. И, конечно, не стоит забывать про BT – милом роботе-приятеле, которого можно сравнить с огромным и верным механическим псом.

Bulletstorm

Bulletstorm

Дата релиза: 2011 | Разработчик: People Can Fly, Epic Games

Bulletstorm – это невероятно продуманный ударный шутер, который немного отличается от всего, что представлено в списке. Энергетические атаки, способность пинать врагов и быстрое передвижение даёт вам возможность проворачивать зрелищные нападения и яркие комбо, создавая креативные ситуации.

Сюжет, за который отвечал автор комиксов Рик Ремендер, получился под стать творящемуся на экране беспределу – такой же несерьёзный и забавный. В Steam доступна версия со всеми обновлениями под названиями Full Clip Edition, в довесок к которой идёт даже Duke Nukem. Однако цена в 30/50 долларов за игру шестилетней давности – это небольшой перебор, учитывая, что оригинал был идеальным, если бы не привязка к сервису Games for Windows Live.

No One Lives Forever

No One Lives Forever

Дата релиза: 2000 | Разработчик: Monolith

Большинство классических игр смотрятся лучше в нашей памяти, чем на современных ПК, тогда как No One Lives Forever является исключением из правил, и причиной тому стилизация под 60-е годы, обширный арсенал (от барабанного револьвера Airweight 38-го калибра до взрывающейся помады и чемоданчика, запускающего ракеты), а также продвинутый ИИ.

Monolith удалось упаковать всё это в изобретательно построенные уровни и отличный сценарий, который фактически создал новый жанр – комедийный шутер от первого лица, – и превзойти эту игру до сих пор ещё никому не удавалось. К сожалению, найти эту игру сегодня довольно непросто.

Metro 2033

Metro 2033

Дата релиза: 2010 | Разработчик: 4A Games

В серии «Метро» человечество выживает в туннелях под Москвой, покинув внешний мир, населённый мутантами – всё это последствия ядерной войны. Грамотно развивая идею о том, что патроны не бесконечны и каждый магазин на счету, «Метро» объединяет жанр survival horror с шутером от первого лица.

Оружие выглядит прекрасно, равно как и депрессивное окружение, в котором практически не осталось следов человеческой жизни – игра запомнится вам именно этой атмосферой. Недавняя Redux-версия выглядит ещё более здорово, чем оригинал.

BioShock

BioShock

Дата релиза: 2007 | Разработчик: Irrational Games

Главная фишка BioShock – это сеттинг игры, и те враги, что мы видим в подводном городе Восторг, который некогда был настоящим раем, являют собой трагичных персонажей. Встреча со сплайсером или Большим Папочкой заставит вас пережить весь спектр эмоций – от любопытства и симпатии до страха и настоящей паники.

Лучше всего компании Irrational удалось подобрать жуткое звуковое сопровождение к каждому монстру: бессвязное бормотание сплайсеров и стальная походка Больших Папочек надолго останутся в вашей память. Клаустрофобия и постоянное беспокойства, царящие в Восторге, вынуждают вас отчаянно сражаться, пуская в ход весь арсенал – от мощных плазмидов до прокачанных дробовиков, чтобы разделаться с преследующими вас ужасами.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

Дата релиза: 2010 | Разработчик: GSC Game World

Чем хороша виртуальная Припять, так это тем, что полна скрытых деталей, наткнуться на которые можно порой совершенно случайно. В Зоне причиной гибели может стать что угодно, даже обычные кусты (где удобно расположилась аномалия) – это настоящая столица смерти, населённая зомби с автоматами, невидимыми гуманоидами, похожими на Ктулху, и километрами радиации, которая способна убить за пару секунд.

Это одна из тех игр, что не ведёт игрока под ручку, а потому выживание в каждой схватке чувствуется как нечто заслуженное. GSC выдержала идеальный баланс между реализмом и играбельностью, а прекрасная модель полёта пуль делает каждую перестрелку особенной. А моды только улучшают игру.

F.E.A.R.

F.E.A.R.

Дата релиза: 2005 | Разработчик: Monolith

Сверхъестественная чертовщина в F.E.A.R. немного не стыкуется с перестрелками. Сначала вы бодро расстреливаете врагов в слоу-мо, а уже через пару секунд вы дрожите от страха, потому что восьмилетний призрак угрюмо смотрит на вас из другого конца коридора. Этот темп одновременно подбадривает и пугает вас, и это подвиг для игры, в которой сочетается экшн и хоррор.

