Ну вот, теперь, когда все награды года уже распределены, можно заняться по-настоящему серьезными вещами: вентиляционными системами. Это же фундамент современного игрового дизайна, проводящий игроков с одного уровня на другой, убеждающий шпионов-любителей в том, что квадратный туннель из алюминия – это всё, что нужно для успешного завершения миссии, и дающий добыче временное укрытие от дышащих в затылок преследователей.
Самые именитые протагонисты ПК-гейминга зависят от прихотливого рисунка воздуховода, без которого невозможно в очередной раз спасти планету.
Давайте осмотрим несколько самых узнаваемых вентиляций в истории ПК игр и оценить их согласно правилам, которые только что пришли мне в голову. И чьей-то везучей трубе достанется желанный приз – «Одобряющий Вжух».
Deus Ex: Human Revolution
Оригинальный «Deus Ex» изобрёл концепцию вентиляционных шахт, поэтому он вне конкуренции, но вот последующие итерации воздуховодов от его преемников в Square Enix, к сожалению, не могут похвастаться подобным качеством. Зато они служат прекрасными могилами, где можно спрятать своих мертвецов. Интересно, сколько трупов поместится в таком крохотном пространстве? «DE:HR» об этом умалчивает.
И даже хуже того, вентиляция в игре не соответствует стандартам ASHRAE (Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха). Согласно п.5.1.1 руководства, «в случае, если вентиляция внутренних помещений осуществляется через смежные комнаты, воздуховоды между помещениями не должны ничем перекрываться». Эти трупы нарушают закон.
Deus Ex: Mankind Divided
Они глубже, шире и размер их больше подходит Дженсену. Серьёзно, они просто огромные. Вход в вентиляционную систему всегда можно найти за торговым автоматом или небольшим ящиком, а труба проходит почти по всему уровню и снабжена достаточным количеством решёток, через которые можно подглядывать за охраной. Полагаю, предосторожность в ближайшем будущем не в почёте. Факт: эта вентиляция отстой.
Watch Dogs 2
Убожество, но мне нравится, ничего не поделаешь. Никто даже скрыть не пытается, что вентиляционные шахты в здании мультимиллиардной IT-компании спроектированы специально для дронов. Так вот еноты и заводятся. Watch Dogs 2 не прилагает никаких усилий, чтобы замаскировать свою игровую вентиляцию под хоть мало-мальски реальную.
Одна из самых больших проблем игры заключается в том, что она предлагает разные пути для проникновения, но шахты настолько прямолинейны, что ведут прямиком от входа к точке назначения, без каких-либо шансов заплутать. Осталось только огромный плакат повесить с надписью: «Диверсантам сюда!».
Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes
Ну ладно, это скорее канализация, но ведь в ней и воздух может гулять. Обратите внимание, что прямоугольный дизайн делает ее на вид более тесной, нежели у конкурентов, что оставляет более яркие впечатления от погружения в вентиляционную систему. Будь я в криминальном боевике, я бы счел этот забетонированный узкий проход прекрасным местом для сокрытия орудия убийства.
Будь я в видеоигре, я бы пролез сквозь текстуры пола и люто бы расстрелял охрану. В заключении хочу сказать, что мне нравится теснота лазов «MGS5», но смысла в них немного. Чаще всего они ведут от какой-нибудь дыры снаружи прямо внутрь. Чёрт, у вас точно заведутся еноты.
Half-Life
Очень, очень темные. Каким и должны быть эти чёртовы шахты! Если бы мне сказали, что эти металлические лазы созданы для циркуляции воздуха, а вовсе не для того, чтобы в них прятались хедкрабы, я бы ни за что не поверил.
Во всём остальном это обычные безликие шахты. Четыре серые стены, ничего особенного. По крайней мере, создатели игры честно признали, что с такой вентиляцией гарантировано заведутся вредители, пусть даже это межпространственные лицехваты.
Half-Life 2
Поговорим о преемственности! Никаких инноваций. Ещё больше плоских, квадратных алюминиевых текстур, больше радостно выпрыгивающих хедкрабов и, конечно же, непрактичная структура воздуховода. При мысли о местных воздуховодах меня начинает колотить. Вовсе не от отвращения, тут чертовски холодно, Гордон!
Серия Batman: Arkham
Вентиляция в Готэме до смешного громадная. Брюс Уэйн не мелкого телосложнения, в особенности с этими ушками, добавляющими ему еще несколько сантиметров, да и ползать вприсядку в этой броне очень непросто, приходится скрючиваться в три погибели. Кажется, между вон теми пластинами пролезло брюшко.
И не дай Бог что-нибудь обронить, не поднимешь. Здесь удобно прятаться, если плохиши заметили Бэтса, но никакой награды местной вентиляции от нас не видать. Слишком часто она служит до нелепости коротким путём между двумя помещениями, как будто единственное, что она должна гонять по себе, это огромное эго Уэйна.
Alien: Isolation
Трейлер Alien: Isolation – In the Vents.
Помнится, мы уже хвалили дизайн «Чужого», когда он только вышел, так же, как и чрезвычайное внимание Creative Assembly к деталям в окружении. Каждый вход в вентиляцию сопровождается анимацией её вскрытия под металлический лязг, напоминающий звук, с которым меч покидает ножны. Нервирует, учитывая то, что неподалёку может скрываться голодный ксеноморф.
Детальное освещение и тени «Изоляции» создают впечатление, что «Севастополь» – неуклюжий и запутанный комок ретрофутуристического промышленного дизайна. Ползая по шахтам, получаешь возможность мельком взглянуть на внутренности станции, исходящее паром месиво труб, тусклых огней и разбросанных инструментов.
В итоге латанная-перелатанная космическая станция со своими крохотными лазами и техническими ходами выглядит весьма правдоподобно. Вентиляция, которая в другом месте смотрелась бы как минимум странно, на «Севастополе» чувствует себя отлично.