На высоте и дизайн F.E.A.R. – это касается оружия, умного ИИ и местных локаций с приглушённым освещением, которые пугают в обычном режиме и становятся местом задорных перестрелок в режиме слоу-мо.

Far Cry 4

Far Cry 4

Дата релиза: 2014 | Разработчик: Ubisoft Montreal

Каждая игра из серии Far Cry по-своему хорошая, однако последняя на данный момент Far Cry 4 (если не считать Primal) вышла лучшей. Шумные и безбашенные приключения, в ходе которых вам предстоит прокатиться на слоне, полетать на глайдерах и гирокоптерах.

Это лучшее применение формулы открытого мира, которую Ubisoft не стесняется использовать почти в каждом своём крупном проекте. Это невероятно весёлый шутер, но одним из лучших в своём жанре его делают дополнительные детали и мастерски поставленные экшн-сцены.

Lovely Planet

Lovely Planet

Дата релиза: 2014 | Разработчик: QUICKTEQUILA

Название игры звучит мило, да и сама она выглядит мило, однако на самом деле Lovely Planet – это сложный шутер, в котором точность стоит на первом месте, а умение запоминать карту – это ключ к выживанию.

Вам необходимо убить каждого противника на каждом уровне, уворачиваясь от множества препятствий и ловушек, а таких уровней в игре целая сотня. Благодаря этому и необычному дизайну игры, Lovely Planet ярко выделяется на фоне других ПК-игр.

Devil Daggers

Devil Daggers

Дата релиза: 2016 | Разработчик: Sorath

Шутер в демоническом сеттинге не тратит ни секунды на объяснение происходящего хаоса, бросая вас в самое пекло, где вам необходимо отбиваться от волн врагов, которые с каждым разом становятся всё сильнее и сложнее. Изначально это задумывалось как дань уважения аркадным шутерам 90-х вроде Robotron и Geometry Wars, но, в отличие от этих игр, Devil Daggers не собирается оставлять вас с улыбкой на губах. Здесь нет предыстории, а игра не прощает вам ошибок. Один удар от демона, которого вы не заметили, и всё кончено. И продержаться даже минуту здесь – это настоящий подвиг.

Каждый элемент дизайна Devil Daggers работает против вас. К примеру, вид от первого лица подразумевает тот факт, что вы не видите пространства за собой, а потому вам придётся по звукам определять врагов за спиной и уворачиваться от их атак, не глядя. На один матч может уйти от 5 секунд до 5 минут (если вы бог шутеров), и этого явно недостаточно для того, чтобы подметить особенности поведения каждого демона, техники стрельбы и последовательность появлений врагов.

Это игра, в принципах которой можно разобраться за минуту, но на освоение всех её нюансов могут уйти долгие часы. Да, в Devil Daggers нет захватывающей кампании, интересного мультиплеера или арсенала крутых пушек, однако в ней есть всё, за что мы ценим шутеры: напряжённые попытки поймать демонический череп в перекрестье прицела и уничтожить его одним выстрелом.

Wolfenstein: The New Order

Wolfenstein: The New Order

Дата релиза: 2014 | Разработчик: MachineGames

Это масштабное возрождение серии Wolfenstein порадовало нас изобретательным дизайном уровней, глуповатым, но интересным сюжетом, основанным на альтернативном видении Второй мировой войны, и прекрасным арсеналом. К тому же здесь впервые за 10 лет нам разрешили стрелять по-македонски, сражаться с бойцовыми робо-псами и отстреливать нацистов на Луне.

Отдельно стоит отметить проработку пулемётов и дробовиков. Бывшие сотрудники Starbreeze, основавшие студию MachineGames, вдохнули новую жизнь в Wolfenstein, сделав подарок как старым фанатам, так и тем, кто прежде не был знаком с серией. Этот адреналиновый шутер вышел далеко за пределы простого оммажа, предлагая нам на удивлению разнообразную и качественную кампанию, что не часто встретишь в современных однопользовательских играх. К слову, готовящийся к релизу сиквел тоже выглядит весьма недурно.

Doom и Doom 2

Doom и Doom 2

Дата релиза: 1993 | Разработчик: id Software

Wolfenstein 3D опередил его на год, однако именно Doom оказалась огромное влияние на каждую игру в этом списке. Это прародитель жанра, в котором нужно двигаться в 3D, целиться и стрелять по всему, что движется в вашу сторону. Поиск ключей-карт и секретов в стенах, конечно, уже не так привлекает, как в 1993 году, но все технические нововведения за авторством Кармака (вроде создания понятия высоты в 3D-окружении, которое в тот момент было прорывом) и прекрасно анимированные спрайты сделали Doom родоначальником жанра, на который и сегодня оглядываются практически все разработчики.

Большой вклад в развитие Doom и Doom 2 вложили и моддеры. Даже спустя 20 лет они по-прежнему выпускают свежие модификации. Новое оружие, новые сюжетные кампании и полностью переделанные уровни, позволяющие вам стать буквально кем угодно: от пирата до мультяшного квадрата. Даже сам Джон Ромеро до сих пор выпускает новые карты.

Doom (2016)

Doom (2016)

Дата релиза: 2016 | Разработчик: id Software

Doom удивил нас всех. В первые секунды игры ты вылетаешь из саркофага и ломаешь череп демону. Уже через пять минут ты расстреливаешь орды чертей из дробовика. А через час ты бежишь по натуральному аду, подпрыгивая в воздух, чтобы вырвать у какодемона его единственный глаз. Doom не тратит время на прелюдии, сразу же погружая нас в безостановочный экшн, – это, пожалуй, самый чистокровный шутер последних лет.

Особенно это заметно в сравнении с неспешным Doom 3, который пытался примерить маску хоррора, тогда как последняя часть возвращается к изначальной гротескной жестокости и динамичности. Вместо того, чтобы следовать самым популярным трендам жанра шутеров, Doom бескомпромиссно возвращается к истокам, фокусируясь на том, за что все в своё время полюбили первые две части.

Арены полны улучшений, аптечек и патронов, трамплинов и телепортов – это всё равно, что запустить мультиплеерную карту в Doom или Quake— и их действительно интересно исследовать. А когда у вас появляется способность двойного прыжка, арены превращаются в песочницу, созданную для проделывания крутых трюков.

Прыгаем на трамплине, пробиваем насквозь какодемона залпом из дробовика, переключаемся в воздухе на бензопилу, и разрубаем заблудившегося чёрта на земле. Брутальные рукопашные атаки только добавляют безумия и без того адреналиновым перестрелкам. На каждом уровне разбросана уйма секретов, а сюжет достаточно прост, чтобы следить за ним, не вникая особо в детали. Его можно описать одним предложением: закрой портал в ад и убей всех демонов.

Doom – это прекрасный ответ всем современным шутером. Он отсекает всё ненужное и концентрируется на сути. Хотите пострелять по демонам и разнести их на кусочки? Хотите почувствовать себя крутым героем? Doom – это то, что вам нужно.

Dishonored 2

Dishonored 2

Дата релиза: 2016 | Разработчик: Arkane Studios

Имея в запасе двух персонажей со своим набором навыков и способностей, Dishonored 2 можно смело назвать одной из самых разнообразных игр своего жанра. Как и в случае с оригиналом, игра всячески поощряет нас за скрытное прохождение.

Если же вы не дружите со стелсом и вас ловят на каждой второй крыше или в коридоре, в ход идут сражения от первого лица, которые выполнены на голову выше, чем у всех конкурентов – каждая стычка в Dishonored 2 являет собой зрелищное действие, и именно поэтому игра попала в данный список, вытеснив последнюю Deus Ex. Стрельба из пистолета и арбалета смотрится просто невероятно.

Half-Life 2

Half-Life 2

Дата релиза: 2004 | Разработчик: Valve

Даже спустя 13 лет лучшая однопользовательская игра от Valve считается образцом того, как нужно совмещать экшн и историю в шутерах от первого лица. Обладая довольно скромным интерфейсом, HL2 разворачивает перед нами захватывающую историю в научно-фантастических декорациях, наполняя её живыми персонажами. При этом она остаётся отменным шутером – пистолеты, знаменитые гранаты и, конечно же, грави-пушка, идеально работающая в паре с циркулярными пилами, до сих пор живы в нашей памяти.

Концовка Episode Two наравне с развязкой Mass Effect 2 по-прежнему находится в списке мастерски поставленных финалов. Нельзя не отметить изобретательность, с которой Valve знакомит нас с основными врагами HL2. Мы знакомимся с солдатами Альянса, будучи безоружными, и собственными глазами видим их жестокость, что даёт нам мотивацию на их беспощадное истребление.

К сожалению, игра стареет: экраны загрузки между локациями порой сбавляют нужный темп, а движок Source не очень ладит с транспортными средствами, но если закрыть на это глаза, то героические похождения Гордона по-прежнему являются одним из самых влиятельных и запоминающихся однопользовательских шутеров.

The Signal From Tölva

The Signal From Tlva

Дата релиза: 2017 | Разработчик: Big Robot

В этом неспешном шутере от первого лица угадывается влияние Stalker – особенно это заметно по открытому миру и научно-фантастическому миру, за дизайн которого отвечал бывший художник Rockstar Ян МакКей. Вы взламываете дрон, перехватывая сигнал, указанный в названии игры, и, отбиваясь от роботов, исследуете поверхность планеты.

Чуть позже вы получите в своё распоряжение другие дроны, которые помогут вам в сражениях. Необычный и запоминающийся сеттинг вкупе с отличной озвучкой и оружием делает эту игру одной из самых достойных внимания новинок в Steam.

Лучшие кооперативные шутеры от первого лица

В эти игры необязательно играть в компании, но весь их потенциал раскрывается именно при таком прохождении. Купите копию вместе с другом (или с 20 друзьями – в зависимости от игр) и погружайтесь в кооперативный геймплей, полный веселья, взаимных оскорблений и других прелестей.

Day of Infamy

Day of Infamy

Дата релиза: 2017 | Разработчик: New World Interactive

Кооператив Day of Infamy не стесняется выкатывать на нас толпы врагов. Это тупые, но меткие противники, вооружённые различными видами оружия (в том числе и огнемётами), и они будут появляться ровно до тех пор, пока вы не выполните задание. Они с удовольствием вызывают на вас авиаудары, и остановить это можно только в том случае, если вы найдёте командира, координирующего их действия.

Это настоящая проверка на меткость и командную работу, которая чем-то напоминает Red Orchestra и Rising Storm 2, в которых умение обращаться с оружием и использовать особенности локации тоже играют важную роль. Если вам нравятся звуки винтовки M1 Garand, то это явно игра для вас.

Arma 3

Arma 3

Дата релиза: 2013 | Разработчик: Bohemia Interactive

В Arma 3 важны как детали, так и общий масштаб событий: это не просто отрывок боя, это воссоздание целой войны. Вы увидите реалистичные перезарядки, вертолёты, пилотировать которые смогут разве что настоящие пилоты с соответствующими навыками, и раны от вражеских пуль, которые не проходят по мановению волшебной палочки. Ни один из шутеров от первого лица не предлагает настолько детализированную симуляцию боя, как этот.

Bohemia создала прекрасное дополнение Apex для Arma 3, в котором появляется тропический остров Таноа площадью 100 квадратных километров. Разумеется, моддеры не обошли его стороной – кто-то даже умудрился построить на нём свою собственную версию Олимпийских игр, используя мод Zeus. Если и играть в Arma 3, то только с этим дополнением.

В Arma 3 можно кататься даже на продуктовых тележках. Разве можно не любить эту игру?

SWAT 4

SWAT 4

Дата релиза: 2005 | Разработчик: Irrational Games

Враги в SWAT 4 — это не враги, а подозреваемые ровно до того момента, как они сделают какую-нибудь глупость. Поначалу даже немного непривычно подавлять своё желание выстрелить, однако со временем это начинает приносить пользу. Локации в SWAT 4, где необходимо думать, прежде чем стрелять, поскольку можно ненароком прикончить простых граждан, сравнимы с Arma.

То же касается и кооперативного режима на 5 человек, где используются такие механики, как сбор информации (при помощи камер), аккуратная зачистка комнат и выламывание дверей – всё это прекрасно работает в паре с голосовой связью.

SWAT 4 наконец-то доступна и в цифровом виде, чего мы ждали уже долгие годы. Её можно приобрести на GOG.com и запустить на системе Windows 10.

Borderlands 2

Borderlands 2

Дата релиза: 2012 | Разработчик: Gearbox Studios

Руководствуясь теми же идеями, которые сделали первую часть настоящим хитом, студия Gearbox направила все свои ресурсы на то, чтобы вторая игра по всем параметрам превзошла своего предшественника. Да, здесь тысячи пушек всех мастей и калибров, но нас очаровывает именно научно-фантастический сеттинг BL2 и набор крайне неожиданных врагов. Местные бандиты кричат во весь голос, хромают, изображают камикадзе и жутковато хрипят перед смертью.

А Голиаф заставляет вас забыть годы обучения игры в шутеры, переходя в режим ярости сразу после того, как вы выстрелите ему в голову. Мутировавшие насекомые нападают при любом удобном случае, прыгают, прячутся в земле и закрывают свои уязвимые точки. Это лучший антидот для всех, кто устал от военных шутеров, в которых царит излишняя серьёзность.

Left 4 Dead 2

Left 4 Dead 2

Дата релиза: 2009 | Разработчик: Valve

Кооперативный шутер от Valve за эти годы успел обрасти просто немыслимым количеством модов. L4D2 – это настоящая кладезь бесплатного контента. Забудьте о стандартных героях: скачивайте скины и играйте в роли Джокера, Принцессы Зельды или двуногого велоцираптора. Забудьте о кампаниях от Valve: сражайтесь с зомби в Хельмовой Пади, тщательно воссозданном Сайлент-Хилле, на уровнях из игры GoldenEye или в бункерах, где вы и ваши друзья должны построить и запустить ракету.

Sven Co-op

Sven Co-op

Дата релиза: 1999 | Разработчик: Sven Co-op Team

Если бы оригинальная Half-Life была сетью из странных ТВ-каналов, показывающих не менее странные передачи, между которыми можно было бы переключаться, то она была бы похожа на Sven Co-op. Долгие годы группа моддеров разрабатывала Sven – кооперативную версию Half-Life для 32 человек, состоящую из десятков безумных карт. Если играть в неё в правильной компании, то смесь угловатых монстров, охранников и учёных из Half-Life со странными мирами будет вызывать неконтролируемые приступы смеха.

К примеру, карта .BSP являет собой населённый телепузиками мир, другая – это оммаж вселенной Mega Man, третья – секретная военная база, четвёртая – египетские пирамиды, где вы забрасываете гранатами самого Анубиса. Загружайте весь ассортимент карт, подключайтесь к Discord с 5-6 друзьями и погружайтесь в мир ретро-чудачеств, веселья и неуклюжего платформинга.

Warhammer: End Times – Vermintide

Warhammer: End Times - Vermintide

Дата релиза: 2015 | Разработчик: Fatshark

Как выяснилось, вселенная Warhammer – это отличное место для реализации идей в стиле Left 4 Dead. Vermintide – это полностью кооперативный шутер от первого лица, где вы в компании своих друзей пробиваетесь через город Уберсрейх, которых заполонила раса умных крысо-людей, называющих себя Скавен.

И это не простая замена скинов для нежити из L4D: эта раса более подвижная и, благодаря механике расчленения, более выразительная, чем зомби. И разделываться с ними при помощи средневекового оружия довольно интересно, поскольку боевая система требует грамотного комбинирования приёмов. А огромное разнообразие предметов в игре значительно продлевает интерес к ней.

Killing Floor 2

Killing Floor 2

Дата релиза: 2016 | Разработчик: Tripwire

Tripwire знает толк в дизайне и анимации, особенно это касается оружия и отвратительных врагов, которые зрелищно погибают или взрываются от выстрелов. Отбиваться от волн мутантов в Killing Floor 2 – это удовольствие, сравнимое с моментами игры Ode to Joy, разве что здесь больше крови. А выживать в Killing Floor 2 с друзьями – это напряжённое и нервное мероприятие, но если вам всё-таки удаётся пройти раунд, удовлетворению не будет предела.

Любительские карты и еженедельные события, вроде зомби с взрывающимися головами, удерживают наш интерес даже после того, как игра покинула режим раннего доступа в конце 2016 года.

Лучшие соревновательные шутеры от первого лица

Оригинальная Doom по большей части была мультиплеерной игрой, но в ней присутствовала и весьма достойная кампания. У многих игр из данного списка есть многопользовательские режимы, однако в этом разделе мы бы хотели отметить проекты, в которых соревновательных дух стоит во главе угла.

Quake III Arena

Quake III Arena

Дата релиза: 1999 | Разработчик: id Software

Это Формула-1 мира шутеров от первого лица. Минимализм и соревновательный дух Quake III выделяют его на фоне других шутеров. Бесспорно, персонажи Tribes передвигаются быстрее, однако Quake примечателен ещё и тесными картами, на которых секунда промедления может стоить жизни. Вы находитесь в постоянном движении, перебегая от тайников с оружием к местоположению брони, попутно вычисляя, из какого коридора может выбежать противник, и хватая бонус, который увеличивает урон в 4 раза ровно за миг до того, как враг оказывается в перекрестье вашего прицела.

Mechwarrior Online

Mechwarrior Online

Дата релиза: 2013 | Разработчик: Piranha Games

Механические роботы – это главный козырь игры, а расстреливать их, наблюдая за тем, как от них отваливаются куски брони, конечности и оружие – это настоящее удовольствие. Одной из отличительных черт MechWarrior является точечный обсчёт попаданий, что довольно редко можно встретить в шутерах.

Даже в бета-версии MWO студия Piranha Games показала нам всю зрелищность сражения роботов. А гараж для кастомизации пробудит в любом из нас опытного инженера: как разместить всё необходимое оружие и экипировку на 50-тонной махине, не пожертвовав скоростью и выносливостью? MWO всячески поощряет точность, тактическое мышление и быстрые рефлексы.

Battlefield 1

Battlefield 1

Дата релиза: 2016 | Разработчик: DICE

Самая убедительная часть Battlefield со времён Bad Company 2 привлекает в первую очередь своим возвращением к историческому сеттингу. Поскольку эту мультиплеерный шутер, здесь уделено больше внимания тактическим элементами, чем в Battlefields 3 и 4, а на 10 разнообразных картах происходят улучшенные во всех смыслах бои пехоты. Режимы, где необходимо выполнять задания (вроде «Боевых голубей») используют все возможности песочницы Battlefield, а появление тяжёлой техники вроде поезда и дирижаблей повышают накал сражений в каждом матче.

Я уверен, что вы запустите Battlefield 1 в первую очередь ради мультиплеера, но стоит отметить, что и однопользовательский режим, представленный в виде антологии, вышел вполне убедительным, пусть он и длится где-то в районе 5 часов.

PlayerUnknown’s Battlegrounds

PlayerUnknown's Battlegrounds

Дата релиза: 2017 | Разработчик: Bluehole, Inc

Формат PUBG настолько просто в понимании, что неудивительно, что уже в режиме раннего доступа более миллиона геймеров приобрели себе по копии. Игроки приземляются на острове площадью 8х8 километров и начинают искать оружие, инструменты и другие предметы, попутно отстреливаясь от противников. При этом безопасная зона становится всё меньше и меньше. Даже проигрыши в PUBG выглядят по меньшей мере интересно, ведь они связаны либо со зрелищными перестрелками, либо с автомобильными трюками, в которых что-то пошло не так.

В недавнем обновлении PUBG появились сервера с режимом только от первого лица, и это пошло игре на пользу. Если геймплей и раньше был довольно напряжённым, то теперь, когда мы больше не можем заглядывать за углы, используя вид от третьего лица, прятаться и устраивать засады стало намного интереснее.

PlanetSide 2

PlanetSide 2

Дата релиза: 2012 | Разработчик: Daybreak (бывшая студия Sony Online Entertainment)

Смелый шаг. Sony Online, ныне Daybreak, создала целый мир с несколькими континентами, который настолько огромен, что в нём уживаются разделённые на три фракции тысячи игроков, которые сражаются в воздухе, на земле и на подземных базах. И всё это на бесплатной основе. Сделать работу такого масштаба, обойдясь без классических для любого мультиплеерного шутера элементов (фиксирование урона, командование отрядом, детальная проработка движений транспортных средств) – это просто техническое волшебство.

Свои первые часы в PS2 вы гарантированно проведёте, изучая, на что способна эта игра. Сколько танков одновременно помещается на экран? Как один сервер умудряется фиксировать десятки воздушных боёв на шести различных базах? Почему эффекты частиц выглядят настолько здорово?

Но более всего впечатляет то, как индивидуальный героизм соседствует с бесконечной войной за территории на огромных снежных равнинах, в саваннах и каньонах. Вы можете стать настоящим героем боя, переломив его ход: нападаем на колонну танков с воздуха, десантируемся к точке возрождения противника, закладываем туда взрывчатку и уносимся оттуда на первом попавшемся транспорте, попутно переводя дух. PlanetSide 2 позволяет игрокам создавать массу подобных ситуаций, ни в чём не ограничивая их.

Rainbow Six Siege

Rainbow Six Siege

Дата релиза: 2015 | Разработчик: Ubisoft Montreal

Достойный преемник Counter-Strike, где важна не столько реакция и моторные навыки, сколько терпение, разведка и умение проламывать огромные дыры в стенах. Siege – это соревновательный шутер от первого лица формата 5х5, каждый раунд в котором разворачивается на тесных картах и в условиях постоянной нехватки времени.

Здесь используется детализированная система разрушений, а игра всячески намекает на то, что для определения местоположения врагов необходимо прислушиваться и приглядываться к каждой мелочи. В каждой команде есть по 25 персонажей с различной экипировкой, и выбирать их нужно таким образом, чтобы они дополняли друг друга в отряде из 5 человек. Часто всё сводится к попыткам удержать одну комнату силами всей команды независимо от того, играете ли вы на стороне обороны или защиты.

Несмотря на то, что в игре время от времени попадаются читеры, нельзя не отметить, что Ubisoft проделала серьёзную работу по поддержке игры, выкладывая крупные обновления, добавляя новых персонажей и карты, и отвечая на вопросы игроков. Мне очень нравится, что все системы, используемые в Siege (разрушения, баррикадирование, дроны, камеры, щиты и прочее) создают совершенно неповторимый стиль игры.

Rising Storm

Rising Storm

Дата релиза: 2013 | Разработчик: Tripwire Interactive

Rising Storm превращает процесс отстрела врагов в аутентичное зрелище, в котором пули летят по реалистичной траектории, а модель повреждений соответствует тому, что мы видим в жизни. Это единственный шутер из списка, в котором война показана как бессмысленная мясорубка, и каждая смерть здесь – это результат терпения, меткости и интуиции.

Воссозданный антураж тихоокеанских островов от Tripwire радует высокой детализацией и разнообразием локаций, на которых разворачиваются безжалостные битвы за территорию, и позволяет почувствовать свободу на обширных картах, рассчитанных на 64 игрока.

Если вам нужен более современный шутер, то советую обратить внимание на Rising Storm 2: Vietnam, вышедший в этом году, хотя, по моему мнению, оригинал ему превзойти не удалось.

Overwatch

Overwatch

Дата релиза: 2016 | Разработчик: Blizzard

Overwatch, который во многом похож на Team Fortress 2, на деле более благосклонен к игрокам. Управление некоторыми персонажами не сразу даётся новичкам, однако Overwatch всеми силами старается это компенсировать. Часть героев может восстанавливать своё здоровье, другие же лечат всех, кто находится рядом. Кто-то может временно становиться неуязвимым, а кто-то – в любой момент улетать от опасности.

Убийства засчитываются независимо от того, нанесли ли вы последний удар, и даже новички, у которых ещё нет нужных навыков, могут заработать несколько убийств за игру и оказаться на первом месте по общему рейтингу. Это даёт вам шанс стать настоящим героем, которым будут гордиться члены вашей команды, или, по крайней мере, не заканчивать бой без единого убийства.

Чрезвычайно меткий снайпер или игрок, перехватывающий вражеские ракеты, безусловно, может изменить исход боя, но Overwatch поощряет в основном командные действия, слаженную работу и постоянную связь друг с другом. К примеру, Симметра, будучи частью команды, может всё свое время проводить за расстановкой турелей и подготовкой телепорта. Однако быстрая Трейсер способна превратить жизнь Симметры в сущий ад. У каждого героя есть свой противник, отзеркаливающий все его навыки, и только грамотно подобранный отряд способен одержать победу в очередном раунде.

Overwatch уже привлёк своим ярким дизайном и колоритными персонажами более 30 миллионов игроков на всех платформах. Анонсы новых героев стали настоящим событием, о котором говорят даже больше, чем о релизе половины крупнобюджетных игр. Да, здесь по-прежнему есть свои недостатки: мне, например, не нравится, что Мэй может уклониться от захвата в последнюю секунду при нажатии клавиши Q, однако мы рады, что игра объединила всех наших друзей – в последний раз подобное удавалось разве что Team Fortress 2.

Unreal Tournament 2K4

Unreal Tournament 2K4

Дата релиза: 2004 | Разработчик: Epic Games

В серии Unreal есть немало хороших игр, и новая Unreal Tournament входит в их число, но старая добрая UT2K4 по-прежнему является нашим фаворитом. Люди до сих пор устраивают мини-турниры в офисах, хвастаясь своими навыками в дуэлях и играя до последнего выжившего. Это динамичный шутер с богатым арсеналом (чего стоит одна флак-пушка), а большего нам и не нужно. И если хорошенько поискать, то даже сегодня можно найти сервер с такими же любителями старины. Оно того стоит.

Counter-Strike: Global Offensive

Counter-Strike: Global Offensive

Дата релиза: 2012 | Разработчик: Valve / Hidden Path Entertainment

Внук оказался популярнее деда. По крайней мере, многие уже давно перешли на GO, отказавшись от 1.6. С момента, когда GO попала в мастерскую Steam в феврале, фанатами было создано более 1500 карт; мы же продолжаем играть в неё в режиме нон-стоп. Эти карты вкупе со стремлением GO нарушать священные заветы CS (к примеру, добавляя лестницу в подземный проход из de_dust, или расширяя стандартный арсенал) возродили наш интерес к серии.

Обновлённые шейдеры, анимации и модели персонажей, которые выглядели значительно лучше своих аналогов из Counter-Strike: Source, а также новые пушки (особенно дробовик MAG-7) полюбились нам с первого взгляда. Со временем режим «Уничтожение» стал нашим фаворитом. В этом формате (5х5, 20 раундов, тесные карты) раскрывается вся соревновательная суть CS. Преданные поклонники старых версий, скорее всего, останутся при своём, но всем, кто только недавно познакомился с CS, рекомендуем переходить на CS:GO.

Team Fortress 2

Team Fortress 2

Дата релиза: 2007 | Разработчик: Valve

Изначально в игре было 6 карт, 4 режима игры и 26 видов оружия, распределённых между 9 классами. Спустя 358 патчей Team Fortress 2 уже не узнала бы себя в зеркале. Благодаря стараниям усердных моддеров, количество карт ныне исчисляется десятками. Здесь появился кооперативный режим, в котором игроки противостоят волнам, состоящим из роботов-двойников. Скаут прыгает в четыре раза выше, чем раньше, а

Подрывника можно превратить в заправского рукопашного бойца. Каждый Хэллоуин в игре появляется очередной живучий босс, которого можно уничтожить лишь командными усилиями ради ачивок или лута. Оружие можно модернизировать, раскрашивать, продавать, разбирать на запчасти или дарить друзьям. Всё это позволяет игре и сегодня держаться на плаву.

TF2 – это экспериментальный полигон Valve, на котором компания испытывает все нововведения, которые в том или ином виде появляются в других её проектах: от системы повторов и модели free-to-play до внутриигровых состязаний и использованию оружия, которое создаётся самими игроками. Поразительно то, насколько элегантно все эти особенности вписались в изначальную концепцию, ведь сегодня уже невозможно представить себе TF2 без торговли и праздничных событий вроде тех же боссов. Более того, это по-прежнему всё тот же соревновательный шутер, который не утратил былого задора – в него до сих пор играют в различных онлайн-лигах, по локальным сетям с друзьями и в кооперативе в режиме «Люди против роботов».

Для шутера, возраст которого уже перевалил за десяток лет, это невероятное достижение. В мультиплеерных играх обычно не уделяют внимания развитию персонажей, но своей долговечностью TF2 частично обязана именно тому, что Valve не поленилась создать предысторию каждому из 9 классов в игре. Например, Меразмус, босс-волшебник, появившийся на Хэллоуин 2012 года, оказался бывшим соседом Солдата. В серии комиксов объясняется, почему красные и синие наёмники так не любят друг друга.

Всё это подаётся с невероятной лёгкостью и никак не мешает наслаждаться игрой, в которой каждый раунд полон запоминающихся событий. К примеру, точный выстрел из гранатомёта по врагам в роли Солдата или тихие убийства половины членов вражеской команды в роли Шпиона. Лучшие карты, в числе которых pl_badwater, cp_gorge и cp_granary, идеально сбалансированы даже с учётом регулярных обновлений классов и оружия.

Основываясь на прекрасном балансе игры, её долговечности, изобретательных механик, приятному визуальному дизайну и просто абсурдному количеству контента, мы с удовольствием называем TF2 лучшим шутером в своём жанре.


Похожее